«У нас большие ожидания»: впечатления участника акселератора от Сбербанка и 500 Startups

Привет! Меня зовут Роман Кувычкин. Я один из основателей стартапа «Умный житель», CRM-системы для автоматизации бизнес-процессов в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

«У нас большие ожидания»: впечатления участника акселератора от Сбербанка и 500 Startups

По прошествии половины акселерационной программы от Сбербанка и 500 Startups решил рассказать, как «Умный житель» попал в акселератор, чего команда успела достичь и какие планы на ближайшее будущее.

Наш продукт объединяет всех участников отрасли — от жителей и арендаторов недвижимости до органов государственной власти. В частности, жильцы могут создавать заявки на ремонт, передавать показания счётчиков, участвовать в голосованиях, проводимых управляющей компанией, и заказывать услуги для дома через приложение

Летом мы запустили продажи в Казахстане, а сейчас — внедряем технологию в управляющие компании по всей России. Пока к нашей системе подключено 68 управляющих компаний и суммарно охвачено почти 70 000 квартир.

Начнем с начала

Для нас это — третий акселератор. В декабре 2018 года мы прошли программу от МТС, а летом — участвовали в казахском Tech Garden (местное Сколково). Итогами всего стали: пилот с МТС, запуск продаж в Казахстане. Сейчас смотрим на рынок Прибалтики — ведем переговоры с представителями органов власти в Латвии. Возможно, что-то да сложится.

В ожидании выступления в StartUp Kazakhstan​<br />
В ожидании выступления в StartUp Kazakhstan​

Об акселераторе Сбербанка я узнал случайно — кажется, из рекламы в Facebook или кто-то из знакомых выложил пост на эту тему. Зашел на сайт, почитал условия для участников и подал заявку. Я понимал, что для нас это — возможность получить стратегического партнера как в разрезе продвижения, так и в качестве якорного клиента.

Параллельно с акселератором мы подали заявку и прошли в российский финал конкурса Create Alibaba Cloud Startup Contest — питчили онлайн по скайпу. Не выиграли, но заявили о себе!

Финал конкурса Alibaba​ - все питчи выводились на экран<br />
Финал конкурса Alibaba​ - все питчи выводились на экран

Как проходит акселератор

  • Каждую неделю к нам приезжают спикеры из США и Европы. Проводят лекции и мастер-классы, на личных консультациях вникают в продукт и дают советы о его улучшении. Так, например, Бриана Салинас посоветовала обзвонить бывших клиентов и рассказать о новых возможностях «Умного жителя». Благодаря этому мы с двумя компаниями скоро возобновим сотрудничество, а с еще несколькими — ведем переговоры.
  • За каждой командой закреплен ментор, который на протяжении девяти недель работает в акселераторе и отслеживает прогресс стартапов. Наш ментор Ден Вонг — основатель трех компаний и специалист в области IT-технологий. Нам он обычно говорит: «Все круто! Продолжайте в том же духе.» Это подбадривает — раз мало критики и масштабных корректировок, значит идем в нужном направлении.
  • Каждую неделю мы выполняем «домашние задания». Они не обязательны как в школе — здесь тебя никто не ругает и не требует выполнения. Все на твой выбор. Другое дело, что советы от экспертов помогают взглянуть на продукт с нового ракурса. В нашем случае это, скорее, не новое видение, а толчок к действиям, которые мы запланировали на 2020 год. Например, Домен Керт посоветовал сначала прийти с продуктом к жильцам домов, а уже потом — к управляющим компаниям. «Если вы скажете, что 80% жильцов уже подключились к “Умному Жителю”, получится более сильный аргумент, нежели “Посмотрите, какие мы хорошие”» Конечно, протестировать эту стратегию мы хотели еще два месяца назад, но все время откладывали. Домен убедил в необходимости делать все здесь и сейчас.
  • Также ментор Жозеф Донье посоветовал запустить несколько рекламных кампаний в Facebook. Так как из-за специфики продукта непонятно, на кого настраивать таргетинг, сначала мы запустим кампании общие. Посмотрим, кто кликнул на рекламу и сделал целевые действия. На основе этого настроим таргетинг look-a-like. Также планируем опробовать Яндекс.Директ и социальные сети Вконтакте, Instagram.
  • Организаторы акселератора регулярно устраивают разные мероприятия. Так, 13 ноября прошла встреча с представителями экосистемы Сбербанка. А 22 ноября в офис приехал вице-президент департамента маркетинга. Цель обеих встреч для команд — отработать питчи и найти потенциальных клиентов среди экосистемы. Нам пока удалось пообщаться с представителями M&A, Сбер X и СберЛогистикой. Недавно провели встречу со Сбербанк Страхованием.
Константин Попов, наш CEO, на выставке в Нурсултане, Казахстан<br />
Константин Попов, наш CEO, на выставке в Нурсултане, Казахстан

Какие планы

Планы грандиозные: завоевать мир и начать с России. Шучу!

  • Сейчас ведём переговоры с бизнес-единицами Сбербанка о внедрении их продуктов в нашу технологию и о реализации пилотных проектов. СберЛогистика также предложила идеи сотрудничества, хотя казалось бы — точек соприкосновения нет. Это приятно удивило!

  • Планируем развивать франшизу. У нас уже есть драфт, осталось его доработать и договориться с IT-интеграторами, которые будут внедрять продукт или продавать его.

  • Недавно мы закончили переговоры с администрацией Пензы о пилотном внедрении нашего решения на весь город. Все технические детали и план внедрения согласованы, поэтому уже приступаем к работе. Надеемся, что такой пилотный проект с одним регионом будет хорошим стартом для масштабирования на соседние субъекты РФ.

  • Ну и, конечно, готовиться к демо-дню. Нас просили пригласить кого-нибудь из потенциальных заказчиков — мы написали топ-9 застройщикам, у которых есть свои управляющие компании. Надеемся, кто-то все же придет!

Отвечаем на вопросы представителей Сбербанка после питча - Константин Попов, Андрей Могучий и я​
Отвечаем на вопросы представителей Сбербанка после питча - Константин Попов, Андрей Могучий и я​

Время советов

Возможно, советы не откроют вам Америку, но это то, что я вынес за время участия в программах акселерации.

  • Не ждите у моря погоды. Если давно хотели основать стартап — действуйте. Можно всю жизнь взращивать мысль о продукте, но пока не начнете работать над его созданием — ничего не получится.
  • Участвуйте в акселераторах. Неважно, на какой стадии продукт. Главное — его потенциал и желание команды работать. В худшем случае вы не пройдете отбор. В лучшем — за пару месяцев под руководством экспертов усовершенствуете продукт, найдете крупных инвесторов и клиентов. Например, я лично знаком с командами, которые прошли в акселератор от Сбербанка и 500 Startups с одной лишь идеей — без готовой технологии.
  • Стирайте мысленные границы. Это касается всего: от создания бизнеса до определения целевой аудитории. Смотрите на все с разных сторон и будьте готовы к неожиданностям. Например, мы не ожидали, что СберЛогистика сама предложит варианты сотрудничества — несмотря на разность продуктов, точки соприкосновения мы нашли.
  • Слушайте советы экспертов. Как бы хорошо вы ни знали рынок и свой продукт, человек извне всегда раскроет что-то с новой стороны. А если не раскроет, то хотя бы убедит протестировать гипотезы, которые вы считали нерелевантными.
  • Не бойтесь риска. Любое решение, любые переговоры с заказчиком — это риск. Как-то мы почти подписали договор с компанией-застройщиком, но в последний момент клиент отказался от сотрудничества и заявил, что будет создавать идентичную технологию сам. Это неприятная ситуация, но, как говорится: «Если вы боитесь, что вас скопируют — вы уже проиграли».
  • Развивайтесь. Вроде очевидно: нужно идти «в ногу со временем», расширять горизонты. И все же многие предпочитают знакомое новому. В частности, можно запускать кампании во Вконтакте, как три года назад, а можно — через My Target охватить несколько площадок одновременно. Можно вручную собирать данные, а можно воспользоваться Яндекс.Аудиторией.

Надеюсь, что мой опыт будет полезен и, возможно, даже подтолкнёт кого-то к запуску своего стартапа и участию в следующей волне акселератора!

44
3 комментария

Здравствуйте) а как с Вами можно связаться?

Ответить

можете найти меня в Fb или написать письмо на roman@smartresident.ru ;)

Ответить

Только вперёд! Вы ещё молодые и можете позволить себе тратить время попусту! Не там и не туда...

Ответить