Стоит ли покупать потенциальных конкурентов?

Технологичная сеть автоматов «Налей Воды» с момента своего появления в 2017 году в Челябинске масштабировалась на Екатеринбург и Москву. Директор по развитию сети «Налей Воды» Михаил Александров рассказывает, как, идя к этой цели, компания решила купить бизнес маленькой конкурирующей сети и что из этого получилось.

Стоит ли покупать потенциальных конкурентов?

Сеть водоматов «Налей Воды» за шесть лет работы стала значимым игроком рынка — теперь компания получает прибыль от 141 водомата в супермаркетах «Пятёрочка», «Магнит» и «Дикси», внедряет в автоматы собственное ПО, а темпы прироста выручки ежегодно растут в 1,5 раза.

В планах — наращивание сети в городах присутствия и масштабирование бизнеса. К 2027 году оборот «Налей Воды» должен превысить 300 млн рублей.

Зачем покупать другие сети

Мы хотим развиваться быстро и в нескольких городах сразу. Поэтому одним из направлений мы выбрали именно покупку других сетей — так масштабироваться получается намного быстрее.

Мы знаем, как бывает сложно в начале пути — пока у тебя до десяти автоматов — это настоящая нервотрепка. Соответственно, перед многими стоит выбор вкладываться и развивать сеть, но это потребует много времени и денег, или выгодно продать бизнес и заняться другим направлением.

На текущий момент мы выбираем сети с 5-20 современными автоматами в нашем округе (ЮЗАО) — это наши потенциальные конкуренты. Близкие к нам автоматы — идеальный вариант, так как упрощается логистика и обслуживание, что еще больше повышает эффективность сети.

Мы искали среди ближайших сетей и в итоге мы нашли подходящую в Юго-Западном административном округе Москвы, в Бутово. У них уже стояло 5 автоматов и еще 2 было на складе. Не с первого раза, но нам удалось убедить собственников — после нескольких бесед они и сами стали понимать, что легче продать бизнес, чем тащить его на себе.

Дело в том, что содержать большую сеть намного выгоднее благодаря сарафанному радио и узнаваемости бренда, а они же, будучи маленькой сетью, год мучались с водоматами и толком не выросли, зато затраты на аренду, коммунальные платежи, расходные материалы и обслуживающий персонал были постоянными.

Что дала покупка другой сети автоматов

Расширив нашу сеть с помощью покупки потенциальных конкурентов, мы убили сразу нескольких зайцев:

  • Быстрое расширение — мы приобрели компанию с пятью уже введенными в эксплуатацию автоматами. На их изготовление ушел бы как минимум месяц, а еще нужно было бы для них искать подходящее место, что также отняло бы какое-то время.
  • Гарантированные места с уже установленными водоматами. Расширяться самостоятельно сложнее — даже если у вас будет место, то вы не сможете установить оборудование быстро. Сначала нужно заказать сразу крупную партию автоматов — от 30 штук — и ждать месяц в лучшем случае, заморозив тем самым деньги.
  • Нет проблем с согласованием + есть уже готовые сложные договоры с ТСЖ. Устанавливая наши водоматы, мы сталкиваемся с главной проблемой — согласование места установки. А у сети, которую мы купили, все договоры были с ТСЖ, которые обычно довольно трудозатратно заключить. Поэтому для нас было большим бонусом, что у сети уже есть эти контракты, то есть автоматы стоят «прочно» и нам самим не нужно мучаться с согласованием.
  • Диверсификация мест. Мы получаем уверенность, что все наши точки завтра одновременно не исчезнут. Эти автоматы точно будут стоять долго.
  • Не нужно ждать «раскачки». Мы перепрыгиваем самый затратный период — в первый год после установки автоматов люди только постепенно узнают о вас, а здесь этот этап уже пройден, какая-то клиентская база уже сформирована.

Детали сделки

Сеть мы купили за 1,3 миллиона рублей — получилось по цене автоматов с завода.

Покупка проходила напряженно. Партнеры боялись не получить деньги, а мы —за то, что изменятся условия аренды. Договор переделывали раз пять. Но в переговорах нужно учитывать интересы всех сторон, иначе сделка может в любой момент сорваться. Поэтому мы пошли на встречу нашим продавцам и договорились на взаимовыгодных условиях, чтобы никто не чувствовал себя ущемленным в сделке. Так, мы заплатили 100% и договорились, что у нас есть месяц на «передоговаривание» и переделывание автоматов на нас. К счастью, партнеры оказались добросовестными и сами помогали нам переоформить документы на наше юрлицо с председателями ТСЖ.

Что нам пришлось менять в купленных автоматах

После покупки мы начали перевод договоров на себя и переклейку всех наклеек на свои. С переклейкой свои нюансы — у производителей бывают разные ревизии, поэтому некоторые посадочные места под наклейки другие. Кроме того, нужно было изменить настройки в терминале оплаты, чтобы деньги шли к нам.

Сейчас нам осталось установить собственное ПО, поменяв все платы. Конечно, на это придется потратиться, но такой же процесс был бы и при покупке новых автоматов с завода — тут ничего для нас не поменялось принципиально.

Неловкий момент

Когда мы уже провели сделку, получили ключи от собственников помещений, где стоят автоматы, мы обнаружили, что на них не стояли фильтры мембраны. Мембрана — это самая важная часть, та, которая чистит воду. Выяснилось, что владельцы сети даже этого не знали.

Дело в том, что производитель, продавая автомат, дает мембраны в отдельном пакете, чтобы покупатель сам установил ее уже на месте. А они просто не поняли, что это нужно делать. Получается, что люди по незнанию год продавали неочищенную водопроводную воду.

И вот поэтому перед нами встала еще одна задача — людям надо заново объяснить, что вода теперь хорошая, а не та "из-под крана", которую они пили здесь раньше. Поэтому сейчас мы начнем восстанавливать доверие покупателей.

Однако мы понимаем, что этот наш просчет лишь еще раз доказывает, что бизнес, это бизнес — здесь надо разбираться во всем и в фильтрах в том числе. При этом важно понимать, что водоматы — это не пассивный доход. Здесь надо постоянно работать, решать проблемы, разбираться в вопросе, заботиться о здоровье клиентов, расширяться, ремонтировать автоматы, когда нужно — и все это по кругу.

Что мы получили

Мы провели чистую сделку, в ходе которой шли на уступки, не гнули жесткую линию и остались с компанией в очень хороших отношениях.

В результате мы получили семь автоматов, пять ценных договоров с ТСЖ, которые для нас стали большим бонусом. Это самая сложная процедура, в которую нам теперь не нужно вникать.

Кроме того, выросла узнаваемость на прилегающих территориях, где люди в принципе стали еще больше нас видеть. По нашей оценке, узнаваемость бренда увеличилась на 10-15% — по пути следования до станции метро стало на один наш автомат больше.

Получается, мы убили сразу трех зайцев и масштабировались без лишних затрат и договоров, получив новые автоматы, увеличив узнаваемость и приумножив прибыль. Кажется, хлопоты того стоили.

1515
9 комментариев

Вот это вам конечно знатно повезло

3
Ответить

Очень выгодно получилось, молодцы!

2
Ответить

Пили воду из-под крана!! Какой кошмар 🥲
Очень недобросовестные собственники были, хорошо, что вы у них все выкупили

1
Ответить

Тут не то, чтобы не добросовестные, они как раз в переговорном процессе были очень добросовестны, они просто не вникли в суть дела, а продавец автоматов им возможно не объяснил или не поняли. Как и любой бизнес - надо вникать и изучать, иначе будут только убытки и потраченное время.

2
Ответить

Быстро и недорого сдались ребята!)

Ответить

А когда газированную воду начнете наливать?

Ответить

К сожалению, автоматы не рассчитаны на газированную воду. Это надо новые покупать с другой конструкцией. Возможно, в скором времени и у нас такие появятся.

Ответить