Ушла эпоха, дизайн остался

Менеджер по продукту vc.ru о том, как Джони Айв изменил Apple и как изменится компания теперь.

Wired
Wired

Настоящие причины ухода главного дизайнера Apple Джони Айва из компании мало кому известны. New Yorker пишет о его усталости от сложной и напряженной работы в течение последних 30 лет. Bloomberg рассказывает о необходимости перезагрузки компании. А британские таблоиды и вовсе с 2011 года пишут о том, что дизайнер уже давно мечтает вернуться в Англию, однако не может себе этого позволить, сохранив должность в Apple.

Утверждение последних, кстати, небезосновательно. Сэр Джонатан Айв никогда не скрывал любовь ко всему английскому: ездил исключительно на британских автомобилях, посещал королевские мероприятия.

Однако вне зависимости от причин, побудивших главного дизайнера Apple покинуть компанию, он без сомнений останется ключевой фигурой в её истории. Айв сыграл решающую роль в продуктах, благодаря которым Apple стала одной из самых дорогих компаний в истории, а слово дизайн стало неразрывно ассоциироваться с её продуктами.

Смелый дизайн без компромиссов

Когда все компьютеры представляли из себя мониторы с системными блоками и делались из слегка пожелтевшей пластмассы, Айв вынашивал непопулярную идею iMac c прозрачным корпусом.

Тогда руководство Apple не видело перспектив в этом продукте. Но вернувшийся в компанию в конце 1990-х Джобс обратил внимание на разработку дизайнера и дал проекту «зеленый» свет, что впоследствии помогло вывести Apple из затяжного кризиса.

Смелость и бескомпромиссность в дизайне стала отличительной чертой продуктов Apple при Айве: белые наушники, iPod со стальной крышкой, iMac с монитором на вытянутой ноге, iPhone с фирменной чёлкой, Mac Pro в виде цилиндра, монитор с трехмерными отверстиями для вентиляции. И, конечно, магниты, магниты и еще раз магниты.

Вполне можно упрекнуть команду дизайнеров Apple в местами странных решениях: разъем для мышки, который спрятали так, что ей нельзя пользоваться во время зарядки, круглые отверстия в чехле для iPhone 5c, сквозь которые проглядывал текст. Однако нельзя упрекнуть дизайн-команду в предсказуемости решений: даже концепты редко угадывают их направления мысли.

iMac G4
iMac G4

Бескомпромиссный дизайн стал отличительной чертой продуктов Apple. Ради красивого внешнего вида устройства команда могла жертвовать функциональностью: так, например, пропала магнитная зарядка у Macbook, которая просто не вписывалась в симметричные грани устройства.

Главный отдел компании

Принимать ключевое участие в продуктах удалось благодаря изменившимся процессам в компании. Вместе с Джобсом Айв поставил дизайн-отдел во главу всего, что происходит в Apple.

В зону ответственности дизайнеров попали любые продукты, связанные с компанией: промышленный дизайн компьютеров, смартфонов, упаковок, скрепок для вытаскивания SIM-карт, сувенирных футболок, и даже дверных ручек для нового кампуса Apple.

Автор книги про главного дизайнера Apple Линдер Кехли рассказывает, что Айв превратил отдел промышленного дизайна в сердце технологий компании и фабрику идей. Они хоть и не были единственным R&D-отделом Apple, но стали её основными изобретателями.

Ушла эпоха, дизайн остался

Дизайнеры разрабатывают новые продукты, создают их сами на станках в собственной студии, проводят фундаментальные исследования и разработку. Они исследуют новые материалы, процессы производства, предлагают улучшения продуктов и технологий Apple. Ходят слухи, что Айв может сам собрать и разобрать любое созданное им устройство.

Главный дизайнер Apple сделал так, что «дизайн» как процесс был задействован везде — от линий производства в Китае до полок в магазинах Apple Store. В 2012 году в его зону ответственности даже попал интерфейс операционной системы iOS — тогда команда лишила его скевоморфизма и в таком виде он эволюционирует до сих пор.

Однако главенство дизайна не всегда оборачивалось успехом для продуктов Apple. Принцип бескомпромиссного дизайна и авторитетность команды не давала пойти на уступки в продукте. Например, круглый Mac Pro оказался слишком «дизайнерским» продуктом: у него запоминающаяся форма, но он лишен того, чего хотят профессиональные пользователи — простой кастомизации и бесконечного количества разъемов.

Дизайн остался

Бывшие сотрудники Apple говорят о том, что Айв смог собрать вокруг себя одну из сильнейших команд на рынке. Журналисты, которым удалось найти хоть какую-то информацию о деятельности студии, чаще всего пишут, что речь идёт о небольшом отделе, состоящем из 20 человек.

Они работают по 12 часов в день в отдельном здании с матовыми стеклами, не имеют права обсуждать работу с друзьями и общаться с журналистами. Не все топ-менеджеры Apple могут по своим пропускам зайти в помещение, где работал Айв со своей командой.

Единственная известная фотография студии была опубликована в журнале Time
Единственная известная фотография студии была опубликована в журнале Time

При этом за пятнадцать лет из студии ушли только два дизайнера, причем одному из них пришлось это сделать из-за проблем со здоровьем.

Бывшие сотрудники компании отмечают, что несмотря на то, что Айв является главным лицом дизайна Apple, он всегда подчеркивает заслуги всей команды дизайнеров. Они утверждают, что единственный продукт, о разработке дизайна которого Айв говорит «я» вместо «мы» — это iPhone.

В последние годы, если верить источникам в прессе, Джони Айв выполнял преимущественно управленческие функции. Он перестал проектировать продукты в одиночку, однако оценивал каждое дизайнерское решение, которое принимала команда. Айв редко появлялся в офисе, назначал встречи у себя дома или в отеле, часто летал в Англию.

В ближайшие годы мы вряд ли заметим какие-либо аномальные отклонения в дизайне продуктов Apple — как не замечали их в последние годы. Как минимум потому, что дизайн продуктов проектируют сразу на несколько лет вперёд. И, как максимум, потому, что в компании осталась прежняя команда дизайнеров, которая продолжит следовать дизайн-принципам, десятилетиями формировавшимися внутри Apple.

Если изменения и наступят, то они будут плавными и незаметными для стороннего наблюдателя. Возможно, компания реже будет использовать бескомпромиссные решения и начнёт больше следить за тем, чего от неё ждут покупатели.

Возможно, не будет стилусов, которые нужно заряжать через разъем iPad или внешних аккумуляторов со странным горбом. Возможно, не будет того, из-за чего возникали бурные споры об устройствах Apple.

В любом случае, эпоха ушла, а дизайн остался.

7777
81 комментарий

самый четкий дизайн был при Джобсе и самые четкий айфоны тоже

4S + скевоморфизм это было идеально

18
Ответить

Скевоморфизм выглядит архаично. Дизайн софта, который имитирует физические предметы не создаёт вау-эффекта. Я помню, когда обновил свой айпад с iOS6 на iOS7, то это был просто космос. Ощущалось это так, как будто я переехал из дедушкиной квартиры в современный минималистичный лофт, в котором всё было настолько же знакомо и интуитивно понятно. И это огромная заслуга Джонни Айва. Редизайн iOS - одно из самых важных и правильных решений, которое было принято в Эппл

38
Ответить

А сейчас что? Все иконки с разным дизайном. Бэкграунд везде разный. Хорошо хоть размеры иконок одинаковые

6
Ответить
5
Ответить

Зря Джонни добрался до интерфейса iPhone. Ох зря.

6
Ответить

Комментарий недоступен

29
Ответить

Комментарий недоступен

5
Ответить