Даже если вы никогда не продвигали сайт — пришло время узнать, сколько это стоит

Недавний вопрос моего знакомого, а сколько стоит продвинуть сайт, очередной раз, заставил меня полтора часа объяснять весь механизм продвижения. В итоге оказалось, что и сайта то еще нет. После этого я и решил написать этот материал: во-первых, не хочется больше тратить своё время, а во-вторых, полный материал поможет наконец-то расставить все точки в вопросе. Для тех, кто не любит читать — в конце есть расчёты с конкретными цифрами.

Разбираемся в процессе

Сразу оговорюсь: деления на «платное» и «бесплатное» в SEO просто нет — даже на «бесплатные методы» вам придётся нанимать специалиста, работа которого стоит денег.

Для начала посмотрите на сам сайт. Готов ли он продавать? На правильном продающем сайте наблюдаются хорошие показатели конверсии, продуманы все элементы юзабилити, есть чёткие «колл-ту-экшен», подключены формы обратной связи. Процесс заказа упрощён: есть отзывы, ссылки на партнёров, конкретные кейсы, выделены фотографии сотрудников и т.д.

Параллельно нужно уделить внимание конкурентам: выбираем 10 главных из поиска и анализируем, что же помогло им занять высокое место на рынке. Нам нужно будет воспользоваться их секретами успеха. Проводим сбор семантического ядра, проверяем структуру сайта (для этого пользуемся SILO-подходом).

Внешний аудит завершён. Приступаем к внутреннему: используем проверенные решения, показавшие свою эффективность у конкурентов, максимально стараемся улучшить все параметры дальнейшего ранжирования.

Минимальный срок работы в этом случае — неделя. Максимальный же зависит от размера проекта. Примерная цена на этапе: 30 000 руб., куда входят затраты на маркетолога, SEO-специалиста и программиста. Ежемесячное поддержание сайта составит треть от этой суммы. А если речь идёт о крупном интернет-магазине — это будет означать аналогичные суммы в долларах.

Куда будем направлять усилия?

Чтобы контролировать весь процесс, нужно подключить Яндекс.Метрику и Google.Analytics (при необходимости — сервис сквозной аналитики, например Roistat).

Приступаем к продвижению.

Целевой канал будет выбран в зависимости от конкретной аудитории. Информацию этого плана тоже можно взять у конкурентов. Помогут следующие сервисы: spywords.ru, similarweb.com.

Основа любого продвижения — это три главных канала привлечения новых посетителей:

— контекстная реклама в поисковых системах;

— SEO;

— таргетированная реклама в социальных сетях (SMM).

Начнём с классики…

Контекстная реклама появилась в начале 2000-х годов — и до сих пор остаётся самым быстрым и эффективным способом привлечь целевую аудиторию. Описывать процесс настройки кампании бессмысленно: в сети есть десятки материалов на эту тему. Лучше рассмотрим механизм расчёта на практике.

Представим, что мы — небольшая B2B-компания. В нашей нише невысокая конкуренция, а текущая конверсия — 5%. Т.е. из 100 посетителей заявку на покупку продукции оставляют 5 человек. Если средняя стоимость клика составит 50 руб., то одна заявка обойдётся нам в 1 000 руб., потраченных на рекламу.

Дальнейшие действия целиком ложатся на отдел продаж. Если наш продукт купит один покупатель из пяти, то стоимость продаж будет равняться 5 000 рублей. Разумеется, цифры здесь приблизительные: в реальности и переговоры могут затягиваться, и сделки имеют свойство срываться. Как и в жизни.

Правильная рекомендация в этом случае — использование ретаргетинга с помощью РСЯ от Yandex или Google. Этим термином называется возврат посетителей, которым был интересен наш товар, но они не оставили заявку на сайте. Цена таких клиентов снижается в два раза: клики дешевле, аудитория подготовлена и заинтересована.

В итоге цена опустится до 3 000-4 000 руб. Если нам ежемесячно нужно закрывать 10 сделок, то рекламная кампания обойдётся в 40 000 руб. Прибавим к этому стоимость услуг директолога (специалиста по настройке контекстной рекламы) — 25 000 за первый запуск и ежемесячные 10 000 руб. за сопровождение сайта. В итоге, если не углубляться в контекст, аналитику и принципы работы системы, на первый месяц нам понадобится 65 000 руб.

SEO (и не только)

Представим, что наш сайт уже оптимизирован. Проверить это можно по отличному чек-листу от компании «Texterra». Кроме этого, уже собрано семантическое ядро, узнать о котором можно здесь. Дальше требуется наполнить сайт контентом. Делать это нужно систематически: в одно и то же время конкретно определённого дня недели. Это делается для упрощения деятельности поисковых систем: робот Yandex или Google будет точно знать, когда на сайте появилась новая информация, а соответственно — будет быстрей её индексировать.

Совет: улучшить результат поможет т.н. «крауд-маркетинг» — когда вы размещаете свою ссылку на авторитетных ресурсах тематической направленности.

Также необходимо следить за поведенческими факторами, стараясь повышать их в угоду поисковикам. Это, например, очень важно для Yandex. Если наш сайт — это e-commerce (сфера продаж), то нужно реализовать максимальное количество фильтров. Об этом, к слову, была информация выше — про SILO-подход. Легче всего реализовать такое на Bitrix: там есть специальное расширение умного фильтра с возможностями SEO. Не забывайте сверяться с чек-листом.

Расходы на данном этапе составят 55 000 руб., из которых 20 000 придётся отдать в качестве зарплаты маркетолога, 15 000 руб.составит вознаграждение технического специалиста по внедрению всех рекомендаций, 10 000 — цена за необходимые модули и расширения. В дальнейшем затраты сократятся вдвое. Но это — минимум, чтобы составить определённую конкуренцию аналогичным проектам.

Знакомьтесь, его величество — SMM

Увеличение общего трафика социальных сетей привело к изменению схемы продаж. Теперь соцсети занимают весомую долю на рынке продаж. Для многих они — и источник аудитории, и инструмент коммуникации.

Сопровождение одной сети — от 15 000 руб. в месяц (за контент). К этой сумме необходимо прибавить гонорар SMM-щика (чаще всего в таком случае нанимают фрилансеров). Ещё потребуется настроить таргетированную рекламу: всё зависит от потребностей и конкретных задач. Минимальный бюджет на таргетинг — 5 000 руб. Общая цена SMM — 20 000 руб. ежемесячно.

На этом стоит остановиться. Дальнейшее развитие других каналов — Youtube, Email-маркетинга, программатик рекламы, CPA-сетей, тизерной рекламы, мобильного приложения, ловли контактов посетителей сайта, SMS-рассылок — рассматривать бессмысленно: это вопросы, решающиеся в индивидуальном порядке.

Что в итоге?

Подводим черту под сказанным выше. Продвижение обойдётся в следующую сумму:

1. Оптимизация сайта: 30 000 руб. за первый месяц, второй и последующие — 10 000 руб.

2. Контекстная реклама: 25 000 за настройку, 20 000 на саму рекламу; дальше — 10 000 и 20 000 соответственно.

3. SEO: 50 000 руб. за первый месяц, второй и последующие — 25 000 руб.

4. SMM: 20 000 руб. ежемесячно.

Общая сумма: 145 000 руб. за первый месяц, далее — ежемесячные расходы в 105 000 руб.

Не стоит думать, что вложения таких сумм — это безвозвратная трата средств. Цель всего проекта должна состоять в двухкратном возврате потраченных денег. Ещё до начала рекламной компании нужно понять, за какой KPI нельзя выходить — это может быть показатель возврата инвестиций (ROI), доля рекламных расходов (COS) стоимость одной сделки (CPO) и т.д.

Цель статьи — не создание подробной инструкции, а обзорный курс рынка. Текст поможет новичкам, которые только планируют продвигать свои услуги и товары в сети. Всем успехов — и да прибудет с вами целевой трафик.

2727
47 комментариев

Личное мнение, если у Вас маленький бизнес забудьте про аутсорс SEO, в редких случаях вы добьетесь успеха, чаще всего сольете деньги. Потому что больших денег у вас все равно нет, а маленьких хватит, что бы Вашим проектом занимались 1 час в день в лучшем случае. Изучайте сами основы и занимайтесь продвижением самостоятельно. 
А вот если у Вас достаточно денег, лучше нанять в штат специалиста, который будет заниматься только Вашим проектом и будет заинтересован показать живой результат, а не написать красивый отчет.

27
Ответить

Александр, согласен с вами. Писал просто в первую очередь для тех, кто не разбирается и у кого нет на это времени. Если у тебя небольшой проект, то его можно и нужно вести самому, а часть технически сложных работ отдавать на аутсорс. 

1
Ответить

Хорошему продукту или услуге не нужен seo.

Сам по себе SEO - миф, выдуманный.
Можно сотни тысяч в месяц сливать в таких специалистов, но домен, зарегистрированный «вчера», вы не поднимите.
SMM - это обычная вещь, которую современный 12 летний ребёнок настроит, обеспечит. Или вы из тех «я парсю вордстат»... ключевые слова и прочее ? Это мёртвый груз все.

На этаже рядом в офисе сидят маркетологи. Всегда смешно как они клиентам по телефону описывают свои услуги и как якобы они помогут. Когда их спрашивают о гарантиях, они съезжают на «долгосрочные перспективы». Жулики современности.

Я как разработчик все это могу подтвердить. SEO - выдумка. Есть комплекс процедур, обеспечивающий платное привлечение посетителей. В них разберется любой средне-статистчечкий человек. А есть кто просит деньги сверху за якобы свои знания в этом.

6
Ответить

«SEO - выдумка» в золотой фонд комментариев VC.

22
Ответить

Сам по себе SEO - миф, выдуманный.- Видишь SEO?
- Нет
- И я не вижу, а он есть!

12
Ответить

И да и нет.
Как-то в 2005-х годах склепали сайтик, региональная фирмочка продавец метизов, "клиент" зажал на продвижение, ну да ладно, пустили сайтик в свободное плавание, но ради интереса провели примитивную обработку - расставили мета-теги, набросали сео-ядро (смешно, но всего примерно 30 ключей, просто названия товаров + город), разместили ссылку в паре десятков бесплатных каталогов, всё.
Через ДВА года сайтик поднялся в региональной выдаче в топ-1-Топ-5.
САМ...
Т.е. вроде бы сео-продвижения не было, но сайтик вылез наверх.

Прошло еще пять лет и конечно же сайтик упал: и конкуренция стала плотнее и клиент ничего так и не стал предпринимать, надеялся,что и дальше фартить будет.

Не будет. Не будет такого больше... Увы...

4
Ответить

СЕО отличный инструмент, если делать с УМОМ. Без мозгов, конечно, бюджеты будут идти прямиком в унитаз. Здесь не нужны сеошные конторы, достаточно нанять своего специалиста, который будет делать всю кропотливую работу - на результат. Говорю, как практик, с реальным кейсом.

1
Ответить