Битва мессенджеров. Compass против Slack, Telegram и WhatsApp*

Как сосредоточиться на работе и организовать эффективное деловое общение в мессенджере? Telegram — это новый YouTube с его нескончаемым разнообразием контента, WhatsApp примитивен, а Slack наоборот, слишком сложен для обычного человека. Есть ли альтернатива? Мой гость считает, что российский Compass вполне может составить достойную конкуренцию упомянутой тройке. Полную версию интервью с Фёдором Черновым слушайте в подкасте «Ценная инфа» (iOS, Android).

Фёдор Чернов, руководитель отдела развития кор­по­ратив­но­го мес­сен­дже­ра Compass<br />
Фёдор Чернов, руководитель отдела развития кор­по­ратив­но­го мес­сен­дже­ра Compass

— Задам сразу острый вопрос. В чём смысл делать ещё один мессенджер? Их и так на рынке много.

— Вы не первый, кто мне его задаёт, и ответ на этот вопрос у меня давно уже готов. Возьмите WhatsApp и Telegram. Это отличные мессенджеры, которые есть у каждого человека в телефоне, включая меня. Однако, смысл нашего Compass в том, что мы создаем корпоративный мессенджер для работы и бизнеса. Наше решение направлено на максимальную эффективность работы команды.

— В таком случае, кто ваш главный конкурент?

— Я понимаю, как это смешно прозвучит, но тем не менее, наш главный конкурент — это WhatsApp и Telegram. Почему? Потому что большинство бизнесов используют эти продукты для корпоративного общения. Начиная от небольших автомастерских, кафе, ресторанов, салонов красоты, в котором может быть всего пять человек — три мастера, один администратор и один владелец, до крупных IT-компаний с численностью в 6000 человек.

Это сложилось во многом из-за того, что в нашей стране не появился стандарт отрасли в направлении мессенджеров. Вот в нише CRM стандарт есть. Когда бизнес выбирает, какой CRM-системой воспользоваться, то сразу есть чёткий ответ — либо AMOcrm либо Bitrix. Если возникает вопрос, где мы будем вести бухгалтерию, то у всех сразу ответ — в 1С. А вот когда возникает вопрос, где мы будем общаться, где у нас будут корпоративные чаты, то явного ответа нет.

А мы стремимся стать стандартом в нашей области. Когда люди начинают свой бизнес или решают, как лучше общаться со своими сотрудниками, мы хотим, чтобы Compass был первым выбором у предпринимателей.

— Получается, что вы вышли на бой против всех. Тег #CompassVsTheRest , то есть #CompassПротивВсех .

— Отчасти. У нас нет цели заменить Telegram в виде информационных каналов, чтобы люди получали оттуда развлекательный контент. У нас нет цели заменить WhatsApp для отправки друзьям и родственникам поздравлений с праздниками. У нас нет цели стать мессенджером для IT-компаний, в котором можно поделиться кодом или обсудить архитектуру проекта, как это предлагает Slack.

Мы делаем простой мессенджер. Не в том смысле, что у него мало функций, а в том, что он прост в настройке, в отличие от того же Slack.

Как начинался Compass

— Какими были первые шаги?

— Первая идея была совсем другой. Мы хотели сделать рекламный маркетплейс для покупки рекламы у блогеров. В основе маркетплейса лежало ядро мессенджера. Мы думали, что сделали классный продукт, с помощью которого блогеры и рекламодатели будут договариваться о покупке и продаже рекламы.

Но этим планам не суждено было сбыться, и в 2019 году мы сделали пивот из рекламного маркетплейса в сторону корпоративного мессенджера. Многие вещи были уже реализованы, например, голосовые сообщения, видеозвонки, передача файлов и так далее. Поэтому разворот прошёл быстро, и уже в 2020 году мы выпустили первую версию и раскатали её по друзьям и знакомым бизнесменам для теста.

Ну а как только появились платные пользователи, мы поняли, что двигаемся в правильном направлении.

— Можете вспомнить важные моменты в развитии Compass, которые могли бы стать провалом в разработке мессенджера? И что-то спасло вас. Может быть, какие-то случайности.

— Я думаю, каждый пивот в каком-то смысле провал. С другой стороны, пивоты — это изменение первоначальной концепции под влиянием рынка. Так что как посмотреть…

Но вот что точно мы упустили, так это сроки разработки коробочной версии. Мы сделали упор на облако, а многим компаниям требуется размещение кода на собственных серверах. Чтобы доступ к данным был только у них.

Обычный рабочий день в офисе Compass
Обычный рабочий день в офисе Compass

Причём что интересно. У нас есть клиенты, у которых свыше 1000 человек в штате, и их полностью устраивает облачная версия. А есть компании, в которых 50-70 человек, и они не могут стать нашими клиентами, потому что им в обязательном порядке нужна коробочная версия.

— А как у вас складываются отношения с «товарищем майором»?

— Мне неизвестны случаи, когда к нам приходили за информацией. Мы храним данные в соответствии со 152 федеральным законом. Но если вас этот вопрос беспокоит, то дождитесь коробочной версии, мы её скоро выпустим. Тогда вы на 100% сможете контролировать свою информацию.

Достигнутые результаты

— А какое у вас количество пользователей? Сколько платных, сколько бесплатных?

— Чтобы ответить на этот вопрос, для начала надо пояснить нашу тарифную сетку. У нас три тарифа, один бесплатный, и два платных. В бесплатный тариф «Старт» входит 10 пользователей без ограничения по функциям по сравнению с платными тарифами.

Платный тариф включается, когда компания решает подключить больше десяти сотрудников. Есть версия тарифа для образовательных организаций, и в нём стоимость пользователя составляет 59 рублей, и тариф для бизнеса по 199 рублей за пользователя.

Так вот платящих компаний у нас несколько сотен. И есть ещё несколько тысяч активных пользователей. Они не платят, но используют Compass в ежедневном режиме.

— «Чем вы берёте», как говорил главный герой фильма «Деньги на двоих» в исполнении Аль Пачино?

— Концентрацией на работе и организацией структуры общения. Возьмите Telegram. В нём много замечательного контента, включая видео. А все мы знаем, как легко залипнуть в shorts YouTube. Теперь представьте, что среди всего этого разнообразия вы пытаетесь вести деловое общение. Вы всё время теряетесь в этой информационной каше, и не можете эффективно сосредоточиться на работе.

Второй момент – это конфиденциальность. Например, мы с вами работаем в Telegramе. И кто-то из нас уволился. Как этому сотруднику закрыть доступ к корпоративной информации? Понятно, что мы можем его убрать из каких-то общих чатов. Вручную его удалить оттуда. Но если он сам создавал эти чаты и добавлял туда коллег, а меня туда не добавил, как его оттуда удалить?

Если он работал несколько лет, и у него осталась большая переписка в внутренними корпоративным документами, информацией о клиентах. Как удалить эту информацию?

В Compass это реализовано с помощью функции «Участники». Всегда можно контролировать, кто является участником команды. Если человек покидает компанию, то есть кнопка «удалить» участника, и он покидает все чаты. У него теряется доступ ко всем перепискам, он даже никого не видит и не может никому написать. Но при этом у компании остаётся история переписки.

За окном унылый дождик, а команда поддержки не имеет право хандрить
За окном унылый дождик, а команда поддержки не имеет право хандрить

Также в Telegram чаще пишут разнообразные никнеймы и редко настоящие ФИО. А в Compass есть функция «Карточка сотрудника». Нажимаете на аватарку и видите должность, статус, другие детали по сотруднику.

И сразу ясность, сразу понимание организационной структуры. Пришел новенький, он все видит, все рабочие чаты, куда его допустили. Это важные моменты, они может быть не требуются постоянно, но они все время требуются в каждом бизнесе.

Другими словами, Compass — это фокусировка на рабочем процессе. Когда рабочий день закончился, Compass можно закрыть и спокойно заходить в Telegram и переключаться на личное. Таким образом, вы знаете, что в Telegram вас не побеспокоят рабочими сообщениями, а в Compass вас не побеспокоят личными сообщениями от каналов, от друзей, родственников и так далее.

— А можно ли в Compass разместить, например, корпоративную wiki?

— Мы не стремимся стать комбайном, в котором есть всё. Для базы знаний есть другие отличные продукты. А для того, чтобы это было в рамках единого окна, есть интеграция с помощью ботов, которые подскажут, когда нужно обратиться к инструкции или получать необходимую для работы информацию из базы знаний.

— Допустим, пришел новичок, проходит онбординг, и бот может прислать ему ссылку на wiki, которая расположена в Notion. Так?

— Да. Если такого бота создать и дать ему необходимые команды, то всё будет так, как вы описали. Таких команд может быть много. Например, онбординг первого дня. Онбординг по общению с клиентами, если мы говорим про менеджеров по продажам. Автоматизация в Compass ограничивается только фантазией тех, кто эту автоматизацию создаёт.

Совет стартаперам

— Какие советы вы можете дать предпринимателям и разработчикам, которые мечтают создать свой проект-убийцу какого-нибудь титана рынка?

— Не стремиться никого «убить», а стремиться дать пользователям классный опыт использования вашего продукта. Делать так, чтобы люди от его использования кайфовали и получали решение своих задач.

Если у вас получится создать такой продукт, то пользователи будут рады использовать его в работе и платить за него. Вот такой возможно банальный совет, но, на мой взгляд, он важный.

Полную версию слушайте в подкасте «Ценная инфа» (iOS, Android). Становитесь резидентами подкаста на странице ВКонтакте. А в Телеге я пишу немного о работе копирайтером, немного о жизни в целом:)

*Мессенджер WhatsApp принадлежит компании Meta. Деятельность компании Meta запрещена на территории РФ.

4545
33 комментария

В телеграме иногда сложно разграничить личное и рабочее. Плюс у каждого в телеграме есть масса отвлекающих факторов. Поэтому новый мессенджер, в которым можно создать рабочее пространство, всегда пригодится.

5

В телеграме есть папки и возможность "заглушать" ненужные чаты

2

У меня команда из 15 человек. Небольшая IT-компания. Телегу и вотсап как корпоративные мессенджеры никогда не понимал и не воспринимал. В них просто невозможно нормально работать. Все в одну кучу: личное и рабочее. Когда-то давно сидели на Hipchat, потом переехали в Slack, ну а когда стало понятно, что надо съезжать со Slack, развернули себе на виртуалке Mattermost и радуемся уже который год. Сравнивали его с Rocket.Chat, но он по ряду ограничений нам не подошел. Странно, что их не упоминают. Но, в любом случае, дождусь коробку Compass и поизучаю. Интересно будет сравнить.

3

развернули себе на виртуалке Mattermost и радуемся уже который годНе самый плохой вариант для маленькой компании. Когда же она большая, начинают вылезать "нюансы", как то платные опции вроде интеграции с AD (5$ в год за человека) и т.д. Ну или у вас должен быть внутренний отдел разработки, которые будет постоянно допиливать матермос до нужной кондиции.

Mattermost это уже лучше, но вы наверное о таком FOSS (cloud or self-hosted) проекте как сеть Matrix-a не слышали. Рекомендую пощупать https://element.io/features. Он федеративный и ко всему мосты в другие сети имеет.

Битва чего-то никому неизвестного с тройкой мировых лидеров. Громко, пафосно, смешно

3

Комментарий недоступен

1