Как продвигают EdTech-продукты в 2023-м: сдаем явки, пароли, каналы и площадки

Все образовательные проекты с ностальгией вспоминают 2021 год, когда рынок рос на 70%, а каждое вложение денег в рекламу приносило лиды. Мы не можем вернуть темпы роста EdTech, зато расскажем, как эффективнее продвигаться на зрелом рынке.

Как продвигают EdTech-продукты в 2023-м: сдаем явки, пароли, каналы и площадки

Привет! Я Роман Годин, директор по развитию маркетплейса рекламных площадок, сервисов и услуг Centra. Мы много работаем с образовательными проектами и знаем, что конец года — это горячая пора для продажи обучений. Пока вы готовитесь собирать лиды этой осенью, рассказываем о рынке EdTech и рабочих каналах привлечения новых клиентов.

Роман Годин
CBDO в Centra

Рынок EdTech замедлил рост и стал сезонным

Объем российского рынка онлайн-образования за 12 месяцев увеличился на 33% — это в полтора раза выше прошлогодних прогнозов. Быстрее всех растут образовательные платформы, бизнес-образование и ДПО, медленнее — детское образование и курсы иностранных языков. Даже если динамика снизится, в 2023 году EdTech в России впервые в истории превысит 100 млрд рублей.

В EdTech стала проявляться сезонность. В 2020–2021 гг. продажи онлайн-обучения росли в каждом квартале, а единственным сезонным фактором были новогодние праздники, после которых в январе — июне наступал спад. В 2022-м и 2023-м паттерн другой: весной и летом покупатели тратят на обучение меньше, чем в начале года, а в четвертом квартале активно приобретают курсы.

По оси Y — млн рублей. В 2020–2021-м рынок онлайн-обучения в России быстро увеличивался. В 2022 году рост замедлился, и эта динамика повторилась в первой половине 2023 года.  Источник: Smart Ranking
По оси Y — млн рублей. В 2020–2021-м рынок онлайн-обучения в России быстро увеличивался. В 2022 году рост замедлился, и эта динамика повторилась в первой половине 2023 года.  Источник: Smart Ranking

Если в пандемию EdTech рос «по умолчанию», то с 2022 года на рынке появляются сезонные колебания, которые важно изучать и учитывать. Привычные подходы к продвижению эпохи кратного роста уже не сработают.

Обучение покупают взрослые занятые люди

Образовательные продукты в России покупают 35 миллионов человек. Женщин чуть больше, чем мужчин; большинство — в возрасте от 25 до 64 лет, параллельно работают, состоят в браке и растят детей. Можно сказать, что на онлайн-курсах учится треть населения страны без учета детей и пожилых граждан.

«Сводный портрет аудитории» — ключевые характеристики покупателей онлайн-курсов в 2022 году
«Сводный портрет аудитории» — ключевые характеристики покупателей онлайн-курсов в 2022 году

Портрет аудитории даёт две подсказки:

  • Образовательный продукт должен «вписаться» в список приоритетов взрослого человека: работу, семью и воспитание детей.
  • Продвигать обучение нужно там, где взрослые занятые люди часто проводят время.

Далее мы рассмотрим digital-рекламу — это самый конверсионный канал даже при небольших вложениях. Наружная реклама и ролики на федеральном ТВ тоже могут охватить взрослую аудиторию, но для бюджета большинства рекламодателей это слишком дорогой инструмент.

Используйте универсальные каналы продвижения: соцсети, рекламу на сайтах и рекомендательные виджеты

Универсальные каналы уже знакомы большинству образовательных проектов, но дополним их опытом клиентов Centra.

Из социальных сетей выбирайте ВКонтакте и Телеграм. Охваты во ВКонтакте равномерно росли последние два года, а число пользователей Телеграма резко увеличилось после блокировки иностранных ресурсов в начале 2022 года. Сейчас это крупнейшие российские социальные сети: по данным Medisacope, в августе 2023 года среднемесячная аудитория ВКонтакте составила 87,6 млн человек, Телеграма — 81,2 млн.

За прошедший год Телеграм превратился в полноценный рекламный канал. Сумма первого пополнения баланса на площадке Telegram Ads снизилась вдвое, а «сторис» позволяют использовать привычный формат для продвижения своих продуктов.

Также в Телеграме уже появились платформы таргетированной рекламы: Bidfox, Beseed, Nativity и другие, — которые объединяют тематические каналы с большой аудиторией.

В Nativity используются полноценные посты: текст, картинка, ссылки. В штатных Telegram Ads используется только короткий текст с кнопкой
В Nativity используются полноценные посты: текст, картинка, ссылки. В штатных Telegram Ads используется только короткий текст с кнопкой

В Nativity можно разместить промопосты с автоматической маркировкой рекламы на 3000 популярных телеграм-каналах. Система автоматически проверяет каждый канал на наличие ботов, накрутку просмотров и другие признаки обмана и сохраняет только «живые» каналы с реальными подписчиками. По EdTech сфере средний CTR — 1,2%, а CR (регистрации) — в диапазоне 14–26%. Наша основная модель работы — CPV, оплата за целевой контакт.

Владимир Балашов, Product Director Nativity

Тестируйте программатик-платформы: Between, Soloway, hybrid.ai. Программатик — это автоматизированная закупка таргетированной рекламы на множестве сайтов одновременно. EdTech-клиенты Centra используют платформы Soloway, Between и hybrid.ai. Другие российские площадки можно посмотреть на витрине Centra.

У программатик-платформ своя сеть партнеров и алгоритмы показа объявлений, поэтому каждую желательно тестировать на небольшом бюджете. Мы предложили следующий подход одному из наших клиентов — компании ЕГЭLAND ↓

Задача. ЕГЭLAND готовит школьников к единому государственному экзамену. В апреле проект запросил в Centra.ai условия продвижения по модели «оплата за действие» (CPA) — заполнение формы заявки на сайте.

Решение. Предложили клиенту сначала провести охватную кампанию по модели «оплата за клик» (CPC) на программатик-платформах и собрать данные о поведении пользователей на сайте. А после анализа конверсии и доработки лендинга посчитать возможный CPA и вернуться к обсуждению работы по этой модели.

Результат. Выбрали несколько площадок для тестовой кампании. ЕГЭLAND поделился результатами на Between Exchange: за 18 дней — больше миллиона просмотров и 2000 кликов при CPC, равной 55 рублей. Это выше прогнозов, но итоговая стоимость действия всё равно оказалась высокой.

Рекомендовали клиенту пока не привязываться к CPA, а продолжать охватные кампании и повышать конверсию сайта, а также сделать лендинг для родителей школьников и включить его в продвижение.

Тестовая кампания стартовала в разгар сезонного спроса — за два месяца до ЕГЭ. В оферах отразили близость экзамена и подготовку к поступлению
Тестовая кампания стартовала в разгар сезонного спроса — за два месяца до ЕГЭ. В оферах отразили близость экзамена и подготовку к поступлению

Попробуйте рекомендательные виджеты. Это продвижение в блоке рекомендованных материалов на информационных или развлекательных ресурсах. Посетитель читает пост или статью и видит список релевантных материалов, среди которых — рекламное объявление. Такие ссылки не похожи на баннер и выглядят нативно.

Найдите на скриншоте рекламу. Если вы её не видите, значит, рекомендательный виджет работает хорошо
Найдите на скриншоте рекламу. Если вы её не видите, значит, рекомендательный виджет работает хорошо

Клиенты Centra пользуются виджетами Adwile и СМИ2: платформы сотрудничают со многими интернет-ресурсами и имеют большой охват. Протестируйте обе и посмотрите, какая работает лучше для вас.

Заголовок в нативной рекламе — это триггер на запросы читателей. Благодаря таргетированию нативные анонсы попадают к тем, кому они действительно актуальны. В итоге нативная реклама становится источником полезной информации, который помогает рекламодателям не только строить доверительные отношения с потенциальными потребителями, но и драйвить конверсии.

Лидия Позднякова, коммерческий директор Adwile

Протестируйте экспериментальные каналы: нишевые площадки, рекламу на маркетплейсах и микроблогеров

Рекламу на ресурсах для узкой аудитории и сайтах магазинов образовательные проекты используют реже, чем соцсети и программатик, поэтому здесь искать лиды может быть проще.

Подберите нишевые площадки для вашего сегмента. Это интернет-ресурсы для сравнительно небольшой аудитории с общими интересами. Рекламироваться на всех подряд бессмысленно: нужно изучить контент и комментарии пользователей, пообщаться с администраторами, посмотреть примеры объявлений и нативных публикаций. Если вы понимаете, что можете найти здесь новых клиентов, дайте пробное объявление и проанализируйте результаты.

При выборе площадки смотрите на свой сегмент:

  • Для ДПО и бизнес-обучения подойдут площадки про поиск работы, технологические порталы и специализированные медиа для мужчин и женщин.
  • Детское образование можно продвигать на платформах для родителей и в медиа про обучение.
  • Продукты для школьников и студентов уместны на платформах коротких видео, игровых порталах или у стримеров.

Ищите лиды среди пользователей Ozon и Avito. Площадки крупных российских маркетплейсов — это интернет-ресурсы с высокой посещаемостью. На сайты и в приложения Wildberries, Ozon и Avito ежемесячно заходят по 60 миллионов человек. Для сравнения: месячная аудитория всего Яндекса составляет около 90 миллионов пользователей. Это полноценные информационные порталы с большими охватами.

Так как образовательные продукты покупают работающие семейные люди, а большинство из них пользуются маркетплейсами, реклама здесь — способ дотянуться до клиентов в привычном для них месте. Обязательно учитывайте сезонность: с ноября начинается новогодний ажиотаж, когда пользователи будут выбирать не только образовательные продукты, но и подарки детям, гаджеты семье, зимнюю резину и январский отпуск. Запускайте продвижение заранее, чтобы не сжигать бюджеты в потоке рекламы.

В Centra уже началась Черная пятница. Если вы хотите протестировать рекламу на маркетплейсах, воспользуйтесь специальным предложением на размещение баннерной рекламы и аукцион в Оzon. Переходите на сайт, чтобы получить лучшие условия до конца года.

Разместитесь у микроинфлюенсеров. Реклама у небольших блогеров — от 1000 до 100 000 подписчиков — это растущий мировой тренд. Секрет в том, что небольшая аудитория обычно сильнее вовлечена в контент инфлюенсера, и больший процент подписчиков переходит по ссылкам в рекламных сообщениях.

Для этого формата рекламы можно использовать автоматизированные платформы с удобным поиском, проверкой качества аудитории и детальной отчетностью по размещениям: GetBlogger, Perfluence и другие.

Главный плюс автоматизированных площадок для рекламы у инфлюенсеров — подробная информация о каждом блогере на площадке. Источник: Perfluence
Главный плюс автоматизированных площадок для рекламы у инфлюенсеров — подробная информация о каждом блогере на площадке. Источник: Perfluence

Резюме

Вот список тезисов, которые можно забрать с собой:

  • Рынок EdTech в России снизил темпы роста и начал проявлять сезонность.
  • Digital-реклама всё еще приносит высокую конверсию при небольших бюджетах.
  • Обучение покупают взрослые занятые люди.
  • Чем больше у вас разных каналов привлечения, тем лучше.
  • EdTech-клиенты Centra получают результаты с помощью шести каналов: социальные сети, программатик-платформы, рекомендательные виджеты, маркетплейсы, нишевые площадки и микроблогеры.
  • Не копируйте чужие стратегии продвижения — тестируйте каналы и делайте собственные выводы.

Делитесь своими рекламными кейсами в комментариях, а если хотите попробовать новые каналы продвижения, посмотрите на витрину Centra — у нас доступно больше 250 рекламных площадок, платформ и сервисов.

6969
43 комментария

Первый раз этот мем вижу в таком качестве, как вы это сделали?))

3

магия нейросетей 🔮

3

Главное - не повторять ошибки Аяза Шабутдинова !

очень полезно! спасибо!

2

А ещё, чтобы получить новые результаты, можно попробовать разные рекламные платформы для продвижения 👀

2

Классный подход) И про микроблогеров вс` верно) Иногда такая реклама работает лучше всего)

Кстати, если у кого-то есть интересные обучающие программы по маркетингу / PR / контенту — можно разместиться у нас: https://t.me/freelancechoice / https://vk.com/freelancechoice

Как раз VK + TG, а аудитория 18000+ специалистов.

Анонсы нативные, готовим сами) Написать, если что, можно в ЛС: https://t.me/toqueeuqot

2

спасибо за статью) как удачно я зашла почитать) много чего не знала и взяла на заметку)

1