Главная проблема всех IT-курсов

Привет! Меня зовут Елисей и я занимаюсь менторингом программистов. В этой статье хочу рассказать про типичный случай человека, который потратил кучу времени и денег на курсы, а потом не может устроиться на работу.

Начнем с начала

Как обычно начинаются истории студентов из описания выше? В определенный момент своей жизни, человек понимает, что нужно что то менять, слышал про зарплаты айтишников, а тут и реклама курсов, которые предлагают за полгода стать высокооплачиваемым и востребованным специалистом! Только дурак откажется!

История продолжается

Человек начинает проходить курс. И вот что удивительно - даже вполне себе получается, видно результат своей работы. Видимо, это талант! Вот только чуть портят жизнь иногда возникающие проблемы, возникающие по ходу решения задач, а что это за проблемы и как подойти к их решению - нет ни малейшего представления. Обычно за решением идут к наставнику. Тот же в свою очередь набубнит что то умное себе под нос и даст решение. Вставляешь решение в свой код и все работает, ну не чудо ли!

Работа так близко

И вот, настает время финальных этапов курса и последней задачи. Покряхтев, но справившись с ней, ученик внимательно смотрит ролики и инструкции у авторов курса про резюме, составляет свое, даже добавляет туда гитхаб (!) и радостный бежит на рынок искать работу. И вот, разосланы сотни откликов, осталось только ждать...

Столкновение с реальностью

Что обещают курсы / 
Что обещают курсы / 

И вот, с момента отправки откликов проходит день, другой, а по откликам только просмотры или отказы. Из всех откликов, позвали только на какую то очень мутную бесплатную 6-месячную стажировку. И тут человек начинает подозревать о том, что тут что то не так.

Кстати, никогда не соглашайтесь на такие стажировки. Обычно, это еще хуже курсов ;)

Хуже - только найти работу

Бывают и иные истории, ещё более печальные. Человек накручивает опыт в резюме, заучивает ответы на вопросы с собесов и попадает на позицию middle. Далее обычно начинается очень сильный синдром самозванца и тотальное непонимание того, что происходит. Заканчивается это увольнением с испытательного срока.

По другую сторону найма

А теперь поговорим о том, как это выглядит со стороны работодателя. Я сам собеседовал кандидатов, а так же помогал ученикам с резюме и собесами, поэтому имею хорошее представление о том, как выглядит такой кандидат.

В большинстве случае такое резюме отклонит HR т.е оно даже не дойдет до технических специалистов. Почему? Да потому, что таких резюме под копирку он видит сотни (а иногда и тысячи) в день. Зачем ему пытаться угадать из сотни кандидатов, если есть те, кто нормально составил резюме?

Допустим, наш кандидат изучил тему и хорошо составил резюме, далее оно попадает к техническим ребятам. Там обычно смотрят только на то, подходит ли стек (набор технологий, с которыми человек работает) и зовут на собеседование. А дальше начинается веселье.

Приходит кандидат на собеседование и начинается мини игра "попади в то, что я запомнил из курса". На любой вопрос в сторону или в глубину - минута молчания и стыдливое "не знаю". И тут даже не будем затрагивать тему софт скиллов, которые у большинства очень хромают.

Так в чем же проблема?

А проблема тут совершенно неочевидная. Когда я только начинал свой путь в обучении программистов, я тоже совершенно не понимал. Даю задание, человек с ним справляется. После задания поверхностно спрашивал, как это работает, что он использовал. И получал довольно уверенные и правильные ответы! На тот момент меня это поставило в ступор. Казалось бы, человек справляется с типовым заданием, даже может поверхностно объяснить, как он его выполнил. Потом я решил внести немного "жизы" в эти задачи. В любом бизнесе меняются условия и требования, вот и я попробовал дать задание добавить новый функционал в тот же проект. Спустя пару очень странных вопросов от ученика, до меня наконец-то дошло.

Весь код уже написан

А все дело в том, что человек совершенно не пытался понять, что он делает. Ведь все тестовые и типовые задачи давным давно решены, гуглятся на раз-два, а кто помоднее и помоложе - спросят у ChatGPT. Когда перед тобой стоит задача с нуля собрать какой то простой функционал, решить такую задачу можно очень быстро, достаточно уметь гуглить. В то же время, малейшая проблема вызывает ступор и тотальное непонимание путей её решения. В голове просто нет цепочки вроде "в ошибке написано то то, значит в процессе таком то возникает проблема". И дело не в отсутствии опыта, а в отсутствии знаний.

Иллюзия компетентности

"Но как это, я ведь все знаю, вот даже сертификат!" - возникает вопрос у окончившего курс. А дело в том, что это такая вот ментальная иллюзия. На курсах показывают как решить задачу, совершенно забывая о том, что для того, чтобы прийти к такому решению - нужны совершенно иные знания. Проблема тут в том, что в реальных проектах нет типовых задач и решений, всегда есть нюансы. И чтобы понять, как решить реальную задачу, нужно знать не набор решений, а иметь понимание того, как самостоятельно прийти к решению. Звучит страшно, но на самом деле это иной набор знаний. Не сложнее и не проще, это просто другое.

Как быть?

В статье была описана типовая проблема учеников, которые приходят ко мне после курсов. Конечно, лучше избежать проблемы, чем ее решать. Поэтому намного лучше обратиться не к курсам, а к ментору. Это дешевле и куда эффективнее. Учиться можно только самостоятельно, а ментор подскажет как избежать множества проблем на пути обучения и поможет понять темы, которые вызывают сложности, а ещё поможет составить резюме и найти первую работу. Обучаться самостоятельно придется в любом случае (абсолютно все материалы из курсов есть в открытом доступе), а ментор поможет сделать это намного эффективнее.

Резюмируя

Научиться решать типовые задачи - не сложно. Вполне реально даже попасть на работу. Вот только толку от этого мало - с работы уволят, а знаний при этом не хватает на решение даже простых реальных задач. Решение только одно - добирать необходимые компетенции. С этим можно справиться самостоятельно, но быстрее и эффективнее - с ментором.

Я веду свой небольшой телеграмм-канал. Подписывайся, если зашла статья :)

P.S. Лайки и комменты конечно же приветствуются. Связаться со мной можно, написав в телеграмм.

33
4 комментария

Любой курс-это попса. Если бы было всё так просто, то ВУЗ готовил бы специалиста 4-6 лет?

1
Ответить

С ВУЗами тоже беда, точнее с большинством из них. Запилю про это статейку ;)

1
Ответить
Комментарий удалён модератором

Ментор помогает учиться эффективнее, если вкратце.
Вопрос не в том, что плохо знать мало, а в самих знаниях. Их толком не дают, а дают набор решений, который люди совершенно не понимают. Как следствие - не могут решать задачи в реальном мире, потому что мы живем не в школьных задачках из математики :)

Ответить