Вопросы и ответы: к чему приведёт введение обязательной маркировки товаров

Маркировка стартует 1 июля. Как изменятся бизнес-процессы и что будет с ценами.

Материал подготовлен при поддержке МТС

Вопросы и ответы: к чему приведёт введение обязательной маркировки товаров

С 1 июля 2019 года в России вводится обязательная маркировка табачных изделий и обуви. А с 1 декабря маркировать нужно будет ещё семь групп товаров. На основные вопросы по этой теме ответил Максим Исаев, генеральный директор компании «Облачный ритеил» (работает под брендом «МТС Касса»).

Что такое обязательная маркировка товаров и зачем её вводят?

Маркировка продукции предполагает размещение на товаре уникального средства идентификации — штрих-кода. Его наносят лазером на этапе производства. Благодаря криптографическому алгоритму код невозможно подделать или скопировать.

Контролирующие органы вводят маркировку для борьбы поддельной продукцией. Маркировка позволит государству отслеживать движение товаров от производства до магазинов, а покупателю — проверить их подлинность. Для этого нужно скачать приложение «Честный знак» и отсканировать код. Если пользователь заметил нарушение, он может подать жалобу через приложение.

Что можно узнать из штрих-кода?

Штрих-код содержит всю необходимую информацию и для потребителя, и для продавца:

  • Код товара (GTIN), который позволяет безошибочно определить, к какой товарной позиции относится конкретная единица товара.
  • Максимальная розничная цена.
  • Дата изготовления.
  • Сведения о производителе и использованных материалах.
  • Место производства и нахождения товара в данный момент, его статус.

Какие товары подлежат маркировке?

С 1 июля 2019 года маркировка обязательна для табачных изделий, обуви и семи наименований лекарств.

С 1 декабря 2019 года маркировать начнут:

  • Духи и туалетную воду.
  • Покрышки и цельные шины.
  • Любую одежду из натуральной и композиционной кожи.
  • Трикотажные и вязаные женские блузы.
  • Мужскую верхнюю одежду.
  • Постельное, столовое и туалетное бельё.
  • Фотокамеры, фотовспышки и лампы-вспышки.

С 1 января 2020 года — все лекарства.

Как поэтапно работает система маркировки?

Все производители регистрируются в системе «Честный знак», запрашивают в нужном количестве коды для своих товаров и выкупают их. Коды наносят с помощью специального принтера прямо на конвейере.

Затем производитель сканирует коды, и они попадают в единую систему ЦРПТ — реестр средств идентификации. Система генерирует проверочный код, который также наносят на каждый экземпляр продукции. Код проверки позволит покупателям и контролёрам выявить фальсификацию кода идентификации.

При любом движении товара перевозчики, дистрибьюторы, оптовики и розничные магазины должны снова отсканировать код, чтобы в системе отразилось его перемещение.

В последний раз код сканируют при продаже товара. Информация из онлайн-кассы поступает оператору фискальных данных, а затем в реестр идентификации. Так государство узнает, что товар вышел из оборота.

Что изменится в бизнес-процессах для производителей, дистрибьюторов и продавцов?

Как маркировка повлияет на бизнес-процессы всех участников цепочки, покажет время — на каждом этапе могут возникнуть свои нюансы.

Систему маркировки табака тестировали в течение 2018 года и стало ясно, что нововведения практически не меняют привычные процессы. Увеличилось разве что время производства, приёмки и перевозки продукции. При этом производители табака изначально поддерживали инициативу ввести маркировку: в их интересах избавить рынок от контрафакта.

Ритейлерам обновление даже на руку. «Из-за того, что код маркировки содержит в себе код товара и максимальную розничную цену, продажа табака на кассе происходит быстрее, чем по обычным линейным кодам. Покупателю не приходится перепроверять, что цена на товар не завышена», — отмечает Ян Витров, руководитель товарной группы «Табак» ЦРПТ.

Какое оборудование понадобится для работы с маркировкой?

Все участники цепочки должны зарегистрироваться в системе «Честный знак» и подключить систему электронного документооборота для приёма документов. Многим потребуется приобрести новое оборудование.

Производителям понадобятся принтеры для печати и нанесения двухмерных штрих-кодов, а также 2D-сканер. Дистрибьюторам и перевозчикам — планшеты или телефоны, подключаемые к 2D-сканеру, чтобы сканировать товары при загрузке.

Ритейлеры должны закупить 2D-сканеры и онлайн-кассы, способные работать с системой маркировки. Если онлайн-касса уже есть, стоит убедиться, что её система адаптирована под новые требования. Как правило, смарт-терминалы обновляются дистанционно и очень быстро. В то время как для обновления кнопочных касс приходится приглашать специалиста, а для работы с маркировкой — подключать дополнительное оборудование.

МТС выполняет перепрошивку своих онлайн-касс бесплатно и в автоматическом режиме, то есть практически незаметно для пользователей. Под маркировку табака кассы обновили ещё в апреле.

Для удобной работы с маркированной продукцией потребуется и обновление товароучётной системы. Это программа, которая подключается к кассе и позволяет автоматизировать торговлю: учёт товаров, ценообразование, инвентаризацию, работу с поставщиками. С её помощью можно удалённо контролировать работу сотрудников и вести аналитику бизнеса, генерируя отчёты.

В товароучётной системе МТС Кассы уже настроена сквозная автоматизация работы с универсальными передаточными документами. Такая документация вскоре потребуется для проведения приёмки маркированных продуктов и сверки кодов.

В программе можно работать с разными группами товаров по принципу одного окна. Это удобно для розничной сети, которая продаёт алкоголь, табак и прочие товары — учет будет вестись в одной системе.

Пользователи, которые арендуют МТС Кассу, получают бесплатный доступ к товароучётной системе.

Как обязательная маркировка скажется на ценах?

По мнению контролирующих органов, внедрение маркировки товаров не скажется на их цене. Напротив, есть вероятность, что цены могут снизиться за счёт уменьшения доли контрафакта. Всё будет зависеть от того, как среагируют производители на закупку новой продукции.

Во время тестирования маркировки табака скачка цен не произошло. Впрочем, производители табака — в основном крупные компании, которые могут покрыть подобные издержки. Как отреагирует на маркировку рынок с более мелкими игроками, пока неизвестно.

77
77 комментариев
Комментарий удалён модератором

Комментарий недоступен

25
Ответить

Комментарий недоступен

12
Ответить

50 копеек с каждой коробки спичек в карман узбека Усманова

4
Ответить

Большинство видят только верхушку айсберга. Отдать в частные руки маркировку товаров... В 2024 году у Усманова будет уникальная аналитика по движению ВСЕХ товаров в стране, все цены, оборот, регионы, в том числе где какие товары как продаются. Имея такие данные , можно глобально влиять на рынок в своих интересах.

12
Ответить

да, такие данные нужно делать открытыми законодательно, а лучше вообще на уровне конституции

2
Ответить

я не врач, блин выглядит Алишер пугающе. современная медицина, кажется ещё не способна

Ответить