Права на интеллектуальную собственность в fashion индустрии: основы, актуальные кейсы

Мы в студии Sxema часто сталкиваемся с вопросами авторского права и передачи интеллектуальной собственности. В России интеллектуальная собственность в fashion индустрии защищается через различные аспекты законодательства. Законы об интеллектуальной собственности включают в себя:

Авторское право.

В России авторское право распространяется на оригинальные произведения авторов, включая дизайны одежды. Это означает, что сам факт создания уникального дизайна даёт автору автоматические права на него, без необходимости регистрации. Однако, для установления факта авторства и защиты прав в случае судебных споров, рекомендуется регистрировать свои работы в Роспатенте или других соответствующих органах.

Товарные знаки.
Представляют собой символы, слова, логотипы или другие обозначения, которые помогают идентифицировать продукты или услуги конкретного производителя на рынке. В России для регистрации товарных знаков необходимо обратиться в Роспатент. Защита товарных знаков предоставляет их владельцам исключительные права на использование этих знаков и помогает предотвратить их незаконное использование другими компаниями.

Патенты.

Патентная система имеет те же основные принципы, что и в многих других странах. Для получения патента на изобретение или промышленный образец необходимо подать заявку и пройти процедуру экспертизы на уникальность и соответствие критериям патентоспособности. Российское законодательство также предусматривает определенные исключения, например, некоторые технические решения в области дизайна, если они преследуют исключительно эстетические цели, могут быть исключены из патентной защиты и рассматриваться в рамках авторского права.

В России для регистрации товарных знаков и дизайнерских знаков необходимо обращаться также в Роспатент. Защита этих знаков предоставляет владельцам исключительные права на использование символов, логотипов или других обозначений на рынке.

Наглядный пример действия авторских прав в в индустрии - кейс с Shein.

Один из крупнейших ритейлеров Shein (выручка за 2022 год $22,7 млрд.) также столкнулся с судебным иском в связи с нарушением авторских прав.

<p><i>Слева - дизайн Лариссы Мартинес, а справа - продукт Shein.</i></p><i>Мелани Уилбур / Erikson Law Group</i>

Слева - дизайн Лариссы Мартинес, а справа - продукт Shein.

Мелани Уилбур / Erikson Law Group

Три независимых дизайнера: Крист Перри, Ларисса Мартинес и Джей Барон, подали иск, утверждая, что онлайн-ритейлер продавал "точные копии" их работ, что, по их мнению, нарушает Закон об организованной преступности (RICO). (RICO был изначально разработан для борьбы с организованной преступностью, но также применим к "грубым нарушениям авторских прав").

<p><i>Слева - дизайн иллюстратора Кристы Перри, а справа - дизайн Shein.</i></p><i>Мелани Уилбур / Erikson Law Group</i>

Слева - дизайн иллюстратора Кристы Перри, а справа - дизайн Shein.

Мелани Уилбур / Erikson Law Group

Интересно, что Shein, в ответ на иск, заявила Ассошиэйтед Пресс, что "серьезно относится к любым утверждениям о нарушениях и незамедлительно реагирует на жалобы со стороны законных правообладателей интеллектуальной собственности".

<p><i>Слева - дизайн вышитой нашивки художника Джея Барона, а справа - изделие Shein.</i></p><i>Мелани Уилбур / Erikson Law Group</i>

Слева - дизайн вышитой нашивки художника Джея Барона, а справа - изделие Shein.

Мелани Уилбур / Erikson Law Group

Ещё один важный пункт – это защита конфиденциальной информации и коммерческих секретов: Российское законодательство имеет механизмы для защиты конфиденциальной информации и коммерческих секретов. Например, договоры о неразглашении информации и меры по ограничению доступа к коммерческим секретам могут использоваться для обеспечения конфиденциальности новых дизайнов и процессов до их официального представления на рынке.

Согласно WIPO IP Facts and Figures 2022, в 2020 году было подано 1,57 миллиона заявок на патенты в мире. Китай является лидером по количеству поданных заявок на патенты, составляя 48,5% от общего числа заявок в мире. Следом за Китаем идут США, Япония, Южная Корея и Германия1. Чтобы быть патентоспособным, творение должно быть полезным и оригинальным. Полезные разработки, которые были запатентованы, - это такие вещи, как молнии, липучки, костюмы астронавтов и кевлар. Однако исторически сложилось так, что патенты на дизайн, как правило, не пользовались большим спросом в fashion индустрии из-за своей дороговизны (стоимость доходила до десятка тысяч долларов и не стоила затраченных ресурсов) и быстрой сменяемости коллекций из сезона в сезон.

Право на интеллектуальную собственность играет ключевую роль в модной индустрии по ряду важных причин:

- Защита инноваций и творчества. Эта отрасль зависит от постоянных инноваций и творческих подходов. Право на интеллектуальную собственность позволяет защищать уникальные дизайны и идеи, поощряя дизайнеров и компании к инвестированию времени и ресурсов в новые концепции и продукты.

- Экономическая стимуляция. Защита интеллектуальной собственности дает возможность владельцам прав получать прибыль от своих творческих работ. Это создает стимул для инвестирования в инновации, так как компании знают, что их интеллектуальные усилия будут вознаграждены.

- Борьба с подделками. Право на интеллектуальную собственность помогает предотвратить подделки и несанкционированное копирование. Это способствует сохранению уникальности брендов и продуктов, обеспечивая потребителям качественные и подлинные товары.

- Развитие конкуренции. Защищая права на дизайн и инновации, это право способствует конкуренции, поскольку оно обеспечивает среду, в которой компании стимулируют друг друга к развитию новых и лучших продуктов.

- Международная защита. Право на интеллектуальную собственность помогает дизайнерам и компаниям защищать свои работы и бренды в различных странах, обеспечивая им защиту на мировом рынке.

Но если во всём мире уже давно сформированы чёткие законы, которые регулируют процессы не только в индустрии моды, но и в других сферах, то не должно быть подделок и контрафакта? Нет.

Согласно Illicit Trade Global Trade in Fakes, только за 2020 год глобальный рынок подделок был оценен в $509 миллиардов. Одежда является наиболее подделываемым продуктом в fashion индустрии, составляя 37% от общего объема подделок. Контрафактные товары наносят серьёзный ущерб брендам и компаниям, включая потери прибыли из-за поддельных товаров, уменьшение спроса на оригинальные товары и снижение репутации бренда. Также поддельные товары зачастую не проходят контроль качества, в связи с чем могут содержать опасные материалы, которые будут представлять угрозу для здоровья и безопасности потребителей.

Hermes. Авторское право на дизайн и свободу творчества.

В 2017 году компания Hermès подала в суд на французскую компанию, которая активно продвигала свою новую линейку браслетов, визуально напоминающих дизайн "якорной цепи", которая в своё время стала прототипом для будущих украшений Hermes.

Браслет с якорной цепочкой от Hermès, hermes.com
Браслет с якорной цепочкой от Hermès, hermes.com

После длительных судебных процессов дело было закрыто в мае этого года решением Кассационного суда в пользу Hermès. В частности, суд признал оригинальность дизайна“Якорной цепи”.

Компания, на которую подали в суд, была признана виновной в нарушении авторских прав и актов нечестной и паразитической конкуренции. Суд также признал, что дизайн “якорной цепи” не является частью общественного достояния, а защищено авторским правом, учитывая сочетание его оригинальных характеристик.

По итогу Hermès выиграла судебное дело. Суд подтвердил оригинальность украшений, установил, что компания имеет права на украшения до 2049 года и отметил, что использование уникальных характеристик "якорной цепи" является флагманским продуктом бренда.

Но бывают и случаи, когда даже с творческими проектами лучше быть аккуратнее.
Так, компания Hermes подала иск за нарушение прав на торговую марку из-за новой коллекции "Rich bitch bag”от NAMILIA, концепция которой заключалась в переработке сумок Hermes в подиумную одежду.

<i>Фото предоставлено Namilia</i>
Фото предоставлено Namilia

Презентация коллекции была представлена во время Недели моды SS24 в Берлине. В итоге Франкфуртский областной суд отклонил ходатайство Hermès о судебном запрете, сославшись на право на свободу творчества, Этот наряд был только выставочным и не предназначался для продажи, о чём написал бренд в своих социальных сетях.

<i>Фото предоставлено fashionweek.berlin</i>
Фото предоставлено fashionweek.berlin

ZARA.

Порой посягательство на авторские права доходят до абсурда, когда бренд осознанно идёт против закона. Так случилось с Thilikó. Компания систематически использовала фотоматериалы Zara, которые были защищены авторским правом, в своих собственных целях.

Права на интеллектуальную собственность в fashion индустрии: основы, актуальные кейсы

Всего было обнаружено 32 изображения, оригиналы которых были изменены Thilikó (с кадров были удалены логотип и знак копирайта Zara). Истец отметил, что такое нарушение подпадает под ограничения на использование, воспроизведение, и модификацию любых материалов сайта без разрешения правообладателя.

Nike. Нарушение запатентованной технологии Flyknit другими брендами.

<i>Изображение предоставлено hypebeast.com</i>
Изображение предоставлено hypebeast.com

Пройдя через судебные процессы с Adidas, Puma и Lululemon, которые были связаны с использованием брендами запатентованной технологией Flyknit (технология Nike, которая позволяет сшивать все части верха кроссовка одной нитью) в своём производстве, Nike снова борется за права на свой патент.

В этот раз судебное разбирательство проходит с New Balance и Skechers. Представители Nike сообщают, что в нескольких спортивных моделях для бега, футбола и баскетбола, New Balance и Skechers "злоупотребляют" запатентованной технологией "Flyknit" и используют её в своё производстве.

На данный момент Nike обратилась в суд с иском о возмещении неуказанной суммы денежных убытков и вынесла постановление о постоянной блокировке New Balance и Skechers от нарушения патентов, что означает запрет на использование, продажу или импорт продукта, который нарушает патент.

Sxema продолжает писать для вас.
Наш сайт, Telegram и другие соц. сети.

55
4 комментария

сейчас свою интеллектуальную собственность нужно документировать , потому что желающих позаимствовать будет много

2
Ответить

Однозначно! патентовать!

1
Ответить
Автор

Согласны полностью, это та вещь, которую должен держать в голове не только дизайнер, но и любой креатор.

Ответить