Архитектор и SMM-менеджер о жизни в Барселоне

Архитектор и SMM-менеджер о жизни в Барселоне

Здравствуйте, меня зовут Мария Дейнега! Я с детства хотела стать архитектором. В 10 лет пошла в архитектурную школу, потом поступила в колледж по специальности, а сейчас учусь в университете Барселоны. Кроме архитектуры, я интересуюсь SMM и работаю в этой сфере с 16 лет. Хочу рассказать, чем меня вдохновляли занятия в архитектурной школе, что не так с образованием в России, насколько сложно учиться в другой стране и почему архитектура и SMM похожи.

«Работы младших ребят меняли моё мировоззрение»: о занятиях в детских кружках

Идея стать архитектором появилась в 6 лет. Я путала названия архитектор и археолог, не знала ни про одну из этих специальностей ничего и просто однажды сказала маме: «Хочу стать архитектором».

В это же время мы с мамой были в Барселоне и пошли в «Саграда-Фамилия», собор святого семейства архитектора Гауди. Для меня это стало потрясением — раньше мы не выезжали за границу, готику и неоготику я никогда не видела. А здесь было ощущение, что я маленькая и нахожусь внутри гигантского, совершенно несомасштабного мне здания. Это чувство остается со мной по сей день и мотивирует двигаться к карьере архитектора.

Когда мне исполнилось 10 лет, мама уточнила, хочу ли я быть архитектором, хотя я периодически об этом напоминала. Она записала меня в «Старт» — это архитектурная школа, куда я ходила по субботам на два с половиной часа, углубленно изучала графику и рисунок. «Старт» — потрясающая детская архитектурная школа. Дети разных возрастов занимаются в одной группе: когда мне было 10, со мной сидели шестилетки и ребята по 16-18 лет.

<p>https://www.instagram.com/p/Bdp-qnIlyqm/</p>​

https://www.instagram.com/p/Bdp-qnIlyqm/

Система обучения в «Старте» координально отличается от типичной школы. В обычной или художественной школе преподаватели дают задание, которое соответствует возрасту или уровню, и все выполняют его примерно одинаково. В «Старте» был набор заданий, из которого можно было выбирать: не нравится — берёшь что-то другое.

Нам не говорили, как правильно выполнять работу, у каждого ученика был свой темп и видение. Например, на занятии по теме «Египет» нам показывали графику, примеры и кучу книг по теме. Вообще, у нас всегда лежало много книг на столах, а иногда учительница приносила дополнительные — у школы своя библиотека. Мы рассматривали материалы, составляли свои композиции. Все работы — неважно, ребенка шести лет или взрослого — сильно отличались, но не по качеству, а по сюжету, и каждая из них была классной — бери и вешай на стенку.

Школа «Старт» дала мне необычный опыт изучения архитектуры. Учителя нас направляли, но никогда не говорили, что нужно делать строго вот так. Ещё из-за того, что группа состояла из детей разных возрастов, все обменивались опытом. Помню случай, когда мальчик испортил работу, и они с учительницей попытались сделать из маленькой ошибки что-то классное. Я предложила им идею, мы посидели вместе, подумали — получилось! А вообще я очень вдохновлялась работами младших ребят: у них может и не было много опыта в изобразительных техниках, но иногда они рисовали безумно интересные вещи, взрослым бы такое в голову не пришло. Это отчасти меняло мое мировоззрение.

Ещё с трёх лет я ходила в художку, на танцы и всякие кружки. В художке первый год мы сидели вместе с мамой — родители помогали смешивать краски. Художественное отделение, на мой взгляд, было достаточно слабым: я занималась всего раз в неделю по 4 часа, но даже в выпускном классе мы не совсем понимали, что такое перспектива в рисунке. В эту же школe искусств я ходила на хореографию: занималась народным танцем, классическим, джаз-модерном, мы ездили выступать в Сочи, Португалию, Испанию и в ближайшие с Москвой города. С 6 до 9 лет занималась плаванием, получила второй юношеский разряд, но заболела и забросила.

С хореографией у меня ничего не получалось, потому что я была достаточно полной, у меня не было шеи, и единственное, из-за чего учительница согласилась меня взять — хорошая растяжка и попадание в ритм. Меня брали кандидатом на вылет. Помню, как до пятого класса стояла в конце балетного станка, когда самые-самые были в центре. Но в последние два года преподавательница что-то во мне увидела и переставила в центр. Это был тяжелый период: если я что-то делала неправильно, она останавливала весь класс, кричала на меня, мяла, крутила, и я потом рыдала из-за этого дома. А через год серьёзной работы я стала одним из примеров для всей группы. Преподавательница тогда сказала: «Вот — Маша — пришла тумбочка на ножках, а выпускается с красным дипломом».

Я прекрасно понимала, что дальше в этой сфере развиваться не буду, и начала серьёзно заниматься архитектурой. В «Старте» мне предложили ходить не только на уроки графики, но и на рисунок и черчение. Уроки пересекались с хореографией: я приходила из школы, быстро собирала вещи и убегала на уроки в «Старт», уходила на полчаса раньше, ехала на хореографию, занималась там до вечера и еще потом дома делала домашние задания.

«Важно, чтобы архитектура меняла человека»: о колледже и выборе иностранного вуза

Далее была подготовка к колледжу, и после 9 класса я поступила в колледж архитектуры и строительства №7, на Соколе. Учёба в колледже дала мне сильный толчок в развитии, но было понятно, что оставаться в России и поступать в вуз по этой специальности совершенно нет смысла — программы устаревшие и повторяют сами себя.

https://www.instagram.com/p/BqHl-qkHNcS/​
https://www.instagram.com/p/BqHl-qkHNcS/​

Пока училась, рассматривала вузы в разных странах и усиленно занималась английским, с которым были проблемы в школе. В общем, была максимально замотивирована на переезд. Мы с мамой остановились на Барселоне — безумно люблю этот город с первого раза, как приехала сюда. Город питает меня энергией, он какой-то другой, особенный. Начали рассматривать конкретные университеты именно в Барселоне, а на третьем курсе колледжа я приехала сюда на летние курсы в универ, чтобы понять, подходит ли мне это образование. Я жила в Барселоне месяц и поняла: это мой город, хочу здесь остаться.

Вообще мы рассматривали большое количество университетов в Финляндии, Англии, Италии, Германии. Насчет Финляндии — не хотелось оставаться в холодной стране, мне достаточно съездить туда покататься на лыжах, не более. В Англии очень дорогое обучение — больше миллиона, и жить там дорого. Мы поняли, что не потянем.

Рассматривали Италию, но я не считаю её сильной в архитектурном образовании, все-таки эта страна больше про кулинарию и моду. Да, там есть сильный университет, Politecnico di Milano, и отделение архитектуры, куда многие стремятся поступить, но мне не подходит их программа. Я не совсем с ней согласна. В проектировании большую часть они уделяют функции, а в моём университете La Salle все начинается с концепции. Мы продумываем, как падает свет, что видит человек, какие эмоции он испытывает. Все это идет бок о бок с функцией, формой и техническими вопросами— для нас это единая задача. В Politecnico di Milano учится моя подруга, ей там нравится. Проверяйте образовательные программы и ваши цели, а не рейтинги, и тогда учеба будет любимым занятием.

Кстати, в La Salle серьезная техническая подготовка: физика, углубленная высшая математика, инсталляции, структуры, конструкции. Во многих архитектурных университетах нет такого количества технических предметов.

В Германии сложно — у них другая система образования, они учатся 12-13 лет в школе. Диплом колледжа они не включают в школьное образование, и по их системе у меня всего 9 лет обучения. Ещё нужно знать немецкий — если магистратуру можно найти на английском, то практически весь бакалавриат на немецком.

А с Барселоной всё сложилось. При выборе университета я не ориентировалась на его место в топ-100. Было важно, чтобы программа, система образования и подача материалов перекликалась с моим мировоззрением и взглядом на архитектуру.

Архитектуру можно изучать с разных точек зрения. Например, колледж в России технический — всех очень волновало, чтобы ты построил пространство по СНиПу (специальный документ, архитектурный ГОСТ), но никого не интересовало, как будет обитать человек в этом пространстве, и как оно будет выглядеть. Основные понятия в архитектуре — красота, прочность, функция. В колледже уделяли внимание прочности и функции, но никогда не ставили в приоритет красоту и упрощали любые проекты до чего-то совсем примитивного без концепции.

https://www.instagram.com/p/BznoR1ciiwu/​
https://www.instagram.com/p/BznoR1ciiwu/​

Я считаю, что для современной архитектуры важно, чтобы она меняла человека в лучшую сторону. Именно это я искала. Я искала не просто хороший университет с высоким рейтингом. Рейтинг выстраивается из других параметров, не связанных с качеством образования.

Когда круг сузился до двух университетов, мы обратили внимание на цены. Здесь обучение стоит 9 тысяч евро в год, но мы знали о возможности получить большую скидку. Когда нужно было решать, куда я поеду на летние курсы, выбрала La Salle и в итоге ни капельки не разочаровалась.

На подготовительных курсах работали с павильонам Мис ван дер Роэ — знаменитый немецкий павильон в Барселоне. Сейчас у него нет конкретного назначения, но раньше там проводили встречи король и королева Испании. Нашей задачей было превратить павильон в жилое помещение. Меня поразило, что на этот курс приезжают ребята, которые вообще ничего не знают об архитектуре. У меня уже было образование трёх курсов колледжа, были инструменты в руках и я понимала, что делать. А ребята совершенно ничего не знали. За короткий период преподавателям удалось показать им, что они могут сделать, хотя в чем-то было много глупых ошибок.

Нас многому научили — работе в SketchUp, основам Photoshop, InDesign, Illustrator. Для меня это был первый напечатанный проект — в российских колледжах до четвёртого курса запрещают работать на компьютерах, все проекты мы оформляли руками. А тут я приехала на двухнедельные подготовительные курсы, и напечатала первый проект.

Ещё я была в восторге от подхода преподавателей. В России преподаватель — шишка, глава, а студент подстраивается под его мнение и видение. В Барселоне всё было наоборот: у каждого ученика свои идеи, мировоззрение, и это здорово, это ценно. Здесь преподаватель подстраивается под студента, дает референсы, советы, наводки. Но никогда не говорит «Так быть не может, это плохая идея, делай вот так». В России так было всегда.

Я боролась все четыре года, часто ругалась с преподавателями из-за того, что мне интересно было работать над инновационными темами. Например, тема моего диплома — «Вертикальный ботанический парк». Такого нет в России, но есть в Европе. Поначалу преподаватели говорили, что у меня ничего не получится, но в результате это был один из сильнейших дипломов. Пришлось побороться.

В Барселоне преподаватели вдохновляются студентами, готовы даже специально изучить какую-то тему. Безумно ценю, когда преподаватель готов работать с тобой, а не рубить идеи и перекрывать их своим опытом и мировоззрением.

«Я даже не знала, что это так называется »: как пришла в SMM

В 16 лет я вела страничку в ВК, закидывала на стену красивые картинки, которые мне казались эстетичными. Со мной связался парень: он открывал паблик, и ему понравился визуал моей страницы. На тот момент я не знала ничего об SMM, и что это так называется: казалось, что 300 подписчиков в паблике — максимальное количество человек.

Начали работать. Парень всё объяснял, давал задания по теме, и где-то за год мы достигли 70 000 подписчиков. К тому моменту я хорошо понимала, что нравится людям, что такое взаимный пиар, как закупать рекламу, разбиралась в платформе.

Когда начинала заниматься группой, я действительно ничего не знала про SMM. Всё, что у меня было — хороший вкус. Паблик назывался «Эстетика», и я хотела показать эстетику этого мира через фотографии, которые подбирала и красиво оформляла. Делала и кайфовала от комментариев людей, количества репостов. Понимала, что так можно показывать людям другую точку зрения.

Потом я ушла из этого паблика, чтобы открыть другой вместе с подругой. Когда в паблике было 40 000 подписчиков, интерес к ведению пропал. И тут меня пригласили вести Инстаграм и Фейсбук двух московских ресторанов. Управляющим нравился визуал моего Инстаграма.

https://www.instagram.com/marydein/​
https://www.instagram.com/marydein/​

Тогда я мало знала про Инстаграм. Был опыт в ВК, который я пыталась переложить на Инстаграм и Фейсбук — последний давался со слезами и до сих пор немножко пугает. Тем не менее я потихоньку начала работать. Типичный SMM не требовался, мало закупок по рекламе, больше визуальной составляющей, коммуникации с аудиторией.

Потом мне предложили работать с проектами в Австрии. Сказали, что проект появится через полгода, и я поняла, что скорее всего моих знаний для этого не хватит. Если рестораны уже были популярными, нужна была просто поддержка аудитории, то здесь задачей было создать всё с нуля. Такого опыта у меня еще не было.

Я решила пойти учиться на SMM, чтобы подкрепить многолетнюю практику теорией и добавить знаний по стратегии, рекламе и узким темам, опыта в которых у меня не было. Цель — наработка недостающих навыков и подкрепление знаний.

Во время проживания в Барселоне, кроме ведения аккаунтов ресторанов и проектов в Австрии, появились и другие. Я начала работать как копирайтер с магазином обуви — пишу тексты для инстаграма и сайта. Девушка, которая работает у них, создала свой бренд одежды, и позвала меня помогать. Для EDGE я пишу тексты, работаю с блогерами и делаю маленькие разработки по графическому дизайну: составляю бирки для одежды, делаю иконки, дизайн писем.

Сейчас я работаю с семью проектами с разными задачами. Иногда провожу съемки еды, высылаю задания для фотографов, иногда координирую дизайнеров. Возможно, у меня меньше задач стандартного СММщика, вроде усердной настройки рекламы, но много работы по проджект-менеджменту.

Удалённый формат работы, иногда и учебы позволяет мне связать между собой две сферы жизни — профессии архитектора и СММ. Часто задаюсь вопросом, как объединить эти два занятия. Ответа пока не нашлось, но я точно знаю, что мне больше нравится развиваться как контент-менеджер: составлять рубрикаторы, контент-планы, прописывать тексты, сторис, работать с визуалом. Так я чувствую себя более уверенной в том, что делаю, и это максимально связано с профессией архитектора.

«Вот, попугайчики поют возле университета»: об учёбе и жизни в Барселоне

Сейчас я учусь в Барселоне, в международном университете La Salle. Закончила колледж с красным дипломом, поэтому мне предложили большую скидку: на первом курсе 70%, на втором — 50%. Такая дополнительная мотивация, чтобы продолжать учиться с хорошими оценками и достигать успехов.

Мой университет — частный, здесь преподают на английском и испанском. В международной группе, где учусь я — на английском. В государственных университетах преподают на испанском, а ещё при поступлении нужно сдавать экзамен, похожий на наш ЕГЭ, и тоже на испанском. Я не знала язык и не готовилась к экзамену, поэтому возможности поступить в государственный вуз не было. Стоит отметить, что если в России больше ценятся государственные университеты, так как у частных периодически отбирают лицензии, то в Европе больше ценят частное образование — оно дороже, но считается более качественным.

https://www.instagram.com/p/ByuvYz4iwqy/​
https://www.instagram.com/p/ByuvYz4iwqy/​

Поступление простое. Экзамены я не сдавала, но было портфолио с определенными рисунками: храм, фигура человека, интерьер, динозавр и лошадь, велосипед, лодка. Плюс мотивационное и рекомендательное письма. И куча других документов — это самая сложная часть при поступлении.

Ребятам из Европы проще, в отличие от тех, кто приехал из России. Нам приходится оформлять студенческую визу, делать подтверждение диплома, по прилете оформлять Идентификационную карту иностранца — и никто не знает, какие бумаги собирать и что куда подавать. Долгий процесс. Основная проблема — найти информацию о документах: как собрать, куда подать, как это сделать.

Само по себе поступление проще, чем в России. Это большой плюс: когда поступаешь в универ в России, у тебя должно быть много профессиональных знаний, ты предварительно должен пройти репетиторов, отдать им деньги. А потом приходишь в универ и все твои таланты сливают в канализацию. Здесь студенты поступают почти с нулевыми знаниями, без серьезного опыта, но при этом учеба очень интенсивная. Учиться действительно сложно. Шанс получить образование есть у всех, но для этого придется пахать. Мне кажется, это честно.

В Барселоне здорово. Вот попугайчики поют возле университета. Сначала было тяжеловато — другая культура, язык, все другое. Я переехала к тете, но в ноябре нужно было съехать. Пришлось искать квартиру — с котом, маленьким бюджетом и в несезон. Было тяжело. В конце концов я оформила контракт на квартиру и искала человека, который будет со мной жить. Быстро нашла девочку-француженку — она приезжала сюда на 6 месяцев на практику. Мы подружились, сейчас она уехала, но мы до сих пор общаемся каждый день. Я присылаю ей чай из России, она мне — кофе из Франции.

https://www.instagram.com/p/B2rpyI1C10c/​
https://www.instagram.com/p/B2rpyI1C10c/​

Жизнь в Барселоне дорогая по сравнению с Россией. Фрукты, например, по какой-то причине дороже, а сыр, артишоки, инжир — дешевле. Студенческий проезд в России мне обходился в 350₽, а здесь плачу 35€ в месяц.

«В архитектуре буквально приходится жертвовать собой»: о профессии и планах на будущее

Профессия архитектора — сложная и захватывающая одновременно. Считаю, что у человека, который идет на архитектора — не на инженера, дизайнера, конструктора — должен быть определенный склад ума. Правое полушарие отвечает за математику, левое — за творчество, а у архитектора они должны работать на одном уровне. На одних парах мы изучаем живопись, колористику, подбираем цвета. А потом — рассчитываем конструкции, разбираемся в физике, сложных терминах и формулах. И это в пределах одного дня. В итоге думаешь сразу с двух точек зрения, не можешь делать только красиво или только технически. Учитываешь все сразу: как будут ощущать себя люди в помещении, выполнимо ли с точки зрения конструкции и эргономики, как работают материалы, что по поводу цены. Такая необычная работа мозга. И на грани этого пересечения рождаются проекты.

Всё это — бесконечный труд и бессонные ночи. Если ты чертил всю ночь и спал два часа — это норма, к такому нужно быть готовым. Но когда не мыслишь профессией и не влюблен по уши, в ней невозможно остаться. В архитектуре в буквальном смысле приходится жертвовать собой, а делать это, когда не любишь то, что делаешь — невозможно.

https://www.instagram.com/p/BtbiKVjBhah/​
https://www.instagram.com/p/BtbiKVjBhah/​

Я учусь на втором курсе. Рассчитываю, что в будущем буду работать в этой сфере, но очень ищу связь между архитектурой и SMM и думаю, как знания соединить в одно. Наверное, навыки SMM перейдут в визуальную часть — буду работать с визуалом, но одновременно понимать, как это продать, зная другие аспекты сферы.

С удовольствием попробовала бы работать в архитектурном журнале, потому что нравится копирайтинг. Сейчас это кажется невозможным, — я не изучала редактуру и журналистику и не могу сказать, что профессионально пишу, но заказчикам нравится.

Вообще я не считаю, что человек должен заниматься чем-то одним. Интересов может быть много, и соприкасаться им не обязательно. Есть люди, которые говорят, что только если идешь в одном направлении, будешь профессионалом. Но я все чаще убеждаюсь, что чем больше у меня разных знаний, тем легче мне в каждой сфере. В SMM я применяю знания по архитектуре — композиция, подбор цветов. Чем больше знаний, тем больше возможностей и проще принимать решения, используя разные инструменты.

SMM для новичков. Рекомендации Марии

Сайты:

Книги устаревают с космической скоростью, а сайты обновляются постоянно. Если искать информацию на нужных ресурсах, найдете много полезного.

Мне на почту приходит рассылка от leadmachine.ru, а ещё на их сайте есть блог практикующих интернет-маркетологов. Актуально, бесплатно и приходит прямо к вам на электронную почту.

Другая рассылка — о копирайтинге, приходит от команды sdelaem.agency. У ребят курс из восьми уроков, всё серьезно, без воды и с большим количеством информации. За такой курс можно и заплатить, но он бесплатный.

А ещё вебинары GeekBrains — про SMM их немного, зато есть о фрилансе, дизайне и о том, что тоже важно при работе.

https://www.instagram.com/p/BzQSw8DC1Qy/​
https://www.instagram.com/p/BzQSw8DC1Qy/​

Книги:

Напишу одну книгу, которую советую маме, друзьям, коллегам и подписчикам в Инстаграме. «Пиши, сокращай» Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой — настольная энциклопедия человека, которому нужно выражать мысли на бумаге. Здесь расскажут, почему вашим текстам не верят, как выразить заботу о читателе, что такое информационный стиль, а в процессе ещё и рассмешат. Мастхэв, как говорится.

Курсы:

Про GeekBrains я часто рассказываю своим инстраграм-подписчикам. Пришла туда на курс по SMM с опытом работы, а ушла с ещё большим опытом и знаниями. Настоящее обучение, с большими, но актуальными домашками, и длинными лекциями.

Курс Александры Митрошиной «Визуал наповал». Не могу сказать, что ожидала от мини-курса больших результатов, но мне понравилось. Всё доступно, прикольные задания, примеры и достойный фидбек.

99
15 комментариев

Комментарий недоступен

10

Интервью берут в формате голосовых сообщений и оформляют редакторы VC. Публикация по правилам создается с личного аккаунта;) 

1

Комментарий недоступен

5

Да Ё.. если это кушают российские потребители, подписываются, читают, смотрят.. че не вещать о барселонской студенческой жизни? Надо как-то внимание привлечь. Я у таких учусь пиариться, а то елки-зеленые, сижу тут с мозгами и опытом, а обо мне никто не знает *рыдающий смайлик* ))

Да, еще даже не спец (я только учуся), зато уже блогер смм-щик... Девушка, оставайтесь пожалуйста в Барселоне )) 

p.s. никого не хотела обидеть, это всё сарказм в крови )

1

Классно конечно, что в детском возрасте начали посещать "Старт", жаль, что не во всех городах есть такая возможность заниматься по выходным в архитектурном направлении.