Эффективный управленческий учет: как за 5 шагов привести финансы бизнеса в порядок

Если вы уже несколько раз пытались начать вести учет денег в бизнесе, но бросали, потому что «фигня какая-то» — эти 5 шагов для вас. Воспользуйтесь, чтобы начать контролировать компанию и получать больше. Или не пользуйтесь, но потом не говорите, что я не предлагал 😈

Эффективный управленческий учет: как за 5 шагов привести финансы бизнеса в порядок

Привет!

Меня зовут Степан Родионов, я основатель Adesk.

Если вы открыли эту статью, значит, уже пробовали внедрять учет, но не сложилось. А может, только собираетесь и ищите варианты, как это реализовать. Неважно, на каком этапе вы сейчас находитесь — если действовать поэтапно, то внедрение пройдет гладко, а ваши нервные клетки останутся целы.

И главное, вы увидите, что учет — это рабочий инструмент, а не пятая по счету бесполезная табличка.

5 шагов — 5 принципов управленческого учета. Поехали!

Шаг 1. Начните

Например, с таблички в Excel или Google Sheets

Да-да, очень оригинальный совет, я знаю, но еще я знаю, что даже самые очевидные вещи никто не делает. А знаете почему? Потому что кажется, что записывать особо нечего.

Ой, да какие у меня там расходы — аренда да зарплаты, нечего учитывать

Каждый третий предприниматель

Допустим, вы занимаетесь монтажом пластиковых окон. С поступлениями всё понятно: оплаты от клиентов, а вот с закупками сложнее — нужно учесть оконные комплектующие, услуги транспортной компании, работу сборщиков и монтажников окон, затраты на дорогу до объекта.

В первый месяц важно просто выработать привычку заполнять таблицу и понять, на что компания расходует деньги и откуда они приходят. Поэтому не требуйте от себя многого и просто вносите все расходы и доходы — этого достаточно.

Не записывали расходы несколько дней и теперь кажется, что всё напрасно? Это не так. Привычка так и формируется — мы начинаем, забываем, снова начинаем. Главное, не бросать, даже если все идет не идеально.

Разделите учет по проектам

Это важно для компаний, у которых много проектов одновременно. Например, строительная фирма зачастую ведет сразу несколько объектов — тут баню строит, там каркасный дом, а чуть подальше — беседку с мангальной зоной.

В таком бизнесе есть одна ловушка — мнимая прибыльность проектов. Если собственники видят прибыль по итогу месяца, они делают однозначный вывод: все проекты приносят деньги.

Но если вести учет по каждому проекту отдельно, может внезапно оказаться, что какие-то направления денег не приносят, а ресурсов съедают немерено. Бывает даже хуже, когда нерентабельные проекты «подъедают» деньги от прибыльных. Собственник получает деньги и не догадывается, что мог бы получать больше.

Отделите предоплату от общего финансового потока

Компания по ремонту квартир набрала предоплат от клиентов до начал работ. Половину потратили на материалы, а остальное — на ремонт в офисе, стратсессию в Дубае и новую кофемашину в офис.

А потом евро скакнул до 120 рублей и некоторые клиенты решили отложить ремонт до лучших времен. Нужно возвращать предоплату, а денег у компании уже нет. Приходится лезть в кредиты или занимать у знакомых — и в любом из вариантов бизнес в минусе.

Предоплата — это кредиторская задолженность: вы получили деньги, но услугу пока не оказали. Эти деньги — не ваши.

Идеальный вариант: признавать предоплату выручкой, когда будет подписан акт выполненных работ.

Запланируйте платежи на следующий месяц

Как только привыкнете к таблице с расходами и доходами, переходите на новый уровень и подключайте планирование. Добавьте в таблицу данные по предстоящим платежам, которые вы можете предсказать заранее, например, аренду, зарплату, закупку воды в офис.

Доходы тоже можно спланировать. Если вы знаете, что 10 числа каждого месяца клиент оплачивает вам фикс за ведение социальных сетей — смело вносите данные в таблицу.

Шаг 2. Создайте структуру расходов

Просто записывать расходы и доходы — это прикольно, но бесполезно. По сути, это та же банковская выписка, только в чуть более наглядном формате. Но увидеть какие-то аномалии по расходам в такой таблице не получится.

Аномалия — это, например, когда вы всегда платили за услуги транспортной не больше 50К, а в прошлом месяце вдруг потратили 90К. Чтобы сразу увидеть такой рост, нужно составить структуру расходов и объединить похожие операции в категории.

Несколько советов, которые помогут вам составить адекватную структуру расходов:

  • Не делите расходы на слишком мелкие категории. Да, я понимаю, что отдельной статьи заслуживает буквально каждый платеж: отдельно «кофе для сотрудников», отдельно «бумага для принтера». Но с таким уровнем детализации вы не сможете заметить статистически значимые изменения по разным расходам. Разумнее объединить бумагу для принтера, скобы в степлер и ручки для бухгалтера в «Канцелярия», а аренду, кофе и печеньки в «Расходы на офис».
  • Разработайте правила дробления денежных операций на категории. Тут нет строгого регламента, потому что у каждого бизнеса будет свой набор уникальных правил. Веб-студия иногда отправляет сотрудников домой на такси — и это можно назвать «Командировочными расходами», а кондитерская 5 раз в день возит торты заказчикам — это уже «Транспортные расходы». Учитывайте специфику своего бизнеса и заранее продумайте, с какой разбивкой анализировать расходы и доходы будет удобнее.

О том, как правильно составить структуру расходов и что с ней потом делать, мы даже целый гайд написали. Скачать его можно тут.

Шаг 3. Соблюдайте дисциплину

«Так, сегодня я купил кофе, заправил машину корпоративной картой и закупил зерна для кофе машины. Завтра нужно не забыть записать это в расходы». И забываете :)

Данные о расходах и поступлениях компании нужно обновлять регулярно, а не как получится — только так ваша табличка даст вам понимание, что происходит с компанией. Представьте, что вы заносили только доходы, а расходы на новую плазму и столы в офис внести забыли. Что будет? Правильно, компания может уйти в минус, а вы и не заметите.

И скрепки, и воду в офис, и набор шариковых ручек тоже нужно вносить. Сразу. Кажется, что это копейки, но за месяц подобных мелочей набегает на несколько тысяч.

Шаг 4. Разделяйте деньги

Проблема примерно половины предпринимателей, особенно ИП — они смешивают все деньги. Сегодня заплатил корпоративной картой за обед в ресторане — завтра из своих закупил кресла-мешки для переговорки. Стоит сделать так пару раз, и всё — в деньгах начинается путаница, причем и в своих, и в бизнесовых.

Платите себе зарплату

Это нужно, чтобы не вытащить из бюджета компании лишнего. Представьте, что у вас своя дизайнерская студия. Вы успешно выполнили 3 проекта и получили за них деньги. На аренду отложили, на зарплаты тоже отложили, кофе с конфетами купили. Но от заработанных денег осталось еще 30К — они как будто «лишние».

Удержаться трудно, но лучше вкладывать эти деньги в развитие компании, например, закупить больше товара, увеличить бюджет на маркетинг или отложить в резерв, чтобы в будущем вложиться в новый филиал или мощный и современный станок.

Заведите личную карту

Именно на нее стоит выводить зарплату и дивиденды, и ей же оплачивать личные покупки. Так вам не придется разбираться, почему расходы компании выросли: потому что реально выросли, или потому что вы в прошлом месяце оплатили ТО своего автомобиля и поменяли окна в квартире.

А если вы с личной карты оплатите пиццу в офис или купите кофе для кофемашины, такие траты будет легко отследить и потом компенсировать с бизнес-счета.

Шаг 5. Не останавливайтесь

Иногда смотришь на все эти таблички и думаешь: а оно мне надо? Хочется бросить всё и жить как раньше. А если еще и финансовые результаты не очень — вообще опускаются руки. Не поддавайтесь этому чувству.

Трезво оценивайте цифры

Даже если результаты не радуют — не воспринимайте это как поражение. Наоборот, теперь вы точно знаете, что происходит с вашим бизнесом и можете принять меры.

А не будь планирования и отчетов, смогли бы вы вмешаться и изменить ситуацию? Конечно, нет. Ошибки — это точки для роста.

Вовремя переходите на следующий этап

Чувствуете, что таблицы не закрывают ваши потребности? Или что таблица стала ТАБЛИЦЕЙ? Самое время перейти на специальные сервисы. Я, конечно, рекомендую Adesk — он простой, понятный и закрывает все основные потребности собственников бизнеса.

С сервисом вам не придется мучиться с формулами или переживать, что кто-то случайно снесет важные данные. Кроме того, попробовать Adesk можно бесплатно. За две недели вы сможете настроить учет расходов, посмотреть отчеты по своей компании, а уже потом принять окончательное решение — оставаться в таблицах или выводить учет на другой уровень.

Обязательно внедряйте управленческий учет в своей компании (хоть в специальном сервисе, хоть в блокноте). Да, сначала кажется, что это лишняя волокита и того не стоит, но уже через пару месяцев вы поймете, насколько полезно это для вас, как руководителя, и для компании в целом.

А вы ведете управленческий учет? Делитесь в комментариях, с какими вопросами вам помогает управленка?

1010
реклама
разместить
8 комментариев

Тут главное - всегда начать. Потому что это самое сложное и большинство просто бросают это дело, на "авось"

3

"Если собственники видят прибыль по итогу месяца, они делают однозначный вывод: все проекты приносят деньги." - есть такие бизнесы, где неграмотно выручку помесячно собирать, логичнее уже квартал или полугодичный отчёт делать

1

Да, вы правы, если проекты долгосрочные, помесячно смотреть итоги не имеет смысла.

Была цель подсветить мысль, что если по итогам периода (в данном случае месяца) совокупный результат положительный, не факт, что каждый из проектов принес деньги или принес одинаковое их количество. Так что это скорее пример, чем единственно верный подход к анализу результатов

Очень грамотная мысль про "предоплату". Прям читаю и понимаю, как формируются кассовые разрывы в маркетинговых агенствах.

А можете визуализировать структуру расходов из пункта 2?

Платить себя зарплату - очень грамотное решение, после которого выдыхаешь. Ещё создать счет отдельный для "бизнеса" - точно такое же лучшее на свете решение, чтобы бабки не смешивались.

—-

Я бы польозовался сервисами, но как только представлю, что всю эту кипу информации надо будет перенести или попрощаться с историческими данными из табличек, то сразу глаза на лоб лезут.

Конечно, столько работы предприниматели вкладывают в создание отчетности в таблицах. Визуализация пункта 2 есть в гайде, скачать его можно прям из статьи.

Почему вы для рекламы коммерческой компании используете изображение медийного лица? Думается, этот Дельфин с вами договор рекламный не подписывал. Так что учет, может, и эффективный, но «тут должна быть реклама юристов» не помешает

Спасибо за ваше замечание, но по такой логике любое упоминание Шуфутинского пару дней назад повод для иска