Почему банки блокируют наши депозиты или счета
Заметил, что одной из популярных тем в финансовом медиапространстве стала массовая блокировка счетов и депозитов физических лиц российскими банками.
Российские пользователи банковских услуг жалуются, что банки блокируют счета и даже вклады за операции, которые кажутся подозрительными. Особенно много жалоб поступает на «Сбербанк» и МКБ. Так вот эти банки интересуются у клиентов, на что они тратят деньги, снятые со счета, и какое происхождение эти средства имеют?
В газете «Известия» были опубликованы две ситуации.
Первая касается клиента «Московского Кредитного Банка». Он открыл в МКБ депозит, перевёл деньги из другого банка, и через несколько недель после открытия депозита сотрудники банка обратились к гражданину с просьбой пояснить происхождение средств, а также разъяснить дальнейшие планы по расходованию денег.
Ну ладно, происхождение средств — это понятная историю, но то, когда у тебя банк спрашивает, на что ты собираешься потратить свои деньги с депозита, — это уже странно.
Вторая ситуация произошла в «Сбербанке», на мой взгляд, ещё более странная. Человек копил на крупную покупку в другом банке, но снимать ему было удобнее через счёт в «Сбербанке». То есть он переводит на счёт в «Сбербанк» и снимает частично сумму.
И после этого снятия «Сбербанк» обращается с теми же вопросами — объяснить происхождение денег и на что он потратил снятую сумму. Товарищ предоставил все необходимые документы, выписки, но «Сбербанк» ответил, что для принятия решения ему требуется три недели, а до тех пор оставшаяся часть денег на счету остаётся недоступной для клиента.
На своем канале я неоднократно писал про блокировки счетов (ну и вдруг кому интересны новости экономики), но я никогда еще не слышал, чтобы банки интересовались депозитами физических лиц. В основном истории касались юридических лиц и именно счетов.
Блокируют физиков иногда за частые переводы, за крупные переводы, за нетипичные операции, но тут уже что-то новенькое, так как у вас принимают деньги на вклад, а уже потом возникают вопросы и человек попадает в некую ловушку.
В Росфинмониторинге говорят, что банк действительно имеет право проверять операции своих клиентов и в частности не только из-за сомнения в легальности происхождения средств, но и для защиты клиентов от мошенников. Но в данной ситуации кого защищают?
Также напоминают, что в соответствии с требованиями законодательства банки обязаны проверять операции на сумму более 600 тысяч рублей, но если операции на меньшие суммы кажутся подозрительными, то они могут по собственному желанию принимать меры.
Интересная цепочка возникла. Банки самостоятельно выявляют клиентов, которых, как им кажется, необходимо проверить и которым может быть отказано в обслуживании из-за подозрений в нарушении 115-ФЗ.
Затем банки направляют информацию об этих клиентах в ЦБ, а тот перенаправляет её в Росфинмониторинг. Далее Росфинмониторинг обрабатывает данные, передает обратно в ЦБ, а ЦБ уже в собранном виде направляет всем коммерческим банкам.
Таким образом все банки регулярно получают обновлённый чёрный список клиентов, который сформулирован усилиями всего финансового сектора. Если человек один раз попал в такой список, то дальнейшее его взаимодействие с банковским сектором оказывается под вопросом.
Это, конечно, не приговор, и есть способы выйти из черного списка, но такие примеры довольно редки. На моей памяти был лишь один случай среди знакомых, но там пришлось решать вопрос через высокопоставленных лиц, после долгой битвы на уровне закона.
Было бы интересно обсудить в комментариях, если у вас был такой опыт и как вы выходили из этой ситуации?
Благодарю за прочтение.