Откуда ноги растут: как экономия на бензине привела к появлению удалёнки

История явления, изменившего мир.

Откуда ноги растут: как экономия на бензине привела к появлению удалёнки

Многие не задумываются, как появилась удалëнка — феномен, для многих ставший образом жизни. Finder.vc покопался в архивах и выяснил, кто придумал работу на расстоянии, как нефтяной кризис сделал её популярной и при чëм тут Пентагон.

Отец удалёнки

Знакомьтесь, Джек Ниллес. Американский учёный и инженер, бывший офицер электронной разведки ВВС США, впоследствии — топ-менеджер крупных промышленных компаний.

Откуда ноги растут: как экономия на бензине привела к появлению удалёнки

В 1960 году Джеку нужно было прибыть на совещание в Пентагон. На дорогу он потратил немало часов, но, как выяснилось впоследствии, впустую — встреча была отменена. Именно тогда он впервые задумался, как здорово было бы использовать видеоконференцсвязь — в то время она была доступна только генералам для связи с высшим руководством страны.

Прошло 12 лет, Джек Ниллес уже оставил военную службу, переехал в Калифорнию и начал работу в The Aerospace Corporation. Однажды крупный девелопер, с которым Ниллес общался по работе, задал ему вопрос: можно ли что-то сделать с дикими пробками в городе? И тут Джека осенило.

Чтобы жизнь в городе была более комфортна, нужно избавиться от пробок. Надо дать людям возможность не ездить на работу каждый день.

Ниллес бросил работу в корпорации, где его идеи никто не оценил, и перешёл в Университет Южной Калифорнии. Получив грант на исследование в области телекоммуникаций и транспорта, он погрузился в науку. Сначала нужно было доказать, что трата времени на дорогу до работы негативно влияет на продуктивность сотрудников и повышает текучку кадров.

Ниллес нашёл страховую с офисом в центре Лос-Анджелеса, которая ежегодно теряла треть персонала. Большинство сотрудников проживали в 15-25 км от офиса и добирались на работу на личном транспорте. Тезис ученого заключался в том, что причина текучки в 30% — временные и финансовые затраты на поездки туда и обратно.

Для сотрудников были организованы рабочие места в шаговой доступности от места проживания. В каждом из таких «‎бизнес-центров»‎ стоял терминал, в который в ежедневно загружались данные о работе персонала. Ночью они передавались в главный офис по широкополосной линии T1. Эксперимент длился 9 месяцев. Результаты заставили руководство компании задуматься: текучка снизилась практически до нуля, продуктивность работников выросла на 15%, а прибыль увеличилась на $4 млн. Тезис был доказан.

Откуда ноги растут: как экономия на бензине привела к появлению удалёнки

При чём здесь бензин?

Тем не менее, ни бизнес, ни профсоюзы Ниллеса не поддержали. Он оставался одиноким энтузиастом «телеработы», пока на его идеи не обратил внимание глава Комитета по экономразвитию США Фрэнк Скифф. На дворе был 1979 год, западный мир столкнулся с дефицитом нефти и, как следствие, застоем экономики. Цены на бензин росли — простых американцев это сильно волновало.

Скифф написал в The Washington Post культовую статью «Работа из дома может помочь сэкономить бензин». В ней он рассказал о преимуществах удалёнки — снижении трат на топливо, уменьшении пробок на дорогах и вредных выбросов в атмосферу, избавлении сотрудников от стресса из-за каждодневных поездок на работу.

Факторами, способствующими удалённой работе, Скифф называл калькуляторы, компьютерные терминалы и портативные машины хранения данных. По его мнению, будущие разработки — домашние ПК — должны были ещё больше упростить удалёнку. Недоумения скептиков он развеивал утверждением о том, что эффективность работы можно оценивать по производительности, а не по часам, проведённым в офисе.

Откуда ноги растут: как экономия на бензине привела к появлению удалёнки

Удалёнка набирает обороты

Уже через три года после публикации в The Washington Post в США прошла национальная конференция по телеработе, а ещё через пару лет начала издаваться газета «Telecommuting Review». Концепция отказа от поездок в офис постепенно обрела распространение в бурно растущем IT-секторе — в IBM уже в середине 80-х было больше двух тысяч «удалёнщиков».

Конечно, это не было удалёнкой в современном смысле слова. Работа выстраивалась через телецентры, в непосредственной близости от мест проживания работников — как в эксперименте Ниллеса в начале 70-х. К середине 90-х формат стал по-настоящему популярным — было даже запущено движение Telework America.

Дальше за дело взялся интернет. Его появление в каждом домохозяйстве Америки принципиально изменило рынок — количество сотрудников на удалёнке росло бешеными темпами. В 2008 году около 11% всех занятых в США работали удалённо. А потом случилась пандемия — но это уже совсем другая история, которую вы знаете.

4848
79 комментариев

Щас многие наелись удаленкой после короны, хотят обратно в офисы, и big tech всех заманивает обратно

15
Ответить

Вообще не понимаю, как удаленка может надоесть. Так имхо говорят те, кто не умеет организовать своё время и быть продуктивным и высокоэффективным.

20
Ответить

есть те кто хочет обратно в офис? по-моеум удаленка засасывает раз и навсегда

2
Ответить

а если скучно дома сидеть, то можно так-то локации менять

Ответить

В Кремниевой щас много скептиков по поводу удалëнки, всë может откатиться к доковидным временам

4
Ответить

В Штатах сейчас многие увольняются при насильном переводе с удаленки в офис, так что не всё так просто

3
Ответить

Пол Грехем, это известный инвестор, (со)основатель фонда Y Combinator. В этом твите он пишет про основателей стартапов. Возможно, если речь идет про стартап, особенно на ранней стадии, есть в офисе свой резон. Когда нет ни процессов, ни продукта, ни клиентов, нужно дофига пахать и много общаться. Это несколько иная атмосфера и несколько другие вещи. Когда из первых сотрудников нужно сделать руководителей подразделений, быстро что-то менять, важна каждая минута неформального общения.

И распорядок дня и культура в таком офисе будет несколько другая, очень не корпоративная. Вставте любимый скриншот из сериала Силиконовая Долина.

3
Ответить