Как заставить ребенка делать уроки: что делать, советы психолога

Как бы хотелось, чтобы ребенок сам делал все уроки, а потом приносил пятерки из школы. А родители могли спокойно заниматься своими делами и готовиться к очередному сложному трудовому дню. Но на практике это редкость, и зачастую дети не хотят делать уроки даже с мамой. К счастью, есть методы исправить ситуацию и сделать обучение более комфортным и продуктивным для всех.

Статья обновлена 30 октября 2024 года.<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fru.freepik.com%2Ffree-photo%2Fyoung-kid-playing-smartphone_27373493.htm%23fromView%3Dimage_search_similar%26amp%3Bpage%3D1%26amp%3Bposition%3D24%26amp%3Buuid%3D64d8ae60-8a64-4160-8eaa-eb77876847ce&postId=989820" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank"> Image by freepik</a>
Статья обновлена 30 октября 2024 года. Image by freepik

Что будет в статье:

Ребенок не хочет делать уроки: почему в этом важно разобраться

Начать стоит с того, что все дети разные и могут не учить уроки по десятку различных причин. Поэтому не стоит сразу ставить клеймо, нарекая школьника «тупым», «ленивым». Он это запомнит, а потом станет использовать как оправдание, еще одну причину, чтобы отказаться делать домашнее задание.

Ребенок растет и развивается. Первоклашка — это не та кроха, которая пошла в детский сад, а одиннадцатиклассник и вовсе полностью сформировавшийся взрослый, или таким себя считает.

На бесплатном 7-дневном тренинге от Advance родители узнают, как помочь ребёнку, если он не хочет делать то, что нужно и важно. Решат проблему с мотивацией любого ребёнка и узнают, как избежать компьютерной зависимости.

Реклама. Рекламодатель ООО «Адванс», ИНН 7842181720.

Поэтому сперва надо разобраться в тех причинах, которые побуждают ребенка саботировать обучение на том или ином этапе. А потом, узнав корень проблемы, можно разными способами заставить ребенка делать уроки без скандалов, ремня и литров выпитого мамой корвалола.

Как заставить ребенка делать уроки: что делать, советы психолога

Начальная школа

Обычно в младших классах ребенок хорошо замотивирован. Все вокруг новое, красивое, учительница улыбается на уроке. Рядом сидят друзья, все такие взрослые — уже в школу пошли.

Но с другой стороны на маленького школьника наваливается много обязанностей: тихо себя вести, учить уроки, правильно писать и множество других. И ему попросту сложно со всем справляться. Обычно весь стресс и трудности реализуются через три классических сценария, которые и стоит разобрать.

Ребенок не делает домашнее задание один

Современная программа младшей школы не рассчитана на то, чтобы дети занимались самостоятельно. Даже в учебнике пишется, что уроки должны выполняться с родителями. И формулировки домашних заданий подчас могут поставить в тупик даже взрослого.

Куда уж тут ребенку разобраться самому? Ему сложно и он требует помощи, иногда просто отказываясь делать уроки, пока мама или папа не сядут рядом. И родителям действительно надо помогать. Но тут есть нюанс.

Задача взрослых — не сделать все за ребенка. Иначе он не научится самостоятельности. Самым важным является обучение принципам. Все задания имеют шаблонные решения. Поэтому проговорив с младшеклассником как делать уроки, надо обязательно давать ему самому все писать, решать, не контролируя каждую букву.

Постепенно, привыкнув решать стандартные задачи, школьник сможет повторять шаблон самостоятельно. А взрослый сможет ограничиться фразой: «Помнишь, как мы вчера делали?» — и уйти заниматься домашними делами.

Как заставить ребенка делать уроки: что делать, советы психолога

Ребенок истерит и не хочет делать уроки

Истерика — крайняя степень несогласия, к которой ребенок прибегает, когда других вариантов не остается. Обычно она возникает, когда родители просто не хотят слушать или не понимают жалоб младшеклассника.

И это непонимание часто базируется на том, что ребенок не умеет еще ясно рассказать причину своего нежелания учиться из-за:

  • страха перед родителем или учителем;
  • желания быть хорошим;
  • отсутствия нужного словарного запаса.

Если ребенок не хочет делать уроки вплоть до истерики, вначале стоит остановиться и дать ему успокоиться без криков и насилия. А потом надо поговорить. Пусть даже сегодня «домашка» останется не сделанной.

И внезапно может оказаться, что истерика возникла из-за того, что школьнику просто не нравится писать в прописях. Или он боится, что не успеет погулять, поиграть на смартфоне. А может он сильно устал и голодный. И уже в зависимости от этого можно немного поменять график, попытаться применить игровые формы обучения или другим образом замотивировать ребенка делать домашнее задание.

Истерика может быть также спровоцирована перегрузкой нервной системы. Особенно, если у школьника диагностирована гиперактивность. Если подобная ситуация возникает регулярно, а стандартные методы не помогают, стоит обратиться к педиатру, неврологу.

Ребенок отказывается делать домашнее задание

Полный отказ учиться также может быть вызван разными причинами. Для младшеклассников наиболее характерны:

  • Боязнь неудачи

Желание быть хорошим может сыграть с ребенком плохую шутку. Он может настолько бояться ошибок, неудачи, что предпочтет и вовсе не делать уроки. В этом случае надо поговорить с ребенком и убедить, что ошибки — это нормально, что не быть идеальным — тоже нормально. Главное, становиться лучше и прилагать усилия к учебе.

  • Скука

Внезапно вместо того, чтобы играть, общаться, смотреть мультики, младшекласснику приходится заниматься достаточно скучными вещами, вроде прописей, книг и рабочих тетрадей по другим предметам. Это и может провоцировать отказ. Бороться с такой причиной можно с помощью уговоров, мотивации и постепенного наращивания нагрузки.

Как заставить ребенка делать уроки: что делать, советы психолога
  • Нехватка внимания

Занимаясь школьными делами, ребенок может чувствовать, что меньше времени проводит с родителями. И в попытках привлечь внимание со стороны взрослых, он может специально отказываться учиться. Если причина именно в этом, то решить ее просто, чуть больше уделяя времени своим детям, выделяя, например, 30 минут на разговоры перед сном.

Средняя школа

5-7 класс. Ребенок уже привык к определенному уровню нагрузок, знает, как делать домашние задания и что в целом от него требуется. Он взрослеет, ему становится проще концентрироваться длительное время и удерживать внимание на скучных уроках, самостоятельно заниматься домашними заданиями. Но вопрос, как заставить ребенка заниматься, становится не менее острым.

Как убедить ребенка взяться за домашнюю работу

Дети в средней школе становятся гораздо хитрее и полностью осваивают искусство прокрастинации, бесконечно откладывая выполнение домашних заданий в пользу развлечений, общения в соцсетях. И регулярно заявляя родителям: «Ничего не задали, честно!»

И крики, насилие тут не особо помогут. Они лишь приучат школьника врать и прятаться, что обязательно аукнется в приблежающемся подростковом возрасте. Здесь и сейчас проблему с несделанными домашними заданиями можно решить 3 способами:

  • Убеждение

Если ребенок сознательный и у него выстроены доверительные отношения с родителями, то достаточно просто поговорить, выяснив его мнение и причины не делать домашнее задание. После этого школьнику можно предложить альтернативные решения, чтобы и домашние задания были сделаны, и он получил то, чего желает.

  • Подкуп

Классическое решение: «За 5 в четверти получишь новый телефон» или «Сделаешь всю домашнюю работу на неделю — не будешь мыть посуду». Этот вариант тоже рабочий. Но с одним условием. Обещания должны отражать желания самого ребенка и обязательно выполняться. В противном случае метод быстро перестанет быть эффективным.

  • Помощь

Если причина нежелания делать «домашку» в конфликте с учителем или высокой сложности предмета, то не грех, как в первом классе сесть и все объяснить школьнику, нанять репетитора или прийти в школу и решить проблему. Главное, не кричать и не оскорблять ребенка, а увидеть в нем самостоятельного человека с трудностями в жизни.

Как приучить ребенка регулярно заниматься уроками

На этом этапе эффект от первоначальной мотивации начальной школы почти полностью развеивается. Поэтому основная задача родителей заключается в том, чтобы научить ребенка:

  • Принимать ответственность. Даже пятиклассник уже достаточно взрослый, чтобы родители ему доверяли заниматься уроками самостоятельно. Пусть школьник продемонстрирует, что он уже «немаленький». А взрослые ему в этом помогут.
  • Учиться на результат. Оценка от учителя менее важна, чем реальные знания, которые получает школьник. Поэтому надо добиваться понимания предмета, а не зазубривания ответов, чтобы рассказать их и забыть.
  • Соблюдать баланс учебы и отдыха. Игры и общение — это хорошо, но сначала надо сделать уроки. И именно в таком порядке.

Когда выполнение этих 3 пунктов войдет в привычку, можно уже особо не переживать насчет старшей школы. Но если момент был упущен, в подростковом возрасте возникнут новые проблемы.

Как заставить ребенка делать уроки: что делать, советы психолога

Подросток не хочет делать уроки в старшей школе

8 и 9 класс особенные. После сдачи ОГЭ школьник может перейти в колледж, техникум и сбежать из школы. Перед ним впервые серьезно встают вопросы о профориентации и пути в жизни. 10 класс — это передышка перед финальным рывком, во время которой начинается подготовка к великому и страшному ЕГЭ.

И именно в этот период буйно расцветает пубертатный период со всеми сопутствующими проблемами с самооценкой, неудержимым желанием уделять больше внимания себе и собственным интересам. В этот период поддержка от родителей особенно важна.

Перегруженный график подростка

Во время гормональной перестройки почти взрослый школьник постоянно хочет есть и спать, у него может болеть голова без видимых причин, чувствоваться хроническая усталость. При этом в школе учителя нагружают знаниями, чтобы успеть впихнуть максимум знаний. А после уроков еще надо пойти на бокс, танцы, английский и в художественную школу.

В такой ситуации вполне логично, что ребенок не сможет успевать все и сразу. И на дополнительных занятиях, в школе или в личной жизни такого ученика начнутся проблемы.

На данном этапе родителям важно сохранять доверие ребенка. Если он приносит двойки или прогуливает кружки, нужно сесть и поговорить о причинах. Скорее всего, стоит уделять меньше внимания неинтересным внешкольным активностям.

Да и с предметами все неоднозначно. На данный момент лучше уметь специализироваться на тех уроках, которые более важны для будущей профессии, чем быть универсальным хорошистом. Поэтому стоит отнестись с пониманием к тройкам по отдельным предметам, не требуя быть круглым отличником. Это поможет подростку снизить нагрузку и преодолеть сложный период, сохраняя веру в себя и родителей.

Подросток протестует против учебы

Причин полного отказа от выполнения домашних заданий может быть несколько. Возможно, как и в младшей, средней школе, это боязнь неудачи, конфликт с учителем. Но в подростковом возрасте огромное влияние также оказывает окружение, образы, транслируемые кумирами. Вполне возможно, что школьник отказывается учиться, потому что:

  • планирует стать актером, музыкантом, блогером или представителем другой творческой профессии;
  • не хочет выделяться среди одноклассников;
  • предпочитает заниматься спортом, другой внеклассной активностью, развиваясь через нее.

В этой ситуации переубедить школьника крайне сложно. А крики только укрепят мнение, что друзья правы, а несчастный подросток — «одинокий волк в мире лжи и непонимания». Лучше действовать через то, что ребенку близко, используя для убеждения его собственные установки и интересы.

Например. Ребенок интересуется блогерской деятельностью — пожалуйста. Но вот знаменитый Вася Петров, он для своих роликов изучил программирование, видеомонтаж и 3 языка. Если подросток хочет стать таким же, пусть учит математику, физику и английский, а дополнительно пройдет бесплатные курсы по теме.

Тот же подход можно применять и к другим интересам, в том числе и для преодоления влияния группы. Ведь всегда круто уметь что-то уникальное. Можно учить историю, потому что подросток учится фехтовать на огромных двуручных мечах, математику, чтобы создавать компьютерные игры, химию, чтобы самостоятельно делать духи и привлекать девчонок.

Как заставить ребенка делать уроки: что делать, советы психолога

Подросток учится по ночам

В первую очередь стоит обратить внимание на нагрузку ребенка в течение дня. Может он только в 22.00 домой возвращается с тренировки и просто ничего не успевает. И тогда стоит обратить внимание на перегруженный график. Если же причина в том, что «домашка» скучная, сложная и за нее совсем не хочется браться, то нужно принять соответствующие меры:

  • снизить нагрузку, сконцентрировавшись на важных предметах и позволив школьнику «скатиться» в менее значимых областях знаний;
  • нанять репетитора;
  • помочь скорректировать время учебы и отдыха, приучив делать уроки днем, а потом с чувством удовлетворения и внутренней гордости развлекаться вечером.

Другая возможная причина кроется в гормонах и состоянии здоровья. Если внутренние «настройки» организма сбились, и подросток просто не может уснуть допоздна, стоит обратиться к терапевту и пропить витамины.

11 класс

И выпускников, и учителей, и родителей в этот период волнует только одно — пережить ЕГЭ. Но максимальная нагрузка и ответственность ложится именно на ребенка, и он понимает это. Поэтому основная задача родителей — не добавлять проблем.

Стоит окончательно определиться с планами на будущее и обговорить со школьником приоритетные предметы, сконцентрировавшись полностью на них. Если учитель по «неважному» предмету задает слишком много, то есть 2 пути:

  • Игнорировать урок и позволить ребенку получать двойки.
  • Переговорить со школьным руководителем, чтобы снизить нагрузку.

Второй вариант особенно эффективен, если есть риск, что медалист не получит свои пятерки для аттестата. Влияние золотой медали для поступления ученика не так велико. Но это статусное событие для школы. Поэтому учителя зачастую входят в положение и сами решают возникшую проблему.

Общие причины для всех возрастов

Конечно, все описанные выше проблемы не ограничиваются строго конкретными классами. Истерика вполне может случиться и у подростка. А третьеклассник может заявить, что учиться — не круто. Поэтому стоит еще раз углубиться в проблемы, характерные для школьников всех возрастов.

Как заставить ребенка делать уроки: что делать, советы психолога

Ребенок не понимает предмет

Школьник может верить, что конкретный урок ему совсем не дается. И даже учитель может это подтвердить. Но скорее всего, причина не в том, что ребенку что-то не дано:

  • Не подходит методика преподавания. У каждого человека мозг устроен по-разному. Поэтому и существуют разные способы объяснения, в том числе через визуализацию, игры, сухие формулы. Если один метод не работает на конкретном ребенке, просто стоит попробовать другой самостоятельно или с репетитором.
  • Пробелы в знаниях. Учеба в школе построена от простого к сложному, особенно в точных предметах. И если упустить некоторые моменты, в дальнейшем станут непонятны целые темы. Проблема становится особенно заметной в старших классах. И решить ее можно только с помощью повторного изучения предыдущего материала.
  • Завышенные требования. Проблема характерна во время домашней учебы на карантине, при смене учителя, класса или школы. Если ребенок справлялся с определенным уровнем нагрузки и внезапно она выросла в разы, он может просто отказаться делать такое сложное домашнее задание. Решить проблему можно с помощью дополнительного времени, потраченного на обучение или через разговор с классным руководителем.

Конечно, есть и классическая проблема в конфликте с личностью учителя по конкретному предмету. И родители ее могут решить непосредственно пообщавшись с этим учителем и классным руководителем.

Ребенок ленится

Родители понимают как лень то, что ребенок не делает уроки, не занимается «полезными» делами. Но в большинстве случаев школьник продолжает тратить энергию, просто в другое русло: компьютерные игры, интересы, общение. И в этой ситуации его не надо ругать за лень. Вместо этого стоит оценить успехи в других направлениях и перенаправить часть внимания обратно на уроки.

Если ребенок действительно ничего не делает и сутками лежит, уткнувшись в стену, то проблема может оказаться серьезнее обычной лени. Возможно требуется помощь от психолога и невролога.

Боязнь неудачи

Каждый ребенок хочет быть хорошим, чувствовать одобрение родителей. Однако, если он, несмотря на приложенные усилия, не справляется с уроками, получает плохие оценки, а потом его еще и ругают дома, это негативно сказывается на самооценке. В этой ситуации школьник может предпочесть вообще не заниматься предметом. Ведь какая разница, за что будут ругать?

В этой ситуации не стоит оценивать успехи школьника оценками. Если он сделал 100 ошибок в первом диктанте, а во втором всего 80, то он все равно получит двойку. Но взрослый должен отпраздновать это и поддержать усилия, чтобы ребенок продолжил стараться и со временем добился более значимых результатов.

Как заставить ребенка делать уроки: что делать, советы психолога

Мало свободного времени

Иногда школьнику кажется, что уроки бесконечные. И у него совсем не останется времени на свои интересы по их завершении. В результате домашние задания откладываются до лучших времен, когда будет больше свободного времени. А потом приходится сутками учиться, как студенту перед сессией.

Выдающиеся предприниматели и бизнесмены используют следующую методику тайм-менеджмента. Надо ограничить время на конкретную задачу, допустим 30 минутами. И сделать максимум за это время, а потом обязательно прерваться. Это помогает сфокусироваться и начать выполнять задание. Да, скорее всего оно будет сделано не до конца. Но несколько подобных сессий, и бесконечная домашняя работа внезапно закончится.

Ребенок не привык учиться

Изначально ребенок не умеет планировать свое время, и это нормально. Ему всегда интереснее погулять, поиграть, посмотреть мультики, а уже когда-нибудь потом заниматься уроками. Если потворствовать этому, то сформируется привычка все делать в последний момент.

Родителям же важно добиться обратного эффекта. И лучший помощник в этом — режим работы и отдыха. Стоит приучить школьника выполнять домашние задания строго в одно время, как окажется, что даже на выходных и каникулах он будет сам садиться за уроки или чтение.

Отсутствие любви и поддержки

Заставлять себя делать скучные вещи трудно. И родители знают это не хуже детей. Но у ребенка еще нет развитой силы воли, чтобы преодолевать свое нежелание. Поэтому взрослые должны ему помочь в этом.

В первую очередь, надо перестать ругать школьника за лень, глупость и отсутствие желания учиться. Ребенку важно услышать другое, то, что родители понимают и принимают его чувства. Однако с этого момента надо решать проблему. И сделать это можно через:

  • привить привычку заниматься скучными вещами понемногу, постепенно продлевая время на уроки;
  • превращение скучных домашних заданий в веселые игры или интересные головоломки;
  • совместное обучение, помощь в изучении материала классическими методами.

Позитивная поддержка родителей, как минимум, позволит ребенку сохранить высокую самооценку и меньше отвлекаться на жалость к себе и другие негативные эмоции. А это само по себе сэкономит школьнику много сил, особенно в старших классах.

Сформировано негативное отношение к урокам

По той или иной причине ребенок может считать, что учеба — это скучно, слишком сложно или вовсе бесполезно. И чем он старше, тем сложнее будет переубедить его в этом. Что может быть серьезной причиной полного отказа выполнять домашние задания.

Решить данную проблему в лоб, через угрозы и наказания вряд ли получится. Лучше действовать иначе. У каждого школьника есть желания, интересы, которые можно эксплуатировать. Нужно постепенно демонстрировать, что даже самые скучные предметы могут:

  • пригодиться в жизни и решить его текущие проблемы;
  • содержать интересные, веселые или страшные факты;
  • помочь увеличить авторитет в группе.

Вполне возможно, что на начальных этапах придется полностью отложить учебники в сторону и поискать интересные видео, игры, которые помогут заинтересовать школьника. Тогда постепенно можно возвращаться к школьной программе и догонять класс. Главное, обговорить ситуацию с учителем, чтобы он помогал в решении проблемы со своей стороны.

Как заставить ребенка делать уроки: что делать, советы психолога

5 шагов, как привить ребенку любовь к учебе

Независимо от возраста научиться учиться может каждый. И для этого вовсе не нужны ни постоянные скандалы, ни ремень. Наоборот, негатив, связанный с учебой приведет лишь к проблемам у повзрослевшего школьника. Зато привычка постоянно развиваться и пополнять свои знания станет лучшим подспорьем в карьере. И для этого родители должны следовать следующим шагам.

  • Составить график занятий

Детский организм особенно любит постоянство и стабильность. Поэтому привычка учиться в одном месте, в четко обозначенное время крайне важна. Если приучить ребенка к графику, то он сам будет садиться за стол и готовиться к урокам, пока мама не видит и занимается своими делами. Без единого крика.

  • Поставить четкие цели

Наш мозг любит определенность. Поэтому родителям стоит изучить школьную программу, узнать, что конкретно должен уметь ребенок к завершению учебного года. Тогда можно регулировать нагрузку и ставить четкие, измеримые цели: выучить таблицу умножения к февралю, прочитать за месяц «Войну и мир». С такой целью ребенок будет лучше понимать, что ему надо сделать, а также оценивать свои реальные успехи, не привязываясь только к двойкам и пятеркам учителя.

  • Связать школу и жизнь

Каждый слышал вечную фразу: «Да зачем мне по жизни эта литература/алгебра/биология?». А если предмет не пригодится, то зачем тратить на него время?

Решить данную проблему можно показывая, что литература и особенно скучная классическая — это основа для четкого выражения мыслей, понимания других людей, математика постоянно используется в тех же компьютерных играх, при покупках. А биология — это вообще жизненно важно, чтобы, как минимум не отравиться. Когда ребенок поймет пользу от знаний, ему будет проще преодолеть нежелание учиться.

  • Показать пример

Дети во всем копируют родителей. И если мама и папа дома только и играют в компьютерные игры, листают бесконечные ленты новостей в соцсетях, то почему ребенок единственный, кто должен учиться? При этом школьник вряд ли действительно поймет, что перед этим родители 8-12 часов упорно трудились на своей работе. Он этого просто не видит.

Но стоит потратить 30 минут в день на изучение иностранного языка, полезный курс или простое чтение бумажной книги при ребенке, как все изменится. Он больше не будет единственным, кто старается дома. А значит и учиться станет легче.

В подростковом возрасте родители перестают быть кумирами. Так что не лишним будет продемонстрировать, что богатые и успешные звезды, блогеры, миллиардеры тоже постоянно трудятся и развиваются. Это будет отличной мотивацией для подростка.

  • Дать право на ошибку

Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был уникальным гением. Но на практике у всех детей есть свои слабые и сильные стороны. Поэтому не надо требовать от школьника сверхрезультатов. Пусть он ошибается, получает двойки. Главное, чтобы он любил процесс обучения, продолжал прикладывать усилия к получению знаний.

И здесь есть обратная сторона. Надо не только принимать ошибки, но и хвалить ребенка за успехи. Даже круглый отличник рано или поздно начнет прогуливать и перестанет учиться, если его усилия воспринимаются как должное без слов благодарности.

Итоги

Ребенка можно заставить делать домашние задания силой. Но заниматься этим придется каждый день. А когда-нибудь крики перестанут работать. Лучше постепенно прививать школьнику привычку, а потом и любовь к самому процессу обучения. Только это позволит не беспокоиться насчет оценок и успехов ребенка в школе.

На бесплатном 7-дневном тренинге от Advance родители узнают, как помочь ребёнку, если он не хочет делать то, что нужно и важно. Решат проблему с мотивацией любого ребёнка и узнают, как избежать компьютерной зависимости.

Реклама. Рекламодатель ООО «Адванс», ИНН 7842181720.

Начать дискуссию