Принудительная лицензия в фармацевтике

Принудительная лицензия в фармацевтике

В солнечной Италии фармацевтическая компания СапожокФарма разработала уникальный препарат Прохрящин для лечения и профилактики артроза. Согласитесь, когда разрушается суставы неприятно и больно, правда? А волшебные уколы Прохрящина способны все решить.

Разрабатывала компания свой единственный препарат Прохрящин почти 20 лет и потратила огромные средства, компания без прибыли тратилась на разработку, людей, помещения, реактивы, клинические исследования и т.д. Конечно, СапожокФарма не промах и получила патенты в тех странах, в которых собирается продавать препарат. И в России СапожокФарма получила патент на Прохрящин и вышла на рынок.

В России высоко оценили препарат и пациенты, и конкуренты, например БогатырьФарма. Но БогатырьФарма не может выпускать Прохрящин из-за действующего патента.

И тут в контексте принудительной лицензии есть два варианта развития событий:

  1. Правительство РФ может в случае крайней необходимости, связанной с обеспечением обороны и безопасности государства, охраной жизни и здоровья граждан, принять решение об использовании патента (ст. 1360 ГК РФ) и разрешить выпускать Прохрящин БогатырьФарме без согласия СапожокФармы. При этом СапожокФарму должны в кратчайший срок уведомить об этом и потом выплачивать вознаграждение. Крайняя необходимость может наступить, например, если вдруг СапожокФарма перестанет поставлять препарат в Россию и скажет, что не собирается больше этого делать. Если вдруг все работоспособное население России полегло от артроза, а СапожокФарма не справляется с поставками и не может обеспечить нужное количество препарата.
  2. Суд РФ может решить в пользу предоставления от СапожокФармы принудительной лицензии БогатырьФарме (ст. 1362 ГК РФ), если:
  • СапожокФарма в течение 4 лет недостаточно использует свой патент, например, ввозит в РФ Прохрящин только в размере 5% от общей потребности населения. Тогда БогатырьФарма может взять на себя обязательство восполнить 95%-100% потребности населения и начать производить препарат, при этом отчисляя платежи СапожокФарме за ее патент. Но если СапожокФарма одумается и начнет ввозить 100% Прохрящина, то лицензию у БогатырьФармы отзовут.
  • БогатырьФарма разработала на основе Прохрящина прорывной препарат АртроСтопин, который не надо каждый день колоть, а достаточно принять за жизнь одну таблетку, получила патент на свою разработку, но использовать патент не может, так как патент зависимый и зависит от патента СапожокФармы. Таким образом, чтобы не блокировать выход на рынок более прорывного препарата (надо доказать, что это важное техническое достижение!), будет выдана принудительная лицензия БогатырьФарме с установкой выплат в пользу СапожокФармы.

Есть подвох, в случае выдачи принудительной лицензии СапожокФарма может в свою очередь получить лицензию на изобретение БогатырьФармы и также использовать ее прорывное изобретение.

Вчера в моём еженедельном стриме "Хрип Лапы" на канале "IP Lapa" мы как раз обсудили кейс из реальной фармацевтической практики про препараты от муковисцидоза и принудительное лицензирование. Залетайте!

55
4 комментария

Очень интересно, хочу больше фармацевтических кейсов!

1
Ответить

Будем писать, обязательно!

Ответить

Шикарное повествование. Браво!

Ответить

Спасибо большое! Я старалась💜

Ответить