OZON-логистика: массовые отмены и нарушения сроков доставки

OZON не так давно провел масштабную конференцию COME.ON 2023 в Крокус Сити Холл, где русским по белому заявил, что прибыли больше не будет, наращиваем оборот. Больше — это не в смысле "увеличиваем", а в смысле забудьте, пришли другие времена. На конференции было сказано и сделано много странного: начиная от сомнительной организации и заканчивая словами со сцены для многочисленной аудитории селлеров. Лично мне очень запомнился роскошный слог колоритной дамы, которая не смущаясь назвала новых селлеров "свежей кровью", которую "они приводят". Шок-контент, так сказать. Но отдельной темой была обозначена логистика OZON, новые горизонты, хабы, ПВЗ и прочие супер-привлекательные составляющие логистической цепочки, которые обязаны взорвать продажи и вывести доставку на немыслимый уровень скорости.

С конца мая селлеры наблюдают обратное. Слова о скорости доставки обрели новый смысл и превратились в историю про массовые отмены и возвраты, по причине переноса сроков доставки или проблем с обработкой заказов. Как это выглядит в реальности:

OZON-логистика: массовые отмены и нарушения сроков доставки

Из 7 возвратов 5 по вине OZON, где они заявляют о том, что они перенесли сроки доставки или возникли проблемы с доставкой.

Да, в этом случае OZON не забирает деньги за логистику, но: 1. Товар едет обратно крайне долго, что лишает селлера возможности учитывать необходимое количество остатков на складе 2. Товар не редко приходит в плачевном состоянии, а OZON не любит делать компенсации и всячески сопротивляется 3. Селлер несет репутационные риски.

Как реагирует техпод OZON на запросы о причинах:

OZON-логистика: массовые отмены и нарушения сроков доставки

Просто "простите нас за это"! В этот момент селлеры уронили скупую слезу, потому что "простите нас" на фоне новостей о введении штрафов селлерам за отмену отправок выглядит как плевок в лицо. Это один из примеров, но в целом техпод себе не изменяет и работает по скрипту.

Еще один пример от селлера с числом отмен 16 (шестнадцать) по вине OZON:

Вот еще несколько замечательных примеров того, что происходит с логистикой OZON:

Это три опоздания из текущих семи. Полагаю, что количество будет расти. Как и количество отмен.

В целом, можно уйти на доставку собственными силами, но и тут OZON сделал "ход конем". Свою систему он "поправил" тем, что перестал считать стоимость логистики от стоимости товара, а сосредоточился только на объеме. При этом дважды за прошедшие 2 месяца повысил комиссию, стыдливо прикрыв новость громким лозунгом: мы понижаем комиссию. Спойлер: нет. Второе повышение комиссии вообще очень скромно анонсировали - вечером в пятницу и как-то мимоходом. Видимо, "ответственные" лица делали это между подходами к аперолю и негрони. Тихо так получилось. Поэтому, если уходить селлеру на собственную доставку, то выходит еще дороже, чем доставка OZON, снова повышать цены, снова индекс будет невыгодным, снова OZON понизит карточки в выдаче. Хотя на фоне количества отмен и возвратов может это уже и не так страшно.

Ну допустим, моя история не показатель. Давно известно, что FBS - это приёмный ребенок маркетплейсов, его кормят по принципу: лишь бы не сдох и мог работать. Но такая же история и с FBO. Селлеры массово жалуются в тг-чатах и соцсетях на проблемы с логистикой и ситуацию со складами.

Глобальную гонку маркетплейсов OZON потихоньку проигрывает. И помогают ему в этом четыре личных всадника Апокалипсиса (не по значимости, а просто как вспомнилось): 1. Заданное направление на увеличение оборота и снижение реальной прибыли селлеров; 2. Серьезные проблемы с логистикой; 3. Оптимизация и удешевление работы техподдержки 4. Зарубежные коллеги из дружественного государства с невероятными миллиардами жителей, которые отчаянно воруют контент, и которым "регламент" OZON не писан.

Традиционно прошу в комментариях поделиться своими примерами, историями и мнением!)

2525
306 комментариев

Последнее время отмены заказов по вине озон уже перешли все рамки приличия! Почему озон вправе штрафовать селлера за отмену или задержку заказа, а сам не несёт ответственности за свои косяки? Пусть так же выплачивает селлерам неустойку, и упущенных выгоду! Разве не это партнерские отношения?

14
Ответить

У меня была переписка тут недавно с озоном по этому поводу на vc на 20 постов, бесполезно. Если коротко - потому что можем!

6
Ответить

Почему же, если заказ не приехал к покупателю по нашей вине, продавец не оплачивает транспортные расходы

Ответить

ПриЗа последние несколько месяцев % отмен вырос в геометрической прогрессии, если раньше было 5-7% то сейчас 20-25%. Экономия на логистике с индексом локализации процентов на 70% съедает я стоимостью кросс докинга... А если учесть ещё повышение комиссии, то в сухом остатке затраты селлеров выросли... С учётом 2х повышения комиссий и ваших нововведений пришлось поднимать цены на 20-30%... Китайцы отдельная боль, заблочить их очень долго и муторно, но после блокировки они в этот же день создают новые карточки и опять по кругу приходится проходить эти круги ада. В общем очень прискорбно наблюдать как озон из крутой площадки превращается в какую то шарагу. Но есть за что сказать спасибо, мы наконец то занялись выходом на вб.

13
Ответить

Для меня тоже плюс, тоже начал выходить на вб и продвигать свой им :)

6
Ответить

Озон вообще оборзел со своей логистикой, мало того что много отмен по вине озона, что логистика самое слабое звено в озоне, так еще прости через одно место на пвз отправлчют возврат, ко мне никак я его не упаковывая ( у меня стекло, там просто все убирают и в голой коробке присылают обратно- вывод товар приезжает битый) кто платить будет? Мало того вы лишаете товара, денег, времееи так нервов с вами нужно вагон и маленькая тележка, пока аашему тп все объснишь, мне кажется мой ребенок 5и летний быстрей соображает с грамотным ответом.

11
Ответить

Я когда с дочкой 4х лет с пвз забираю возвраты, она постоянно спрашивает -пап, а чего товары ломанные приходят, мы же целые отправляем? Озон опять все поломал?))))

8
Ответить