Время-деньги: бизнес-требования вместо технического задания

Наверняка многие из нас сталкивались с тем, что заказчик самостоятельно пишет техническое задание и на выходе получается документ, не соответствующий требованиям бизнеса. Мы нашли простой способ решить проблему и теперь просим клиентов формулировать бизнес-требования.

Время-деньги: бизнес-требования вместо технического задания

Давайте для начала определимся с терминологией, что мы в Hawking Bros понимаем под техническим заданием.

Техническое задание – это документ, содержащий в себе техническое и технологическое описание решения бизнес-задачи, а также искомого результата работ, исключающий двойное трактование формулировок и не допускающий отклонений от процесса.

(с) Коллективный разум

Как правило, заказчики внутри не всегда обладают необходимыми компетенциями (да и не нужно) для составления подобной документации. На наш взгляд гораздо проще и эффективнее формулировать бизнес требования. Вот какие основные вопросы и ответы должны ложиться в основу документа.

Время-деньги: бизнес-требования вместо технического задания

1. Блок общих вопросов о бизнесе – самый важный

— На чем вы в основном зарабатываете?

— Кто ваши клиенты?

— Какой у вас основной канал продаж?

— В чем ваше главное конкурентное преимущество?

— Какая главная цель компании на сегодня?

В случае необходимости можно добавить более детальные ответы с цифровыми данными, что даст исполнителю больше понимания об устройстве вашего бизнеса.

Время-деньги: бизнес-требования вместо технического задания

2. Как вы видите себе решение задачи?

— Почему именно сайт (интернет-магазин, приложение и т.д.), а не другой сервис должен решить вашу задачу?

— Что на ваш взгляд нужно сделать в-первую очередь?

— Какие есть ограничения в технологиях?

— Что будет считаться измеримым результатом проекта и достижением цели?

Ключевой фактор именно тот, что цель и результат можно измерить. К сожалению, абстрактные понятия вроде «сделать более современным» или «больше продавать» (но не говорить насколько больше), не могут считаться целями проекта, и в этот момент вам стоит задуматься, а нужно ли расходовать бюджет.

Время-деньги: бизнес-требования вместо технического задания

3. Какую пользу проект принесет целевой аудитории?

— Кто ваша целевая аудитория?

— Какие основные действия они должны совершать с помощью проекта?

В этом блоке вопросов опишите основные пользовательские сценарии, что должна делать та или иная группа целевой аудитории на проекте. Формулировки могут быть абсолютно свободными, но рекомендуем лишний раз одергивать свою фантазию вопросом «чтобы что?», дабы не описать избыточные сценарии.

Как правило, после получения подобного документа мы готовим дополнительный блок вопросов, который связан с ограничениями проекта в бюджете, сроках, команде и критериев приемки, чтобы точно понимать, чем мы можем быть полезны на этом проекте.

Далее, исходя из результатов переговоров, мы подбираем нужный проектный формат, проводим предварительную оценку стоимости и сроков (в т.ч. на составление технического задания), а после презентуем коммерческое предложение клиенту.

Как видите, наш пул вопросов позволяет, как подрядчику и партнеру, гораздо лучше понимать проект и его цели, а заказчика избавляет от головной боли на составление ТЗ, т.к. в конечном итоге мы приходим к нему с решением.

Если у вас есть проект, который вызывает «головную боль» с формулировкой требований, то мы поможем вам разобраться. Просто направьте ваш запрос на нашу почту hello@hawkingbros.com и мы оперативно вам ответим.

А если у вам нужна подсказка, как составить хорошую техническую документацию, то в этом вам поможет другая наша статья.

3333
24 комментария

Техническое задание от заказчика - особый вид искусства!

5
Ответить
6
Ответить

Поймал Вьетнамский флешбек :(
Заказчик патологически не компетентен в написании ТЗ, на выходе получается в лучшем случае список хотелок, оторванных от реальности. А как известно с плохим тез - результат хз. ТЗ должно быть и его должны делать компетентные люди.

3
Ответить

*Не список хотелок, а список гипотез

2
Ответить

Умение понимать клиента и упорядочивать его знания – это то, чем отличается хорошее агентство от говноагенства. Заказчик и не должен быть компетентным в написании ТЗ, это не его работа.

У нас в Ginoice в пресейле и дискавери участвуют разработчики, системный аналитик и иногда я. Это дорого, но зато качественно)

Ответить