Из шайки ребят из Тулы — в успешную IT-компанию: секреты и взлет Qtim

Всем привет! На связи команда корпоративного мессенджера Compass.

Миссия Qtim очень проста: «Чтобы сотрудникам было хорошо». История становления компании подтверждает, что бизнес — это в первую очередь люди.

Из шайки ребят из Тулы — в успешную IT-компанию: секреты и взлет Qtim

За шесть лет небольшая фриланс-команда выросла в компанию, за плечами которой — около 250 успешных проектов. Подробнее о пути Qtim нам рассказал ее исполнительный директор Артем Трушин. А мы расскажем вам.

Первые шаги в разработке: с чего все началось

Становление компании Qtim началось шесть лет назад. Ее основал Антон Фокин. Прежде чем открыть свое дело, он работал разработчиком в другой тульской компании. Тогда он столкнулся с болью многих наемных сотрудников: команда регулярно перерабатывала, но получала только оклад. Да и работа не вдохновляла: сотрудники не тестировали новые технологии, не получали интересных проектов, ничему не учились и не видели впереди особых перспектив.

Работа стала рутиной: прийти утром, досидеть до конца рабочего дня и скорее уйти. Такой подход Антона не устроил, и однажды он ушел окончательно. Но не к другому работодателю, а в свою собственную компанию.

Антон начал с фриланса: брал заказы на создание сайтов на Битрикс, параллельно осваивал новые технологии, внедрял полученные знания в работу. Вместе с уровнем росла нагрузка, и справляться в одиночку стало сложно. Антон пригласил бывших коллег с прежнего места работы и собрал небольшую команду из 10 человек.

Так прошло три года — ребята постепенно привлекали новых заказчиков, брались за более сложные проекты. Тогда к команде присоединился Артем. Правда, не сразу.

Я изначально пробовался на дизайнера. Отработал свои первые 10 часов, но что бы ни рисовал, Антону не нравилось. Тогда он меня не взял. Но перезвонил через три месяца и сказал: “Будешь PM-ом?” (РМ или Project manager — менеджер проектов).

Артем Трушин, исполнительный директор Qtim

Управленческий опыт у Артема был, и он согласился. С первых дней стало ясно, что команде не хватает организованности — не было ни найма, ни нормальной системы управления, ни выстроенных процессов. В таких условиях команда столкнулась с первым крупным вызовом — проектом, с которого «все началось».

«Мы заплатим любые деньги, только сделайте» — первый шаг на пути к крупной разработке

Сотрудничество с Онлайн-школой №1 — проект, с которого начался серьезный профессиональный рост Qtim.

Школа попросила с нуля разработать учебную онлайн-платформу. Предыдущие исполнители взяли за проект 5 миллионов, но оставили заказчика ни с чем. Школа была готова заплатить любые деньги, но относилась к новым исполнителям осторожно. Сначала она попросила сделать цифровую библиотеку с тестами, уроками, упражнениями и учебными материалами. И если все получится, перейти к платформе.

Мы тогда были молодой неопытной командой. Они общались с нами, как с экспертами, а мы ничего не понимали. Я только недавно занимался сайтами на Битрикс — а уже приступаю к платформе, в которой уже другой уровень работы с базой и кодом… Голова шла кругом.

Однако терять крупного заказчика не хотелось, и команда приняла вызов. Требовалось решить проблему с кадрами — в команде не было дизайнера и фронтенд-разработчика. Дизайнера нашли через знакомых — с дорогим ценником, но хорошими навыками. На позицию разработчика пригласили ученицу Skillbox, которая до этого занималась волонтерским ветеринарным сайтом.

В обновленном составе команда приступила к проекту и разработала энциклопедию за три месяца — точно в срок. Следующий месяц Школа тестировала библиотеку, а потом вернулась с ответом: «Все нравится, делаем платформу».

На этом этапе команда столкнулась с такими проблемами:

  • заказчик не особо понимал, что он хочет получить;
  • конкретного ТЗ также не было;
  • все еще не хватало опыта в разработке и управлении проектами;
  • запустить платформу нужно было к началу четвертой четверти — всего через несколько месяцев.

Команда ежедневно созванивалась, обсуждала проект. Разговоры затягивались на 3-4 часа. Артем подсчитал, что работа над платформой займет примерно 4700 часов — с таким объемом ребята раньше не сталкивались.

Я понимал: либо я принимаю вызов, и мы вместе растем, либо мы упускаем возможность и топчемся на месте. На созвоне заказчик спросил: “Сделаете к четвертой четверти?”. Я ответил: “Да”. Закрыл ноутбук, а Антон посмотрел на меня и сказал: “Ты дурак? Мы не сделаем”. Он часто повторяет, что тогда не верил, что мы сможем.

Артем Трушин, исполнительный директор Qtim

Ребята приступили к активной разработке. Они оформляли дизайны, как горячие пирожки: только нарисовали — сразу в разработку. Задачи копились, как снежный ком. Модулей было много: успеваемость, домашние работы, тесты. Рук не хватало. У ребят не было денег на миддл-разработчиков, поэтому они наняли джунов из Skillbox. Новички быстро адаптировались и сразу вовлекались в процессы.

До этого джуны между собой не общались, но каждый из них быстро влился в команду. У них была такая сплоченность, будто они работали вместе уже давно.

Конечно, без форс-мажоров не обошлось. Сначала основной бэкэнд-разработчик попал в больницу. Затем сотрудник, которому поручили разработку календаря, уехал в отпуск с женой. Когда задачи некому было перепоручить, подключался Антон. На подхвате был и тимлид Никита — он писал тексты параллельно основной работе.

Команда быстро поняла, что без организованной системы управления — никуда. Параллельно с разработкой платформы ребята настраивали внутренние процессы:

  • внедрили ежедневные созвоны;
  • смешивали лучшие практики управления рабочим процессом: scrum, agile и другие;
  • усиленно изучали Edtech-технологии.

Постепенно компания пришла к матричной структуре, с которой работает по сей день. Генеральный директор больше не занимается операционными задачами, только стратегическим управлением. Все зоны ответственности распределены между сотрудниками — каждый понимает, за что отвечает, и что нужно делать.

Проект закончили ровно в срок. Команда справилась не только с дедлайном, но и качеством. По опросам пользователей платформа получила оценку 7,3 из 10 и работает уже второй год. Вместе с Qtim Онлайн-Школа активно развивается. В дополнение к основной платформе появились реферальные, с детскими курсами, энциклопедиями, многостраничными сайтами. И команда постоянно оптимизирует и дорабатывает эту структуру.

Когда закончили проект, мы были уже не шайкой ребят из Тулы, а организованной компанией с огромной экспертизой в Edtech.

Из шайки ребят из Тулы — в успешную IT-компанию: секреты и взлет Qtim

«История человеческих решений» или следующий крупный вызов

После Онлайн-школы ребята брали проект за проектом. Многие пришли по сарафанному радио. Следующим серьезным проектом для компании стало сотрудничество с 4Fresh.

Задача была такой: за 6 месяцев переписать интернет-магазин с Битрикс на другую платформу. К проекту приступила команда из 8 человек. Но они быстро поняли, что людей недостаточно, и срок слишком сжатый — для такой задачи нужно минимум 9-10 месяцев.

Компания открыла найм. Команду расширили до 25 человек, но времени все еще не хватало. Люди перерабатывали. Некоторые сотрудники набирали по 200 рабочих часов в месяц.

У нас есть разработчица Маша. Она мне пишет: “Я провела себе интернет на дачу, чтобы работать тут, пока муж в огороде”. Еще в команде есть Гриша – ему сложно работать с обычной клавиатурой, поэтому он писал бота мышкой на экранной клавиатуре. Гришу сильно не нагружали, просто не хватало людей. А он сделал много задач, которые в итоге вышли в прод. Другой наш разработчик Леша писал код по ночам. Параллельно ухаживал за мамой в больнице. Мы говорили, что оно того не стоит, что он может уйти в любой момент — но он нас не бросил. Сначала закончил проект, а уже потом ушел. Это история человеческих решений.

Всю неделю перед релизом команда работала допоздна, а иногда — ночи напролет. Релиз несколько раз переносили.

Когда заказчики сказали, что финальный релиз не состоится из-за багов, команда была эмоционально выжата. Но руководство поддержало: “Ребята, это победа. Проект уже в предрелизном состоянии”. Артем и Антон задерживались с командой до ночи, чтобы поддержать и подбодрить. Спустя две недели ребята закончили. Так, с багами, ошибками и сильным недосыпом Qtim прошла еще один серьезный этап своего становления.

Из шайки ребят из Тулы — в успешную IT-компанию: секреты и взлет Qtim

Оригинальный подход к проектам и работа без ТЗ

Qtim не работает со стандартными ТЗ. Такой подход сложился еще в работе с Онлайн-Школой. Если бы команда тогда тратила время на разработку ТЗ, они бы не успели закончить к дедлайну.

Команда приступает к работе над проектом и несколько месяцев ждет, пока мы оформим и согласуем ТЗ. Простои никто не оплачивает, плюс многое может поменяться в процессе.

Qtim пришла к итерационному формату. Они делят большую задачу на несколько этапов. Для каждого этапа составляют макет, в котором описывают результат и конечный функционал. Дальше по алгоритму:

  • Получили предоплату за первый этап.
  • Выполнили работу.
  • Презентовали заказчику.
  • Получили вторую часть оплаты.
  • Перешли к следующему этапу.

Сказать, что Qtim совсем не составляют ТЗ, тоже будет неправдой. Их разрабатывают для отдельных проектов со сложными техническими структурами, например, 1С. Но в таких проектах, как Онлайн-Школа, проект технически не описать — слишком много продуктовых нюансов, которые в такие короткие сроки еще нужно додумать.

Если есть четкое ТЗ с очерченными границами, мы должны сделать ровно так, как обозначено — иначе нам не заплатят. Мы же идем Win-win: описываем конечный итог и следуем этому пути, постоянно показывая промежуточный результат заказчику.

Из шайки ребят из Тулы — в успешную IT-компанию: секреты и взлет Qtim

Какие сервисы Qtim использует для внутренней коммуникации

Под каждый новый проект команда заводит отдельное пространство в таск-трекере. Сейчас ребята работают с ClickUp, но планируют переход в Yandex Tracker. Нынешний сервис их устраивает, но есть пара проблем:

  • он дорогой;
  • российской картой его не оплатить, а выводить наличку неудобно.

В таск-трекер заводят людей. Там же формируют описание будущих задач по проекту. Как правило, на первых порах это общая архитектура дальнейшей работы, которую со временем дополняют.

В удаленной работе команда Qtim также использует:

  • sBoard — аналог доски Миро;
  • Гугл Таблицы — там отражают все экономические показатели по проекту;
  • корпоративный мессенджер — в нем проходит основная деловая коммуникация.

У команды также есть внутренняя Task system management. Разработчики Qtim создали свою систему тестирования, потому что работать с багами таск-трекера неудобно. ТСМ еще требует доработки, и разработчикам поручили переписать ее к февралю в формате Notion/Гугл Таблиц. Сначала систему презентуют компании, а в дальнейшем планируют выпустить во внешний доступ по подписке.

Поиск лучшего корпоративного мессенджера

Раньше команда работала в Slack. Когда сервис прислал уведомление о блокировке российских пользователей, компания решила поменять мессенджер.

Сначала попробовали Пачку — российский аналог Slack, о котором Артем узнал на Яндекс Практикуме. Команда импортировала сообщения в мессенджер и продолжила работу в новом пространстве.

Поначалу все было неплохо. Не Slack, но пойдет. А потом началась сражение между бизнесом и разработкой, в котором победил первый. Пачка стала выкатывать много бизнес-фич, и это отразилось на работе приложения. Мы надеялись, что баги исправят, но ничего не менялось.

Ребята не вытерпели, стали искать новый мессенджер и нашли Compass. Сначала попробовали демо-версию. Артему мессенджер понравился. Он решил перевести в него всю рабочую коммуникацию. Команда восприняла нововведение неохотно, но со временем привыкла.

Мы бы и дальше пользовались Slack, но проблемы с выводом налички и стоимость нам не подходят. Мне нравится тот темп, в котором развивается Compass. Если еще появятся видеоконференции, как в Slack, я окончательно скажу: “Все, Slack больше не нужен”.

Как функционал Compass помогает в работе

Главное требование к корпоративному мессенджеру у Qtim было простым — чтобы он работал так, как должен мессенджер. Скорость и надежность здесь — обязательные критерии.

Мне нравится, что сообщения и уведомления приходят вовремя. Не как в Пачке, когда сообщение написали на компьютер, а уведомление на телефон пришло через 20 минут. Из всех мессенджеров, что я встречал среди российских сервисов, Compass единственный работает, как нужно.

Артем Трушин, исполнительный директор Qtim

Особенно команде нравится функция «Спасибо». Обычно ее используют, чтобы благодарить за помощь, удачные решения, выполнение отдельных задач. Но в Qtim нашли оригинальное применение — сотрудники благодарят друг друга за «косяки».

Это как в онлайн-играх. Кто-то где-то накосячил, а мы дружно его “типаем”. Мы нечасто так делаем, но от этого еще смешнее. Функция не особо сказывается на работе, но помогает в коммуникации — сплачивает команду.

Из шайки ребят из Тулы — в успешную IT-компанию: секреты и взлет Qtim

Активно используется функция тредов. Удобно, что комментарии открываются в поп-апе поверх окна с диалогом, а не сбоку, как было в Slack. Так сохраняется фокус внимания, важная информация не пропускается и не теряется в потоке других обсуждений.

Из шайки ребят из Тулы — в успешную IT-компанию: секреты и взлет Qtim

По мнению Артема, единственное преимущество Slack, которого не хватает в Compass — разделение диалогов и групповых чатов. Эту проблему он для себя решил так: чтобы визуально отделить чаты и подсветить свои проекты, использует вкладку «Избранное».

Как расти и успешно развиваться в разработке три совета от Qtim

  • Ищи возможности и иди туда, где трудно. Зачастую там, где большой риск провала, и кроется рост. В сложных рискованных проектах команда растет, процессы оттачиваются, улучшаются управленческие навыки PM-ов. Иногда нужно оказаться в нужное время в нужном месте и не отказываться от возможностей. Если бы мы тогда отказали Онлайн-Школе, все могло бы сложиться по-другому.
  • Будьте людьми. Нашим успехом мы обязаны людям, которые у нас работают. Мы справились с трудностями только благодаря им. Мы никогда не отворачивались от команды, и она ни разу не отвернулась от нас. Дело не только в деньгах. Иногда достаточно поговорить с человеком и услышать его. Тогда сотрудники просто так вас не бросят.
  • Всегда пробуйте что-то новое, но последовательно и без фанатизма. У нас есть правило: не больше одного нововведения за проект. Иначе есть риск его не закончить. Это как с внедрением новых привычек. Когда люди планируют начать бегать по утрам, принимать холодный душ, правильно питаться — и все в один день. Не стойте на месте, развивайтесь, но последовательно.

Вы можете подробнее узнать о возможностях мессенджера Compass, нажав на кнопку ниже. Командам до 10 человек подойдет бесплатный тариф «Старт». Если сотрудников больше, активируется пробный период на 30 дней, и вы сможете проверить бизнес-мессенджер в деле.

6464
41 комментарий

Ну кто так сидит... Вот как сидеть надо. Не на цыпочках, а всей стопой.

9

Не каждый сможет встать потом (без помощи).

Пенсионерам с артрозом и подагрой, конечно, не рекомендуется.

бляааа. кто вам это пишет?
какое то сочинение 5-и классника по уровню владения руссим языком.
просто жуть!
начинаем читать и видим следующую цепочку фактов.
чел задолбался работать наймитом и решил шабашить. поколбасился. понял что какая-то шляпа.
собрал "10 человек" и что то они делали 3 года (это загадка, так как потом выясняется, что не было, фактически ни одного специалиста и никто ничем не управлял (!) раз взяли девочку с курсов и проектного менеджера (тоже загадочная история.. по каким таким критериям Антон понял, что чел, пробовавшийся на дизайнера, вдруг (!) является хорошим управленцем (!!??) закрадываются подозрения, что они сначала по скайпу друг на друга смотрели)..
дальше читать нет сил.

4

Вы не рефлексируйте, а скачивайте быстрый и надёжный корпоративный мессенджер Compass :)

2

Мне кажется вы невнимательно статью прочитали
И судя по первому слову в комменте вы не далеко ушли от 5-классника )

1

Статья и правда не очень, но, то что есть такие проекты просто отлично. Я попытался скачать, однако не вышло в немецком appstore. Буду в другой локации еще раз попробую, если не забуду конечно 😀😀