О мошенничестве с телефонными номерами — взгляд изнутри оператора связи

В прошлом году по России прокатилась волна звонков мошенников, которые представлялись сотрудниками МВД, ФСБ и других служб. Более того, на экране телефона действительно высвечивались номера ведомств, и мошенники предлагали жертвам проверить номер телефона через интернет.

Как же такое стало возможно и можно ли что-то с этим сделать? Рассказываем подробно в статье.

Как устроена система телефонных номеров?

Для начала поймем, как устроена телефонная связь. У любого номера телефона, и у вашего в том числе, есть два идентификатора:

  • ANI (Automatic Number Identification);
  • Caller ID.

Первый идентификатор — это фактический номер телефона, на который оформлена сим-карта абонента и на который выставляются счета для оплаты сотовой связи.

Второй идентификатор — это номер, который высвечивается у человека, принимающего звонок.

В обычной жизни эти два идентификатора совпадают. И если идентификатор ANI изменить никак нельзя, то идентификатор Caller ID можно заменить с помощью программ виртуальных АТС.

Подмена идентификатора номера телефона

Если вы обращаетесь в «белую» компанию, предоставляющую услуги IP-телефонии, они дадут вам на выбор подменный номер, который на данный момент не используется ни одним абонентом — ни физическим, ни юридическим лицом. Компании облачных АТС строго следят за этим, чтобы, не получилось так, что один и тот же номер используется и ветеринарной клиникой, и мясной лавкой.

Но фактически с помощью облачной АТС можно прописать в Caller ID совершенно любой номер, который потом будет высвечиваться у абонента, принимающего звонок.

Зачем используют подменные номера в обычной жизни?

Виртуальный номер для службы такси
Виртуальный номер для службы такси

Виртуальный номер востребован в совершенно разных ситуациях. Например, его используют курьерские компании и службы такси для связи сотрудников с клиентами. Так получается, что курьер или водитель звонят клиенту со своего личного номера, но на экране телефона абонента высвечивается общий номер компании. Это необходимо для того, чтобы:

  • снизить риски прямого общения клиента и сотрудника;
  • повысить удобство связи клиента с компанией;
  • отследить историю контактов клиента и сотрудника, что потом используется и для дальнейшего анализа данных, и для решения спорных вопросов.

Помимо этого подменные номера часто используются в сервисах коллтрекинга для анализа эффективности работы рекламных каналов.

Как используют подменные номера мошенники?

Мошенники тоже прибегают к помощи виртуальных АТС для подмены номеров, но:

  • часто используемые программы не официальные и работают они не через операторов IP-телефонии, а напрямую;
  • мошенников не интересует свободен ли подменный номер или же принадлежит другой компании.

У одного нашего сотрудника был даже комичный случай в прошлом году. Ему позвонили от лица сотрудника МВД с номера телефона пиццерии. И это было забавно, когда на экране высветилось сообщение «номер принадлежит пиццерии», а в трубке коллега услышал слова «здравствуйте, лейтенант полиции такая-то».

Таким образом с помощью «левых» облачных АТС преступники могут заменить Caller ID на:

  • «чистый» номер телефона, который ещё не засвечен в СПАМ-базах;
  • номер телефона полиции, ФСБ, банка и любой другой компании, от лица которой они хотят позвонить;
  • номер телефона любого конкретного абонента.

Последнее, кстати, стало происходить всё чаще. Мошенники в качестве подменных используют телефоны абонентов, которые им нагрубили или не понравились по каким-то другим причинам. Когда это происходит, реальные владельцы номеров получают звонки от недовольных граждан, а также их номер может быть внесён в чёрные списки банков и других организаций.

Правда, сильно переживать владельцам реальных номеров не стоит — ответственность за использование их номера мошенниками им не грозит. В случае обращения полиции абонентам достаточно будет показать распечатку звонков, которая подтвердит, что он никому не звонил и, соответственно, мошеннических действий не совершал.

Какие меры предосторожности можно предпринять, чтобы не попасться на удочку телефонных мошенников?

Самое главное правило, которое стоит запомнить, если вам звонят из службы безопасности банка, полиции или других компаний и структур — не общайтесь с ними, а вешайте трубку и перезванивайте напрямую.

Не разговаривайте с мошенниками. Вешайте трубку!
Не разговаривайте с мошенниками. Вешайте трубку!

Например, позвонили вам из службы безопасности банка. Не разговаривайте с мошенником, а просто повесьте трубку, найдите сайт банка в интернете и позвоните сами по указанному там номеру. Затем объясните ситуацию и если это действительно был звонок из банка, вас соединят с нужным сотрудником.

Если вам звонят из МВД или ФСБ, мошенник, как правило, представляется и называет свою должность имя и фамилию. Тут тоже можно смело повесить трубку, найти телефон ведомства на официальном сайте, позвонить по нему и объяснить ситуацию. Если это был реальный звонок, вас также свяжут с нужным сотрудником.

ВАЖНО: не стоит бояться показаться грубым со звонящим. Если это реальный сотрудник банка или ведомства, он знает о мошенниках и абсолютно спокойно отреагирует на ваше поведение.

А что же сервисы виртуальной телефонии?

Как уже сказано выше, преступники редко пользуются официальными сервисами виртуальной телефонии, так как, в случае чего, их можно вычислить по указанным в договоре данным.

Правда, бывают ситуации, когда для заключения договора с «белой» виртуальной АТС мошенники используют паспортные данные людей из неблагополучных слоев общества – они просто платят им за предоставление своих паспортных данных и доступов к аккаунтам на Гослусугах.

В таком случае, пробивая телефон через поисковые системы, можно увидеть наименование «белого» оператора номера.

Данные об операторе номера
Данные об операторе номера

И если вам звонили мошенники, то можно:

  • либо связаться с оператором и сообщить с какого номера был совершен мошеннический звонок;
  • либо позвонить в полицию, сообщить о факте мошеннического звонка, а они уже свяжутся с оператором и проверят клиента.

Операторы связи имеют достаточно инструментов для проверки и вычисления клиентов-мошенников, а текущее законодательство позволяет наказывать даже тех, кто «потерял паспорт» (пишем в кавычках, так как знаем, как определить реальных людей, потерявших паспорт, и тех, кто за деньги разрешил воспользоваться своими данными для регистрации мошеннических кабинетов).

Еще больше интересного в нашей группе. Там мы делимся 11-ти летним опытом работы с малым и средним бизнесами, даем конкретные примеры, разбираем ошибки.

11
6 комментариев

Сейчас операторы связи могут блокировать такие звонки, или переводить их на свои автоответчики. Когда не совпадает сеть, из которой пришел звонок и сеть (оператор) владелец CallerID.

Ответить

Дмитрий, здравствуйте! Автоответчик могут ставить, когда вызов не верифицирован, т.е. у оператора принимающего вызов на свою сеть, нет подтверждения, что вызов пришел с сети оператора инициирующего вызов.

Вызовы далеко не всегда ходят напрямую между операторами. Строить стыки "каждый с каждым" довольно долгий процесс, не все операторы на это согласны. Поэтому, такого рода блокировки пока что невозможны.

Ответить

Объясните, пожалуйста, раз вы работаете изнутри.

Возможно ли технически реализовать такую связку:

1. Абоненту, например, Мегафона, поступает звонок.
2. Мегафон видит, что CallerID принадлежит номерной емкости МТС (или любого другого оператора, в т.ч. "белым" SIP-провайдерам
3. Мегафон запрашивает у МТС (или любого другого оператора) - "ваш абонент с номером %CallerID% делает сейчас звонок моему абоненту"?
4. Если да, то пропускаем звонок
5. Если нет, то отклоняем звонок.

Почему эта схема не может работать?

Ответить

Алексей, так все и работает) У каждого оператора связи есть система антифрод

Ответить