На днях отправил товар авито-доставкой и в тот же день Авито заблокировало профиль — требует пройти проверку посоредствоим отправки фото папорта и предоставления биометриические данные (слепок лица) — якобы я что-то подозрительное делаю и ввожу покупателей в заблуждение. Профилю несколько лет, есть покупки — продажи через доставку и положительные отзывы, не барыжу.
Погуглил — оказывается ситуация довольно таки распространенная Авито часто блокирует профили после пополнения кошелька, а также обьявления после оплаты продвижения. Деньги соответственно не возвращают. Сервис объясняет свое поведение заботой о покупателях. При этом если посмотреть Ютуб можно найти огромное количества мануалов как безопасно создать десятки-сотни аккаунтов на Авито и не спалиться. Барыгам думаю пофигу они эту защиту и так обойдут (ну заблокировали у тебя условно пару аккаунтов из сотни — сделал новых и делов то), а вот обычным пользователям нервы и неудобство.
Пока переписывался с поддержкой Авито (заявки №№ 42493617, 42615736, 42623728) товар уже дошел, был получен покупателем (вижу по отслеживанию почты России) и в профиль упали деньги. Переписка совершенно бесполезная — чисто формальные шаблонные отписки. Сообщать почему заблокировали не хотят "чтобы не раскрывать механизмы защиты". Деньги возвращать тоже не хотят (просил вернуть на карту). Сумма не значительная, но тут вопрос принципа. Свою биометрию и фото паспорта отправлять непонятно куда с учетом огромного количества мошеннических операций по взятию кредитов и займов не готов.
Погуглил на тему нарушения действиями Авито законодательства РФ:
1) Конституцию Российской Федерации (пункт 1 статьи 23): «Каждый имеет право на... защиту своей чести и доброго имени». Нарушение обусловлено невозможностью получить от Авито данные о причине блокировки аккаунта, что ведет к невозможности апеллировать человеку в защиту себя.
2) Конституцию Российской Федерации (пункт 2 статьи 23): «Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения». Авито ведет запись телефонных разговоров о чем сообщается при каждом звонке, при этом данная запись может осуществляться с целью несанкционированного сбора биометрических данных.
3) ФЗ от 29 декабря 2022 г. N 572-ФЗ «Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (пункт 13 статьи 13): "Отказ физического лица от прохождения идентификации и (или) аутентификации с использованием его биометрических персональных данных не может служить основанием для отказа ему в оказании государственной, муниципальной или иной услуги, выполнении государственных, муниципальных функций, продаже товаров, выполнении работ или отказа в приеме на обслуживание». Разблокировка аккаунта возможна только при предоставлении сервису биометрических и персональных данных, которые якобы в нем не хранятся но при этом дважды пройти с одними и теми же данными верификацию невозможно, что свидетельствует об обратном.
4) ФЗ от 29 декабря 2022 г. N 572-ФЗ «Об осуществлении идентификации..." (пункт 19 статьи 3): "Согласие на обработку биометрических персональных данных несовершеннолетних, отказ от сбора и размещения их биометрических персональных данных, а также отзыв таких согласия и отказа дается (представляется) законными представителями несовершеннолетних». Если владельцу профиля менее 18 лет будет попытка незаконного завладения биометрической информацией несовершеннолетнего.
5) УК РФ Статья 159. Мошенничество... Авито не возвращает деньги с заблокированных аккаунтов, не возвращает деньги за продвижение заблокированных объявлений.
6) УК РФ Статья 199. Уклонение от уплаты налогов... Вот эти деньги которые Авито заморозило или незаконно изъяло у пользователей, интересно с них налоги платятся?
Сервис утверждает что он НЕ СОБИРАЕТ биометрию и персональные данные и НЕ ХРАНИТ их при этом проверку можно пройти только один раз и только в одном профиле. Тут явное противоречие: чтобы проверить что проверка проходит в первый раз и ее не проходили в другом профиле — биометрию с скан паспорта нужно с чем-то сравнить, а чтобы с чем-то сравнить это что-то надо хранить.
Я не проводил подсчетов, но навскидку жалоб и негативных комментариев на сервис по аналогичным случаям очень много как минимум сотни - тысячи а может и больше.
Ваш профиль был заблокирован, потому что мы получали жалобы от других пользователей, что условия сделки, которые вы предлагаете в реальности, отличаются от заявленных в объявлении. Мы дополнительно всё проверили и нашли в аккаунте нарушения правил, поэтому восстановить ваш профиль полностью без дополнительной проверки не получится. При этом мы восстановили возможность войти в аккаунт, теперь вы можете получить оплаты за заказы. Не размещайте новые объявления, иначе профиль может быть заблокирован повторно.
Здравствуйте, Роман. Проверим информацию по вашему профилю и вернёмся с ответом здесь.
Что за фигня не отвечать в поддержке, но запрашивать данные паспорта еще и с видео на раз два? Не могу просматривать профили, хотя продаю у вас уже более 3 лет и все было норм. Вы хотите заботиться о безопасности, собирая биометрию(что является нарушением законодательства), но не можете банально блокировать мошенников которых у вас уже пруд пруди. Может вам еще фотку данных карты скинуть?
Опять формальные отписки пошли? Я номера обращений в службу поддержки написал в сообщении в них был адрес почты. Ну если так сложно поискать - пришлю.
Странная история. С учетом того что Авито сохраняет все чаты и даже пишет разговоры по телефону, можно узнать ради любопытства какие мои действия повлекли собой блокировку?
Ну хоть деньги дали вывести за проданный товар, уже спасибо.
Удалил свой профиль из этого мутного сервиса.
Так и не объяснили причину блокировки профиля ссылаясь на некую секретность "я не могу рассказать методы проверки вашего профиля на нарушения".
Роман, пожалуйста, напишите нам в личные сообщения почту из вашего профиля на Авито. Посмотрим, что можно сделать.