Это база: 10 сервисов, в которых удобно вести базу знаний

Где онбордить новичков и быстро находить данные по любой теме? В базе знаний. Мы, команда онлайн-школы PMCLUB, рассказали, как выбрать и плавно внедрить её в жизнь команды. Заодно сделали подборку сервисов с ключевыми фичами.

Фото: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Funsplash.com%2Fphotos%2FcdMAU_x9mxY&postId=835481" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Unsplash</a>
Фото: Unsplash

Представьте компанию, в которой все файлы хранятся в системной папке на компьютере. Сотни папок с бесконечной вложенностью. Чтобы найти инструкцию к тому, как пользоваться новой программой, нужно проделать длинный путь. Сама инструкция без видео, изображений и графиков, неподъёмная и сложная. В лучшем случае поиски заканчиваются фразой «попробую разобраться сам(а)».

Надо ли говорить, что при этом сотрудник тратит кучу времени и работает неэффективно? Но не всё потеряно. Эти (и не только) процессы можно оптимизировать, если внедрить базу знаний.

Зачем это менеджерам проектов и руководителям

База знаний — нечто вроде библиотеки с документами для сотрудников. В неё вы добавляете различные руководства, статьи, FAQ. Это централизованное хранилище информации.

Одно из исследований Knowledge Management Institute показало, что компании с грамотной базой знаний эффективнее справляются с проблемами, имеют больше шансов на инновационные разработки. Это доказывает успех таких гигантов как Google, Toyota и Airbnb, которые давно используют в своей работе базу знаний.

Компании используют базу знаний, чтобы:

  • Сделать работу команды слаженной и бесперебойной. У всех участников есть доступ к информации, она не теряется и не дублируется. Одно из преимуществ — решения можно обосновать и принять быстрее. Потому что все требования и нормы стандартизированные и последовательные. Так вы исключаете риск «сломанного телефона», налаживаете коммуникацию между командой и стейкхолдерами.
  • Тратить время на более важные дела. Сотрудники заняты работой, а не поиском информации о рабочих процессах.
  • Управлять ресурсами. Менеджеры проектов могут использовать базу знаний, чтобы определять лучшие практики, методологии и инструменты.
  • Адаптировать и развивать команду. База знаний как платформа для обучения сотрудников с тестами и опросниками.

Чек-лист: как выбрать сервис для базы знаний

Ключевые критерии выбора:

  • Сервис должен быть простым и интуитивным в использовании для всех сотрудников.
  • Платформа должна легко адаптироваться к потребностям вашей компании, чтобы можно было добавлять новые функции.
  • Ваши данные — это ценный ресурс, поэтому важно выбирать сервис с надёжными мерами безопасности.
  • Интеграция с другими инструментами, такими как CRM.
  • Поддержка и материалы для обучения, как пользоваться платформой.
  • Аналитика и отчётность, чтобы вы могли оптимизировать контент и улучшать пользовательский опыт.

Чтобы вам не пришлось долго искать сервис, мы сделали подробную подборку. Почти все инструменты из неё доступны в России, однако для оплаты подписки может понадобиться карта иностранного банка.

Сначала рассказываем о популярных сервисах. А далее — приводим несколько нестандартных, но достойных инструментов.

1. Confluence — интерактивные доски, индивидуальные ленты и дерево контента

Confluence — единый источник информации в компании. Это сервис для базы знаний от Atlassian. На страницах сервиса вы можете совместно работать над проектами и развивать идеи.

Это база: 10 сервисов, в которых удобно вести базу знаний

Confluence универсален и подходит как компаниям-гигантам, так и небольшим командам, которые хотят развить корпоративную культуру.

Ключевые возможности:

  • Страницы, интерактивные доски и разделы — интуитивная структура, в которой просто создавать, визуализировать и обсуждать рабочие материалы.
  • Многоуровневое дерево контента, в котором легко найти нужную информацию.
  • 75+ шаблонов для инструкций, документов и отчётов.
  • История изменения версий документов.
  • 100+ интеграций и расширений.
  • Можно устраивать онлайн-собрания, вместе работать в интерактивной доске, прикреплять стикеры, использовать таймер, голосование и так далее.
  • Важная фича — можно вставлять контент из других сервисов, чтобы объединять работу в одном пространстве.
  • Можно комментировать документы, добавлять эмодзи, гифки, работать над текстами вместе в онлайн-режиме.
  • Участников команды можно отмечать через @упоминание.
  • Есть индивидуальная лента, где можно вернуться к недавно просматриваемым документам, посмотреть новости.

Важно: последнее время Atlassian рассылает российским пользователям письма об удалении их аккаунтов. Поэтому придётся либо регистрироваться через другую почту и платить зарубежной картой, либо присмотреться к аналогам на рынке.

Стоимость:

  • Есть бесплатный тариф (до 10 пользователей, 2 ГБ).
  • Стандартный: $580 в год за 10 пользователей.
  • Премиум: $1100 в год за 10 пользователей.

2. Notion — управление проектами, интуитивный редактор, AI-помощник для работы с контентом

Notion — это классика, золотой стандарт среди сервисов для ведения базы знаний в компании. Этот инструмент отличают минималистичный интерфейс и фичи вроде AI-помощника.

Это база: 10 сервисов, в которых удобно вести базу знаний

В Notion вы можете организовать все документы, регламенты, задачи, статьи и не только. Для этого предусмотрены разные виды отображения, например, календарь, список, блокнот, таймлайн, а также папки с бесконечной вложенностью.

Ключевые возможности:

  • Можно планировать контент, мероприятия, отпуск и другие активности.
  • Расширенный поиск с фильтрами.
  • Каждую страницу с информацией можно персонализировать под бренд: добавлять логотип, обложку и не только.
  • Мощный модуль аналитики о том, как пользователи взаимодействуют с контентом.
  • Можно управлять проектами и выстраивать рабочие процессы, назначать задачи на исполнителей.
  • Дашборды под конкретные проекты с поддержкой любых форматов контента.
  • Можно подключить расширенные функции для работы с таблицами, формулами и вычислениями.
  • Гибкая система уведомлений.
  • Интуитивный редактор для работы с текстом.
  • Есть интеграции с популярными сервисами, а также быстрый импорт, например, из Confluence.

Стоимость:

  • Бесплатный тариф (10 гостей, история страниц только за 7 дней).
  • Плюс: $8 за пользователя в месяц при оплате за год.
  • Бизнес: $15 за пользователя в месяц при оплате за год.
  • К каждому тарифу можно добавить Notion AI за $8 на пользователя при оплате за год.

3. Obsidian — ментальная карта связей и холсты для брейншторма

Obsidian помогает создавать заметки и связи между ними, которые образуют полноценную базу знаний. Задуман как сервис для персонального использования (бесплатно), но сейчас популярен и в командной работе.

Это база: 10 сервисов, в которых удобно вести базу знаний

Ключевые возможности:

  • 1000+ плагинов для работы с AI, текстом, файлами, чтобы максимально адаптировать сервис под свой «образ мышления».
  • Специальный плагин «Граф» визуализирует базу знаний в виде карты со связями для наглядности и быстрого поиска.
  • Интересная фича — холст. Подходит для брейнштормов, создания диаграмм, работы над идеями. На него можно добавлять файлы разных форматов (в том числе веб-страницы), редактировать их и создавать связи между ними.
  • Можно управлять задачами, например, подключить канбан-доски, календарь для планирования.
  • Синхронизация на всех устройствах.
  • Совместная работа над документами.
  • История версий с изменениями за год.
  • Markdown-разметка для создания документов.
  • Можно комментировать документы, отдельные фразы — это особенно удобно, когда вы совместно работаете над файлами.

Стоимость:

  • Для личного пользования — бесплатно.
  • Для коммерческого — $50 за пользователя в год.

4. Slite — работа с целями по ОКР, встроенный ИИ, простой редактор

Slite — это интуитивная и гибкая платформа для создания базы знаний. На платформе можно организовывать работу с документацией проектов, а также записывать заметки и вести обсуждения. Инструмент универсален: подойдёт как маркетологам и разработчикам, так и командам продаж и поддержки. Есть интеграции с облачными сервисами.

Это база: 10 сервисов, в которых удобно вести базу знаний

Ключевые возможности:

  • Можно создавать заметки о собраниях, расписывать процессы, цели и результаты (по OKRs), руководства для сотрудников, материалы для онбординга новичков и так далее.
  • Есть готовые шаблоны для быстрого старта и единообразия всех документов.
  • Быстрый, понятный редактор текстов. Документам можно добавлять обложки.
  • Можно добавлять видео, описывать в них рабочие процессы на доске.
  • Доступно совместное онлайн-редактирование документов. Особенно полезно для брейнштормов.
  • Есть встроенный поиск по ключевым словам и другим параметрам.
  • Одна из классных фич — проверка документов. Сервис верифицирует документы с разными сроками действия, так что вам не нужно спрашивать, насколько информация актуальна.
  • Есть модуль аналитики, который показывает, что ищут и читают сотрудники, все ли стейкхолдеры ознакомились с изменениями в доках.
  • ИИ создаёт резюме большого документа, а вы экономите время.

Стоимость:

  • Есть бесплатная версия (ограничение: только 50 документов и ответов).
  • Стандартный: $8 за участника в месяц при оплате за год.
  • Премиум: $12.50 за участника в месяц при оплате за год.

5. GitBook — идеален для разработчиков и создания руководств

GitBook — многофункциональная платформа для хранения, управления знаниями и не только. Создана для организации работы технических команд, в частности разработчиков. Отсюда и название GitBook, плюс есть интеграция с GitHub. Инструмент отлично подойдёт для отслеживания изменения версий и коммуникации со стейкхолдерами проекта.

Это база: 10 сервисов, в которых удобно вести базу знаний

Ключевые возможности:

  • Сохраняет версии, историю разработки проекта.
  • Позволяет создавать публичные документы, такие как API-справки, руководства по коду, обзоры продуктов и многое другое.
  • Предлагает мощный редактор в реальном времени, который поддерживает блоки кода, изображения, таблицы и многое другое. Пользователи синхронизируются с существующей Git-веткой, могут импортировать её из других источников.
  • Есть инструменты для совместной работы: уведомления Slack, процесс утверждения, доступ для гостевых авторов и ленту активности.
  • Запросы на изменения, комментарии к документам, можно отмечать участников.
  • Поддержка Markdown.
  • Интеграция с вашим стеком.
  • Настраиваемые права доступа, SSO/SAML и аутентификация пользователей.

Стоимость:

  • Есть бесплатный персональный тариф.
  • Плюс: $6.70 за участника в месяц при оплате за год.
  • Про: $12.50 за участника в месяц при оплате за год.

6. Zoho Learn — обучать, тестировать и хранить документацию

Zoho Learn — это инструмент управления знаниями, в котором можно создавать онлайн-курсы и обучать сотрудников и клиентов. Универсальный инструмент для любых команд.

Это база: 10 сервисов, в которых удобно вести базу знаний

Ключевые возможности:

  • Можно настроить понятную иерархию контента.
  • Поддерживает совместную онлайн-работу над статьями и руководствами.
  • Также есть шаблоны для статей, руководств и инструкций.
  • Конструктор мультимедийных онлайн-курсов с различными типами опросов и заданий.
  • Предусмотрены оценки и отзывы, а также статус выполнения заданий.
  • Курсы можно группировать по предметным областям с помощью категорий и подкатегорий.
  • Можно проверять, кто смотрел страницы с документами и статьями.
  • Есть @упоминания и комментарии под статьями.
  • Инструменты аналитики показывают пользователей, которые развивают вашу базу знаний.
  • Можно использовать внутреннюю базу знаний, создавать и хранить документацию о софте, обучать персонал, а также адаптировать новичков.

Стоимость:

  • Есть бесплатный тариф для 5 пользователей и 3 рабочих пространств.
  • Express: $1 за пользователя в месяц.
  • Professional: $3 за пользователя в месяц.

7. Guru — ответы от ИИ, обновления по темам, контент-помощник

Guru — один из самых автоматизированных сервисов, где вы можете эффективно ввести базу знаний с помощью искусственного интеллекта. Гибкий редактор, в который можно добавлять код, текст, изображения, видео, ссылки и использовать разметку Markdown.

Это база: 10 сервисов, в которых удобно вести базу знаний

Подходит маркетинговым, инженерным командам, а также отделам продаж и для поддержки клиентов.

Ключевые возможности:

  • AI-powered enterprise search: мгновенно даёт ответы на ваши вопросы. Ещё быстрее и удобнее найти нужную информацию — прямо как в работе с нейросетью.
  • AI-помощник помогает создавать контент и обобщать сложные темы.
  • Функция объявлений об изменениях в файлах.
  • Организационная структура, в которую встроены профили сотрудников.
  • Интеграции со Slack, Teams, zapier, CRM, с системами поддержки и не только.
  • Можно выбрать логотип, цвета вашего бренда и настроить под себя панель управления.
  • Шаблоны для единообразия контента.
  • Есть модуль проверки, с помощью которого вы можете поддерживать актуальность контента.
  • Аналитика о том, как команда использует контент.

Стоимость:

  • Бесплатный тариф для команд из трёх пользователей.
  • Builder: $10 в месяц за пользователя при оплате за год.
  • Enterprise: кастомный план.

8. Document360 — любой масштаб команды, справочник сотрудника и настройка доступов

Document360 — платформа для базы знаний растущих компаний. На ней можно создать онлайн-базу знаний для обслуживания клиентов и сотрудников для внешнего или внутреннего использования.

Это база: 10 сервисов, в которых удобно вести базу знаний

Ключевые возможности:

  • Есть портал для производителей контента (редакторов, рецензентов) и сайт для потребителей (клиентов, сотрудников).
  • Можно создавать продуктовые документы, например, для SaaS-продуктов.
  • Хранение технической документации: руководства, учебники, справочные документы, системные документы и примечания.
  • Онлайн-руководства и часто задаваемые вопросы.
  • Документация API: автоматически генерируйте настраиваемую документацию API из ваших файлов определения API.
  • Можно создать внутреннюю приватную базу знаний с руководствами только для сотрудников.
  • Есть расширения и интеграции с системами поддержки, аналитики и прочим.

Стоимость:

  • Есть ограниченный бесплатный тариф.
  • Стандартный: $149 за проект в месяц, оплачивается ежегодно.
  • Профессиональный: $299 за проект в месяц, оплачивается ежегодно.
  • Бизнес: $399 за проект в месяц, оплачивается ежегодно.
  • Предприятие: $599 за проект в месяц, оплачивается ежегодно.

9. EvaWiki — российская замена Confluence

EvaWiki позволяет управлять информацией по проектам и компании. В него встроены готовые аналоги плагинов из Confluence — например, draw.io, PlantUML, Yogi и другие. Подходит как для разработчиков софта, так и для отдела бухгалтерии. Входит в Единый реестр российских программ.

Это база: 10 сервисов, в которых удобно вести базу знаний

Ключевые возможности:

  • Гибкая и настраиваемая архитектура документов.
  • Интересная фича — история документов, их можно утверждать и восстанавливать.
  • Встроенный инструмент для рисования диаграмм и блок-схем.
  • Фильтры для работы с таблицами.
  • Система прав доступа.
  • Настройка процессов проверки документов.
  • Отчёты, обмен сообщениями, дэшборд.
  • Расширенный поиск и фильтрация по файлам и документам.

Стоимость:

  • Стандарт: 299 ₽ в месяц за одного редактора при оплате за год (далее — так же).
  • Бизнес: 499 ₽.
  • Премиум: 699 ₽.
  • Экосистема: 1899 ₽.

10. BookStack — бесплатный, функциональный и простой

BookStack — удобная платформа для организации и хранения информации. Это бесплатное решение с открытым исходным кодом, предоставляющее интуитивный интерфейс для создания и управления документацией.

Это база: 10 сервисов, в которых удобно вести базу знаний

Ключевые возможности:

  • Простой интерфейс редактора страниц. Весь контент разбит на три основные группы: «Книги», «Главы» и «Страницы».
  • Контент в BookStack полностью проиндексирован и доступен для поиска. Вы можете создавать прямые ссылки на любой абзац.
  • Гибкая настройка конфигураций под ваши потребности.
  • Создан на PHP с использованием фреймворка Laravel и использует MySQL для хранения данных.
  • Встроенный diagrams.net — быстро и легко создавайте диаграммы в вашей документации.
  • Опциональный редактор Markdown, включает в себя функцию предварительного просмотра в реальном времени.
  • Доступен вход через соцсети, GitHub, Google, Slack, AzureAD и другие. Также доступны опции Okta, SAML2 и LDAP для корпоративных сред.
  • Многофакторная аутентификация.
  • Тёмный и светлый режимы.

Стоимость: бесплатно.

Советы по работе с базой знаний

  • Главное в базе знаний — структура и система. Разделите весь объём информации на логичные категории и подкатегории.
  • Не игнорируйте теги и ключевые слова при создании документов. Это облегчит поиск, и команда скажет спасибо.
  • Лучше привести всё к единому стилю. Так легче воспринимать информацию.
  • Присмотритесь к сервису, в котором можно создавать инфографики, диаграммы или как-то иначе визуализировать работу.
  • База знаний — живой организм. Регулярно обновляйте её и не засоряйте нерелевантной информацией.
  • Не забывайте собирать у сотрудников обратную связь о том, как им работается в БЗ. Так вы быстро выявите проблемы и решите их.

Каждая платформа для базы знаний по-своему хороша. Одна лучше подходит для внешнего использования, другая — для онбординга новичков. Чтобы определиться, смотрите на интерфейс, тестируйте демо-версии и записывайтесь на бесплатные презентации.

А в каком сервисе вы ведёте базу знаний? Сталкивались ли с проблемами, как решали? Поделитесь опытом, интересно обсудить.

PMCLUB — онлайн-школа для менеджеров проектов и продуктов. Мы учим управлять командой и не срывать дедлайны, правильно оценивать сроки, риски и бюджет. Подписывайтесь на нас на vc.ru и в Telegram.

3232
31 комментарий

В списке нет хорошего российского сервиса Teamly.

11

Большое спасибо за то, что отметили наc❤️ Очень приятно было увидеть ваш отзыв)

Пользуемся Notion, базового функционала вполне хватает для работы с контентом👍🏻

5

Слишком много бесполезных сервисов, которые моно заменить чем-то одним

2