Тренды 2020 года

Недавно я побывал на мероприятии клуба United Investors для подписчиков и прослушал несколько выступлений, посвященных трендам 2020 года. Представляю вам текстовую версию выступлений.

Этот и похожие материалы читайте в Telegram-канале «Репродуктор Белоусова».

Про бизнес и государство

Крупнейший нынешний тренд — это то, что государство сейчас заинтересовалось технологическим бизнесом. И это не просто про тренды, это про то, что технологическим компаниям теперь придется выстраивать новую линейку продуктов.

Это огромная ниша. Если раньше большая часть ИТ-компаний работала в сегменте b2c, то, когда весь b2c съели, многие начали пытаться строить b2b-сервисы. C этого началась большая волна сервисов. Но это только начало. Следующий год — это год огромного роста всего, что связано с b2g. Просто потому, что государство уже хочет. А ситуация такая, в которой бизнес если и не хочет, то уже вынужден.

Так вот, по большому счету, ИТ-компаниям придется строить бизнесы вместе с государством. Это не всегда плохо. В России мы привыкли к тому, что работать с государством очень тяжело. И я тоже не очень хочу этим заниматься.

Но! Давайте посмотрим на Китай. В Китае есть три огромных технологических компании, которые выросли благодаря интеграции компании с государством. Там всегда вопрос курицы и яйца. Что тут нужно сделать для того, чтобы заинтересовать государство? И как взаимодействовать с государством для того, чтобы строить новый большой бизнес?

Тем не менее в Китае есть чему поучиться. Да, это закрытый рынок. Но посмотрите на новости — где гарантия, что мы тоже уже не закрытый рынок? Это в самом деле такой тренд. А как определить, что действительно тренд?

У меня нет простых критериев, как отличить тренд от хайпа. Я обычно апеллирую другими терминами. Раньше я много занимался торговлей ценными бумагами. И хочу сказать, что ребята, которые торгуют ценными бумагами, изобрели гениальный индекс. Гениальную штуку, которую можно продавать. Она называется индекс волатильности. Чем он больше, тем выше разница между вчерашним и сегодняшним курсом какой-то ценной бумаги — если очень просто. То есть это такая очень интересная вещь: чем ближе индекс волатильности к нулю, тем спокойнее рынок.

Так вот, чтобы обнаружить тренд, нужно следить за очень небольшими, но устойчивыми движениями индекса волатильности. Тренд — это штука, которая развивается очень небыстро. И по большому счету, хайп от тренда отличается, если честно, исключительно темпом его развития. А вовсе не большим количеством компаний, которые бегут впереди паровоза и рассказывают про хайповый тренд.

Про тренд на здоровье и сон

Если посмотреть на эту тему, на общие тренды того, что сейчас происходит, самая большая проблема человечества — давайте отодвинем в сторону всю историю с государством, хоть она и частично в нее входит — сильно связана с вопросом «Сколько денег вам нужно, чтобы прожить до конца жизни?».

Проблема в том, что все мы хотим, чтобы этот самый конец жизни был как можно дальше. На самом деле одна из самых больших проблем человечества сейчас связана с двумя вещами. Первое — с продолжительностью жизни, а второе — с отсутствием ухудшения качества жизни. Потому что мы хотим жить не только очень долго, но еще и не деградировать всю жизнь. То есть мы не хотим в пятьдесят впасть в кому и так пролежать триста лет. Хотя некоторые, может, и хотят.

За оба этих тренда на текущий момент отвечает очень странная ниша, связанная с человеком, и она чудовищно развивается в Штатах, очень быстро развивается в Европе, но в России, по непонятной мне причине ее игнорируют или не видят.

Я не знаю, по какой причине это произошло. Знаете, как предыдущая волна называлась? Все, что имеет отношение к здоровью. Ментальному здоровью. Это когда вас всех заставляют по утрам медитировать, вечером медитировать и перед сном записывать, о чем ты думал весь день. Я не знаю, как вы, а я не могу столько времени тратить на эту ерунду. Я спать хочу. Короткий ответ.

Что следующее в технологиях? Всё, что связано со сном. Это огромная ниша. Сейчас увидите очень интересный эксперимент. Сколько читающих это людей выспалось? У меня для вас есть неприятная новость. Ощущение, что вы выспались, для современного человека ненормально. В большинстве случаев, когда человек говорит, что он выспался, чаще всего он лжет сам себе. Исследования показывают это очень хорошо.

На руке у меня Oura Ring, довольно модный гаджет (а не штука, чтобы девушек отпугивать, как можно подумать). Один из старейших стартапов по работе со сном. Здесь шесть разных датчиков, которые измеряют, как на самом деле я сплю. Когда я начал задумываться о том, почему так плохо высыпаюсь, то обвешал себя большим набором гаджетов.

И обнаружил очень страшную историю — что сплю я вроде бы нормальное количество времени, но большую часть этого времени на самом деле лежу в кровати и не сплю. То есть с точки зрения физиологии сна нет. Ты можешь лежать на кровати восемь часов, но посреди ночи ты несколько раз просыпаешься и 30‑40 минут не спишь. Ты этого не помнишь. Мозг это не отмечает как какое-то важное событие.

Что в результате получается? Что из восьми часов, которые ты провел в кровати, ты спал четыре. И вот внезапно выяснилось, что есть много разных технических способов это улучшать. И когда я говорю о «технических», то не имею в виду шаманских плясок или nature-подходов, о которых вам расскажут в большом количестве калифорнийских компаний. Ну вы знаете. Там еще и коноплю разрешили курить. Они очень хорошо спят. Завидно.

И вся эта тема со сном огромная. Для многих технические приспособления позволяют улучшить сон в пять-десять раз. На самом деле это не так, улучшить сон можно в два раза. Но самочувствие улучшается в пять-десять раз. Для бодрости сегодня мне понадобилось, наверное, часов шесть сна. Это много для меня. Я обычно сплю существенно меньше.

В России темой сна вообще никто не занимается. Берите и ешьте. Потому что в России есть еще одна проблема со сном. Как вы, наверное, знаете, у нас очень неприятный климат на большей части территории страны. Это все плохо влияет на сон.

А еще оказалось, что сон очень легко продавать. Не в смысле — продавать сны. А в смысле, когда вы начинаете недосыпать, к вам приходит человек и говорит: «Слушай, у тебя такие-то, такие-то симптомы». И это на самом деле признаки недосыпания.

И с самого начала люди начали продавать матрасы. Люди начали продавать устройства, которые генерируют белый шум. Люди начали продавать средства для таких больных, как я, гаджеты, с которыми на самом деле спишь. Потому что мы — технари. А мы как привыкли? Если мы это измерить не можем, то как мы будем что-то менять? Поэтому на мне какое-то нездоровое количество гаджетов.

Про заработок на гаджетах и сексе

Кстати, что касается гаджетов. Вот эти мелкие, носимые устройства сейчас довольно быстро меняются. И у меня для людей, которые занимаются этими гаджетами, есть неприятная новость. Заработать непосредственно на этих гаджетах нельзя. Ну давайте по-другому скажу. Я не знаю ни одной компании, которая заработала хорошие деньги на носимых устройствах в каком-то краткосрочном периоде. Если вы знаете — скажите. Если говорить про Apple, то давайте согласимся, что они не производят свои носимые устройства с целью собирать информацию о здоровье, а я сейчас скорее про это. Apple, безусловно, производит очень классное статусное устройство.

Еще одна большая область, связанная с технологиями здоровья. За последние два с половиной года в европейской культуре произошла — есть такая, тоже очень умная, американская формулировка — демократизация секса. Вместе с этим произошло и изменение отношения ко всему этому с точки зрения бизнеса. Раньше говорили секс-селлз, в смысле — секс продает. Теперь люди продают штуки, связанные непосредственно с сексом. Ничего плохого в этом я тоже, если честно, не вижу. Тем более, что ниши здесь просто огромные. Потому что до недавнего времени всё, что касалось секса, было темой табуированной. И как следствие, зарабатывали на этом самые странные люди.

Что такое самые странные? Это такие люди, которые хотели вложить сто рублей, а послезавтра получить миллион. Если вас устраивает вложить тысячу, а послезавтра получить миллион, то в принципе, это неплохая сейчас ниша. Она действительно интересная. Я бы только отговаривал вас от того, чтобы смотреть на производство; «смотрите выше гаджетов». Причина очень простая. Вложения в hardware штука довольно дорогая. Вы просто на производственное изобретение новых гаджетов потратите больше сил и денег, чем продлится этот тренд, если его можно назвать трендом. Потому что на самом деле по нашему опыту и опыту соседних стран, мы хорошо знаем, что на деле подобные тренды живут от трех до пяти лет. Но вот это — самое, самое начало этого тренда. Если вы знаете, что сейчас продать для того, чтобы у людей стало лучше с сексом (и это не виагра), то просто попробуйте это сделать. Дешево и сердито.

Про переход на подписку и нефтегазовую отрасль

Вернемся из чисто гуманитарных областей, которые мне очень нравятся, в области, скорее, технологические. Предыдущая революция, которая произошла — это революция, связанная с тем, что касается звёздочек за сервис. Почему это вообще произошло как революция? Никаких технических причин для этого нет на самом деле. Всё, что касается решений — это изменение не техническое, не технологическое. Это изменение бизнес-модели. Переход на подписку. Он стал возможен в тех областях, где слишком большая волатильность спроса.

Почему так легко Амазону было зайти и создать первого игрока, связанного с продажей виртуального hardware, виртуального оборудования? Потому что много областей человеческой жизни, в которых сегодня мне нужно пять серверов, послезавтра — пятьсот, а после-послезавтра — два. Но это не означает, что у меня бизнес кончился. А означает всего лишь, что у меня сейчас просто нет на него необходимого запроса. Одна из самых больших областей, с которой я прямо сейчас соприкасаюсь, как раз работает ровно по такой модели — сегодня мне нужно много, а завтра — мало, а послезавтра еще больше и так далее. Это всё, что связано с нефтянкой в России. Это страшно интересно. И это не обязательно нефть, а все, что связано с добычей, например.

Потому что вообще-то добыча нефти сейчас — это вовсе не такой простой процесс, как раньше. Это раньше — воткнул трубу в землю и оттуда пошла нефть. И всё хорошо. Теперь это большой, наукоёмкий процесс. Там, где наукоёмкий процесс, там много расходов. На исследования, добычу и всё, что с этим связано. Там, где много расходов, там, так получается обычно, что и много доходов.

В этой области, невероятно хорошо пошли SaaS-решения (software as a service). Пошло сначала в Штатах. Сейчас это хорошо пошло в Европе. У нас, я думаю, это тоже очень хорошо пойдет. Вы наверняка хорошо знаете, как это здорово и интересно попробовать привнести новые технологии в старые гусли.

Очень вам хочу посоветовать посмотреть на то, как сейчас работает нефтегазовая область. Нефтегазовая отрасль вообще, как таковая. Год назад я бы сам не поверил, что я могу такое сказать. Там реально хоть что-то сдвинулось с мертвой точки. То есть люди перестали надеяться на то, что старые технологии позволят нам дальше ехать.

Про отказ от владения и 15 минут

До недавнего времени в средней американской семье, было, как вы знаете, два автомобиля. Сейчас это количество резко снижается, но это не означает, что уменьшилось автопотребление. Это всего лишь означает, что владение автомобилем для современного американца перестало быть самостоятельной ценностью. То есть каждый хочет, чтоб в семье был автомобиль, но каждому из них совсем не обязательно иметь автомобиль. Причем это происходит на самом неожиданном уровне.

Я вырос на американских фильмах 80-х, 90-х годов. Где школьник с радостью прикатывает в школу на автомобиле. И это супер круто, он страшно доволен. Нынешние школьники спокойно ездят на автобусе. В крупных городах, в мелких. И это перестало быть каким-то особым, важным пунктом. На самом деле это очень большой сигнал, не связанный с отметками. Он связан с отказом от ценности владения. Все, что сейчас происходит, во многом базируется на этом странном тренде. Он не технологический, это какое-то фундаментальное изменение в общем подходе человечества. И это происходит на всех рынках. На российском рынке это происходит точно так же, просто сильно медленнее.

У Яндекса страшно хорошо полетела вся история с каршерингом ровно на этом. На том, что люди в Москве внезапно поняли, что может быть владеть машиной не так интересно, если можно в любой момент на ней поехать. И такая же история с такси была. Таких примеров очень, очень много.

Знаете, иногда мне нравится собрать что-нибудь дома руками. Если б у меня была легкая возможность арендовать дрель на полчаса, я думаю, что не отказался бы. Это подход. Я как-то начал разговаривать с мамой. «Представляешь, что так можно? » Она не понимает, как так можно. Это какое-то крупное изменение в подходе всего человечества. Я не знаю, как вам, а мне нравится. В смысле, я бы хотел, чтобы дома у меня было как можно меньше вещей. Дальше вы можете пофантазировать, как угодно.

Вы можете представить себе? Люди, которые занимаются продуктами, любят придумывать идеальные решения. Как выглядит идеальное решение в виде идеально наступившего отказа от владения? Это такой ящик дома, где я нажимаю кнопку, и нужный мне предмет оказывается там моментально. Я им пользуюсь и кладу обратно. За это с меня списывается две копейки. Ну, ладно. Лучше одна.

Наступит ли такой подход? В краткосрочной перспективе — вряд ли. В совсем краткосрочной перспективе, типа, одного-двух лет, кажется, что это сложно реализуемо.

Я сейчас еще один пример яндексового сервиса приведу. И больше не буду этого делать, потому что я вам здесь не про Яндекс рассказывать собирался. Это вы можете в гугле отыскать. Дело в том, что у Яндекса за последние несколько лет стартовало несколько сотен совершенно гениальных проектов, которые мне страшно нравятся. Один из них называется Яндекс Лавка. Если вы его не видели, почитайте. Это совершенно гениальная история. Как она выглядит для вас, когда вы сидите в месте, где работает Яндекс Лавка? Вы выбираете в приложении продукт, нажимаете кнопку. В течении 10 минут, эта еда, этот набор продуктов, тетрадки, набор инструментов оказываются у вас под дверью. Это пока просто супербыстрая доставка.

Как это работает? Просто у вас на районе есть черный склад, с которого вам супербыстро доставляют нужные товары. Считается, что это виртуальный магазин Ашота у вас под окнами. Это обычно так называется, а не я сейчас национально шучу. Вы понимаете меня. Очень легко себе представить сервисы по быстрому прокату вещей, построенных на такой же модели.

Это очень странный тренд. Просто люди настолько отвыкли ждать, настолько не хотят ждать, что десять минут — это примерный предел комфорта. И пятнадцать минут — это предел комфортного времени ожидания. Если что-то происходит дольше, чем за 10‑15 минут, каждый человек просто может передумать и не захочет этим пользоваться и это покупать.

Откуда взялась цифра в пятнадцать минут? Сам ответ, как ни странно, это результат исследований. Люди, которые, скажем, лет 7‑8 назад активно пользовались интернетом помнят, как в предыдущий раз стрельнула цифра в пятнадцать минут. Это когда интернет в Москве стал настолько быстрым, что всё можно было скачать за пятнадцать минут. И внезапно пошло потребление контента. Но так как в те времена активно боролись с торрентами, в этот момент начали потихонечку жить сервисы типа проката видео. Потому что оказалось, что ты не можешь скачать с торрентов за пятнадцать минут. А человек хочет посмотреть фильм прямо сейчас, то есть и интернета уже не хватает.

Интересная цепочка, которая развивалась исключительно из-за потребности людей в супербыстром получении результата. Это правило пятнадцати минут работает практически в любой области. Яндекс Такси работает исключительно потому, что можно позволить себе супербыстро вызвать машину. На самом деле есть огромное количество компаний, которые предоставляют такси дешевле. Есть компании, в которых лучше водители. Но никто не подает машину так быстро, как сейчас это делает Яндекс Такси.

Отсюда же всё нынешнее увлечение идеей почти в любой области. Облачные решения.

Иногда мне нужно сделать что-то по-быстрому в облаке, мне нужно это сделать за 15 минут, и потом пойти дальше. Мне не нужен суперпрофессиональный инструмент, мне нужно что-то, что я могу сделать за 15 минут. Мне не нужен инструмент, на котором я смогу за 5 часов сделать гениальное музыкальное произведение. Мне нужно штуку, в которой я нажму на кнопку и за 15 минут сделаю то, что мне надо.

Куда люди так торопятся, никто не знает — ответа на этот вопрос нет. Опять же, это психологическая история, связанная с изменениями в сознании людей. Я тут страшно горжусь, что прочитал лекцию в одном очень закрытом учреждении, которое… ну, давайте так скажу, это учреждение, которое основали состоявшиеся наркоманы, в смысле, люди, которые искренне верят в newage-подходы, в психологию и всё, что с этим связано, они когда-то организовали первый телемост между Советским Союзом и США, на котором прозвучала гениальная фраза «у нас секса нет», если вы помните. Эти люди искренне считают, что на самом деле произошло изменение человеческой морали, в которой «долго» означает «плохо», «неприемлемо». Подумайте немного об этом, это довольно глубокая мысль, несмотря на то, что люди там, действительно, что-то принимают, без этого придумать было нельзя. Но мысль о том, что это изменение в морали общества, очень похожа на правду. Происходит это при том по всему миру.

Про автоматизацию программистов

Недавно прошла большая конференция Амазона, на которой он регулярно показывает свои новые продукты. И все привыкли к тому, что на ивенте обычно показываются штуки, которые продают амазоновское облако, или продают амазоновские инструменты. В этот раз они запустили шесть продуктов, из которых три — это вещи, сделанные для специалистов в конкретной профессии. Это инструменты для программистов.

Это неожиданно, правда. Оказалось внезапно, что технологии в разных областях дошли до такого уровня, что мы пришли к новому витку автоматизации людей, которых мы считали автоматизаторами. Мы пришли к новому витку в развитии инструментов, задача которых — упростить работу программистов. Почему это произошло, наверное, понятно, да? Потому что программистов не хватает во всём мире, и существует очень жёсткое расслоение.

Я думаю, что то, что сейчас всех людей, которые программируют, называют программистами, должно потихонечку уйти, потому что бОльшая часть из них, на самом деле, занимается не программированием, а сборкой из готовых кирпичей, и они не программисты на самом деле. Это какая-то интересная инженерная работа, но она не является программированием в чистом виде. А другая группа людей… я обычно говорю, что есть маляры, а есть художники, и те, и другие нужны, понимаете? Вот есть вторая группа людей, которая называется чистые программисты. И, если до недавнего времени чистые программисты думали, что автоматизации подвержены только вот эти инженеры, там где кубики собирают, внезапно оказалось, что большую часть работы прямо настоящих программистов тоже можно автоматизировать.

Дело тут в том, что большое количество компаний, и Амазон в их числе, искренне надеются автоматизировать работу программистов. Оказалось, что применение искусственного интеллекта наиболее эффективно на самых дорогих людях в современной индустрии. Там есть два огромных тренда, это страшно интересная вещь, все рассказывают сейчас про изготовление систем искусственного интеллекта, куча людей вам сейчас на рынке расскажут, как дорого найти data scientist-а, ну, подождите годик — судя по всему, если вам прямо сейчас срочно нужен data scientist, через год вам нужен будет просто готовый инструмент.

Что здесь интересно? То, что спрос на этих людей огромный прямо сейчас, вот он прямо сейчас гигантский. Зарплаты бешеные, а автоматизация этой работы… Я думаю, что даже по современным условиям, то, что недавно запустил Амазон, позволяет сократить, наверное, одного из шести программистов в команде, которая сейчас занимается темами искусственного интеллекта. Занимается, это вот так, как сейчас занимаются в типичной компании — складывают и перекладывают кирпичики, в первую очередь, конечно.

Почему Амазон этим занялся? Потому что Амазон тоже хочет на следующий уровень. Как люди сначала занимаются стартапами, придумывают эти стартапы, потом придумывают, что надо заниматься работой над стартапами, а потом понимают, что надо системно заниматься работой над работой над стартапами. Амазон программировался, программировал магазин, потом они поняли, что они хотят программировать то, что программируют, в смысле программировать инструменты. Потом они поняли, что эти инструменты можно продавать, а теперь они поняли, что на самом деле можно продавать еще инструменты для тех, кто использует их собственные инструменты.

Как в фильме «Начало», там на столько уровней вглубь погрузиться можно. И что самое страшное, каждый этот уровень — это потенциальные миллиарды долларов. А Амазон любит миллиарды, и я люблю миллиарды, не знаю как вы. Я пока ни одного не видел, но я бы хотел потрогать. Этот заход справедлив для почти каждой области. Я про это общался с ребятами, которые занимаются геологоразведкой, они говорят: «А чего ты удивляешься? У нас такое полгода идет. Уже полгода как по рынку ходят компании, которые рассказывают, что собираются автоматизировать работу людей, которые анализируют сейсмические снимки».

Таких систем, таких автоматизаторов по рынку ходит очень много. И почти в каждой области действует простое правило. Находите самых дорогих специалистов, и придумываете, как можно автоматизировать их работу так, чтобы можно было уволить хотя бы каждого шестого. Некоторые предлагают лучше увеличить в десять раз, я предлагаю просто сократить каждого шестого. Сокращая каждого шестого вы экономите минимум 20% на накладные расходы, минимум. Скорее всего больше. Чем компактнее экономят, тем эффективнее работа.

Этот прекрасный заход, как мне кажется, позволяет Амазону надеяться и на следующий итог. У меня есть искренняя надежда, что рано или поздно в Амазоне все закончится как в книжке про десять негритят. В смысле последний программист посмотрит на это все устало, подпишет заявление на увольнение, и мы получим наконец-то тот самый настоящий искусственный интеллект, о котором все мечтали. Самовоспроизводящуюся систему, которая постоянно будет производить новые продукты.

Огромное количество компаний сейчас будут работать на сокращение рабочих мест, это довольно страшная история. Как человечество из этой ситуации выкрутится, пока не знаю. Рассказы о безусловном доходе мы уже проходили. У нас в стране про это говорили 70 лет, называли коммунизмом. Я тоже в это не верю пока. Наверно это сейчас самая большая, самая важная история из того, что происходит в мире. Я готов вам еще что-то накидать, но на самом деле сейчас ландшафт примерно такой. Он довольно постный, как мне кажется. Нет каких-то суперинтересных взрывов. Нет краткосрочных трат, на которые смотришь и: «О! сейчас попрёт!». Как было с блокчейном с ноября по декабрь. Все прям были уверены, что сейчас попрет. Хорошо, что я вышел в декабре.

На самом деле сейчас, если смотреть на эти самые индексы волатильности того, что происходит с человечеством, есть какие-то небольшие очень мягкие подвижки, связанные с тем, что людям хочется лучше жить. Но при этом не то чтобы они готовы в это вечно вкладываться.

Про танковый биатлон и медиа

Последняя вещь, про которую я скажу: есть очень большой сегмент, про который большая часть из вас по непонятной причине не думают. Про него думают в Штатах, про него думают в Китае, про него думают люди в Европе и в России вообще. Это про то, что все современные технологии которые вы сейчас видите, и которые можете себе представить — это вещи, которые идеально применимы в нынешних медиа.

Давайте приведу пример (кроме VR). Вот, например, танки. Кроме шуток, танковый биатлон одно из самых гениальных изобретений в России последних пяти лет. Не знаю как вы, я ржал. Вы видели? Пойдите на ютуб, и посмотрите. Вот реально, танковый биатлон, это то, что сейчас происходит на самом деле. Соедините любое интересное вам слово, которое кажется вам сейчас трендовым и тем, что набирает обороты — технология, предмет, все что угодно — и дальше любое слово из медиа. Слова «танки и новости» плохо мэтчятся, да? Но например «блокчейн и новости» — легко!

И не то чтобы это хайп на самом-то деле, потому что в случае с «блокчейн и новости» я легко могу доказать в чем самостоятельная ценность объединения этих двух предметов — все бы мы хотели на самом деле неизменяемый источник новостей. Я не знаю как вы, я устал смотреть на новости, которые задним числом изменяются.

Как заработать на этом? Это большой сложный вопрос. Я бы не стал. Когда я говорю «медиа», я обычно имею в виду не старпёрские медиа, типа новостей, которые читаю я, а скорее новые медиа, которые отличаются двумя вещами: интерактивностью и микроформатами. Это относится ко всему, и, наверное, самое интересная сейчас область — это игры. Тема игр сама по себе очень большая, и любая новая технология, применяемая к играм, это штука с потенциально довольно большим эффектом. Есть крупная компания, производящая очень популярную игру, скорее даже уже игры, из стран бывшего СНГ, совершенно гениальный внутренний продукт. У них в какой-то момент возник очень интересный запрос.

Мы тут знаем, что сейчас большой бум на искусственный интеллект, где бы нам его тут применить? И внезапно оказалось, что в современных играх искусственный интеллект применяют не там, где все думают. Они построили довольно интересную конструкцию, по действиям игрока и тому, как он ведет себя в приложении, связанном с игрой, они пытаются спрогнозировать, когда человек соскочит с игры. Предсказуемо, да? А теперь следующий шаг.

Какую штуку в игре можно этому человеку предложить, чтобы он не соскочил? Потому что оказалось, что эти ребята не максимизируют прибыль за единицу времени, а пытаются увеличить продолжительность жизни игрока на платформе. Я могу много примеров привести про игры и новые технологии. Вот прям практически везде. И почти везде это приносит деньги, потому что, как выяснилось внезапно, игры — это такое новое медиа, в котором есть деньги. А ведь до недавнего времени все думали, что в играх нет денег.

Здорово, что сейчас появляются и очень интересные, смешанные форматы. Знаете, игры и кино, игры и новости, новости и кино. Все эти мэшапы, которые, казалось бы, вышли из моды в 2009-м, когда популярна была идея, что сейчас я намешаю каких-нибудь смежных областей и получу новый сервис. Ну было и было, в 2009 мы все этим баловались. А сейчас внезапно оказалось, что если спрятать это под капотом, если не показывать пользователю, что у тебя там внутри игры есть какая-то технологическая штука, ты в этот момент начинаешь думать больше о том, как на этой штуке деньги заработать, а не как ее пользователю показать. Именно по этой причине я взял пример кроме VR. Потому что на самом деле я говорю сейчас о технологиях, которые встраиваются в бизнес-процесс и почти никогда не видны конечному потребителю. В современных медиа это одна из самых интересных вещей.

Подобные материалы, инсайты маркетинга и бренда читайте из первых уст в Telegram-канале автора — Николая Белоусова.

6969
30 комментариев

А United Investors это те же самые жулики, что и Юнайтед Трейдерс?

6
Ответить

Нет, мы другие жулики. Спасибо. 

46
Ответить

Отличная статья!
Жаба душила платить Морейнису за билет на эту тусовку 9990 рублей.
(или даже 15 тысяч - за ВИП-зону с сухим вином).
А тут - на тарелочке полная стенограмма.
Благодарю вас, миллионер Белоусов!
Морейнису передавайте от меня привет!
До встречи на вершине ! (с)

8
Ответить

Это только одно выступлений из трех. Остальные тоже интересны.

1
Ответить

Одна из лучших статей за последнее время!

9
Ответить

Крутой материал, спасибо!

4
Ответить

На самом деле, одна из самых больших проблем человечества сейчас связана с двумя вещами. Первое — с продолжительностью жизни, а второе — с отсутствием ухудшения качества жизни.
—--—--—--—--—--—--—---


Не понял про отсутствие ухудшения качества жизни. По моему качество жизни ухудшается довольно стабильно, если посмотреть на экономические метрики нашего социума. Поясните?

4
Ответить