Разбираемся, почему квизы в России переживают вторую волну популярности?

10 лет назад в нашей стране началась лихорадка квизов. Новый вид досуга захватил умы активной части населения. Новые квизы появлялись каждый месяц, неделю, день. Развлечение превратилось в многомиллионный бизнес, а самые сильные компании выросли в крупные международные корпорации с представительствами в более чем 15 странах. Пандемия сильно прорядила эту нишу, выжили сильнейшие. Но сейчас мир квизов снова на волне дикой популярности.

Давайте для начала разберёмся, почему квизы еще тогда, в начале десятых, столь стремительно ворвались в нашу жизнь и покорили ваши сердца и умы?

Встречи с друзьями стали еще интереснее - вы могли собраться вместе в уютном заведении и в течении двух часов под еду и напитки отвечать на интересные вопросы, соревнуясь с другими командами. Азарт борьбы, крутая атмосфера, хороший ведущий, фотограф, музыка, нестандартная подача вопросов сделали квизы супер-хитом в сфере доступного досуга.

Масса эмоций по цене билета в кино.
Масса эмоций по цене билета в кино.

По своей сути квизы - это барная версия телепередачи "Что? Где? Когда?" (далее - ЧГК). Спортивный ЧГК был популярен в нашей стране уже очень давно: в городах были свои федерации, лиги, чемпионаты, отборочные турниры и международные соревнования. Вот эта публика и составила первый костяк игроков в квизы. Алгоритм был один: собери команду, приди на игру, ответь на наибольшее количество вопросов, победи. Но в квизах поменялась суть, формат, атмосфера.

Теперь игра проходила в классном заведении, где можно было заказать бокал пенного, призёры получали шампанское и подарки от спонсоров, на игре был фотограф, и через пару дней можно было найти свои яркие снимки в пылу игры, а всем этим действом руководил яркий и харизматичный ведущий. Благодаря этому аудитория квизов стала расти, и к ней уже присоединялись не только бывшие участники спортивного ЧГК - люди без опыта интеллектуальных игр тоже могли сыграть и получить эмоции от игры. Эмоции оказались позитивными, и народ начал на квизы подсаживаться.

Квизы точечно стали появляться в России еще в конце нулевых, но масштабно проекты стали развиваться в 2012-2014 годах и дальше до 2020 года их число постепенно росло.

Дурной пример заразителен, как и положительный

Стоило одному проекту начать показывать успех на федеральном уровне - за ним потянулись и другие. Одним из первых квизов, кто заявил о себе на всю страну, была "Мозгобойня". В первые годы новые точки у ребят запускались практически каждую неделю. Более 100 городов по франшизе с партнерами даже за пределами России всего за пару лет после запуска - это действительно мощно.

Естественно, у "Мозгобойни" стали появляться последователи, которые брали главную идею, немного меняли структуру самой игры внутри и запускали свой квиз и франшизу. "Квиз, Плиз", "Эйнштейн Party", "Лига Индиго", "Игра головой" и "60 секунд", "Шейкер", "ReQuizit", "Wow Quiz" - этот список можно продолжать до бесконечности. Всё это довольно однотипные проекты, которые являются барной викториной на базе ЧГК.

Тем не менее, у каждого из этих проектов в разных городах были и есть свои поклонники, и все эти проекты имели свой успех распространения по франшизе. Самыми крупными были и остаются "Мозгобойня" - сейчас это уже компания "Руда Геймс", куда кроме квиза "Мозгобойня" входит еще целый ряд разнообразных проектов.

Скрин с сайта https://partners.mozgo.com/
Скрин с сайта https://partners.mozgo.com/

К концу десятых квизы вышли на своё плато в развитии и расширении географии. Бум спроса и продажи франшизы был позади - теперь компании, которые нарастили свои мощности до десятков, а некоторые даже до сотен городов сконцентрировались на создании контента, улучшении визуала, придумывании новых форматов игры, разработке тематических игр.

Однако с приходом ковида сфера квизов оказалась одной из наиболее пострадавших. Закрытие кафе и ресторанов, где обычно игры и проходили, плюс ограничения на возможность организации культурно-массовых мероприятий поставили данную сферу деятельности на колени.

Я могу себе позволить такие громкие выражения, т.к. являюсь автором двух квизов, которые представлены в 70+ городах и в 5 странах. В этой сфере бизнеса мы с командой "варимся" с 2017 года, и с обоими проектами успешно пережили пандемию.

Первый проект, который сломал представление о классическом квизе - барной викторине в стиле ЧГК - был квиз "Держи Пять!", один из моих проектов. Здесь логика игры напоминает другой популярный телепроект "Сто к одному", т.е. участники угадывают не правильный ответ на вопрос, а наиболее популярную версию на основе опросов респондентов. Это позволило значительно расширить аудиторию игроков.

Второй мой проект - это один из первых музыкальных квизов, "Квиз На Бис".

Франчайзинговые сетки даже самых крупных проектов теряли партнёров пачками. Мы с квизом "Держи Пять!" в марте 2020 года были представлены в 54 городах и 4 странах, а к концу того же года в проекте осталось 23 города в 2 странах.

Пережить пандемию помог онлайн-формат игр. Те проекты, которые быстро сумели перестроиться на проведение игр в сети, смогли успешно пройти непростые времена распространения коронавируса.

Мы еще до пандемии обсуждали проект онлайн-квизов и поэтому провели свою первую игру еще в марте 2020 года. Самым неожиданным и приятным было то, что с онлайн-играми пришли заказы на онлайн-корпоративы. Это оказалось непаханое денежное поле. Даже когда коронавирус отступил, мы продолжили выполнять заказы на проведение онлайн-игр для компаний, чьи сотрудники разбросаны по всей стране или даже миру.

Онлайн-корпоратив. Декабрь 2022 г.
Онлайн-корпоратив. Декабрь 2022 г.

Последние полгода мы с командой наблюдаем резкий новый скачок интереса к квизам. Что тому виной? Мне видится целый ряд факторов.

Сначала приведу вам реальные цифры на примере моего родного города, где и находится управляющая компания квизов "Держи Пять!" и "Квиз На Бис" - на примере Калининграда. Брать свой город для сравнительного анализа довольно удобно, т.к. у нас средняя численность населения - чуть менее полумиллиона человек по официальной статистике. При этом плотность квизов одна из самых высоких.

Итак, если осенью 2022 года в нашем городе было 6 квизов, то уже весной 2023 года их стало 10. Увеличилось и количество игр в месяц. Полгода назад проводилось порядка 35-40 игр в месяц на все проекты, а сейчас это 70+ игр в месяц. То есть каждый день в городе-полумиллионнике проходит 2-3 игры, а порой и больше.

Обычный день для организаторов квизов в Калининграде. 
Обычный день для организаторов квизов в Калининграде. 

Самое интересное, что с ростом проектов не упала посещаемость на играх, она у некоторых проектов даже стала расти. Так, например, мы на одну из игр "Держи Пять!" в марте 2023 года собрали 33 команды. (Наш рекорд - это 34 команды в 2019 году).

Важно отметить, что появление новых проектов, рост числа игр в городе - это стандартная ситуация для всех городов России и ближнего зарубежья. Мы с командой анализируем ситуацию ежемесячно по нашей франчайзинговой сетке. Кроме того, при запуске нового города (сейчас у нас в месяц в среднем стартует по 4 новых точки), мы проводим углубленный анализ рынка квизов в том городе, где запускается партнер. Рост наблюдается везде, в том числе и в Казахстане, и в Беларуси.

Что же стало этим стимулом, отправной точкой для роста популярности квизов?

Во-первых, я считаю, что имеет место быть отложенный спрос. Причем и клиентский, и предпринимательский. Давайте поясню.

За период пандемии народ соскучился по беззаботным развлечениям в компании веселых людей. Напомню, что еще осень 2021 года вводились практически по всей стране ограничения на организацию культурно-массовых мероприятий.

Сразу же после полного "расставания" с коронавирусной инфекцией у нас в стране началась СВО. Несколько месяцев мы все привыкали и приспосабливались к тому, как меняется мир. Было не до массовых развлечений.

Но с течением времени жители нашей страны привыкли к внешнеполитической ситуации. Тот факт, что в приграничном Белгороде квизы проходят почти каждый день, свидетельствует как раз об этом.

Расписание взято из группы "Квизы Белгорода" в ВК
Расписание взято из группы "Квизы Белгорода" в ВК

Квизы превратились в отдушину, в островок позитива и эмоциональную подзарядку.

Кроме самих участников, соскучились по работе и сами квизы и команды, их организующие. За эти пару лет был накоплен опыт, придуманы новые форматы, написаны игры - все это ждало нужного момента для запуска, и вот этот момент настал. Квизы снова стали появляться, как грибы после дождя.

Вторым фактором роста популярности квизов можно считать частичное закрытие кинотеатров в стране и значительное сокращение интересных фильмов, на которые действительно хочется сходить. Ушли из проката все крупные иностранные компании. Точечно и полуподпольно можно встретить показы мировых блокбастеров, но в основном в кино представлен отечественный контент. Да, среди этих фильмов есть увлекательные и качественные ленты, но их объективно мало.

Один из примеров классного российского фильма. Жаль, что их пока не так много. 
Один из примеров классного российского фильма. Жаль, что их пока не так много. 

При этом потребительский спрос в недорогом досуге у населения остался. Непотраченные в кинотеатре 400 рублей на билет перешли на участие в квизе, а за 500 рублей вместо попкорна с колой можно съесть горячее блюдо в кафе во время игры.

Ну, и в-третьих, можно заметить, что за уже более чем 10 лет активного распространения квизов в России и ближнем зарубежье критическая масса людей, которые знают, что такое квиз, становится все больше и больше. Кстати, годы пандемии здесь тоже можно отметить в плюс к развитию квизов, несмотря на все сложности с организацией оффлайн-мероприятий. Ведь онлайн-формат позволил сыграть в квизы даже тем, кто про них никогда не слышал, никак не мог дойти, стеснялся выглядеть глупо на играх, не зная правильный ответ. Многие из вышеперечисленных наконец сыграли, им понравилось, и в последствии они продолжили ходить и дальше, но уже в формате оффлайн.

Лично я, как автор и организатор нескольких квизов, вижу большую перспективу. Мне нравится то, чем занимается моя команда и большинство коллег по цеху. Мы не просто занимаемся бизнесом, мы несем в массы позитив, интересный досуг, развлекаем и отвлекаем от повседневных, негативных мыслей участников наших игр.

Для меня квизы - это социально важный вид досуга, который объединяет вместе людей, сплачивает трудовые коллективы, открывает для семей новые виды отдыха.

Буду рад вашим комментариям, дорогие друзья и коллеги, особенно если вы играете или даже организовываете квизы. Если же вы впервые слышите про такой вид развлечений, то срочно ищите у себя в городе квизы и идите играть. Уверен - вам понравится!

3
8 комментариев