Командный успех: Как решать конфликты в команде?

Вот уже больше 7 лет я работаю с различными проектами и командами. И постоянно сталкиваюсь с тем, что на этапе притирки людей на проекте ( а то и у людей, которые уже давно работают друг с другом) случаются рабочие конфликты, иногда переходящие в личные.

И поскольку одна из моих задач как проджекта - это поддержание сроков здоровой атмосферы в команде, то я включаю внутреннего судью и психолога и собираю круг правды для решения вопроса.

Командный успех: Как решать конфликты в команде?

Вообще, надо понимать, что конфликты в команде – это нормальное явление, особенно когда разные личности и идеи сочетаются в стремлении к общей цели. Главное, чтобы рабочий конфликт не переходил в личностный спор и воспринимался командой как часть рабочего процесса, а не как личные разборки, переходящие в кровную вражду.

Попробовав разные методы, я выделила 5 основных способов решения конфликтов, которые на мой взгляд и опыт являются самыми эффективными. И сегодня делюсь ими с вами

1. Активное слушание

Дайте возможность каждому участнику конфликта высказаться. Попросите остальных участников выслушать и не перебивать, даже если они не согласны с оппонентом. После высказывания всех сторон резюмируйте коротко обе позиции, акцентировав внимание как на общих взглядах, так и на сути разногласий.

Итог: получаем две очищенные от эмоций позиции, снижаем напряженность диалога ( так как каждый высказывается без спора), четко выделяем вопрос для обсуждения

2. Поиск общего решения

Ищите компромиссное решение, которое удовлетворит всех участников конфликта. Важно не ставить одну сторону против другой, а искать решение, которое принесет пользу проекту и большинству участников. Если компромисс невозможен, предложите альтернативные варианты в других аспектах конфликта. Постарайте найти несколько вариантов решений, чтобы участники получали возможность обсуждения и выбора, а не категоричную позицию

Итог: несколько решений, вовлечение участников в диалог

3. Вовлечение сторонних лиц

Если конфликт слишком сложен или вы сами участвуете в нем, пригласите независимого посредника или руокводителя. Третья сторона может помочь разрешить разногласия и направить обсуждение в конструктивное русло. В ваш диалог добавляется "модератор" (либо им становитесь вы), задача которого направлять обсуждение и вовремя снижать эмоциональный тон беседы, резюмировать и предлагать решения.

Итог: наличие нейтральной стороны, которая заинтересована в быстром и адекватном поиске решения и вызывает доверие у обоих участников, так как не принимает ничью сторону по умолчанию

4. Напоминание о цели

Напомните участникам конфликта, что ваша команда работает вместе для достижения общей цели. Разрешение конфликтов должно основываться на рациональном подходе и влиянии на финальный результат проекта. Если вы чувствуете, что кто-то слишком близко к сердцу воспринимает спор, напоминайте, что это всего лишь рабочий момент, а не личностный конфликт.

Итог: обсуждение из личностного переходит в проектное

5. Превратите конфликты в возможности для роста

Модерируйте беседу не с позиции решения конфликта, а с позиции обсуждения интересного вопроса и поиска решения для дальнейшего использования. Превратите конфликт в брейншторм, поделитесь дальше результатами с командой.

Сформулируйте по итогам рассылку, которую можно начать со слов "Спасибо "участник 1" и "участник 2", что они заметили интересное противоречие. Обсудив его, мы нашли решение для ...."

Итог: участники перенастраиваются из негативного русла беседы в позитивное, чувствуют, что делают общее полезное дело и учатся в будущем формулировать противоречия в вопросы для обсуждения

Если у вас есть свои наработанные или проверенные методики - делитесь в комментариях, давайте обсуждать и обмениваться опытом :)

33
2 комментария

Хоть советы и полезные, но полностью избавиться от конфликтов не получится, такая уж природа человека :)

1
Ответить

Конфликты это нормально, но задача руководителя вовремя пресекать их, чтобы они не переходили в острую стадию и не мешали рабочему процессу. Не помешают внерабочие мероприятия, помогающие сформировать более дружный и слаженный коллектив)

Ответить