Исследование: интеллектуальная собственность у стартапа в 11 раз повышает вероятность финансирования
Стартапы, которые уже на ранних стадиях развития регистрируют товарные знаки и получают патенты, имеют заметно большую вероятность привлечь венчурные инвестиции. Это показало исследование Бюро интеллектуальной собственности Евросоюза.
Данные для исследования собирались в течение 10 лет. Они также показывают, что влияние наличия у стартапа интеллектуальной собственности на отношение к нему инвесторов растёт от более ранних стадий к более поздним.
Если на посевной стадии наличие у стартапа зарегистрированного товарного знака повышает шансы получения инвестиций в 3,5 раза, то на ранней стадии – в 5,3 раз.
Полноценное IP-портфолио ценится потенциальными инвесторами выше, чем наличие отдельно патента или товарного знака. Зарегистрированные патент+товарный знак увеличивают привлекательность для VC в 4,5 раза на посевной стадии и в 11 раз – на ранней.
Авторы исследования отмечают, что европейские стартаперы недооценивают потенциал защиты интеллектуальной собственности на уровне Евросоюза и регистрируют ТЗ и патенты чаще на национальном уровне, в стране происхождения компании. А инвесторы ценят регистрации на международном уровне, очевидно, рассчитывая на потенциал выхода стартапа на рынки других стран и регионов.
У инвесторов есть основания обращать внимание на интеллектуальную собственность: статистика показывает корреляцию между её наличием у стартапа и вероятностью удачного экзита для VC (IPO или продажи).
Исследователи поясняют, что даёт инвесторам наличие у стартапа патентов и товарных знаков:
- Информацию о компании. О стартапе на ранней стадии часто можно мало что узнать, разве что оценить команду, питч и презентацию. Но анализ интеллектуальной собственности может стать вариантом сбора и анализа сведений о её владельцах.
- Несколько потенциальных бизнес-моделей: стартап с патентом и ТЗ сможет зарабатывать на лицензировании технологий, продаже франшиз и т.п.
- Защиту от конкурентов и судебных исков с их финансовыми и репутационными затратами
- Возможность оценить подход к ведению дел у основателей стартапа. Если у компании есть стратегия работы с интеллектуальной собственностью и она находит рерсурсы на её реализацию, это вяд ли хайповая однодневка.
- Некоторую защиту инвестиций. IP остаётся у компании после банкротства. Исследование от 2018 года показало, что 70% патентов обанкротившихся американских стартапов были проданы.
В России похожий эффект тоже наблюдается: наличие портфолио интеллектуальной собственности заметно повышает инвестиционную привлекательность компании, улучшает её репутацию и входит в список критериев принятия решений о бизнес-партнёрствах.
Полезное от Онлайн Патент:
Онлайн Патент - компания, которая уже 10 лет успешно помогает более чем 100.000 пользователей эффективно защищать свою интеллектуальную собственность.
А ведь действительно в проект с уже зарегистрированной ИС не так страшно вкладываться, получается, что проект в какой-то области уже защищен. Простая психология :)
Чтобы у стартапа появилась ИС нужно грамотного разработчика подключать и маркетолога
Скорее специалиста по интеллектуальной собственности, а уже потом маркетолога.