Подробный гайд по съемке и созданию виртуальных туров на Яндекс Картах

Я уже писал, как заработать «200 000 рублей за 2 недели на создании виртуальных туров», но тогда я описывал общий концепт. Сегодня распишу все в деталях и по шагам.

Подробный гайд по съемке и созданию виртуальных туров на Яндекс Картах

Свою первую 360-камеру я купил еще в 2016 году, и до сих пор тема 360-съемки меня не отпускает. Кроме виртуальных туров снимаю видео с походов и выездов на полигон «для себя», выбирая нужный ракурс на пост-продакшене, за счет чего видео выглядит нестандартно. Кое-что выкладываю у себя в сториз на странице в VK – кому интересно, подписывайтесь, следите.

Но вернемся к делу…

Оборудование для 360-съемки

Для съемки нам потребуется:

  • 360-камера: Insta360 X3 (бюджетный вариант) или Insta360 ONE RS (оптимальный вариант) – можете заказывать прямо с Алиэкспресса, доходят со склада в РФ за неделю. В других интернет-магазинах бывает крайне редко.
  • Стойка с треногой, например Ulanzi MT-39 или аналогичная, с регулируемой высотой и не ниже 1,5 метра. Высота для съемки около 170-180см – идеально. Но обычный фотоштатив, у которого ноги «растут» от «головы» - не подходит!
  • Смартфон – нужен будет для управления и просмотра снимков «на лету».
  • Компутер – с хорошей видеокартой. С плохой видеокартой – работать тоже можно, но обработка будет занимать больше времени.

Это все, что нужно для работы

Поиск клиентов

Ко мне клиенты обращались либо сами, либо это были мои клиенты, кому я делал сайты, либо через холодный прозвон, чем у меня промышляет в настоящее время знакомая девушка, находясь в декрете.

Главная целевая аудитория – это кафе, рестораны, гостиницы, базы отдыха, развлекательные комплексы, медицинские центры, стоматологии и все остальные бизнесы, где интерьер и обстановка играет значение для их посетителей и клиентов.

Другая часть целевой аудитории – это кому виртуальные туры нужны для имиджа. Например – автосалоны. Их клиентов мало интересует интерьеры, но это сфера бизнеса, где очень высока стоимость клиента, а значит надо сделать все, что хоть как-то поможет зацепить одного из тысячи.

Третья часть целевой аудитории – это риелторы и застройщики. Мы снимали строящиеся ЖК и уже сданные дома, выставленные на продажу. Виртуальный тур – это то, что даст максимальную наглядность об объекте недвижимости, не выходя из дома. Естественно, «бабушкину хрущевку» снимать не интересно, а коммерческую или элитную – весьма. Можно найти риелторское агентство или частного риелтора, кому это будет интересно и как партнер получать постоянные заказы на съемку.

Четвертая часть целевой аудитории – это бизнесы, которые сложно найти (легко потерять и невозможно забыть XD). Один мой партнер нашел сеть пунктов приема металлолома, которые, зачастую находятся в таких захолустьях, что с первого раза и не найти. Их интересует съемка тура «как проехать» от ближайшей узнаваемой дороги, до их объекта.

В моем случае, были еще муниципальные организации, которые заказывали съемку с для повышения туристической привлекательности города, но, возможно, это частный случай, не всегда масштабируемый в других городах.

Согласование работ

Вы нашли клиента, и нужно договориться, что и в каком количестве снимать. Как правило, я еду на объект и на месте «примеряюсь».

Предложение для съемки внутри помещения

Если съемка внутри помещения (а это основная часть заказов), то можно сделать несколько фотографий на телефон, потом отметив предполагаемые точки съемки, собрав все в одно коммерческое предложение.

План съемки на основании фотографий
План съемки на основании фотографий

Можно сфотографировать план эвакуации, как наиболее точную «карту» помещения и сделать план по ней, чуть поработав в фотошопе.

План съемки на основании плана пожарной эвакуации
План съемки на основании плана пожарной эвакуации

Всегда съемка начинается с фасада здания, т.е. минимум один кадр будет на улице. Если по близости проходит другой виртуальный тур, например, снятый автоматически автомобилем Яндекс Карт, то Ваш тур может быть срощен с ним. Это происходит на этапе модерации и повлиять на это никак нельзя.

Далее, планируйте съемку таким образом, чтобы показать обстановку максимально наглядно и было легко ориентироваться. Основные точки съемки – рядом с главными объектами, на углах и перекрестках проходов. В ресторанах с «открытой кухней» всегда просят снять так, чтобы эту кухню было видно.

Встаньте сами в ту точку, с которой планируется съемка и посмотрите по сторонам. Оцените, что попадает в поле зрения, а что нет. Старайтесь, чтобы все точки съемки были в прямой видимости между собой, чтобы не приходилось «проходить» сквозь стены.

Избегайте создания острых углов между переходами, т.к. на итоговом туре, это приведет к частичному наложению указателей друг на друга и осложнит навигацию.

Предложение для съемки на улице

Если съемка на улице (схема проезда, или, как у меня, съемка объектов городской инфраструктуры), то идем в конструктор Яндекс Карт и собираем план в нем. В этом случае, можно сделать предложение, не выходя из дома.

План съемки в конструкторе карт
План съемки в конструкторе карт

Если нужно снять длинный участок дороги или тротуара – не допускайте расстояние между точками более 50 метров. Всегда делайте точки на развилках и перекрестках, даже если маршрут идет по прямой, мимо них.

Заключение договора

Свой договор я публиковать не буду, уж извините, но несколько ключевых пунктов из него озвучу.

Результат работы, представляет собой изображения в формате JPG с эквидистантной проекцией сферической панорамы, охватом 360 градусов по горизонтали и 180 градусов по вертикали.

По желанию Заказчика, результат работы может быть опубликован Подрядчиком на интернет сервисе Яндекс Карты (интернет-адрес: https://www.yandex.ru/maps/) с настройкой взаимосвязей между панорамами, имитирующих переходы между точками съемки (далее «виртуальный тур»).

Согласно моему договору, я «фотограф», а размещение на Яндекс Картах – это уже по желанию заказчика. Возможно, кому-то нужны будут 360-снимки для других своих целей.

По желанию Заказчика, опубликовать результат работ на сервисах компании Яндекс, используя свой аккаунт от сервиса Яндекса, имеющий соответствующие возможности на публикацию панорам.

Публикуя тур под своим аккаунтом – можно указывать свое авторство, что, в потенциале, может приводить Вам новых клиентов. К слову, возможности удалить тур, даже в своем аккаунте – нельзя.

В день подписания настоящего договора, передать Подрядчику всю необходимую для начала работ информацию (адреса мест съемки, время доступности, указание желаемых точек съемки).

Время съемки должно находиться в период с 10 до 24 часов по местному времени.

Тут собственно, и так все понятно.

Ознакомиться и принять правила сервисов компании Яндекс, опубликованные по Интернет-адресу: https://yandex.ru/legal/maps_termsofuse/, в случае, если необходима публикация готовых панорам на сервисах компании Яндекс силами и средствами Подрядчика.

Гарантировать соблюдение требований сервисов компании Яндекс, относящихся к объектам съемки.

Особенно полезно юридически прикрыть свои тылы, если будете снимать, допустим, магазин для взрослых. Чтобы снять с себя ответственность.

Подрядчик имеет право сделать несколько кадров на каждой точке съемки и выбрать наиболее удачный вариант на свое усмотрение.

Подрядчик вправе выполнить редактирование и обработку изображения для повышения его качества и/или для достижения требований, необходимых для публикации на сервисах компании Яндекс.

Это для комфортной работы, для себя.

В стоимость работ входит однократный выезд Подрядчика к объекту съемки. Если объектов несколько – однократный выезд к каждому объекту съемки. В случае, если потребуется повторные выезды Подрядчика к объектам съемки, то они оплачиваются отдельно в размере 1000 рублей за однократный выезд по одному адресу. Исключение составляют случаи, когда повторные выезды необходимы по вине Подрядчика – в этом случае, повторные выезды подрядчик осуществляет за свой счет.

Чтобы не ездить к заказчику несколько раз, если у него, внезапно, что-то пойдет не по плану.

Допускается наличие искажений на изображении, связанных с техническими особенностями съемки и/или их редактированием.

Чтобы не было придирок ко швам склейки панорам, если они все же будут заметны.

Это основные моменты, которые желательно обозначить в договоре. Так же в договоре всегда четко должны быть прописаны три главных пункта: объем работ, сроки, стоимость. Это касается любого договора, но многие, почему-то, забывают.

Как снимать виртуальные туры

Вы получили заказ, согласовали точки съемки, получили оплату, приехали на объект. На что стоит обратить внимание при съемке?

Подготовка к съемке

Согласовывайте с клиентом дату съемки, чтобы на улице была ясная солнечная погода. Даже если съемка идет преимущественно внутри – наблюдать за облаками в окнах весьма уныло. Кроме того, легкая морось будет мешать съемке на улице, оставляя капли на объективах.

Внутри помещения, попросите клиента включить весь свет, который доступен. Чем больше света – тем лучше. Даже если на улице солнечно и Вам кажется, что внутри тоже достаточно светло. Зачастую, окна при солнечном свете оказываются засвеченными.

Можно, конечно, вручную выставлять выдержку, экспозицию, ISO для каждого кадра, но это более утомительно и требует больше квалификации. Возможно, с опытом Вы до этого дойдете.

На самом объекте, пусть заранее позаботятся о том, чтобы навести порядок, а не бегать перед Вами и все поправлять. Если где-то должны быть постановочные кадры – пусть так же заранее подготовят локации.

Персонал не должен проявлять излишнего внимания к камере, но и не должен избегать ее. Многие стесняются и пытаются избежать попадания в кадр, оставляя пустые ресепшены, барные стоки и т.д., как после ядерной войны.

Настройка и подготовка камеры

В настройках камеры указываете максимальное разрешение (в зависимости от модели), а также съемка в JPG+RAW – что потом позволит вытянуть больше деталей из снимка и включите опцию PureShot, которая позволит снизить количество посторонних шумов.

Заранее настройте подключение камеры к Вашему телефону (подключение происходит через Wi-Fi). Снимать, используя телефон, намного удобнее, чем по таймеру, убегая из кадра.

Перед началом съемки ВСЕГДА протирайте объективы камеры. Если на них будет грязь или Ваши отпечатки, то они будут сильно портить картинку, особенно на солнце или точечном освещении.

Процесс съемки

Вы установили камеру на стойку, подняли ее на высоту в 160-170 сантиметров, подключились к камере с телефона, поставили на первую точку съемки…

Во-первых, посмотрите, где стоит сама стойка, т.к. в дальнейшем, нам необходимо будет избавляться от ее изображения в кадре. Лучше всего результаты получаются на простых текстурах, вроде асфальта, бетона, однотонных покрытиях и т.д. Чуть хуже на различной плитке (опять же зависит от текстур), но сложнее всего, если внизу присутствует какое-то изображение (указатели, логотипы заведения, декоративные элементы, указатели дистанции со времен COVID-19). По возможности избегайте съемки на таких элементах.

Во-вторых, обратите внимание на тени. Если у Вас мягкий рассеянный свет – Вам повезло. Сложнее всего с точечными источниками освещения, а еще сложнее – при его нехватке. Боковое освещение провоцирует большие тени, а если оно еще и точечное – то очень контрастные тени. Поэтому снимая на улице, старайтесь снимать в середине дня, пока солнце в зените. В помещениях старайтесь избегать точечных боковых источников света.

В-третьих, на каждой точке, делайте минимум 2 дубля, разворачивая стойку на 90 градусов. Помните, что у Вас 2 линзы, каждая из которых имеет свою освещенность, свои блики и т.д. и не всегда сшивание двух изображений с них проходит гладко.

В-четвертых, смотрите, что снимаете. Вы поставили камеру, ушли за угол, чтобы не попадать в кадр, или притворились прохожим, если это съемка на улице, а далее, на телефоне, посмотрите, что видит камера и потом делайте снимок. Часто бывает, что в нужный момент, кто-то появляется из персонала или проходит любопытный прохожий, разглядывая камеру почти в упор, закрывая половину кадра собой. А Вы стоите за углом и не видите этого.

В-пятых, избегайте предметов, стоящих близко к камере, т.к. это повышает вероятность плохой склейки изображений. Если же избежать этого не удается, например, нужно снять точку в узком коридоре, шириной в метр, то расположите камеру так, чтобы она смотрела объективами прямо на ближайшие стены. Если камера будет смотреть вперед и назад коридора, а стены окажутся по бокам – очень вероятно, что будет виден шов.

В-шестых, как минимум в конце, просматривайте на телефоне, что сняли. У меня были случаи, что я забывал снять какую-то точку, или где-то в кадр попадала неубранная заказчиком коробка, или блики падали на линзы не очень удачно и т.д. Лучше сделать лишних дублей, чтобы было из чего выбрать.

И так снимаете точку за точкой, весь объект.

Редактирование снимков для виртуального тура

Вы все отсняли, пришли домой, достали флешку, воткнули в компьютер, слили все на диск. Сразу делаем копию нужных файлов в отдельной папке и работаем только с ними, чтобы всегда оставались исходники.

У Вас должно быть по два файла на каждый дубль: в INSP и DNG форматах.

Результат съемки
Результат съемки

У Вас должно быть по два файла на каждый дубль: в INSP и DNG форматах. Файлы INSP — это формат программы Insta360 Studio, с возможностью вращать панораму, но дальнейшая работа будет с DNG, т.к. этот формат представляет из себя «сырые» данные прямо с матрицы без сжатия, а значит – без потери качества.

Конвертирование развертки

Если открыть DNG, то Вы увидите «сырые» изображения с двух линз.

«Сырая» картинка с двух объективов
«Сырая» картинка с двух объективов

Поэтому первым делом, открываем их той же программой Insta360 Studio (скачивается бесплатно и без регистрации на официальном сайте: https://www.insta360.com/ru/download), импортируем все DNG-файлы в нее, и экспортируем в ОТДЕЛЬНУЮ папку. Экспортируем 360-фото БЕЗ перекадровки.

Настройки экспорта
Настройки экспорта

На выходе Вы получите на каждый снимок по 2 файла: DNG и JPG, но уже в эквидистантной проекции.

360-снимок в эквидистантной проекции.
360-снимок в эквидистантной проекции.

Просмотрите все полученные JPG снимки, отобрав наиболее удачные дубли для каждой из точек, удаляя неподходящие. Обращайте внимание на блики, тени, отсутствие посторонних объектов, качество шва, равномерность освещения.

Выберете соответствующие им DNG-файлы.

Цветокоррекция

DNG-файлы открываем в Lightroom или Photoshop, чтобы чуть откорректировать цвета и яркие/темные области.

Просто посмотрите на варианты до/после и настройки, которые были применены (листайте влево/вправо). Обратите внимание на затемненные участки (например, за барной стойкой) и наоборот - засвеченные (панорама за окнами).

На улице и внутри помещения – очень разная освещенность. Более того, в самом помещении, освещенность тоже сильно отличалась в разных точках. Поэтому кое-где приходилось настраивать индивидуально. Главная цель – вытянуть как можно больше деталей из темных и засвеченных участков изображения.

Удаление штатива из кадра

Поправив цвет, необходимо избавиться от самой главной улики – от изображения штатива в нижней части изображения.

Почему я не использую обычные фото-штативы – потому что у них ноги растут прямо из-под камеры, закрывая слишком много места в кадре. Используя стойки аналогичные рекомендованной – можно минимизировать этот фактор.

Так же, на этапе съемки, можете не раздвигать его ноги на максимум, если при этом достигается устойчивое положение. На улице, где есть ветер, прохожие и другие факторы – лучше не рисковать камерой.

Чтобы избавиться от штатива в кадре, откройте в Photoshop те же DNG-файлы, но уже для редактирования. А далее – следуйте инструкции:

  • Изображение - Размер изображения – отвязываем зависимость ширины от высоты – выбираем единицу измерения «Проценты» - увеличиваем высоту на 100%. Изображение становится квадратным. Почему увеличиваем высоту, а не уменьшаем ширину? Потому что уменьшение – это всегда потеря информации и качества изображения.
  • Изображение – Вращение изображения – Поворот на 180 градусов
  • Фильтр – Искажение – Полярные координаты – выбираем «Прямоугольные в полярные» и жмем «Ок»

В итоге, мы получаем вот такое изображение «маленькой планеты»:

«Маленькая планета»
«Маленькая планета»

Теперь, либо инструментом «Лассо» обводим штатив (и, в данном случае, еще и тени от него) и жмете Delete, либо замазываете штатив «Точечной восстанавливающей кистью». Рекомендую избавляться от каждой ноги/участка тени поочереди, чем пытаться вырезать все за раз.

Так же, можете избавиться от изображения камеры и штатива в отражениях в зеркалах и т.д. – об этом часто забывают.

Результат будет выглядеть так:

Без штатива
Без штатива

После удаления штатива, проделываем обратную процедуру превращения «маленькой планеты» в панораму, но преобразовав «Полярные координаты в прямоугольные», а высоту сократив на 50%.

Проделываем это с каждым снимком.

Чтобы сэкономить себе время и силы по превращению панорамы в маленькую планету и обратно – рекомендую записать 2 экшена в фотошопе и запускать их через: Файл – Автоматизация – Пакетная обработка. Экономит уйму времени.

Экшены в Photoshop
Экшены в Photoshop

Результат сохраняете в JPG в максимальном качестве.

Увеличение разрешения

Следующим шагом будет увеличение размеров снимка с текущих 6080х3040 пикселей, до 20000х10000 пикселей – это максимальный размер для загрузки панорам на Яндекс Карты.

Для чего это нужно? Для увеличения угла обзора и более высокой четкости. В отличие от обычных «плоских» изображений, при просмотре 360-фото, изображение искажается и запас по разрешению, позволяет сделать более широкий угол обзора, что дает резкость и больше комфорта для путешествия по туру.

Сравните приведенные ниже снимки, где один и тот же кадр с камеры был загружен в виртуальный тур до и после повышения разрешения.

Это все один и тот же кадр, но визуальная разница поразительна.

Для этого нам потребуется программа Topaz Gigapixel (https://www.topazlabs.com/gigapixel-ai), которая за счет встроенных нейросетей, повышают разрешение и делают это весьма неплохо.

Программа стоит денег, Visa и MasterCard в России не работают, поэтому я думаю, Вы сами разберетесь, где еще можно «параллельно импортировать» данный софт. Да, он там есть. :)

Т.к. их нейросети работают локально на Вашем устройстве, то именно для этого этапа потребуется максимально мощная видеокарта, или обработка займет много времени. На GTX760 на один снимок уходило минут 30, на RTX3070 – около 40 секунд.

Если Ваш компьютер слабоват, можете задать очередь и оставить его на ночь – благо, такое возможно.

Методом тестов и экспериментов, были получены данные настройки, дающие наиболее подходящий результат.

Настройки для Topaz Gogapixel AI
Настройки для Topaz Gogapixel AI

Далее, нам потребуется еще одна программа того же производителя – Denoise, для снижения уровня шумов на изображении, так же за счет нейросетей. Скачать можно за деньги на официальном сайте (https://www.topazlabs.com/denoise-ai) или параллельно импортировать сами знаете где.

Настройки, полученные мною в результате тестов и экспериментов.

Настройки для Topaz DeNoise AI
Настройки для Topaz DeNoise AI

Результатом всех этих работ, является получение JPG-файлов, с разрешением 20000х10000 пикселей, с цветовой коррекцией, убранным штативом и сниженными шумами.

Сборка виртуального тура

Теперь идем на https://pano.maps.yandex.ru/, создаем поставку, загружаем полученные изображения.

Подробная инструкция о работе с конструктором есть в разделе справки: https://yandex.ru/support/maps-pano/public.html. От себя могу добавить пару замечаний:

  • Указывайте этаж, где была снята точка. В различных ТЦ, есть поэтажные планы зданий, и чтобы отнести Ваш тур к нужному этажу и нужному заведению – нужно указывать этаж.
  • Указывайте высоту расположения камеры. Допустим, Вы снимаете фасад, потом поднимаетесь на 2 этаж. В этом случае, у фасада можете указать высоту, например, 2 метра, а на втором этаже уже 6 (4 метра – высота этажа + 2 метра – высота штатива). В этом случае, стрелка, указывающая переход, будет вести не просто в направлении перехода, но и показывать вверх или вниз. Вымерять сантиметры, 1.5 метра у Вас штатив или 1.6 – не принципиально.
  • Вы можете подписывать каждую панораму в поле «Имя панорамы», тем самым подсказывая пользователям, куда он попал, а в мобильном приложении Яндекс Карт – подсказки показываются и на указателях.

Подписи на указателях
Подписи на указателях
  • При сборке тура, на панораме, есть кнопка для выставления направления камеры при открытии. Здесь Вы можете повернуть камеру в наиболее выгодную и подходящую сторону. Если же пользователь пришел на данную точку с другой точки через переход – то его камера будет смотреть в ту же сторону, как на предыдущей точке.

После сборки, пройдите весь свой тур, каждую точку, убедившись в корректности его сборки. Чаще всего приходится поправлять расположение точек, чтобы направления и углы указателей на панорамах соответствовали действительности.

Собрав виртуальный тур, отправляете его на модерацию и в течение 1-2 дней, он проходит модерацию и появляется на картах.

Важно отметить, что после публикации, у Вас не будет возможности удалить свой же тур (возможно, это можно сделать через обращение в техподдержку, но это не точно). Поэтому вопросы по оплате и т.д. с клиентом у Вас уже должны быть решены.

Если после прохождения модерации, Вы решили что-то исправить, то единственным способом будет либо копирование поставки, ее редактирование и повторная отправка на модерацию (при небольших правках, например, заменить пару панорам из всего тура), либо создание новой поставки (допустим, если переработали все панорамы из тура). При прохождении модерации, прежние панорамы будут заменены новыми.

Надеюсь, данная публикация была Вам интересна, а еще лучше – окажется полезной.

Ссылки на виртуальные туры, используемые в качестве примеров в статье:

2323
18 комментариев

Виртуальные туры на Яндекс.Картах - это же крутота, братан!

3

Кстати, пользуясь моментом, хочу узнать, есть те, кто снимает туры в других городах?
Как и на что снимаете? А главное - как редактируете? Поделитесь опытом?

Комментарий удалён модератором

Отличный способ разведать, куда стоит встать с дивана))

Теперь можно отправиться в путешествие, не вставая с кресла. Круто!