40 раз собеседовал на менеджера Wb и Ozon: как я искал человека на маркетплейсы в свой магазин
Привет! Я Миша Автоденко, у меня магазин хоз.товаров и деревообрабатывающее производство в Нижнем Новгороде. Еще в январе решил выйти на маркетплейсы. Искал по знакомым менеджера, но не было толковых. Прособеседовал всех, кто был на хедхантере, нашел человека, но через месяц ему предложили больше и он ушел. Я не отчаивался, взял родственника, вложился в его обучение, но он быстро смекнул и ушел делать свой бизнес. В итоге наладить работу магазина мне помогли мои ошибки, excel таблица и раздевалка в спортзале. Сейчас расскажу всё подробнее и причем тут раздевалка.
Небольшое вступление. Почему я пишу про маркетплейсы именно сейчас.
Я перфекционист и помешан на аналитике. Мне по кайфу анализировать все варианты, даже если это займет месяц и выбрать из них лучший. Кажется, я собрал достаточно информации по менеджерам маркетплейсов и наделал много ошибок в подборе человека. Провел в сумме больше 40 встреч, с кандидатами и компаниями. Очевидно одно - тема сейчас очень популярная, но на рынке дефицит хороших кадров.
У блогеров в ютубе - ведение магазина на вб это просто. По факту - дел на вайлдбериз столько, что один человек не справиться. Невозможно в одном человеке совместить все навыки, которые нужны для роста бизнеса. Дизайнер-аналитик-руководитель-логист-контент-менеджер с зп 30к - это иллюзия. А содержание команды из 3-4 человек обойдется дорого, особенно на стадии выхода. Да и чтобы управлять командой - нужно глубоко погружаться в процессы, содержать рабочие места. И все таки я не сдавался и решение нашлось. Давайте расскажу обо всем по порядку, как я искал человека..
Человек с хедхантера
Кажется нужно только разместить вакансию и профессионалы поплывут рекой. На деле все по другому. Профессионалы не хотят работать на дядю ИП. А среди оставшихся, чтобы отобрать человека с навыками нужно будет много собеседовать, что я и делал. Вот рекомендации по каждой стадии:
Ваша вакансия
Я не разбираюсь в работе wb, ozon. На тот момент я не знал до конца, что должен уметь делать менеджер. Поэтому для составления вакансии открыл несколько объявлений крупных компаний и тупо скопировал. Поставил 30 оклад + % с продаж. Так выглядела вакансия в начале.
Опубликовал. Прошла неделя - 1 отклик. Зашел проверить, может что не работает. Просмотры есть. Но откликов мало. В тексте моей вакансии был указан большой список функций, которые должен делать менеджер от создания карточек до закупки в Китае. Конечно, я не против чтобы человек это все делал. Но я не сразу вкурил, что такие вакансии отпугивают кандидатов. Слишком большой функционал.
Сменил тактику - упростил вакансию. Написал там только про создание карточек, оставил только Ozon, сохранил. Пошли отклики.
Собеседование
Из 22 резюме которые я просмотрел за месяц, я отсобеседовал 14 человек. Я не ожидал, что это займет много времени. У меня нет HR директора. Помощнице я доверил только назначение встреч. А собеседование проводил сам. В среднем по 2 часа на встречу. Я не разбирался совсем в этой теме, что-то смотрел на ютубе, слышал от знакомых. Поэтому мне сложно оценить разбирается человек или нет. А хотелось, конечно, взять достойного человека.
Тестовое задание
Я хотел посмотреть всех. Поэтому не мог на собеседовании сказать сразу да-нет человеку. Нужно было дать ему с собой тестовое задание, пока он делает я буду собеседовать остальных. Из 14 кто был на собеседовании задание сделали только трое. Когда я перезванивал остальным, я понял, что не все хотят работать в небольшом, как у меня ИП. Даже если найдете спеца, не факт, что он к вам пойдет еще.
Из троих, которые прислали в тестовое задание я не вникал. Понимаю, что все его напишут на 5+. А вот, что мне важно - это наверное “мягкие” качества кандидата - душевность, доброта, энергия. Понравилась одна девушка, вроде умненькая и вежливая, глаза горели. Вообщем мы договорились с ней.
Адаптация. Должностная инструкция. Мотивация.
За 30 она была не согласна работать. В итоге я принял оклад 40 в месяц + 2% с продаж озона.
У меня нет описанных алгоритмов, инструкций по товару. Поэтому две недели сидел с ней и рассказывал про ассортимент магазина. Прошло еще месяц. Появились первые продажи на озоне. Девочка вроде работает, но без моего внимания перестает. А мне некогда сидеть с ней целый день. Вообщем без меня она как то потерялась. В итоге ей где-то предложили работу в более крупной компании с зп на 7 тыс. больше и мы попрощались.
Научить человека
Я немного расстроился потраченному времени. И пошёл по простому пути. Предложил родственнику супруги - умный молодой парень, но без опыта. Купил ему онлайн курс. Он быстро вник. Прикиньте, через пару месяцев он ушел делать свой бизнес. Не обижаюсь - все же родственники.
В России нужно с этим мириться, здесь каждый сам по себе. Получается нужно соблюсти баланс, чтобы человек был умный, но не очень храбрый. Иначе в один прекрасный день можно обнаружить, что он занимается на работе своим проектом и через пару месяцев он уйдет в свой бизнес.
Вообще, это хорошая история взять человека близкого тебе “по настроению” и научить его. Невозможно человека научить быть честным, позитивным и добиваться целей. А вот научить человека маркетплейсам вполне можно.
Но все же от идеи воспитания человека под себя я отказался.
Фрилансер
Здесь оказался выбор большой. Специалистов много. Но выбрать адекватного оказалось не просто. В итоге я потратил два дня на переписки и созвоны и составил таблицу. На что обращал внимание: прайс, загрузка и опыт.
В выборе фрилансера критерии должны быть такие: прайс до 40 тыс, знание аналитики и чтобы он не брал больше трех проектов. Больше трех - фокус внимания теряется. Некоторые мне отвечали только на следующий день - видно что перегружены.
С фрилансером я поработал совсем немного. Начал понимать, что фрилансер не может закрыть все задачи по проекту и нет вовлеченности.
По моей инициативе мы закончили работать. Не уверен, что один человек может качественно закрывать все задачи магазина. И дизайн карточек делать, и аналитику сводить и стратегию планировать и рекламу настроить. Нанимать троих - вообще не хотелось - контролировать надо в три раза больше. Я понял, что я не готов столько времени тратить на маркеты, у меня же еще основной бизнес.
Хотелось найти что-то надежное, чтобы человек не ушел и занимался моим проектом хотя бы год.
Нанять компанию
Решение пришло случайно. В раздевалке фитнес клуба встретил товарища, который рассказал, что отдал магазин на ведение “под ключ” в компанию. Я зацепился за идею и снова проделал большую работу по аналитике таких услуг. В итоге у меня получилась папка из 9 коммерческих предложений.
Выбрать было непросто. У всех компаний красивые сайты, кейсы, обещания. Все умеют себя рекламировать. Презентации красивые, но делать-то будут вполне конкретные люди. Кому довериться? Не хочется потом менять команду, чтобы не рассказывать опять заново про магазин, налаживать контакт с моим складом, создавать еще один чат в телеграмме.
Я вспомнил товарища из спортзала, и взял у него контакт Славы. Оказалось у Славы большая команда менеджеров маркетплейсов в Нижнем Новгороде. Они начали продавать еще 5 лет назад на Amazon. А сейчас у них специализация на вб и озон. Под мой проект была создана команда из 4 человек. Слава лично руководит процессом. Я вижу, что моим магазином ежедневно занимаются. У каждого в команде разные роли.
Мне важно, что я договорился с одним человеком и он лично ведет проект и отвечает за команду. Мне нравится, что у них есть внутреннее комьюнити и я общаюсь с другими продавцами. Их лицензия от ozon тоже вызвала доверие. Я плачу им 45 тыс. в мес. + % с выручки. По сути как за одного менеджера. За это они делают все от карточек до аналитики. Я только товар отгружаю. Однако это совсем не значит, что я ничего не делаю. Я постоянно на связи, мне интересно, я чувствую, что я тоже часть большой команды и вместе мы сделаем много миллионов!
Друзья, надеюсь, что моя статья поможет вам с командой, либо как минимум помогла провести 10 минут с пользой. Буду благодарен за стрелки вверх и комментарии по теме. Если статья попадет в топ, то я продолжу тему маркетплейсов. А может и про другие свои бизнесы расскажу.