Из штатного дизайнера в совладельцы SETTERS: моя история

Наш арт-директор Ксения Жаворонок стала совладельцем SETTERS. А начинала она работу в компании с позиции графического дизайнера. Попросили Ксюшу рассказать о том, какой путь она прошла от графического дизайнера до партнера агентства.

Из штатного дизайнера в совладельцы SETTERS: моя история

Точка А: буклеты для церкви, хакатоны и своя студия

Начнем издалека. Я училась на графического дизайнера, хотя программа больше подходила под описание арт-директора. Мы изучали все: типографику, создание шрифтов, режиссуру, монтаж, фотографию, 3D, дизайн интерьера, веб-дизайн, программирование, верстку книг… Список можно продолжать еще долго. В итоге все это я успела попробовать в своей работе.

Карьеру в дизайне начала с создания айдентики, делала ее для туристических компаний, и для объектов недвижимости, и для брендов одежды, и даже для поселков. Еще я фотографировала и обрабатывала, рисовала иллюстрации, делала концепты для интерьеров, верстала буклеты для церкви, создавала клуб в Финляндии и еще много чего другого.

фото принадлежит Maclab
фото принадлежит Maclab

В начале карьеры я волонтерила в международной сети лабораторий Fablab — изучала, как работают 3D-принтеры, как готовить для них модели, и работала с лазерными и фрезерными станками. Тогда я узнала о хакатонах и впервые поучаствовала в хакатоне от NASA — мы с командой вошли в пятерку финалистов.

Из штатного дизайнера в совладельцы SETTERS: моя история

Тогда я часто лажала, особенно со сроками — не понимала, сколько времени мне надо на выполнение задачи и ставила нереалистичные дедлайны. Но в целом у меня многое получалось. Весь этот опыт дал мне понять, что я могу справиться с любой задачей. Я жила с установкой: если делает кто-то, значит, и я смогу. А если будет сложно, на любой вопрос можно найти ответ в Google. Так я пришла к идеи создать свою дизайн-студию. Решила сделать это с партнером.

Все шло довольно неплохо — приходили клиенты, мы делали проекты. Но я не была окрепшей — не хватало финансовой и юридической грамотности. Партнер стал странно себя вести, перестал отдавать деньги за заказы, а потом и вовсе исчез, оставив меня ни с чем.

После этого урока я и пошла в SETTERS — но с желанием как можно скорее снова начать свое дело.

Из точки А в точку Б: собеседование в SETTERS, проекты, таймшиты, выгорания

Меня приглашали в SETTERS на позицию графического дизайнера осенью 2015 года — почти сразу после открытия агентства. Тогда я отказалась, потому что работала над своей студией. И ребята наняли другого дизайнера. В январе 2016 года мне предложили эту должность снова. Я уже понимала, что с партнером что-то не так, поэтому согласилась сходить на собеседование.

Собеседование проводили Саша и Алина. Помню, они тогда выглядели как подростки и очень смешно разговаривали — поделились со мной всеми сленговыми выражениями компании — «типо отвал всего», «клиенты должны сикнуть» и прочее.

Из штатного дизайнера в совладельцы SETTERS: моя история

Атмосфера была доброй, честной и дружелюбной — это то, что я искала в тот момент. Мне дали легкое тестовое, я его быстро сделала и даже добавила моушен в дизайн вместо статики. Девочкам понравилось, и я была принята.

Остаться в SETTERS я хотела месяца на четыре, чтобы поднабраться знаний и все-таки сделать что-то свое.

Но, как говорится «ничего нет более постоянного, чем временное», поэтому все свои знания и стремления я стала реализовывать в SETTERS.

Из штатного дизайнера в совладельцы SETTERS: моя история

Когда я пришла, в компании все только начинало формироваться. Не было даже графика работы — я приходила в офис к 11 утра и могла работать до 11 часов вечера. Стратегии развития дизайн-направления в агентстве тоже еще не было, я этим воспользовалась и решила строить отдел дизайна так, как будто открываю свою студию.

Первое время (а это первые 3 года) я многое делала самостоятельно, иногда оставаясь на рабочем месте до ночи: думала над структурой отдела, писала мануалы, вела найм и обучала новых сотрудников с нуля. Первые портфолио по услугам дизайна были собраны из моих предыдущих работ, а на первых проектах я была и дизайнером, и менеджером, и юристом.

Благодаря открытости фаундеров и коллектива к изменениями я уже спустя месяц работы предложила систему работы по шаблонам — ведущий дизайнер разрабатывал макеты для всех клиентов, а джуны и стажеры по ним создавали контент. Потом сделала первые почасовки и создала шаблоны смет, где стоимость работы объясняется количеством затраченных сотрудниками часов на выполнение каждой задачи. Кстати, первый проект, который мы продали с подобной сметой, был для «Детского мира».

С Игорем Минкевичем (сейчас он операционный директор бренда re-feel) мы сделали первый вариант таймшита — таблицу, где фиксировали часы дизайнеров, которые они потратили за месяц на разные проекты. В итоге все это стало основой той системы, которая работает сейчас, хоть она и претерпела за столько лет миллион изменений.

Из штатного дизайнера в совладельцы SETTERS: моя история

Еще в тот период были выгорания, я добровольно работала по 12 часов почти каждый день в течение трех лет (и сейчас иногда бывает). Иногда я лежала и рыдала на рабочем столе: от усталости, из-за сложного и токсичного клиента, бывало, и из-за коллег. В 2017 году я даже хотела уволиться. Тогда я не успела выстроить комфортную систему загрузки для отдела и себя, поэтому коллеги разрывали меня, пытаясь объяснить, чья задача важнее.

Но при этом SETTERS всегда был островком моральной стабильности. Потому что ты знаешь: все можно поправить, со всеми можно договориться — тебя выслушают и учтут твое мнение.

В самом начале, весной 2016, я стала разрабатывать айдентику для SETTERS Education. А через год уже работала над новым направлением услуг в агентстве — создание айдентики. Тогда же начала формировать подразделения в отделе дизайна. Например, айдентика и SMM стали разными подотделами.

В 2018 году я провела еще одну реструктуризацию — разделила работу над проектами клиентов и работу над SETTERS и SE в разные отделы. И параллельно начала делать курс по дизайну в SE, чтобы растить кадры.

И направление айдентики продолжало расти. В 2019 году был создан отдел спецпроектов — это то, во что вылилась работа с айдентикой. В этом отделе я принимала решения по всем юридическим и финансовым вопросам. И тогда еще начала помогать re-feel с айдентикой и поиском команды.

В 2020 году меня уже официально назначили арт-директором, а созданные мной курсы по дизайну мы превратили в SETTERS Design School. В 2022 ее закрыли, но я направила свои преподавательские способности в создание курсов по визуальному брендингу, айдентике, графическому и цифровому дизайну для Британской высшей школы дизайна. Потом еще ездила по городам с лекциями и воркшопами, а сейчас переодически вхожу в комиссии в университетах и принимаю дипломников, сижу в составе жюри на конкурсах и фестивалях по дизайну и рекламе.

За все это время под моим руководством отдел дизайна запустил и завершил проекты для Netflix, L’Oreal, X5, Avito, QIWI, Яндекс и сотен других российский и зарубежных компаний.

У меня получилось пройти путь от графического дизайнера до Head of Design & Art-Direction и выстроить работу отдела в 40 человек не только благодаря своему желанию, но и гибкости, доверию и открытости фаундеров.

Из штатного дизайнера в совладельцы SETTERS: моя история

Точка Б: предложение стать партнером

За время работы в SETTERS ко мне приходили с предложениями проектов, где нужно было с нуля развивать новые направления. Я понимала, что на развитие чего-то нового и работу в агентстве мне не хватит сил. Тогда передо мной встал выбор: уходить в новые проекты или продолжать работу в агентстве.

Примерно в тот же период, когда я стояла перед выбором, меня попросили отделить часть команды дизайна в другие юниты и бизнесы SETTERS. По этому поводу я переживала внутренний кризис и тогда остро почувствовала себя наемным работником только одной компании. Хотя по отдаче и результатам казалось, что делаю гораздо больше своих обязанностей в агентстве.

Я стала размышлять о своем месте в SETTERS, поняла, что у меня всегда было стремление помогать в развитии агентства и других проектов SETTERS. Оценила свою роль в становлении компании — она мне показалась довольно значимой. Обсудила эти ощущения с близким другом и рассказала ему о желании прийти к фаундерам с предложением сделать меня партнером. Мы с ним представили самые плохой и хороший сценарии.

В итоге вариант, где я вообще об этом не говорю, мне показался самым плохим. Я решила рискнуть.

Было страшно, так как у ребят были все основания мне отказать и этот разговор мог испортить отношения между нами. Поэтому я не планировала конкретный день для разговора, а решила встроить его нативно, когда почувствую, что это логично. Но варианты диалога и аргументы я проигрывала в голове много раз.

Поэтому в момент разговора волнения особо не было. В тот день мы разговаривали с Женей о перестроении отдела дизайна — что оно за собой повлечет и что будет в моей карьере. Наш диалог затянулся до позднего вечера и был немного похож на дружескую беседу. И я уже не переживала, что встречу негативные эмоции на свое предложение сразу. Если и последует отказ, он будет в другой день и с аргументами. Но Женя отреагировал в моменте и сказал, что рад слышать мои слова, так как он с другими сооснователями уже обсуждали эту тему.

За семь лет работы с Ксюшей мы запустили огромное количество проектов и в рамках агентства, и за его пределами. Вместе развивали отделы и целые направления. Она настоящий профессионал, поэтому в тот момент я был рад услышать предложение перевести наше взаимодействие в партнерский формат

Евгений Давыдов, СEO SETTERS, co-founder SETTERS MEDIA, SETTERS EDUCATION и re-f

Мне довольно быстро сообщили, что все партнеры согласны. Я была очень рада, но особо никому про этого не говорила, ведь официально еще ничего не произошло. Процесс подписания длился долго, за это время я успела привыкнуть к мысли о том, что я партнер. Поэтому самые приятные эмоции были, когда об этом объявили сотрудникам компании — я получила очень много приятных сообщений. Я была сильно удивлена, так как не знала, как вообще на это отреагируют коллеги.

Из штатного дизайнера в совладельцы SETTERS: моя история

Советы

Первое — не верьте, когда говорят: «Найдите себе работу по душе, и вам не придется работать ни дня в своей жизни». Даже в самой душевной компании будут разные дни, будет много работы, сложностей, провалов, минут гордости и отпусков. Не настраивайте себя на легкий путь, если хотите чего-то добиться.

Второе — не ждите, когда кто-то за вас предложит вам премию, повышение оклада, новую должность. Сами достигайте своих целей, ищите инструменты для их реализации, договаривайтесь с коллегами и руководством.

6969
27 комментариев

Спасибо за статью! Была очень рада поделиться своей историей) Надеюсь, она кого-нибудь подтолкнет к чему-то хорошему или важному.

9
Ответить

Гордимся и бесконечно восхищаемся, Ксюша ❤️

1
Ответить

Звезда!

2
Ответить

Одна из самых ярких на небосклоне 🤌🏻

2
Ответить

А расскажите, пожалуйста, как это все оформили в плане документов? Доля в ООО? Какие условия выхода и продажи доли в таком случае?

2
Ответить

Ткачук ван лав <3

2
Ответить

Ваш опыт и упорство вдохновляют. Спасибо за то, что поделились своей историей

1
Ответить