Исследование: чём живут люди, работающие на удалёнке

Несколько месяцев мы опрашивали около 9000 удалёнщиков и фрилансеров. Получился портрет «активного удалёнщика»: денег мало, детей нет, сидит дома и читает «Медузу». Подробности — в итогах исследования.

Мы — это команда проекта об удаленной работе Finder.vc. Ведем блог про нелегкую жизнь вне офиса, общаемся в чате на 5000 человек и размещаем вакансии в телеграм-канале, на который подписаны 250 тысяч человек. Вдохновившись исследованием, которое проводил сервис Buffer, мы решили сделать свое — чтобы понять, что за люди работают на удаленке. В опросе Buffer приняли участие 1900 фрилансеров со всего света. Наше исследование охватывает только русскоязычных удаленных работников и фрилансеров, обитающих в Telegram.

Опрос проводился в два этапа с марта по август в 4 крупных (от 100 тыс подписчиков) телеграм-каналах, которые специализируются на удаленных вакансиях и фрилансе. В опросе участвовали 9200 человек, проживающих в России, Украине, Беларуси, Казахстане, Германии, Таиланде, Турции и еще примерно в 30 странах.

Кто они и откуда

География удаленщиков
География удаленщиков

Большинство участников оказались из России (73%), которая представлена несколькими десятками городов. Больше всего удаленщиков из Москвы, Питера, Новосибирска и Ростова-на-Дону. Примерно поровну людей из Нижнего Новгорода, Волгограда, Астрахани, Владивостока, Омска, Перми, Томска, Сочи, Челябинска, Чебоксар, Тюмени, Рязани, Воронежа, Барнаула, Уфы и Оренбурга.Другие страны: Украина (12%), Беларусь (4%), Казахстан (3%), поровну жителей Турции, Узбекистана и Киргизии. Примерно одинаковое, но очень маленькое количество (меньше 1%) ответивших живут в США, Германии, Чехии, Испании и Таиланде.

Исследование: чём живут люди, работающие на удалёнке

Подавляющее большинство ответивших — женщины (73%).
В возрастных группах ничего необычного нет: примерно поровну ответивших в возрасте 21-25 лет и 26-30, еще одна крупная группа — это люди возрастом от 31 до 35 лет. В целом распределение по возрасту схоже с результатами исследования активной аудитории Telegram — люди постарше им пользуются мало. «Студентам» (так мы условно назовем группу респондентов до 20 лет) сложно работать удаленно: все время отнимает учеба + профессиональных навыков может не хватать. Это, конечно, только наши предположения, почему их в опросе так мало.

Социальный статус

Исследование: чём живут люди, работающие на удалёнке

Есть стереотип, что на удаленке в основном работают «мамочки в декрете». Он сложился из-за агрессивной рекламы «курсов администратора инстаграм» и других кампаний с посылом «работай из дома, помогай мужу кормить семью». Если такие и есть, то Телеграмом вряд ли пользуются — судя по ответам на вопрос о детях, мамы в меньшинстве.
Вопрос о партнере не подразумевал, что это должен быть официально зарегистрированный брак. У 2\3 опрошенных есть партнер(ша) — это могут быть как браки, так и нет. Почти у половины (49%) есть собственное жилье, а 14% ответивших снимают жилье в другом городе или стране, несмотря на наличие собственного.

Про работу и деньги

Если спросить у обитателей Хабра, работающих удаленно, кем они работают, скорее всего большинство будут разработчиками. В Телеграме ответы распределились вот так:
- маркетологи и сммщики — 24%;
- копирайтеры — 20%;
- дизайнеры — 11%.

Исследование: чём живут люди, работающие на удалёнке

Также удаленщики работают репетиторами, специалистами техподдержки, разработчиками сервисов, сайтов и игр, аналитиками, эйчарами, переводчиками.

Исследование: чём живут люди, работающие на удалёнке

45% ответивших — фрилансеры, у которых несколько компаний-заказчиков. 31% работают в штате на удаленке, 15% помимо работы на основного работодателя берут заказы как фрилансеры. 7% фрилансят на одну компанию.

Исследование: чём живут люди, работающие на удалёнке

Большая часть (43%) ответивших работают удаленно совсем недавно — меньше года. 20% работают 2-3 года, а таких, кто на удаленке больше пяти лет, 12%.

В офис точно не готовы возвращаться 43% ответивших, но 52% колеблются — если получат заманчивое предложение, готовы пожертвовать удаленным графиком.

Исследование: чём живут люди, работающие на удалёнке

С деньгами не очень радужно у 33% ответивших: со всех работ и проектов на удаленке они получают меньше 20 тысяч рублей. Больше 100 тысяч зарабатывает всего 5% ответивших. В целом больше половины всех респондентов, как видно по ответам, зарабатывают меньше 50 тысяч в месяц.

Где и как учатся

Исследование: чём живут люди, работающие на удалёнке

36% ответивших сказали, что свою нынешнюю профессию изучили сами. Еще 32% работают по специальности, полученной в вузе, 20% обучались своей профессии на онлайн-курсах и 10% учились офлайн.

Исследование: чём живут люди, работающие на удалёнке

Чтобы совершенствовать свои навыки, 29% удаленщиков изучают материалы и книги, которые есть бесплатно в открытом доступе. 52% ответивших готовы платить за свое образование — 26% смотрят онлайн-курсы и лекции и еще 26% проходят интенсивы.

Где находят работу или заказы

Исследование: чём живут люди, работающие на удалёнке

Классический способ — искать работу через сайты с вакансиями типа Хедхантера — пока что в приоритете у наших подписчиков. 29% ответили, что находят работу там. 25% ответивших помогает сарафанное радио, 22% находят вакансии и заказчиков через телеграм-каналы и чаты, 11% — через группы и паблики в соцсетях. Активный поиск заказов и самореклама распространены меньше — всего 2% сказали, что рекламируют свои услуги в интернете. Фриланс-биржи не в почете: только 4% нашли там работу или заказы.

Плюсы и минусы удаленки

Исследование: чём живут люди, работающие на удалёнке

Главным минусом удаленки пользователи видят осознанное (или нет) отшельничество: им сложно себя заставить выйти из дома. Но при этом 65% сказали, что возможность работать из дома — главный плюс удаленки. В нашей команде три человека и все мы работаем на удаленке больше пяти лет.

Мы считаем, что этап, когда человек сидит дома и никуда не ходит, это своего рода «инициация» для удаленщика.

Сначала ты догоняешь все вышедшие серии любимых сериалов, потом прочитываешь непрочитанные книги и все на свете ветки комментариев, играешь во все, что вышло на PS за годы твоего офисного рабства. А еще отдыхаешь от людей и сходишь с ума от свалившегося на тебя счастья. А потом обрастаешь хобби, фитнесом, путешествиями, детьми — то есть поводами не сидеть дома. В нашем опросе многие отметили, что работают на удаленке меньше года. Им этот этап еще предстоит успешно завершить (или неуспешно — но тут, возможно, понадобится помощь психолога).

Meduza, Инстаграм, такси

Не могли не поинтересоваться, что читают телеграмеры-удаленщики и с каких приложений начинают свое утро. Конечно, на первом месте в ответах Телеграм, но здесь любопытнее увидеть, какие приложения на втором. Из мессенджеров второй по популярности — Whatsapp, из приложений (и они же соцсети) — Инста.

Исследование: чём живут люди, работающие на удалёнке

Совсем ничего из медиа не читают 9% опрошенных. Среди остальных первая по популярности — Meduza (32%). Также удаленщики любят vc.ru, Хабр, Ленту, Лайфхакер, Пикабу, РБК.

Исследование: чём живут люди, работающие на удалёнке

Среди сервисов ожидаемо популярны банковские приложения и услуги (22%), также удаленщики закупаются на Асосе, Амазоне, Али, тратятся на облачные хранилища, такси и интернет. Меньше всего интереса вызвала доставка продуктов (3%), хотя готовую еду из ресторанов нередко заказывают (8%).

Finder.vc
Finder.vc

Мы предлагали много вариантов ответа, как провести отпуск, но большинство выбрало путешествие (90%). 54% ответивших ни разу не не были за границей за последний год, 45% выехали 1-2 раза по стране и 35% ездили 1-2 раза за рубеж. Часто путешествующих за пределы страны всего 3%.

Что мы поняли из этого исследования

Поняли, что в Телеграме сидят преимущественно новички удаленки — те, кто работают в таком формате недавно. Они предпочитают иметь несколько источников дохода — этим объясняется и то, что они не отписываются от наших каналов, где публикуются преимущественно вакансии.

То, что Телеграм облюбовали маркетологи, известно давно, поэтому мы не удивились, что большинство ответивших работают на удаленке именно в маркетинге.

Фрилансеров пугает отшельничество, они мало путешествуют вопреки распространенному рекламному месседжу, где работа на удаленке показана как бесконечное путешествие и серфинг на Бали. Реальность телеграм-удаленщика — это постоянная учеба, дом, работа за пока небольшие деньги, соцсети и еда из доставки. Отличаются от офисных только свободой перемещения, которой они пока не умеют или не могут распорядиться.

2222
25 комментариев

интерсно, те 88% что не пользуются услугами инет-провайдеров, ответы в бутылке посылали? )))

6
Ответить

ахаха...тонко

1
Ответить

"Также удаленщики любят vc.ru, Хабр, Ленту, Лайфхакер, Пикабу, РБК."

Сам себя не похвалишь, никто не похвалит

4
Ответить

мы не работаем ни в одном из перечисленных медиа

7
Ответить

Момент с "инициацией" удалёнщика понравился

3
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить