Маркетинг клиентского опыта: как Росбанк задаёт тренды в СХ

Рассказываем о работе нашей CX-команды и масштабном ивенте для CX-экспертов, продактов и UX/UI-дизайнеров, который мы провели в октябре этого года.

Маркетинг клиентского опыта: как Росбанк задаёт тренды в СХ

Клиентский опыт (Customer Experience, CX) — впечатления клиента от взаимодействия с брендом. Этим опытом можно управлять, то есть делать продукт или сервис проще и удобнее. А понять, получается ли это и куда нужно двигаться, помогают метрики и качественные исследования, например, интервью или тестирование новых решений.

Поговорим о том, как устроен наш СХ и над чем мы ежедневно работаем.

CX в большом городе

«Мы хотим не просто развиваться, а быть лучшими, поэтому обновили стратегию и изменили подход к работе с клиентским опытом в банке», — говорит Дарья Бабанина, директор по развитию клиентского опыта Росбанка.

Для того чтобы приблизиться к своей цели, в банке обновили СХ-лабораторию и выделили несколько ключевых направлений.

Каждое из них выполняет свои задачи:

  • CX Strategy формулирует стратегию, ставит цели, измеряет ключевые показатели эффективности
  • CX Lab отвечает за качество клиентского опыта в продуктах, каналах и интерфейсах
  • CX Data оценивает результаты с использованием метрик, речевой и текстовой аналитики
  • CX Promo меняет культуру и продвигает клиентский опыт через коммуникации и площадки разного формата

Как подчёркивает Дарья, для того чтобы внутри команд работали с ориентиром на клиента, недостаточно изменить инструменты и привлечь профи. Нужно сформировать принципиально новое отношение к клиенту и клиентскому опыту.

Маркетинг клиентского опыта: как Росбанк задаёт тренды в СХ

Для этих целей мы выделили направление CX Promo, которое фокусно занимается продвижением СХ. Наши ребята знают, с помощью каких активностей заинтересовать команды, чтобы они посмотрели на продукты банка глазами клиента. Системная работа даёт эффект в КРІ, вовлечённости и быстром развитии культуры клиентского опыта в банке.

Один из ярких примеров работы команды — организация CX Camp, масштабного ивента, который прошёл в октябре этого года.

Что это за формат — «кэмп»

Для нас было важно сохранить неформальную атмосферу, чтобы каждому участнику было максимально комфортно.

И у нас получилось! Вместо конференции в пиджаках с галстуками провели встречу в стиле casual и обменялись опытом с коллегами из банков «Тинькофф», «Ренессанс» и «Сбер».

Выступить пригласили спикеров из МТС, «Кухни на районе» и «Точки». Они показали результаты СХ-исследований и поделились решениями, которыми пользуются сами. А Юрий Дроган, эксперт по Jobs To Be Done, рассказал, как строить компании будущего и добиваться быстрого роста прибыли.

Дарья Бабанина
Директор по развитию клиентского опыта Росбанка

Нашей задачей было создать уникальную площадку для обмена опытом и нетворкинга CX-экспертов, до сих пор такой площадки на рынке ещё не было. Мы были очень рады активному отклику и от банков, и от компаний из других сфер. Все мы работаем не столько на бренд, сколько на клиента. Так что в каком именно бизнесе ты развиваешь CX — неважно. Главное — это опыт, выводы и развитие.

Как прошёл CX Camp

Мы продумали каждую деталь ивента. Погружали участников в атмосферу клиентского опыта уже на этапе фуршета. Например, можно было угоститься «сэндвичем с опытом и инсайтами», «клиентскими сырниками» и «файлами cookies с шоколадной крошкой». А запить всё это предлагали кофе из авторского стаканчика с наклейкой «Клиент всегда опыт», «CX в большом городе» или «Пью кофе как клиент».

Открывал кэмп дизайн-директор МТС Алексей Чупин. В презентации было много схем — почти все сфотографировали «пирамиду кайфовости» (да, есть и такая!) на свои смартфоны. Ещё Алексей объяснил, почему в МТС рисовать интерфейсы начинают только на пятом шаге дизайн-процесса. А до этого — изучают CX.

Маркетинг клиентского опыта: как Росбанк задаёт тренды в СХ

Маргарита Куртакова и Михаил Парашкин из «Кухни на районе» рассказали, как сервис ищет подход к клиентам с помощью «человечных» ответов поддержки и как в меню появляются блюда по рецептам от пользователей. Но почему пропали «тарелочки» из приложения «Кухни» — так и осталось тайной. Хотя наши ведущие пытались это выяснить.

Chief Platform Owner банка «Точка» Борис Ведерников говорил о тонкостях навигации пользователя в интернет-банке. Так, если у него есть постоянный доступ к навигационному меню, то переключаться между разными задачами станет проще. Например, перевести деньги с одного счёта на другой при оплате налогов.

Выступали не только гости, спикер от Росбанка тоже был — директор по розничному бизнесу Вячеслав Дусалеев. Он рассказал о нескольких правилах, которые помогут смотреть на бизнес глазами клиента. Среди них — не искать одно идеальное решение, а расширять свой пользовательский опыт: ходить в те места, где оказывают услуги, оценивать сервис и делать выводы. А ещё — тестировать идеи на друзьях и семье.

Вячеслав Дусалеев
Директор по розничному бизнесу Росбанка

Сервисы должны стремиться к тому, чтобы предугадывать желания пользователей. Нужно создать такую модель обслуживания, когда мы продумали за клиента все детали, сделали для него персонализированное предложение и ему нужно только сказать: „Да, я согласен, оформляю“. По этому принципу сейчас работают музыкальные рекомендательные сервисы. Человек ставит лайки на те композиции, которые нравятся, потом приложение подбирает что-то похожее, по сути, формируя плейлист пользователя за него самого. Мы хотим быть банком, который формирует финансовый плейлист для клиентов.

Хедлайнером CX Camp был Юрий Дроган — он внедрил методологию Jobs To Be Done более чем в трёх сотнях компаний. Метод предполагает, что пользователи не просто покупают, а «нанимают» продукты и сервисы, чтобы они выполнили за них определённую работу. Например, «работа» утреннего кофе — взбодрить вас. С этой же точки зрения решили взглянуть на банковские продукты: кредитную карту или зарплатный проект.

Во время выступления Юрий отказался от привычного деления на команды и совместного решения кейсов. Он работал с каждым слушателем индивидуально — и аудитория откликалась, предлагая разные варианты решения кейсов. В таком формате разобрали, зачем клиенты «нанимают» премиум-обслуживание в Росбанке. Гости много спорили и шутили.

Финальной точкой кэмпа стала афтепати с DJ-сетом и бургерами, на которой можно было выпить сангрии или глинтвейна и пообщаться с коллегами.

Татьяна Ахапкина
Директор департамента взаимодействия с клиентами Росбанка

Работать на клиента — это важнейшая часть ДНК нашей команды. Через понимание истинных желаний человека мы стремимся создавать востребованные продукты и незабываемый опыт взаимодействия. И CX Camp мы видим как наиболее подходящую площадку для того, чтобы все команды Росбанка, работающие с клиентским опытом, обменивались лучшими рыночными практиками и активно использовали их в работе.

Что дальше

Наша команда планирует повторить CX Camp через год. Но это не значит, что до следующего кэмпа ивентов не будет.

Например, мы проведём исследовательские встречи на 100 и более человек, где изучим новые инструменты исследования клиентского опыта.

Если вам захотелось присоединиться, загляните на страничку с вакансиями Росбанка. У нас всегда найдётся место для сотрудников, которые готовы хоть каждый день «пить кофе как клиент».

Маркетинг клиентского опыта: как Росбанк задаёт тренды в СХ
1111
13 комментариев

Ребята, начните с кулеров с водой в отделениях. Вчера была у вас и бегала в супермаркет за водой

5
Ответить

Как одним комментарием утереть нос всем "экспертам" по CX 😆

2
Ответить

Здравствуйте, Юлия. Спасибо за комментарий. Для нас важно, чтобы нашим клиентам было комфортно в отделениях, поэтому мы обязательно рассмотрим возможность установки кулеров в офисы, чтобы вода всегда была под рукой

Ответить

Согласен с предыдущим оратором. Давайте я вам подарю срм за свой счет? И даже оплачу ее внедрение? Ну днище же?

2
Ответить

UI/UX/CX и Росбанк — вещи несовместимые... Вот во всём. Ваш клиент 10+ лет только из-за ставок...

У колл-центра и менеджеров нет CRM, каждый раз рассказываешь всю историю с нуля

Персональный менеджер меняется раз в месяц

Приложение... Мрак. Абсолютно неюзабельно, от слова совсем... Нужно читать тех документацию, чтобы догадаться, куда они что засунули... Ну и базового функционала, который бывает почти к всех, у них нет

Информацию даже о ставках не знают, в колл-центре и отделениях не владеют информацией совсем. Каждый говорит своё, а по факту оказывается вообще что-то третье

В отделениях всегда очереди и толпы скучающих сотрудников

1
Ответить

Чтобы не быть голословным, сотрудникам Росбанка потребовалось 5 попыток, чтобы сделать правильно туристическую страховку!!! Пять, Карл!

И так с каждым обращением, каждой справкой. Ни единого раза не сделали по-нормальному с первого раза. Каждый раз приходится доходить до каких-то начальников, чтобы банальную выписку сделать

Был плюс-минус неплохой внешний консьерж-сервис, но и у них функционал пообрезали, так что почти теперь бесполезная услуга

1
Ответить

Извините, но накипело!
Ещё вспомнил! Они всё время меняли название приложения (ещё до санкций): то Росбанк, то рб-онлайн, то ещё как-то.

Каждый раз блин приходилось в приложениях их выискивать, потому что по названию после очередного обновления их найти в телефоне проблематично...

Вот из таких мелочей весь ваш ui-ux-cx и выстраивается

Ответить