История факапа на много-много миллионов рублей

Сейчас расскажу вам интересную и поучительную историю факапа на много-много миллионов рублей :-)
Это будет очередной рассказ из серии “прочитай и никогда так не делай”.

В начале 2010 года в мою голову пришла очередная смелая идея.
Как многие помнят, процентов 90 людей утром ехали в Москве и области по “вылетным” магистралям в центр на работу, а вечером так же обратно - домой. Так называемая маятниковая миграция. Удаленки не было, все строго по офисам 5/2.
И я подумал - вот все эти бедные люди ведь после работы еще едут в продуктовые магазины за едой. Уставшие, стоят в очередях, читают списки в смсках и негромко матерятся. Доставки тогда не было, да и магазинов не так много как сейчас. В общем, на языке стартапов - “боль”. Значит надо организовать этим людям что? Правильно - Пункты Выдачи Заказов)) (Еще раз - 2011й год!)

Только выдавать в этих Пунктах продуктовые заказы. Типа днем человек делает на сайте заказ (приложений тоже еще толком не было), а вечером забирает его по дороге домой. Пункт выдачи должен быть понятное дело на “вечерней” стороне дороги, с парковкой и на первой линии.Окрыленной этой идеей, я взялся за дело. Проект назвали АБВ. Типа, просто как три буквы. Начали всё максимально масштабно. Заказали масштабное рыночное исследование. Которое конечно же подтвердило что мы на верном пути. Сайт сначала сделали простой и временный на коленке, а “боевой” заказали в Студии Лебедева. Кажется, за 8 млн руб. К слову, проект умер еще до того как появился сайт (потому что делает Студия Лебедева всё не то чтобы долго, а почти бесконечно).

История факапа на много-много миллионов рублей

В аренду взяли здоровенный склад на 2000 метров и в 6 уровней стеллажей вверх (кстати мы арендовали одну половину, а на второй соседом был ОЗОН)). На склад накупили здоровенного дорогущего стеллажного оборудования, холодильные и морозильные камеры. Погрузчик и тд. Кто знает, склады это пипец какая затратная история. Видеонаблюдение, покрытие пола и далее и далее. Ввалили денег в рекламу. Ну и в закупку запаса продуктов понятное дело. Купили модную 1С и систему складского учета WMS. Короче, тратили деньги особо не считая. Строили сразу “на века”. Очень жаль, что мне не подвернулась до этого момента библия стартапера - Lean StartUp. Иначе бы история могла пойти вообще по другому пути.

Ну так вот. Открыли первый Пункт выдачи на Ленинградском шоссе, не доезжая до МКАДа. Потратились на ремонт, оборудование, аренду. Как известно, идея окрыляет, и ничто не могло нас остановить. Продуктов на складе приличное количество было скоропортящимися - их приходилось выкидывать. Кстати! В самом начале как-то на встречу ко мне напросились два человека - их звали Левон и Анна. Тоже предприниматели с горящими глазами, рассказали что делают типа агрегатора еды и доставки, и предложили партнериться самым разным способом. Уже не помню почему, но партнерства не сложилось, каждый пошел своей дорогой. Это были Левон Оганесян и Анна Шкирина - основатели Деливери Клаб. Который теперь Яндекс.Еда🍔

Ну так вот. Шли недели и месяцы. Заказов было мало, и мы никак не могли понять почему. Тратились на рекламу, на продукты (бОльшую часть из которых приходилось раздавать сотрудникам из-за истечения срока годности). Содержали кучу сотрудников на складе, в офисе, айтишников и так далее. В какой-то момент стало понятно, что это тупиковая история. Мы попробовали сделать вираж - переключиться на доставку продуктов до квартиры. Но время доставки еще просто не пришло. Как известно, важно быть не первым, а быть вовремя. Примерно в то же время на рынке появились Инстамарт - и аккуратно строили проект по доставке с полок магазина. Сейчас этот проект известен как Сбермаркет.
Ну а мы? Мы сожгли кучу денег, с абсолютно нулевым результатом, за копейки распродали оборудование склада, закрыли Пункт выдачи и с ним весь проект. “Зафиксировали убытки”. Сумму не буду называть, самому страшно. Причем - вселенная дала нам подсказку, но мы не смогли её прочитать - большинство заказов было от людей которые просто жили в соседних домах, а не ехали к себе в зажопинск домой.
Ничего не напоминает?)
Теперь самое интересное - в чем были ключевые ошибки? Пишите ваши варианты и вообще предлагайте как можно было попробовать вырулить из такой жопы. Обсудим в комментах⬇

33
1 комментарий

Я не понял, вы пытались работать на одном ПВЗ? Или всё таки было несколько пунктов вывоза?

Ответить