Чему предприниматели могут научиться у Наполеона?

Чему предприниматели могут научиться у Наполеона?

Всем привет. Меня зовут Антон Выборный. Я сооснователь сервиса Apiway, который позволяет бесплатно сделать интеграции межу сервисами.

Но эта статья не имеет ничего общего с нашим проектом. Просто крик души :)

В последнее время я начал увлекаться военной историй, так как она напрямую связана с предпринимательской деятельностью. Сегодня все хотят стать предпринимателями. В 80-е все хотели быть рок звездами. Раньше все хотели быть полководцами, так как это был фактически единственный вариант стать известным. Власть передавалась по наследству, а должность полководцев можно заслужить.

Конечно, в мое поле зрения попал Наполеон Бонапарт. Все мы знаем его по Бородинскому сражению и по Ватерлоо. Но мало кто анализировал действия Наполеона еще до того как он стал знаменитым. В интернете я нашел ролик Олега Соколова. Он специализируется на истории Наполеоновских войн. Он там хорошо рассказывает про действия императора Франции. Но я постараюсь перевести исторический доклад на предпринимательский язык.

Контент-маркетинг и первые ресурсы

Сегодняшние ресурсы предпринимателей - это деньги. За них можно купить людей, трафик и т. д. В те времена одним из основных ресурсов была армия. Тот, кто владел армией, тот и правил. Чтобы проявить себя крутым полководцем нужно, чтобы тебе дали в управление армию. А кто даст армию какому-то юнцу?

Хочу напомнить, что Наполеон начинал свою карьеру после Французской революции. Там было очень много политических моментов, но я хочу выделить главное. Он начинал потихоньку движовать в политике и у него были мало мальские связи. Тогда царила революционная атмосфера и Наполеон пишет статью с политическим контекстом, которая называлась “Ужин в бокере”. Она была в контексте “какой плохой король, да здравствует революция” (в стиле якобинцев). Через свои политические связи он договаривается с Робеспьером-младшим (брат того самого Робеспьера, который возглавлял Французскую революцию) о публикации.

То есть, он стал “своим парнем” в глазах действующей власти. Он нашел лицо принимающее решение, и получил “брендовый трафик”. Этот “брендовый трафик” он конвертировал в продажи. Наполеона назначили командующим артиллерии в Тулонской осаде. То есть он получил ресурсы (войско), которым мог управлять. В Тулоне он проводит блестящую военную операцию и разбивает англичан. Таким образом, Наполеон благодаря этим ресурсам делает первый “Кейс” и получает звание генерала в 24 года.

С таким званием ему открываются двери в высшие слои общества. В кулуарах власти он знакомится с Баррасом, который в тот момент руководил всей Францией. В Париже происходит мятеж и Наполеону поручают его разогнать. Наполеон стреляет картечью по жителям и оформляет второй кейс. Теперь он “свой” в революционных кругах. Там он знакомится со своей женой Жозефиной, которая была любовницей Барраса. Баррас был не против и на их свадьбе, вроде как в качестве подарка, назначает Наполеона командующем Итальянской армией.

Вывод из этой истории: В начале он контентом привлек к себе внимание. Получил маленькие ресурсы. Смог распорядится этими маленькими ресурсами и получить результат. На результат пришли ресурсы еще больше. Потом второй кейс и в итоге он получил “инвестиции от венчурного фонда”.

Формирование личного бренда

Наполеону дают Итальянскую армию. Напоминаю, что в те времена Франция вела войну с Австрией. Основной театр боевых действий был перед Альпами, со стороны нынешней Германии. В Италии битвы были второстепенные. Армия это хорошо, но уважение не купишь. Его нужно заслужить. Представьте, как воспринимали 50-ти летние генералы 25-летнего командующего армией. Для них он был выскочкой из Парижа. Более того, как мы все знаем, Наполеон был низким. С него смеялись все.

Наполеон взял командование и сразу одержал несколько побед. Так он получи уважение военачальников. За пару месяцев военной кампании он завоевал пол Италии. Также, они с войском пришли к Папе Римскому, который заплатил им, чтобы его не трогали. Вся Италия начала платить Наполеону деньги. За эти деньги он увеличил количество солдат и свое влияние на этой территории.

Его армия - это отдел продаж, который хорошо продавал новым клиентам (захватывал новые города). Модель его бизнеса - это SaaS по подписке. Один раз захватил город, поставил туда охрану (аккаунт менеджеров) и каждый месяц получаешь деньги. В это время на северном фронте за Альпами французы терпели поражения от Австрийской империи. А Наполеон выиграл все бои с австрийцами в Италии. Это означает, что в Париж хорошие вести приходили только от Наполеона. Для Франции он стал победоносным генералом.

Это как стать Дуровым в темное время. У всех ничего не получается, а тут бац.. и миллиардная компания. В чем гениальность Наполеона? У него всегда было меньше войска, чем у Австрийцев. Он выбирал такую стратегию, что всегда одерживал победу. Это как маркетолог, который вложил 1000$ в рекламу, и получил 10 000% ROI. Эдакий Джедай армейского маркетинга.

Формирование идола

Наполеон на Аркольском мосту <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fru.wikipedia.org%2Fwiki%2F%25D0%2593%25D1%2580%25D0%25BE%2C_%25D0%2590%25D0%25BD%25D1%2582%25D1%2583%25D0%25B0%25D0%25BD-%25D0%2596%25D0%25B0%25D0%25BD&postId=70170" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Антуан-Жан Гро</a>
Наполеон на Аркольском мосту Антуан-Жан Гро

Буквально за месяц Наполеон завоевал доверие войска. Они были готовы пойти за ним куда угодно. Но у него был локальный бренд. Его уважали, но он не еще не был Александром Македонским. Окончательно Наполеон стал идолом в армии после Аркольского сражения. Французской армии грозило окружение и нужно было пробиться через мост. Это узкое место, где со всех сторон по тебе стреляют. Бой был 3 дня и ситуация была очень критичная. Никто из солдат не хотел идти через мост, так как это верная гибель. Наполеон собрал свиту, и лично пошел в первых рядах. По нему выстрелили картечью, много людей из его окружения погибли, но французские солдаты пошли в бой. Сам Наполеон чудом выжил. В итоге французы одержали победу, а этот подвиг очень быстро разошелся по всей армии и дошел до самого Парижа.

Мы часто прячемся за спинами сотрудников, заставляем их звонит в холодную или делать грязную работенку. Иногда нужно самому закатить рукава и погрузится в операционку. Показать на личном примере, как нужно делать. И быть примером для других.

Мы часто хотим стать “бизнес-героями”, не совершив “бизнес-подвиг”. Герой становится героем, убивая зверя, а не комара. Как по мне, эта история лучше всех тренингов по личному бренду. Рискните жизнью, всем бизнесом и личный бренд создастся сам. У многих создание личного бренда ассоциируется с накруткой лайков в инстаграме и написанием “Своей истории”. Это не работает и Наполеон нам напомнил об этом.

После этой битвы открывается дорога на Вену и австрийцы заключили невыгодное для них перемирие с французами. Вдумайтесь, они выигрывали и тут через 2 месяца вынуждены вести диалог. Вся Итальянская военная кампания длилась 11 месяцев. За это время Наполеон прошел путь от “Парижского выскочки” до “Спасителя Франции”. Он торжественно въезжает в Париж, где все уже знали про его “кейсы”.

Серийный предприниматель

Так называются люди, которые сделали несколько успешных бизнесов. Подчеркиваю, УСПЕШНЫХ, а не просто открыли кучу бизнесов. После возвращения в Париж Наполеон стал весомым политическим игроком во Франции и стал переходить дорогу людям, которые его продвинули. Но Наполеон решается на новые приключения. Он собирает поход в Египет. Многие ему говорили: “Сир, вы должны быть в Париже, про вас все говорят, на вас смотрят, зачем куда-то уезжать”, на что Наполеон ответил: “Когда я приду в театр 3 раза подряд на меня перестанут так смотреть”.

Эта фраза мне запомнилась на всю жизнь. Если ты доступный, в тебе нет магии. Это как с женщинами. Как только мужчина начинает за ней бегать, то сразу магия пропадает. И наоборот. Вот так устроена странная психика человека.

Наполеон собирает войско и отправляется в Египет. Там было много разного, но я хочу отметить один момент, который мне тоже понравился. В Сирии армия начала болеть и, вроде как, это была чума. На тот момент, она не лечилась и нужно было развеять слух о том, что это чума. Наполеон был в Сирии. Поддержки не было. У него 25 000 войско и на счету каждый солдат. Он лично заходил в госпиталь и помогал больным. Он считал, что чумой может заразиться тот, кто ее боится. Солдаты это видели и лишний раз убеждались, что Наполеон крутой мужик. Такие вещи Наполеон проделывал не раз. В битве при Акре он настолько близко подошел к вражеским войскам, что пуля убила рядом стоящего адъютанта. Переводя на предпринимательский язык, Наполеон был полностью погружен в операционку и это видели все сотрудники.

IPO Наполеона

Генерал Бонапарт в Совете пятисот Бюшо
Генерал Бонапарт в Совете пятисот Бюшо

Вершиной предпринимательской деятельности все считают выход компании на IPO. Это значит вы построили миллиардную компанию. После приезда из Египта у Наполеона был колоссальный личный бренд. Он был победный генерал, а его политические соперники потеряли все, что приобрел Наполеон в Италии буквально год назад. Все мы знаем поход Суворова через Альпы. Так вот, Суворов с Австрийцами отбил все территории в Италии, пока Наполеон был в Египте.

В сухом остатке. Наполеон - завоевал новые территории в Италии и Египте. Правительство Франции - привели страну к краху, потеряли все, что добыл Наполеон, а Суворов может зайти с армией в Париж. Нужно срочно что-то делать.

Происходит переворот “18 Брюмера” и Наполеон становится правителем Франции.

Суть состоит в том, что Наполеон умело распоряжался ресурсами (армией) и смог конвертировать свои кейсы в народное призвание.

Как говорили древние римляне: “Завоюй сердце Колизея, и ты завоюешь сердце Рима”

Американцы уже давно знают, что большой бизнес в одиночку построить невозможно. У нас подход другой. Есть “Царек- предприниматель”, а вокруг все холопы. Он один всем управляет, а другие работают за еду. В большой игра другие правила и нужно делится. В момент становления Французской империи Наполеон начал раздавать землю свои маршалам. Посмотрите, практически все носят звание герцогов. Революция дала колоссальный карьерный рост, но Наполеон не был жадным. Он знал, что с верными людьми нужно делится. И как показала история они его не предали. Это как опцион в бизнесе.

Кстати, в то время армия Наполеона была революционна. Это единственная армия в мире, где звание можно было получить в независимости от своего происхождения. Для нас сейчас это дико, но в России если ты не князь, то крутым армейским чуваком ты не будешь. У Наполеона было не так. Важно была компетенция, а не происхождение.

Кутузов на Бородинском вебинаре :)
Кутузов на Бородинском вебинаре :)

Далее все уже знают. Наполеон получил ресурсы всего государства и включил мощный "отдел продаж". Он поставил в зависимость многие страны Европы и посадил их на “подписку”. Но Кутузов настроил CRM, и на Бородинском вебинаре перевел всех подписчиков Наполеона на Кутозовский SaaS :)

99
12 комментариев

Интересная интерпретация, новый взгляд на историю.
Сегодняшний ресурс - скорее информация, чем деньги, как по мне.
Современный пример удачного проекта - Владимир Зеленский в Украине. Пока ещё неизвестно насколько удачного в целом, но первые шаги достаточно успешны - сначала никому не известный КВНщик, потом основатель проекта "95 квартал", "вечерний квартал", завоевал интерес аудитории, затем ген.продюссер телеканала Интер, теперь на волне популярности - президент страны. Но посмотрим что дальше будет.
PS: автору спасибо за статью, интересно.

1
Ответить

Вы попали в точку)
Я записал целый разбор с маркетингом Зеленского https://www.youtube.com/watch?v=pBVO_CPEqto&t=15s

Ответить

Предпринимателям так же полезно будет усвоить важность стратегического планирования, с чем у гениального тактика Наполеона были проблемы.

Более того, как мы все знаем, Наполеон был низким. С него смеялись все.

Он был не ниже большинства своих подданых. Другое дело, что его знаменитые маршалы были здоровенные лоси, но фоне которых император смотрелся низковато. Плюс британская пропаганда рисовала Наполеона коротышкой

Ответить

Это я знаю. Но в целом он был не самый высокий чувак ) В статье я хотел суть подхода к делу передать. Скорое еще опубликую стаью про Колумба

Ответить

Спасибо за статью,интересно было почитать. Действительно, чаще всего мы анализируем то,что делает человек и почему он успешный,а вы мне открыли глаза на необходимость обдумывать действия,которые привели к этому конечному результату.

Ответить

Спасибо )) я старался ))

Ответить

Классная статья. Дело не в срм, которую настроил Кутузов. Просто Наполеон был гений нахождения слабых мест. И бил туда всей мощью, чтобы пройти критический фактор, снимая все возражения ЦА. Поэтому и побеждал. То же самое думал, когда выбрал захват Москвы, как критический фактор. Думал, что дойдя туда, снимет все возражения и конверсия в подписку в кармане. А оказалось, что это был даже не лид. До критического фактора было еще далеко. Наполеон Попал лишь в самое начало воронки, хотя считал, что почти в конце. В итоге пришлось быстро валить и списывать слитый бюджет на рекламную кампанию. И денег на старую воронку не осталось. А Кутузов просто ждал, пока рассыпется вся настроенная автоворонка. Он до самой границы тупо избегал крупных сражений, чтоб не дать гению слабых звеньев найти их в армии Кутузова. В итоге подписчики и без срм разбежались в разные стороны.

Ответить