# О маркировке простыми словами

Маркировка рекламы - горячо обсуждаемая тема за последний месяц. В этой статье я простыми словами постараюсь рассказать, что делать бизнесу и маркетологам на практике, чтобы не попасть на штрафы.

Для тех, кто не в курсе 1 сентября 2022 года были приняты несколько важных правок в закон о рекламе, а спустя год 1 сентября 2023 года они вступили в полную силу.

Правки касаются в частности всей рекламы в интернете на территории РФ. Вся эта реклама должна быть промаркирована, а данные по ней (вся статистика) должны быть отправлены в ЕРИР (единый реестр интернет рекламы).

Что если проигнорировать закон и продолжать давать рекламу, как раньше?

Вас схватит за руку робот-парсер от РКН, не обнаружит специального токена и отправит информацию об этом в РКН. В свою очередь специалисты рассмотрят зафиксированный ботом случай рекламы и, если обнаружат нарушение, выпишут штраф.

Эффективность ботов, как и всей системы отслеживания, мы обсуждать не будем, так как эта тема очень объемна по своей сути. Преположим, чтобы всевидящие боты будут передавать данные обо всех рекламных источниках без разбору.


Ведь даже если вас не схватили сразу, например, в телеграм канале, никто не гарантирует, что TGstat или Telemetr не обяжут отчитываться в РКН. А там хранится вся информация о размещенных в каналах постах. Это как пример.


Киберпанк уже наступил, а вы что думали?

Штрафы следующие:

За непредставление в ЕРИР информации о рекламе, неполное, недостоверное, неактуальное или несвоевременное предоставление информации:

— граждане: 10 000 – 30 000 руб.;

— должностные лица и ИП: 30 000 – 100 000 руб.;

— юрлица: 200 000 – 500 000 руб.

За распространение рекламы без идентификатора или с нарушением требований к его размещению:

— граждане: 30 000 – 100 000 руб.;

— должностные лица и ИП: 100 000 – 200 000 руб.;

— юрлица: 200 000 – 500 000 руб.

Для ОРД нарушение законодательства о рекламе:

— должностные лица: 100 000 – 200 000 руб.;

— юрлица: 300 000 – 700 000 руб.

Дополнительный факт: штрафы суммируются за каждый случай отсутствия маркировки, т.е. если вас схватят за один непромаркированный баннер, а потом за второй точно такой же, но в соседнем паблике, то штраф вы получите в двойном размере.

Дополнение редакции

Зачем это нужно?

Задумки самые благие: отслеживания теневых маркетинговых движений, преждевременное раскрытие коррупционных схем, а также слежение за движениями рекламных средств различных маркетплейсов по продаже солей для ванн.

Однако на практике выходит так, чтобы продавцы солей для ванн, коррупционеры, арбитражники и прочие злодеи в целом ходили и ходят по тонкому льду и каким-то новым законом о рекламе их точно не впечатлишь.

Все же официальные СМИ, блогеры, бизнесы, админы пабликов, рекламные сети и прочие, засучив рукава, принялись за дополнительный пласт работы.

И да, закон весьма несправедлив.

Ведь крупный блогер может сейчас просто продавать рекламу не за 2 млн. руб., а за 2,2 млн., вписав сумму штрафов заранее, а вот школьник, покупающий рекламу за 2000 рублей в паблике, может посадить родителей на выплату штрафа. И это отобьет всякое желание заниматься этим дальше.

Что делать, чтобы не попасть на штраф?

  • помнить, что сейчас вся размещаемая в интернете реклама подлежит маркировке. Вашей первоочередной задачей должна стать мысль о том, как эту маркировку организовать.
    Причем абсолютно неважно, на какой стороне баррикад вы находитесь: рекламодатель вы или рекламируемый, закон касается всех и карает тоже всех.
  • знать, что, например, размещаясь в VK Target или Яндекс директе, заботится о маркировке рекламы не нужно, так как сервис всё сделает за вас.
    Яндекс директ и ВК являются официальными операторами рекламных данных (ОРД) и точно не будут рисковать, размещая вашу рекламу не по букве закона.
  • один раз изучить вопрос о правильной маркировке рекламы, чтобы в будущем обезопасить себя от ненужных штрафов. О том, как правильно маркироваться, расскажу чуть дальше.

Когда можно не беспокоиться о маркировке?

  • Когда вы размещаете ссылки на свои внутренние ресурсы, продукты или обладаете исключительным правом на объект рекламирования.
    Иначе говоря, репостить ссылку на свои же каналы в телеграме, сайты или паблики вк можно без проблем.
  • Когда вы публикуете социальную рекламу.
  • Когда реклама не направлена на привлечение внимания граждан РФ. Вот тут тонкое понятие.
    По сути, можно продолжать выигрывать суши за репост, но при этом если вы выигрываете суши с 50 тысячами подписчиков в своей социальной сети, то к вам могут возникнуть вопросы.
    Здесь закон ещё имеет простор для того, чтобы выписать штраф кому угодно, а вы потом устанете доказывать в суде, что просто захотели халявы, поэтому лучше подождать обкатки закона хотя бы полгода.
  • Когда вы рассылаете email или пуши, то достаточно просто написать “реклама. ООО “рога и копыта”. Получать специальный токен и отчитываться об этой рекламе не нужно.
  • Когда у вас сетка телеграм каналов, где вы принимаете платежи на дропов, а сами отсвечиваете левый аккаунт. Как говорится, если поймать не удаться, то и некому выписать штраф.

Как правильно маркировать рекламу?

Итак, подошли к самому вкусному. Во-первых, рекомендую посетить сайт РКН со списком всех ОРД (операторов рекламных данных). Именно у них (и только у них) есть возможность взятия уникального токена для маркировки.

Получить сам токен весьма просто. Тот же Яндекс доступно и понятно объясняет по шагам, чтобы нужно делать для получения токена. При этом воспользовавшись одним ОРД, на другие уже можно спокойно забить. Достаточно использование одного ОРД, чтобы соблюдать закон.

Во-вторых, посетите вот эту статью. Повторяться я не буду, там написано, что делать после получения токена.

В-третьих, для особо усидчивых, рекомендую почитать официальные ответы РКН на вопросы о новом законе. Документ объемный, поэтому приготовтесь к занимательному чтиву.

Надеюсь, статья была для вас полезна. Сложных терминов использовать не стал, грузить кучей информации тоже. По факту, нюансов и приколов в новом законе достаточно, а его применимость для каждого отдельного случая стоит рассматривать отдельно.

Всем желаю отсутствия штрафов и высоких ROI. Подписывайтесь на этот блог, тут вас ждёт множество полезных статей про маркетинг, рекламу в telegram, а также telegram ботов.

33
8 комментариев

Вы забыли кое что написать в статье. 1. Это новые поборы и цена на принудительную маркировку от 5000р. в месяц. принудительных платежей. 2. Операторами назначили частные монопольные компании. 3. Статистика, которую соберут монополисты, будет использована для зароботка этих монополистов и для закручивания гаек.

1
Ответить

Согласен с вами, но статья в таком случае получилась бы больше негативной, а какой-то позитив сохранять хочется

Ответить

Жесть. А если я саму себя в чатах рекламирую ?

1
Ответить

Поменял комментарий, т.к. изначально неправильно прочел сообщение. Даже если вы рекламируете саму себя, рекламу надо маркировать.

Ответить

1. Во первых Благодарю за статью. Об этой маркировке сейчас много пишут, но у вас описано просто и лаконично.

2. А во вторых меня восхищают грубые методы правительства и постоянное запугивание штрафами за неподчинение вместо создания радости и благ для людей.

1
Ответить

Вам спасибо за внимание в мой молодой блог:)

У меня эти методы уже просто вызывают истерический смех

Ответить