Как Я начал и закончил разрабатывать мобильные приложения и игры. От 3.6 мл. выручки и до 800 000 руб. долга

В 2020 годы принял решение развивать направление мобильной разработки. Пилить мобильные приложение и игры и зарабатывать МИЛЛИОНЫ рублей в секунду. И что из этого получилось.

Как Я начал и закончил разрабатывать мобильные приложения и игры.  От 3.6 мл. выручки  и до 800 000 руб. долга

В 2020 году мы снимаем небольшой офис в центре Ростова на Дону. Нас трудится 6 человек( Дизайнеры, маркетологи).

У нас получается в дизайн и маркетинг. Есть амбициозные планы начать и в мобильную разработку.

Как Я начал и закончил разрабатывать мобильные приложения и игры.  От 3.6 мл. выручки  и до 800 000 руб. долга

Приветствую! Я Михаил Кадин, руководитель агентства NOKNOK и специалист по контекстной рекламе.

Больше полезной информации публикую у себя в Телеграм канале

Для консультации по маркетингу писать сюда

Расширяемся за счет ближайшего офиса на этаже. Там будем развивать направление мобильной разработки.

С нами теперь трудится сильный программист. Он имеет крепкие кейсы в мобильной разработке, опыт работы тим лидов в game dev компаниях.

Договоренности следующие:

На мне:

  • Маркетинг
  • Расходы на офис, интернет, печеньки
  • Входящие обращения
  • Документооборот

На нем:

  • Консультация по проекту( экспертная консультация)
  • Осмечивание проектов / утверждение сроков разработки
  • Организация работы / поиск подрядчиков
  • Работа по проекту связанные с кодом

Все, что связанно с дизайном и маркетингом делаем своими силами, на иные задачи ищем подрядчиков или специалиста в штат.

Прибыль делим 50/50 после закрытия этапа работ актами.

Какой план.

  • Привлечь лидов
  • Визуал делать своими силами
  • Организовать отдел программистов
  • Продвигать маркетологическим отделом
  • Организовать крутые рабочие места
  • Получать достойную прибыль
Как Я начал и закончил разрабатывать мобильные приложения и игры.  От 3.6 мл. выручки  и до 800 000 руб. долга

Привлечение лидов

Один из самых простых этапов работы. Одностраничный сайт + контекстная реклама ( Яндекс Директ + Google Ads) дала нам больше чем мы ожидали. Тогда Я думал мы поймали бога за бороду.

Разработали сайт

Сайт сделали на тильде. Описали процесс работы. Поделились опытом работы программиста. Сделали понятный и без стрессовый шаг к заявке.

Как Я начал и закончил разрабатывать мобильные приложения и игры.  От 3.6 мл. выручки  и до 800 000 руб. долга

Ставку делали на консультацию программиста. Ставка прошла успешно.

Настроили рекламные кампании

Кампании разбили на 2 направления:

  • Разработка мобильных приложений
  • Разработка мобильных игр
Как Я начал и закончил разрабатывать мобильные приложения и игры.  От 3.6 мл. выручки  и до 800 000 руб. долга
Как Я начал и закончил разрабатывать мобильные приложения и игры.  От 3.6 мл. выручки  и до 800 000 руб. долга

За 3 месяца мы потратили на рекламу не больше 50 000 рублей. Получили:

  • 2 заказа на разработку игр
  • 1 заказ на мобильное приложения
  • 3 халтуры на поддержку мобильных приложений

В общем итоге мы заключили договоров на 3.6 млн рублей.

Реализация

Договора и предоплаты это конечно хорошо. Но теперь нужно выполнять обязательства по контракту.

Гейм дизайнер

Оказывается для разработки игр нужен гейм дизайнер. Он отвечает за всю экономику, атмосферу, игровые зоны, левелинг и прочее. Программист привлек сильного гейм дизайнера с прошлого места работы.

Этап прошел как по маслу. Документацию приняли с небольшими замечаниями.

Как Я начал и закончил разрабатывать мобильные приложения и игры.  От 3.6 мл. выручки  и до 800 000 руб. долга

Дизайн

Дизайн интерфейсов делали в фигме. Специалисты UX/UI были в штате, приняли этап без каких либо происшествий.

Как Я начал и закончил разрабатывать мобильные приложения и игры.  От 3.6 мл. выручки  и до 800 000 руб. долга
Как Я начал и закончил разрабатывать мобильные приложения и игры.  От 3.6 мл. выручки  и до 800 000 руб. долга

В отличии от дизайна приложений, дизайн для игр был новым опытом. И очень ламповым опытом.

Для увеличения насмотренности наши ребята с удовольствием участвовали в гейм джемах.

Как Я начал и закончил разрабатывать мобильные приложения и игры.  От 3.6 мл. выручки  и до 800 000 руб. долга
Как Я начал и закончил разрабатывать мобильные приложения и игры.  От 3.6 мл. выручки  и до 800 000 руб. долга

Программирование

Настала пора этапа программирования. Воодушевленный получение дивидендов( 2 этапа закрыли) программист перехватил эстафету.

И тут началось . . .

Поиск исполнителей

Приоритет был найма специалиста в штат. Найти одного получилось. Но оказалось что для него нет:

  • Регламентов
  • Базы знаний
  • Помощи введения в должность

Он работал над одним проектом. Дело двигалось очень медленно, но двигалось. Мы с трепетом ждали новый apk файл для теста конечного результата.

Удаленные исполнители делились на 2 категории:

А. Фрилансеры которые делают “дорого” и на троечку

Это ремесленники. Они занимаются только этим.

Их хлеб это:

1) быстро найти задачу

2) быстро ее сделать

3) быстро искать новую задачу.

4) процесс повторяется бесконечно.

Б. Делают хорошо и за приемлемую стоимость, но после основной работы

Имеют понимания культуры кода. Глубоко погружаются в проект и нацелены на долгое сотрудничество.

Но есть нюансы:

  • Они всегда уставшие
  • Работают очень мало времени
  • Запрашивают данные для реализации задачи в момент когда ее нужно уже сдать
  • Часто переносят срок сдачи задачи

Организация труда

К моему ужасу, к системному труду мой партнер не привык. Системный результат достигается системной работой.

Тут не тот случай.

На рабочее место мог прийти к 14, а мог вообще не прийти.

В другой день мог с увлечением рассказывать как за ночь заработал 6 000 рублей, взяв на фрилансе задание на написание кода для диплома.

Как Я начал и закончил разрабатывать мобильные приложения и игры.  От 3.6 мл. выручки  и до 800 000 руб. долга

После того как проблема стала очевидной

В запланированные сроки специалисты не укладывались. Уже даже постороннему человеку видно как экономика проекта начинает не сходиться.

На что получаю ответ, что все под контролем. Сейчас соберем:

  • Базу кода
  • Базу рефов
  • Базу проверенных подрядчиков

Как заживем.

Как Я начал и закончил разрабатывать мобильные приложения и игры.  От 3.6 мл. выручки  и до 800 000 руб. долга

Черный лебедь

Под конец года, рейт программистов удвоился по сравнению с началом. Проект уже явно не влазил в намеченные рамки. И наш герой пропал с радаров.

После пару сообщений его знакомым мы назначили встречу в кафе поблизости с нашим офисом.

Работает пускай трактор - он железный

Выслушав охерительные истории о том что в game deve :

  • сейчас рейт такой что ему интересней работать программистом
  • он думал руководитель направления ничего не делает, а тут работать нужно
  • в экономику проекта не закладывали прибыль, работаем на портфолио и будущую прибыль
  • что бухгалтера в гейм деве воруют направо и налево и никто им ничего не делает
  • что зачем мы вообще пытались нормальную систему строить
  • Нужно было открывать ООО, набирать заказов а потом банкротить его

Сказать что Я офигел от услышанного - ничего не сказать. Но на тот момент у меня завис этап работ и мне что то нужно было решать.

Решение по этапу программирования

Честно скажу. Было сложно. В подобных ситуациях ни разу не был. Спросить совета не у кого.

Все этапы, без участия нашего “героя”, были доведены до логического конца, проверены и приняты. Но код по 2 мобильным играм повис в пустоте.

Целую неделю думал как выйти из ситуации. Я банально не обладал компетенцией программиста.

Скажу попсова, но в голове боролось два волка. Один ничего не хотел возвращать а второй ставил себя на место клиента и смотрел его глазами.

Через неделю позвонил клиентам и честно все рассказал.

И знаете что?

Их это ничуть не удивило. Их удивило то, что Я не потерялся и принял решение вернуть бюджет за данный этап. Исполнители до нас, просто перестали выходить на связь.

P/S

Через 7 месяцев мне написал хозяин украинской game dave студии. Они допиливали приложения, что не смогли допилить мы. Им нужны были исходники по визуалу и документации. Клиент их просто потерял) У нового исполнителя было очень много вопросов к коду. А вот визуал и документацию оценили достойно.

Что в итоге

Сейчас, когда эмоциональное напряжение нет и Я уже получил данный опыт. Могу сказать,что виноват сам:

  • Не договорился на берегу, что будет если все пойдет по ****
  • Не зафиксировал документально ответственность
  • Взял только время и компетенцию, и не взял в залог ничего материального
  • Допустил, что второй может легко выйти потеряв только время
  • Не обсудил ввод в должность новых коллег
  • Взял СРАЗУ ТРИ проекта в работу, поверив на слово, что изи бризи разъебем

И самая главная ошибка - судил другого человека по себе.

Но было и одно правильное решение.

Никаких выплат из бюджета, который не подписан актом.

Именно оно позволило вернуть около 800 000 руб. И не дать победить черному волку)

А как поступили бы Вы?

4040
51 комментарий

Поймал себя на мысли, что нахожусь в схожих условиях. Также развиваю небольшой бизнес (разработка электроники), в котором непосредственного разработка кода (встраиваемого ПО) занимает львиную долю финансовых и трудовых затрат. Также регулярно нанимаю фрилансеров.

А как поступили бы Вы?Первое, чему вам нужно научиться, если вы решили заняться разработкой - научиться программировать самому. Задача мах - научиться настолько (mid-senior), чтобы быть в состоянии подхватить разработку кода при форс-мажорах. Задача min - научиться настолько (jun), чтобы хотя быть в состоянии пофиксить лайтовые баги, хотя бы ориентировочно оценить трудоемкость и сроки решения очередной задачи.
Если вы взялись зарабывать разработкой кода, то без опыта разработки кода, каждый встречный фрилансер-джентельмен удачи будет так и норовить вас облапошить.

Удаленные исполнители делились на 2 категорииЗа пять лет мне такие ебобошки попадались, такие фортели вытворяли, что просто караул...
В итоге пришел к двум выводам:
1. Формирование команды сводится к перебору фрилансеров. Мудаки, одноразовые, "почасовые", аферисты, "хочу аванс 90%", "хочу $100k переводом на карту", лентяи, сказочники, рок-звезды, и прочие джентельмены удачи будут попадаться у вас на пути неизбежно. Со временем вы научитесь подобную публику вычислять на первом же созвоне (собеседование). Но поначалу, без опыта, увы, будете влипать. Но в итоге, все же, вы сможете сформировать команду из нескольких программистов, действительно нацеленных на долгосрочное сотрудничество.
2. При отсеве фрилансеров довольно хорошо работают формальные признаки, схожие с проверкой контр-агентов юридическими лицами. Например, наличие ИП/самозанятости. Как min заявка на наличие ответственности.
3. Стараться избегать сильной зависимости от одного отдельно взятого сотрудника: один единственный программист, один единственный схемотехник, один единственный линуксоид. В идеале, в команде всегда должен быть еще хотя бы один человек (либо вы, либо другой фрилансер), который может заменить другую трудовую единицу, которая ушла в запой/поймала звезду/попала под машину/что угодно. В первое время этого добиться очень сложно, да, практически нереально.

Прибыль делим 50/50Сколько вертится планета, столько люди будут снова и снова наступать на эти грабли. Зачем вам напарник-программист, если можно нанять программиста?
Единственная (на мой взгляд) причина, по которой стоит кого-то брать в напарники, - это наличие гарантированного потока выручки за счет уникальных административных либо личных качеств данного потенциального компаньона.

и закончил разрабатыватьЗря. За одного битого двух небитых дают.

15
Ответить

Вот чего точно не надо делать предпринимателю - так это учиться программированию. Работать с программистами - это да, но не писать код руками.

Исключения - техностартапы, которые растут из компетенций фаундера, но тут явно не этот случай.

1
Ответить

Боже. Как Вы правы. Сейчас так же думаю. Я просто получил опыт. И с ним ушел строить агенство по маркетингу. Просто в нем опыта больше. И тут уже и регламенты и несколько маркетологов и сам ручками могу подхватить. Может быть позже снова сделаю подход к снаряду

1
Ответить

Я уже 6 лет инди разработчик. В этом году попробывал заказную разработку.
Это "северный лис". Если свое MVP я запускаю за 1-2 месяца, то не очень сложное приложение на заказ писалось чуть ли на полгода (созвоны, изменения ТЗ и прочее). Цена была фикс, в результате под конец уже сам готов был им заплатить, чтобы шли лесом. HRT получилось в 10 раз меньше приемлемого.

7
Ответить

Полезный опыт. Уважение за то, что вернул бюджет

4
Ответить

Блин, а я думал будет, туда сюда миллионер!

3
Ответить