Что можно улучшить подрядчикам в работе со стартапами: разбираем кейс продукта на американский рынок

Привет! Я Даша, выстраиваю бизнес-процессы в Pragmatica. В статье делюсь рефлексией после работы с американским стартапом, а еще – заметками на полях жирным маркером, которые мы забрали в свой дизайн-процесс.

Что можно улучшить подрядчикам в работе со стартапами: разбираем кейс продукта на американский рынок

Расскажу, как мы сделали полную упаковку стартапа за 8 недель, но не получили однозначный фидбэк от заказчика.

//В статье не будет рокет сайнс. Это скорее напоминание, что стоит проверить лишний раз в работе со стартапами, где неопределенность зашкаливает.

Оглавление для дорогих читателей:

Казалось бы, что не так с этим кейсом

Работу над Tune the Ads можно назвать стартерпаком для стартапов.

С одной стороны, мы работали с маркетингом: делали лендинг и минимальный брендинг. С другой – работали над продуктом – делали UX для личного кабинета, проводили воркшоп и исследование.

Проект завершили за 8 недель, плотно работая с командой заказчика. Сайт с нашей айдентикой запустили в работу, личный кабинет реализовали и стартап получил первых платящих пользователей.

Сайт Tune the Ads

Но, как оказалось, в процессах не все было гладко. Такой отзыв мы получили на ретро от CEO Tune the Ads:

«Настолько детализированный воркшоп и ресерч сначала зарядил на успех, и было впечатление, что такая же въедливость и внимание к целям продукта будет и дальше, но оно потерялось где-то в момент подключения дизайна».

Мы разобрали процесс по пунктам и нашли ошибки, чтобы в следующий раз, работая со стартапами, было всё идеально, даже для таких перфекционистов, как мы.

Про стартап

Tune the Ads помогает повышать качество маркетинговых кампаний в Google маркетологам из США. В основе продукта – искусственный интеллект, обученный на рекламных текстах.

Дизайн личного кабинета Tune the Ads

На старте у команды была нейронка и первая версия сайта «на коленке». Запрос был на работу с личным кабинетом – оформить продукт, чтобы пользователи могли с ним работать.

Как мы погружались в продукт

Для проектов с высоким уровнем неопределенности мы придумали специальную адаптивную сущность – Воркшоп. Это стратегическая сессия с заказчиком, на которой мы в сжатые сроки погружаемся в проект, продумываем стратегию, собираем требования для MVP, понимаем, каких данных не хватает и какие исследования необходимы.

После воркшопа мы собираем документ с выводами в Notion, чтобы использовать его в процессе работы.

Все артефакты после воркшопа в одном доке
Все артефакты после воркшопа в одном доке

Из этого мы собрали вопросы потенциальным пользователям для глубинных интервью и побежали делать исследование.

⚡ Что можно сделать лучше

Заложить два дня после первой части воркшопа на анализ результатов. Мы проводили воркшоп с Tune the Ads 2 дня подряд по 4 часа. Перерыв даст нам возможность все осмыслить и выкатить подробный роадмап проекта после первого дня. На второй день мы подключим дизайн-лидов, чтобы говорить про ожидания от MVP и детальнее обсуждать будущий дизайн.

Исследование с респондентами из США и Великобритании

Продукт Tune the Ads заточен под заголовки и описания для контекстной рекламы. Из первых кастдевов компании нам не хватало информации, как продукт будет встроен в рабочий процесс маркетологов.

Мы готовили 7 глубинных интервью с маркетологами, работающими с рекламными объявлениями в Google. После первого интервью поняли, что вопросы сформулированы слишком широко и надо сфокусироваться на проблеме написания текстов.

С остальными респондентами мы проверили гипотезы про проблему белого листа, обсудили сложности интеграции ключевых слов, узнали, сколько времени уходит на написание текстов и подстройку под Tone of Voice.

Инсайты после исследования
Инсайты после исследования

Мы узнали сложности в работе маркетологов, какими словами они говорят о том, что у них «болит», и отнесли всё это нашей команде дизайнеров.

⚡ Что можно сделать лучше

Брать более конкретные гипотезы для ресерча. С респондентами мы говорили в целом про работу с инструментами контекстной рекламы, а не про шаг с написанием текстов. Поэтому собрали много инфы, которая потенциально может помочь дальше при развитии продукта, но сбила фокус на этапе MVP.

Фиксировать MVP гвоздями. В проектах, где ведётся работа над MVP продукта важно постоянно напоминать себе о реальном объеме фичей к первому запуску. Не все текущие боли пользователей могут быть закрыты в первом релизе, есть ограничители в виде тех же технических возможностей. MVP не про потенциальные возможности, а про реальные.

Продукт и брендинг в параллель

После исследования мы дополнительно взяли в работу айдентику.

Чтобы завершить проект в срок, мы разделились на две команды: маркетинга – с задачами на айдентику и сайт, и команду продукта, которая работала над личным кабинетом.

У каждой команды был свой дизайн-лид, Артём и Коля расскажут, как была устроена работа.

Артём Диденко
лидировал команду дизайнеров продукта

В работе над личным кабинетом сначала мы провели бэнчмаркинг, на основе него определили, какие страницы видим. Проработали основные сценарии использования и User Stories.

Созванивались с продуктовой командой заказчика, плюс у нас были адресные синки с дизайнерами и синки между командами. Адресные синки с дизайнерами со стороны заказчика классно бустанули процесс, это упрощало согласование отдельных моментов по дизайну.

Сценарии использования личного кабинета
Сценарии использования личного кабинета

⚡ Что можно сделать лучше

Сначала Customer Journey Map, потом дизайн. В работе над личным кабинетом дизайнеры сразу приступили к проработке user flow – построению пути пользователя в интерфейсах. Из-за этого позже мы столкнулись с непродуманными моментами в UX, которые увеличили количество итераций. Сначала нужно внимательнее приземлять макеты на исследования – заложить больше времени на CJM, а потом переходить к прототипам.

Продакт-менеджер с нашей стороны на проекте. На воркшопе мы максимально детализированно раскрыли продукт, но в процессе работы эта зона ответственности размазалась. Роль продакта могла выполнять я, но сместила фокус после воркшопа и исследования, когда к работе приступили дизайнеры. Если на проекте будет человек, ответственный за продуктовые решения, он напомнит про CJM.

Николай Моняк
лидировал команду дизайнеров по айдентике и сайту

Сначала я собрал небольшую аналитику по айдентике конкурентов. Мы созванивались с командой продукта, смотрели на будущий функционал личного кабинета, накладывали Job Story на сайт. Потом мы перешли на этап концептирования. Разбирали смыслы по названию, принципам, миссии, из них выделяли ключевые слова и искали подходящую метафору под запрос.

Мы опирались на инсайты из исследования. Шли от технологии Tune the Ads, и как эту технологию воспринимают пользователи, чтобы не показать ее отпугивающей или слишком сухой.

Инсайты из исследования легли в основу сайта
Инсайты из исследования легли в основу сайта

В итоге выбрали метафору луча. Tune the Ads – это призма, излучающая инсайты. Лучи подсвечивают нужные слова, которые пользователи хотят увидеть. С этой суперсилой продукт формирует самые крутые тексты.

Когда концепт утвердили, мы начали раскидывать айдентику: цвета, механики, элементы. Подключился дизайнер Дима Ануфриев и начал множить стиль на носители.

Не смотря на то, что параллельно команда создавала MVP продукта, и вводные постоянно менялись, заказчику зашла итоговая айдентика и сайт.

Анимации для Tune the Ads

⚡ Что можно сделать лучше

Общий дизайн-лид на проекте. Над продуктом и сайтом параллельно работали две команды дизайнеров, и, хотя они проводили совместные встречи, синхронизации между командами не хватало. Случалось, что на сайт выносили фичи из продукта, которые уже потеряли актуальность. Общий дизайн-лид, который знает, что происходит сразу на двух проектах, сможет в моменте синхронизировать команды и ускорить работу.

Четкое разделение ролей продакт-менеджера и дизайн-лида на продуктовых проектах. Продакт следит, чтобы потребности пользователей из результатов исследования были продуманы и отражены при работе над MVP продукта. Дизайн-лид следит, чтобы UX и айдентика существовали в рамках единого взаимосвязанного процесса.

Модерируемые тесты

Анна Евсюкова
исследовательница в Pragmatica

Кликабельные прототипы личного кабинета и концепт лендинга отдали на тесты. Мы провели модерируемые тесты, 6 респондентов – маркетологов, с которыми мы созванивались до получаса.

Записи звонков с американскими маркетологами
Записи звонков с американскими маркетологами

В начале обозначили цели для каждого теста. Например, по личному кабинету мы хотели проверить ключевую логику сценариев и расстановку акцентов. В лендинге проверяли, как пользователи считывают продукт и понимают, о чем он.

В целом был очень классный отклик. Все респонденты поняли принцип работы личного кабинета, доступные фичи продукта и как ими управлять. Все респонденты выразили любопытство и желание потестировать реальный продукт. Были комментарии, они касались копирайтинга на сайте.

Результаты собрали на отдельной странице в Figma.

Результаты тестов
Результаты тестов

Выводы

Мы задали высокую планку на воркшопе, и, несмотря на то, что Tune the Ads запустили сайт с нашим дизайном и получили платящих пользователей, на ретро с клиентом оказалось, что ожидания мы не оправдали.

Проект Tune the Ads – пример идеального заказчика для Pragmatica. Это то, что мы хотим делать: хорошо работать с проектами с маркетинговой и с продуктовой стороны. Внедряться в бизнес, анализировать, что для бизнеса важно, и дальше транслировать это через дизайн, чтобы помогать продуктам запускаться.

Неидеальный процесс в работе с Tune the Ads делает этот проект особенным для меня. Из неудачи важно сделать выводы, чтобы применить новые знания на следующих проектах.

Поближе познакомиться с командой вы можете в телеграм-канале Senior Designer, который напрямую ведут сотрудники компании.

1818
реклама
разместить
6 комментариев

«ожидания мы не оправдали»
Как-то очень абстрактно, как мне кажется. Или я чего-то пропустил?

Мы много коммуницировали с заказчиками на проекте, и по формальным признакам результат соответствовал тому, что обсуждали на воркшопе и что получили из исследований ¯\_(ツ)_/¯
Мои гипотезы, это как раз вот эти «что можно было сделать лучше» —кажется, сработал эффект снежного кома, везде по чуть-чуть не дотянули, поэтому вау эффекта не было, а был «ну окей»

3

Поправьте меня пожалуйста если я не прав, но как я понимаю они вообще не использовали результат вашей работы или Ещё не использовали? При переходе по ссылке мы попадаем на данный сайт (https://sellesta.com/) и на нем совсем другое оформление

Ребята пошли дальше исследовать и проверять гипотезы и менять всё, это нормально для стартапа на ранней стадии, но цветовая гамма, логотип и некоторые элементы ux остались и развиваются.
Думаю они ещё будут меняться кардинально несколько раз) Когда мы работали над проектом, ещё не существовало chatGPT, например, а он сильно рынок поменял.

1

«Из-за этого позже мы столкнулись с непродуманными моментами в UX, которые увеличили количество итераций.»

Каких конкретно? Расскажите подробнее, потому что CJM часто пустая трата времени, интересно, в каких случаях точно надо делать

Мне кажется это может быть тратой времени, когда дизайнишь стандартные экраны, типа чекаута — вот тут можно обойтись здравым смыслом и лучшими практиками. А когда делаешь продукт с нуля, без CJM сложно что-то не упустить.