Зачем эти нервы, если можно сделать сразу и нормально? Каким проектам лучше не использовать Тильду

Как говорится, мыши плакали, кололись, но продолжали грызть кактус. Многие используют Тильду под задачи, под которые она не заточена. Приставляют костыли, дописывают кучу кода, бодаются с техподдержкой. Вопрос один: зачем? В этой статье рассказываем, каким проектам лучше не смотреть в сторону Тильды и выбирать другие CMS.

Зачем эти нервы, если можно сделать сразу и нормально? Каким проектам лучше не использовать Тильду

Для начала: пара слов в защиту Тильды

Мы любим Тильду. Это классная площадка, у нее много возможностей. И она не только для тех, кто делает сайт в первый раз. Много крупных брендов использует ее под разные задачи: кто-то делает на ней весь сайт или блог, кто-то собирает страницы под промо, мероприятия и спецпроекты.

При этом нельзя сказать, что у этих компаний ограничен выбор инструментов, бюджет или штат специалистов. Просто Тильда — классное решение, когда нужно сделать симпатичный сайт без затрат множества своих ресурсов.

Среди наших кейсов есть корпоративный сайт Development Systems. Он работает на Тильде уже 2,5 года, там около 100 страниц, и у него даже неплохие показатели по SEO. Все довольны. Так что говорить, что Тильда для профанов — больше заблуждение.

Следующие сайты сделаны на Тильде. Зайдите полистайте эти примеры, оцените функционал.

<p><a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.mos.ru%2Fcity%2Fprojects%2Fpets%2Fperevozka_zhivotnyh%2F%23&postId=938262" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Портал о питомцах</a> от mos.ru сделан на Тильде</p>

Портал о питомцах от mos.ru сделан на Тильде

Небольшие сайты и посадочные страницы под спецпроекты/мероприятия:

Многостраничные сайты:

Согласитесь, эти примеры хороши. Но не забываем, что функционал Тильды все же ограничен. Поэтому не имеет смысла выдавливать из нее то, что не получится сделать, ведь в итоге все будут недовольны. Дальше расскажем, под какие задачи Тильда явно не подойдет.

Проблемы с Тильдой возникают у тех, кому она изначально не подходит как инструмент. Условно им нужна более продвинутая платформа, но из-за отсутствия денег или по другим причинам они идут в Тильду костылить и потом удивляются, что что-то не так. Вот это ключевая проблема, а не то, что Тильда чего-то не может. Если этот инструмент не подходит, просто берите другой.

Если хотите только Тильду — ок, начинайте с малого, упростите задачу, чтобы потестить свои идеи, а мы поможем вам их реализовать. Если дело пошло и появился бюджет на более подходящую CMS, то слезайте с Тильды и заходите на более продвинутые платформы.

Сергей Мухаев, руководитель веб-студии NAJES

Какие сайты не стоит делать на Тильде

Понятно, почему новички выбирают именно Тильду. Её ведь позиционируют как платформу, с которой легко работать. В принципе, так и есть, но с учетом, что у вас нет к ней завышенных требований и ожиданий.

Когда ваш проект начнет расти, вы захотите больше интеграций и функционала, то столкнетесь с проблемами. А когда захотите запустить SEO на все 100% и подключите к работе сеошников, то выслушаете о Tilda много нехороших слов. О некоторых нюансах рассказываем ниже.

Крупные интернет-магазины с широким функционалом

Сделать на Tilda простой интернет-магазин с компактным каталогом, в принципе, не проблема. Такие кейсы у нас тоже есть, например, сайт магазина IP-телефонии для компании «Казтехносвязь».

<p>Интернет-магазин, который мы разработали на Тильде</p>

Интернет-магазин, который мы разработали на Тильде

Проблема возникает, когда заказчики хотят классический интернет-магазин с личным кабинетом, где есть история заказов, пополнение баланса, сложный калькулятор. Tilda, к сожалению, этого дать не может. Есть вариант добавить костыли: например, привлечь программистов для разработки калькулятора. Но так можно сделать далеко не с каждой функцией, привычной для e-commerce.

К нам приходили запросы сделать интернет-магазин на Тильде на 3 000–5 000 товаров. Мы, конечно, отговаривали клиентов. Даже интернет-магазин на 150–300 товаров — пожалуйста, только не на Тильде.

Управлять таким объемом позиций будет нереально: внутри каталога нет сегментации товаров, чтобы управлять ими пачками. Есть WordPress, OpenCart, Bitrix, есть вариант самописной CMS, если бюджет позволяет. Мы можем сделать вам прототипирование и дизайн, а дальнейшие этапы передаем на верстку партнерам, которые хороши в работе с этими площадками.

Представьте, что вам надо поменять цену у какой-то подкатегории товаров. В Тильде вы не сможете выделить их пачкой и поменять цену. Вы будете физически сидеть и менять цену на каждый товар. А если страницы товаров сделаны на зероблоках, то любые изменения в описании товара (например, характеристики, бренд, цена) нужно тоже менять вручную и на каждой странице отдельно.

Можно, конечно, нанять усидчивого контент-менеджера с почасовой оплатой и железными нервами. Но, повторимся, зачем так делать, если можно сделать сразу и нормально.

Крупные высоконагруженные сайты

У нас был опыт работы с порталами на Тильде на 200–300 страниц, с посещаемостью 12 000–15 000 уникальных пользователей в месяц. И сайт держался молодцом. А вот у сайта с нагрузкой повыше могут быть проблемы.

Мы как-то спрашивали у техподдержки Тильды, сколько посетителей выдержат их сервера, они ответили, что точно не знают. Но на вопрос, выдержат ли они 100 000 посетителей, ответили, что точно нет, и посоветовали выгружать сайт на свой хостинг. Так что, по моим ощущениям, сайт на 30 000 уников Тильда еще потянет. Все, что больше — лучше выгружать на свой хост.

Сергей Мухаев, руководитель веб-студии NAJES

Проблема может быть и в высокой посещаемости, и в трудности администрирования сайта. Представьте, что на сайте 300 и больше страниц. Многие изменения нужно будет вносить вручную, потому что платформа не дает много свободы вебмастерам (об этом подробнее в блоке про SEO).

И да, если у вас в планах развивать крупный блог и выпускать по 15 материалов в месяц, то Тильда тоже не подойдет. Для одного проекта на Тильде можно создавать максимум 500 страниц.

Для коллег: если к вам пришел заказ на разработку крупного ресурса, и клиент прямо настаивает на Тильде, то ее в принципе можно рассматривать как стартовую площадку. Схема такая: сначала делаете на ней базовые страницы, запускаете небольшой блог или каталог. Если трафик пошел и бизнес развивается — переносите сайт на другую CMS как можно раньше, потому что потом переносить все это будет больно, грустно, долго и иногда дорого.

Сайты с большими планами на SEO

Пишем этот раздел и понимаем, что в комментах будет «‎да, но ведь это можно обойти/а вот у меня был случай/а мы придумали вот так…». Ребята, мы сами топим за Тильду, мы ведь зарабатываем на ней. Но давайте смотреть правде в глаза: с некоторыми SEO-требованиями Тильда просто не вяжется.

Нельзя полноценно управлять структурой URL-ок. В любой CMS-ке, даже самой дешевой, это делать гораздо удобнее: URL сами формируются по шаблону и группируются. Это просто спасение, особенно если у вас тысячи товаров на сайте.

В Тильде же URL нужно прописывать вручную. К тому же есть ограничение на длину URL — всего 80 символов. Если вам нужна большая вложенность или добавление ключевого запроса, что важно для SEO, то увы, вы скорее всего не влезете по символам, и это ограничение никак не обойти.

Невозможно редактировать файлы sitemap.xml и robots.txt. А значит, вы не сможете ограничить мусорные запросы. Единственная возможность повлиять на robots.txt на Тильде — это недавно добавленная функция Clean-param. Здесь можно прописать исключения и избежать дублей в поиске.

<p>Единственная возможность повлиять на robots.txt на Тильде — это функция Clean-param</p>

Единственная возможность повлиять на robots.txt на Тильде — это функция Clean-param

Сложно редактировать микроразметку. Все правки приходится вбивать вручную и на каждой странице. Это занимает кучу времени, не исключены и ошибки, которых не избежать при этой, мягко говоря, муторной ручной работе.

Нельзя формировать метатеги по шаблону. Все нужно делать вручную. Просто представьте, что вам нужно загрузить каталог из 300 однообразных товаров, и ощутите эту боль.

Закрытый исходный код. Из-за того, что Тильда не дает править код, у сайтов на ней обычно неудовлетворительные показатели в Google Search Console. А это плохо отражается на ранжировании сайта. И в целом для Google сайт на Тильде — не самое удачное решение. Чтобы подружить сайт с Google, обычно нужно многое править в коде, а Тильда этого не дает.

С Яндексом ситуация получше: например, с индексированием турбо-страниц проблем не возникает, а вот аналогичное решение AMP от Google индексируется с ошибками.

Для примера приводим скрин ситуации по сайту нашей студии, который, кстати, скоро поменяем на новый. Сайт сделан на Тильде, поэтому некоторые требования системы мы просто не в состоянии выполнить. Поначалу мы пытались что-то менять, потом махнули рукой.

Проблемы с индексацией страниц на Тильде. Скрин из Google Search Console
Проблемы с индексацией страниц на Тильде. Скрин из Google Search Console

Невысокая скорость загрузки страниц. Если проанализировать сайт на Тильде с помощью SpeedInsides или Loading.Express, то чаще всего вы увидите, что сайт находится в красной или желтой зоне. Выйти в зеленую зону, то есть ускорить загрузку до оптимальных показателей, практически нереально. Опять же, причина в частых многочисленных костылях и невозможности почистить код от объемных решений на JavaScript.

Зачем эти нервы, если можно сделать сразу и нормально? Каким проектам лучше не использовать Тильду
<p>Обычные показатели по скорости сайта на Тильде. Основные проблемы в неоптимизированном коде JavaScript, на который невозможно повлиять. Скрин из Loading.Express</p>

Обычные показатели по скорости сайта на Тильде. Основные проблемы в неоптимизированном коде JavaScript, на который невозможно повлиять. Скрин из Loading.Express

Если страница сделана только на стандартных блоках, ситуация будет получше. Но если вы использовали зероблоки, то в коде у вас по сути будет 5 вариаций одного и тоже же блока (несколько видов верстки под разные устройства). А это, конечно же, утяжеляет код.

Поэтому, заказывая сайт на Тильде, нужно быть готовым, что в зеленую зону по скорости вам не зайти. Можно зайти в желтую, если по максимуму оптимизировать картинки и отказаться от дополнительного кода (то есть красоты и функционала сайта). Но если хотите креативный сайт, то это сразу минус скорость.

Ограниченный функционал для блога. Нет возможности в автоматическом режиме показывать похожие по теме статьи. А это сильно бьет по поведенческим факторам.

А теперь давайте пойдем от обратного. Тильда подойдет под SEO-задачи, если:

  • у вас нет цели привлекать основной трафик через SEO и зарабатывать на этом,
  • вы хотите продвигаться по низкочастотным запросам в не сильно перегретой нише,
  • вы хотите проверить гипотезу, а потом перевезти сайт на более удобную для SEO площадку.

В остальных случаях вам нужно быть готовым к многочисленным SEO-ограничениям, что, опять же, не плохо и не хорошо, это просто особенность Тильды как платформы.

Сайты с продвинутым функционалом

Некоторые решения сделать на Тильде просто невозможно. Либо теоретически можно, но за счет десятков костылей, на которых далеко не убежишь.

При желании можно прикрутить к Тильде базы данных и свои элементы JavaScript, обойти ограничения через Webhook/API. Но надо ли заморачиваться? Из-за лишнего кода сайт будет грузиться дольше, что повлияет на SEO-показатели. А чем больше костылей, тем больше мощностей нужно, чтобы все это держать, так что в какой-то момент сайт может рухнуть.

Например, возьмем возможности настройки фильтрации по сайту. У Тильды есть два типа блоков для списка товаров: горизонтальный и вертикальный. Они сильно ограничены и особо не костылятся, то есть вам придется работать с тем, что есть. Сделать категории в каталоге можно, а вот с подкатегориями будет беда, потому что загрузятся они просто огромным полотном вместо аккуратного раскрывающегося блока.

Допустим, у вас есть 5–7 характеристик товара, и каждая характеристика это подкатегория. Взгляните на пример ниже и представьте, сколько юзерам придется листать вниз, чтобы по максимуму настроить поиск под себя.

Зачем эти нервы, если можно сделать сразу и нормально? Каким проектам лучше не использовать Тильду

Нет функционала для сравнения товаров. Нельзя сделать так, чтобы пользователь выбрал два-три товара, увидел их характеристики в несколько столбиков и выбрал, что для него лучше.

У нас в практике есть пример ребят, которые пошли по правильному пути развития: начали с малого функционала, а затем, когда позволили мощности и бюджет, решили масштабироваться на новой платформе. Это сайт ICDMC: интернет-магазин c личным кабинетом.

<p>Интернет-магазин, который мы изначально сделали на Тильде, и который потом переехал на WordPress</p>

Интернет-магазин, который мы изначально сделали на Тильде, и который потом переехал на WordPress

Изначально мы сделали его на Тильде, но в какой-то момент подошли к определенной точке роста, когда функционала платформы просто перестало хватать. С 2020 по 2021 год сайт был на Тильде, и мы работали с ним на техподдержке. Под конец там была куча костылей, а бизнес все рос и хотелки тоже росли. Сейчас сайт переехал на WordPress, но наш дизайн ребята сохранили и при этом периодически приходят за дизайном новых элементов.

Сайты со множеством интеграций

В принципе, любую интеграцию в Тильде можно настроить с помощью Webhook благодаря открытому API. Проблем с настройкой нет, сложнее найти специалиста, который за нее возьмется. Как мы замечали, не все разработчики хотят с этим заморачиваться, настраивать, подключать, а главное — поддерживать. Ведь сайт это живой организм, что-то по-любому будет отваливаться, что-то надо будет перенастраивать.

<p>Пример внедрения формы из Битрикс на <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fxn--80akso1e.xn--p1ai%2F&postId=938262" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">сайт Апель-Строй</a>, сделанный нами на Тильде</p>

Пример внедрения формы из Битрикс на сайт Апель-Строй, сделанный нами на Тильде

Чаще всего наши клиенты просят настроить интеграцию с платежными системами, формами захвата. Все это прикручивается к Тильде без проблем. Из кейсов посложнее — мы внедрили форму из Битрикса в функционал Тильды. Как видите, это возможно и все успешно работает. Но при условии, что вы сможете найти нужного спеца, который согласен и настроить, и поддерживать эту интеграцию.

Что запомнить

  • Тильда — отличный инструмент для создания промостраниц, визиток, небольших корпоративных сайтов и небольших интернет-магазинов. Ее используют и фрилансеры, и крупные бренды.
  • В то же время не стоит идеализировать эту платформу. Вы точно столкнетесь со сложностями при использовании Тильды под задачи, на которые она не рассчитана.
  • Простые интернет-магазины на Тильде сделать можно. Но сложные, с каталогом на 150+ товаров, личными кабинетами и калькуляторами, лучше делать на других платформах.
  • Тильда может не справиться с высокой посещаемостью: если вы рассчитываете на 30 000+ уников в месяц, то сайт лучше выгрузить на свой хост.
  • Если у вас есть четкая цель продвигаться за счет SEO, то Тильда не подойдет: у нее закрытый исходный код и неудобный функционал для массового создания URL и метатегов. К тому же сайты на Тильде обычно долго грузятся, а это плохо влияет на ранжирование в поисковиках.
  • Если вам нужно разрабатывать сложный функционал (например, агрегатор) или подключать множество интеграций на сайт, то Тильда либо вообще не подойдет, либо вызовет трудности.

Мы постарались быть объективными и показать, что на Тильде можно сделать многое. Но и не стоит ожидать от нее супергеройских возможностей. В конце концов, это просто один из множества инструментов. Если нужна консультация — оставляйте заявку на сайте или в Телеграме, и мы подскажем, стоит ли делать ваш проект на Тильде.

Знаем-знаем, бывают случаи «а я все равно попробую сделать это на Тильде». И это будет отличный сюжет для статьи на VC. А если лень писать статью — ждем ваших историй про Тильду в комментариях.

3434
40 комментариев
9
Ответить

Аааааааааа!
Это лучшая шутка про Тильду ever )

4
Ответить

Работая на тильде писать о минусах тильды и еще CTA в конце вешать это...

6
Ответить

Для базовых целей и задач - Тильда как инструмент очень хорошо подходит и даже прошла испытание временем. А для всего остального (сложного и кастомного) есть фреймворки и полноценная разработка.

3
Ответить

Так и есть.

Просто когда-то почему-то о Тильде закрепилось мнение, что можно заказать сайт за копейки. Были даже моменты, когда сама Тильда на этом делал акцент в своей рекламе)

И вот этот шлейф и тянется, что это дешево, быстро и тд тп, просто еще к этому иногда добавляются громадные хотелки по функционалу сайта или чему-то такому. Но при этом конечно же надо дешево.

2
Ответить

Все повторяется. Ещё в 2013 году, когда был бум интернет-продаж, завел магазин на Nethouse. Но через год устал от них, обязательная арендная плата, сайт по сути не твой, постоянно что-то делает, меняют, и совсем не так, как хотелось. Ушел на ВордПресс. Купил шаблон, допилил на фрилансе и все. Он твой. А все эти системы аренды - дно. Причем, чужое. Спустя 10 лет ничего не изменилось, а люди всегда совершают одни и те же ошибки циклично.

2
Ответить

Всегда этот аргумент слышим только от программистов/разрабов/ тех, у кого по каким-то своим личным убеждениям обида на тильду ту же и тд тп)

Сайт не твой, сайт не твой и все. И что дальше?)

В чем ошибка людей-то?)

Ответить