Как выбрать CMS для сайта

Релиз сайта состоит из нескольких этапов, один из них — выбор инструментов для дальнейшей работы. Сюда входят сервисы-лидогенераторы, колл-трекинг, но самое главное — «движок» будущей площадки. В этой статье расскажу, что вообще такое CMS, какие они бывают, как выбрать инструмент под ваши задачи и не переплатить за функционал, который вам не нужен.

В основе этой статьи — мои личный опыт как интернет-маркетолога. За 5 лет я успела поработать (и намучаться) как с самописными порталами, так и с шаблонами, типа WordPress или Tilda. У каждого свои достоинства, а с недостатками можно смириться, если под рукой есть опытный программист, который поставит костыль. В общем, читайте далее максимально честный обзор на популярные CMS.

Как выбрать CMS для сайта

Что такое CMS сайта

Как и панель управления сервером, CMS — это один из инструментов для решения сложной задачи по управлению страницами. А точнее контентом на них.

Content Managing System представляет собой панель управления (админку) платформы, через которую можно добавить новые разделы (страницы), изменить наполнение на текущих страницах, прописать мета-теги для SEO. Это шаблон, который легко адаптируется под конкретные задачи.

Преимущества готовых шаблонов:

  • Экономия на разработке

Готовое решение стоит в 2-3 раза дешевле разработки с нуля. Это особенно актуально для интернет-магазинов или площадок с личным кабинетом. Если вам не нужно добавлять невероятный прорывной функционал, а просто «чтобы было», то шаблон прекрасно с этим справится.

  • Быстрый релиз

Поскольку ничего с нуля разрабатывать не нужно, то вы получите готовый ресурс не за 3-4 месяца, а за 2. Быстрее, если будете подгонять дизайнера.

  • Экономия на обслуживании

Главное преимущество любой оболочки — она идет в комплекте с панелью управления. Это большой раздел с настройками для всего сайта. Чтобы добавить новость, статью, новый товар или поменять дату в плейсхолдере не нужно дергать программиста. Открыли админку, сделали все сами.

  • Экономия на дизайне

У большинства шаблонов (например, у WordPress) в настройках можно выбрать цвета платформы. Удобный вариант для самых экономных, чтобы не заказывать разработку фирменного стиля у дизайнера. Считайте, сэкономили 15-20 тысяч.

Если вам кажется, что ничего лучше люди не изобретали, то придется вас расстроить. Вот топ недостатков CMS:

  • Все равно стоит денег

Шаблон намного дешевле разработки, однако в изначальную стоимость не включают дополнительные разделы. Чаще всего экстра функционал (личный кабинет или корзина) не входят в базовый тариф, за них придется доплатить. То же самое с подключением сервисов сбора аналитики или добавлением виджетов соц. сетей. Чтобы не ошибиться, прибавляйте к озвученной сумме 8-10 тысяч.

  • Ограниченный функционал

Движки отлично подходят для создания корпоративных площадок (визиток), интернет-магазинов и новостных порталов. Это шаблонные варианты, внутри которых простой функционал. Если вы хотите отстроиться от конкурентов с продуманным калькулятором или сделать мини-игру, чтобы увлечь пользователя, то шаблона будет недостаточно. Придется оплачивать услуги программиста.

  • Не подходит для SEO

Конструкторы, типа Tilda, подходят для продвижения по прямым брендовым запросам (название вашей компании). Наращивать страницы, таким образом расширяя семантическое ядро не получится. Во-первых, сам конструктор не рассчитан на большое количество страниц, во-вторых у Tilda закрытый код. Это значит, что ошибки в структуре ресурса исправить невозможно. В-третьих, любой конструктор или CMS имеют проблемы со скоростью загрузки страниц. У каждого сервиса она своя. На скорость загрузки влияет не только контент на странице, но и ее код. В случае самописного сайта это можно исправить, а вот залезть внутрь шаблона не получится.

При этом, мы добились неплохих результатов, продвигая блог для предпринимателей на Битрикс. 90% трафика на ресурс шло именно с блога. Так что, если вам нужно развивать многостраничник, а также продвигаться по SEO в разных городах, то думайте в сторону Битрикс или WordPress.

  • Ограниченный контроль над дизайном

В CMS можно редактировать только определенные вещи: фирменные цвета, цвет кнопок или заднего фона. Добавить оригинальный ховер или вставить анимацию на первый экран не получится.

  • Ограниченная масштабируемость

Конструкторы не рассчитаны на большой поток трафика, поэтому часто зависают, если количество пользователей резко увеличилось. Важно учесть это при выборе сервиса для новостного портала.

  • Требования к хостингу

Tilda сама регистрирует ресурс на хостинге, однако не все движки оказывают такую услугу. Также, для работы многостраничника на WordPress или Битрикс требуются более мощные хостинги, чем для работы одностраничной посадочной страницы.

Как выбрать CMS для сайта

Какие бывают системы

Сайт может существовать в трех видах:

  • Конструктор

Самое дешевое решение. Работает по принципу детского конструктора — набор блоков, из которых можно собрать все, что угодно. Сайты-конструкторы собираются быстрее, чем за неделю, и редко повторяются из-за большого количества шаблонов (более 600 вариантов). Для запуска не нужно разбираться в HTML.

Сервисы: Tilda, Flexbe, Wix, Vigbo.

Интересно, что формально Vigbo — конструктор для оформления портфолио фотографов. Однако у меня был кейс, когда на этой платформе сделали простую витрину офлайн-магазина эко-товаров. К сайту не был подключен эквайринг, основная задача была показать товары, а также доказать надежность магазина. В этом случае большие эстетичные фотографии вписывались как нельзя кстати. Вывод — рассматривайте все варианты и четко формулируйте задачу. Возможно вам не нужен многостраничный портал с 10 разделами «Покупателю», а достаточно 1 хорошего лендинга со всеми услугами и формой «Отправить ТЗ на расчет» (кстати тоже кейс из жизни). Все индивидуально!

  • Коробочная версия (CMS)

Это полноценная система, которая подходит для продвижения интернет-магазина на 200 000 товаров или крупного новостного портала. В таких движках уже заложен функционал корзины, личного кабинета, основные страницы (главная, контакты, продукты/услуги).

Если вы захотите добавить функционал, например, настроить интеграцию с CRM, или добавить нестандартный блок, то нужен будет программист.

Сервисы: Битрикс, WordPress, Joomla, OpenCart.

  • Самописная система

Самое дорогое, но не всегда самое долгое решение. На самописной платформе можно реализовать нетипичное решение, а также написать «чистый» код, с которым не будет проблем во время поисковой оптимизации.

По каким критериям стоит выбирать систему

Во-первых, нужно исходить из поставленной задачи. Например, если вам нужен простой лендинг для рекламы, чтобы собирать номера телефонов, или корпоративный сайт на 3-4 страницы, то подойдет конструктор с базовым набором шаблонов. В этом случае нет смысла переплачивать за гигантский функционал панели управления, тем более за разработку самописного лендинга.

Во-вторых, на выбор влияет бюджет. Как правило, конструкторы стоят меньше всего. Но здесь нужно подробнее изучить условия каждого сервиса. Важно заранее оценить масштабы развития бизнеса. Например, если сейчас вы откроете небольшой магазин и сделаете лендинг-витрину на конструкторе, то через пару лет, когда магазин раскрутится и пойдут заказы, придется переезжать на CMS помощнее.

В-третьих, обратите внимание на возможность ограничить доступы к настройкам. Это нужно учесть, если с ресурсом будете работать не только вы. Не раз бывало, что контент-мейкер случайно сносил целые страницы, потому что не туда нажал.

Наконец, оцените удобство панели управления. Это важный критерий, так как возможно с панелью придется взаимодействовать каждый день.

Как выбрать CMS для сайта

Системы для интернет-магазинов и сайтов услуг

Площадки-витрины, кроме очевидных гигантов (Оzon), создаются на CMS WordPress, Битрикс, OpenCart, Drupal, реже на других. Преимущества таких систем:

  • Высокая скорость загрузки большого количества страниц
  • Шаблоны страниц с товарами/услугами
  • Настройка фильтрации под себя, поиск по сайту
  • Можно добавить функцию доставки, настроить эквайринг
  • Легко интегрируются со сторонними сервисами (CRM)

При работе с CMS для интернет-магазина важно учесть вопрос безопасности данных, так как некоторые движки имеют открытый исходный код (например OpenCart). Это значит, что их код находится в общем доступе, соответственно более подвержен взлому. Следите за соблюдением требований к безопасности интернет-площадки.

Также вам потребуется помощь программиста, если потребуется добавить новый шаблон или блок. Это не полностью автономные сервисы.

Как выбрать CMS для сайта

Системы для блогов, порталов, информационных сайтов

С помощью таких оболочек вы можете быстро создавать качественный ресурс, который будет привлекать большое количество посетителей. Автоматизированные инструменты системы быстро создают новые страницы, публиковать новости, статьи, видео без помощи программиста. Для этой задачи обычно выбирают оболочки Wordpress, Joomla, Drupal или MODx.

В систем также можно настраивать уровень доступа к информации на сайте, контролировать комментарии и отзывы пользователей, а также управлять рекламными блоками. Это выделяет сайт на фоне конкурентов, делает его удобным для посетителей.

Преимущества CMS для статейных сайтов:

  • Автор сам можем публиковать статьи
  • Уровни доступа, чтобы ограничить функционал
  • Интеграция с различными сервисами и плагинами для расширения функционала сайта
  • Большое сообщество разработчиков, которых можно привлечь для решения нестандартной задачи
  • Поддержка поисковой оптимизации, что увеличивает посещаемость, а также рейтинг сайта в поисковых системах
  • Высокая производительность, а также быстрый отклик сайта на запросы пользователей

Шаблоны для блогов должны быть удобными для пользователей и читателей, а также выдерживать хаотичный прирост трафика на популярную новость. При выборе движка заложите бюджет на дополнительную защиту портала от DDoS-атак.

Как выбрать CMS для сайта

Системы для лендингов

Одностраничные сайты используют для лидогенерации, чаще всего для каждой рекламной кампании требуется своя посадка. Поэтому в этом случае упор делается на дешевый вариант, который не увеличит CPL.

Конструкторы дают возможность быстро создавать посадки, не владея навыками программирования. В них есть готовые шаблоны с инструментами для редактирования текста, картинок, видео и других элементов страницы. Благодаря такой системе можно с легкостью создавать красивые современные лендинги, которые будут привлекать внимание, заинтересовывать посетителей.

Преимущества конструкторов для создания лендингов:

  • Быстрое создание страниц без программирования
  • Наличие готовых шаблонов с инструментами для редактирования
  • Возможность анализировать данные посетителей страницы
  • Удобство и простота в использовании
  • Снижение затрат на создание и продвижение
  • Улучшение конверсии, за счет чего увеличивается количество продаж

Самые популярные конструкторы — Tilda, Flexbe, Nethouse. Если вы собираете страницу самостоятельно, а не отдали задачу дизайнеру, то внимательно подбирайте картинки. Поскольку контейнер внутри конструктора имеет свои ограничения по размерам, фотография не того размера (слишком вытянутая по вертикали) коряво встанет на странице. Часто получается так, что из-за автоматической верстки фотография вытягивается на 2 экрана, а текст «прыгает» куда-то вверх.

Важно выбрать правильную систему для лендингов, которая наилучшим образом подходит для вашего бизнеса. Она должна быть удобной, функциональной и позволять получать максимальную отдачу от рекламных кампаний.

Как выбрать CMS для сайта

Заключение

Выбор системы управления контентом – это важный шаг в процессе его разработки. В данной статье мы рассмотрели основные критерии, которые нужно учитывать при выборе подходящей CMS: безопасность, удобство использования, функциональность, масштабируемость, SEO, сообщество разработчиков, поддержку хостинг-провайдером выбранной системы. Я пробовала много различных CMS на хостинге Cloud4box, подходящую систему можно выбрать при заказе. Все они хороши для своих задач, но есть и универсальные решения.

Стоит также учитывать цену на поддержку, а также сопутствующие услуги, которые могут быть вам необходимы. Также проверьте, что выбранная CMS поддерживается и развивается соответствующей командой техподдержки.

Помните, что универсальной CMS не существует, у каждой свои достоинства и особенности, с которыми придется работать.

88
4 комментария

Высосанная рекламная статья :(

Ответить

слова "рекламная статья" в Вашем комментарии лишние

Ответить

Автор абсолютно не разбирается в создании сайтов.

Ответить

Автор ассоциирует wordpress с "шаблоном". То есть застрял на WP версии 2 с чем-то , не выше. Шаблоны уже давно не нужны даже за деньги. На текущий момент WP+Elementor+ парочка дополнений к нему удовлетворяют все потребности по дизайну.
"Также вам потребуется помощь программиста, если потребуется добавить новый шаблон или блок. Это не полностью автономные сервисы." Какая связь между фрилансером, который пошарит в коде на хостинге и добавит какой-нибудь div (либо в более серьезном случае напишет модель и контроллер) и "автономностью"?

Ответить