Гайд по приёмке дизайна: что нужно знать о макете сайта или приложения, чтобы сэкономить на разработке

Крупные заказчики всё чаще приходят с просьбой оценить макеты сторонних подрядчиков. Мы решили поделиться частью своих аудиторских технологий и подготовили чек-лист, необходимый для грамотной приемки дизайн-макетов цифровых интерфейсов.

Гайд по приёмке дизайна: что нужно знать о макете сайта или приложения, чтобы сэкономить на разработке

Что не так?

В этом году в 65pixels начали приходить с просьбой оценить работу сторонних дизайн-подрядчиков. У одних горели сроки, а дизайн-проект всё никак не доделают, у других на макеты жаловались вендоры-разработчики.

Такие проблемы возникают, когда не повезло с подрядчиками. В лучшем случае макет слишком долго висит в разработке, в худшем — на этапе вёрстки оказалось, что не хватает элементов, а те, что есть — сделаны «спустя рукава» и надо все переделывать.

Так происходит, потому что компании в попытке сэкономить обращаются к неопытным дизайн-студиям. Из-за высокого спроса таких новичков на рынке становится всё больше. Неважно, дело в непрофессионализме или в безответственности — результат один. Вместо дизайн-макета, цельной системы элементов и сценариев — просто красивые экраны приложения. Неправильно подготовленные дизайн-макеты очень сильно усложняют жизнь разработчикам на этапе вёрстки, а в дальнейшем — могут повлиять на сроки и стоимость развития цифрового продукта.

Дисклеймер: в этой статье мы говорим про сложные многофункциональные мобильные приложения и сайты.

Мы же, 65pixels — часть IT-компании, специализирующейся на разработке мобильных приложений и сайтов. Мы с разработчиками — одна команда, вместе ходим на встречи к клиентам, участвуем в формировании ТЗ и по пятницам на кухне пиво пьем. Поэтому знаем, как выглядит дизайн-макет, который легко взять в работу, и готовы поделиться советами ;)

14 вопросов для проверки макета

Сверяемся с задачами

Возможно эти пункты покажутся кэпством, но, поверьте, и такое было в нашей практике.

1. Какие основные цели и задачи у приложения/сайта? Проверяем наличие заложенной функциональности. Просто идём по пунктам технического задания (или функциональных требований). Пока ничего сложного — проверяем подрядчика на внимательность и ответственность.

2. Известны ли технические и бизнес-ограничения, которые критичны для разработки дизайна? Интересуемся, как дизайнер реализовал решения, принятые на этапе сметы. Чтобы не оказалось так, что вы договаривались только на функцию оформления заказа, а вам спроектировали личные кабинеты покупателей, обслуживание которых вы не планировали.

Гайд по приёмке дизайна: что нужно знать о макете сайта или приложения, чтобы сэкономить на разработке

Функциональность

3. Все ли состояния экранов и сценарии отражены в макетах, в том числе негативные и пустые состояния? Важно раскрыть все этапы каждого сценария. Неопытные продуктовые дизайнеры могут забывать отрисовывать состояния ошибок и пустых выдач.

4. Отображены ли все возможные состояния полей и реакции интерфейса на неверно заполненные/незаполненные поля? Когда вы уже проанализировали сценарий в целом, время приступать к доскональному изучению каждого отдельного экрана. Здесь рекомендации те же — убедитесь, что подрядчик ничего не забыл. Проще всего это сделать, сравнивая макет с подробной документацией по пунктам.

5. Как ведёт себя динамический текст, все ли слова помещаются внутрь элементов, какие ограничения по символам, встречаются ли одиночные знаки препинания/предлоги на отдельных строках, соблюдаются ли отступы/интервалы при изменении текста? Работа с типографикой очень важна, потому что текст — основа коммуникации. Он должен быть читабельным при любых условиях. Про красоту забывать тоже не стоит, опрятность блоков формирует доверие, потому что с некачественными сайтами пользователи чаще всего сталкиваются у пиратов и мошенников.

Гайд по приёмке дизайна: что нужно знать о макете сайта или приложения, чтобы сэкономить на разработке

Комфорт пользователя

6. Проводились ли исследования на пользователях? На чём основаны решения, используемые в дизайне? На этом этапе работаем с целевой аудиторией. Понравится ли им дизайн? Будет ли им понятен интерфейс? То, что подходит подростку, может быть непонятно пожилому человеку и наоборот.

7. Насколько понятна и эргономична навигация внутри интерфейса? Представьте себя на месте пользователя, смогли бы вы пользоваться таким сайтом или приложением? Иногда имеет смысл сравнить полученный результат с приложениями больших популярных компаний с похожими задачами, потому что у них есть деньги на исследования и внедрение лучших практик индустрии.

Если ваш интерфейс сильно отличается от того, как сейчас принято — спросите дизайнера почему. Такое решение должно быть очень обоснованным, потому что экстраординарность мешает интуитивному использованию и создаёт напряжение.

8. Насколько понятны текстовые формулировки в элементах навигации: кнопках, ссылках, таббарах и по контенту в целом (в заголовках, подсказках, описании)? Как и многие другие, этот пункт про удобство пользования. Там, где не помогает интуиция, пользователя должен сопровождать короткий и понятный текст.

9. Проверены ли цвета на контрастность и восприятие пользователями? Этот вопрос — забота об удобстве пользования: недостаточно контрастно — трудно читать и ориентироваться, слишком контрастно — устают глаза. На этом этапе важно также понимать, что экраны разных устройств и моделей по-разному воспроизводят цвета, поэтому важно убедиться что макет будет удобен на большинстве из них.

Гайд по приёмке дизайна: что нужно знать о макете сайта или приложения, чтобы сэкономить на разработке

Лёгкость в разработке

10. Используются ли компоненты, чтобы повысить легкую масштабируемость макета? Макет должен быть хорошо организован, чтобы вам было удобно вносить изменения, а разработчикам — экономить время на повторяющихся элементах. Часто компоненты выносятся в отдельный UI-kit — набор основных элементов интерфейса.

Компонент — это элемент, копии которого меняются вместе с ним. Например, если изменить стиль одной кнопки, все похожие изменятся вместе с ней.

11. Проставлены ли связи в макетах, чтобы разработчики и все, кто будет взаимодействовать с макетами, могли по ним ориентироваться? Связи отражают переход между состояниями интерфейса: нажал сюда — стало так. Это неотъемлемая часть прототипа, без неё разработчикам придётся попотеть, чтобы понять, что имел в виду дизайнер.

12. Учтены ли все разрешения девайсов, на которых будет использоваться дизайн? Больше половины активных пользователей интернета — это пользователи смартфонов. Если сайт не будет адаптирован для них, вы потеряете половину покупателей. В идеальной ситуации их должно быть не меньше трёх — под экраны шириной в 1440, 768 и 320 пикселей.

13. Используется ли сетка, и насколько все элементы и отступы ей соответствуют? Без сетки сайт будет выглядеть неаккуратно, а разработчик будет мучиться, вычисляя отступы. Работая по сетке, дизайнер экономит время себе и программисту, а значит, бережно относится к вашим деньгам.

14. Подготовлены ли интерактивные прототипы и анимации для понимания поведения интерфейса в динамике? Разработчикам, которые будут заниматься анимацией и переходами должно быть ясно, как ведёт себя сайт, самый лучший способ это объяснить — показать.

Гайд по приёмке дизайна: что нужно знать о макете сайта или приложения, чтобы сэкономить на разработке

Что делать, если не помогло

В случае если на этапе приёмки всё же что-то пошло не так, несмотря на все усилия, — может понадобиться помощь. Если меры по контролю подрядчика не принесли результата, значит случай сложный. В таких случаях имеет смысл обратиться за аудиторским анализом, который поможет выяснить, в чём проблема, и определить пути решения.

Также это полезно, когда с менеджментом всё в порядке, а дизайнерских компетенций для оценки макета не хватает. С аудитом станет понятно, готовы ли вы переходить к этапу разработки. Чем раньше вы выясните наличие проблемы, тем быстрее и дешевле будет её решить.

3131
3 комментария

Классная статья и советы! Но не все мелкие студии бестолковые и не знают базовых вещей разработки сайтов или приложений и подготовки макетов. Многие же на энтузиазме)

2

Конечно не все! Главное, чтобы энтузиазм не был в ущерб бизнес-процессам клиента