Когда готового решения уже недостаточно: переезд онлайн-школы с GetCourse на собственную платформу

Преподаватель и блогер Эля Смит решила перенести авторские курсы по подготовке к ЕГЭ с GetCourse на свою площадку. Digital-агентство «Атвинта» разработало платформу, в которой теперь ученики Эли смотрят уроки и делают домашние задания. В статье — о том, как онлайн-школе организовать пространство для обучения.

Когда готового решения уже недостаточно: переезд онлайн-школы с GetCourse на собственную платформу

Про автора проекта

Эля Смит учит истории и готовит школьников к ЕГЭ. В ее паблике ВКонтакте 85 тысяч подписчиков — это ребята, которым предстоит сдавать экзамены, и многие из них занимаются в онлайн-школе Эли SMITUP.

Фото: личный архив Эли Смит
Фото: личный архив Эли Смит

В школе учеников готовят к экзаменам: они смотрят вебинары, выполняют домашки и делают работу над ошибками вместе с кураторами. SMITUP — это еще и комьюнити. Выпускники дружат, делятся переживаниями перед экзаменами и видятся на оффлайн-встречах, которые организовывает сама Эля Смит.

Когда готового решения уже недостаточно: переезд онлайн-школы с GetCourse на собственную платформу

Образовательный проект начался с курса по истории, однако со временем онлайн-школа выросла — все больше людей присоединялись к обучению, в программе появились новые предметы. Например, сейчас школьникам и студентам доступны курсы по обществознанию, литературе и юриспруденции.

Почему в GetCourse стало тесно

Внутри онлайн-школы действует множество процессов, которые изначально работали в GetCourse. В условиях роста инструменты сервиса перестали закрывать потребности SMITUP.

Чтобы показать, каких возможностей не хватало SMITUP, рассмотрим структуру курсов онлайн-школы.

Как проходит обучение

На курс набирается поток слушателей, которых распределяют по группам. К каждой группе назначают наставника — он занимается организационными вопросами, проверяет домашние задания и следит за успеваемостью учеников.

Вебинары проводит Эля Смит и другие преподаватели. Они проходят в прямом эфире и после публикуются в записи. По пройденному материалу ученики выполняют домашние задания, которые идентичны формату ЕГЭ.

Наставник проверяет работу по скрипту и выставляет оценку, после чего ученик проводит работу над ошибками. Задача курса — заполнить все пробелы в знаниях, чтобы ребята сдали экзамены с наивысшим баллом.

SMITUP отличается от обычных онлайн-курсов — здесь есть работа над ошибками, тесты по образцу ЕГЭ, пакеты продления курсов в десятках комбинаций.

Сложности работы с готовым решением

Учить в GetCourse в условиях масштабирования становилось все сложнее.

Основные трудности работы с платформой:

  • Разрозненный процесс обучения. На GetCourse невозможно реализовать все действия учеников и преподавателей: часть заданий выполнялась на платформе, часть — в гугл-документах.
  • Нет полноценного личного кабинета. У учеников не было единого пространства, где можно выполнять ДЗ, видеть календарь событий с вебинарами и дедлайнами, отслеживать прогресс обучения.
  • Неудобно проверять ДЗ. Возможности платформы не позволяют настраивать задания идентично формату ЕГЭ, поэтому преподаватели тратили много времени на проверку работ.
  • Отсутствие сводной статистики. Из-за этого кураторам было сложно отслеживать прогресс учеников.
  • Нехватка автоматизации. Менеджерам приходилось вручную формировать группы с учетом часовых поясов, создавать пакеты по курсам, добавлять и удалять учеников из чатов.

В SMITUP планировали расширять линейку курсов и увеличивать количество учеников, поэтому собственная платформа стала необходимостью — она бы автоматизировала процессы, оптимизировала время сотрудников и повысила качество сервиса для учеников.

Чем больше росла нагрузка, тем более ощутимыми становились недостатки работы с GetCourse.

За разработкой продукта Эля Смит и ее команда обратились в «Атвинту». Нам предстояло создать платформу для онлайн-подготовки к ЕГЭ, которая легко масштабируется и содержит все инструменты и функции, необходимые SMITUP.

Как устроена платформа SMITUP

Мы разработали сервис, где все образовательные процессы, начиная расписанием занятий и заканчивая аналитикой прогресса учеников, проходят в едином пространстве.

Это гибкая система, которая готова к наплыву новых пользователей и удобна для всех пользователей платформы:

  • учеников
  • наставников
  • преподавателей
  • методистов
  • менеджеров по продажам и т.д.

Основные функции рассчитаны на учеников и наставников — они взаимодействуют с платформой чаще всего. В разрезе этих ролей мы расскажем, как в SMITUP проходит обучение теперь.

Дашборды ученика и наставника

На главной мы поместили дашборды. Они содержат информацию, которую пользователям удобно иметь под рукой.

Дашборд ученика
Дашборд ученика

Для ученика выводятся:

  • Напоминания. Два окна: с ближайшим уроком и домашним заданием. Счетчик показывает оставшееся до события время.
  • Календарь на месяц. В нем отмечены даты уроков и домашних заданий. Для быстрого визуального считывания задания отмечены точкой, уроки — кругом.
  • Расшифровка с темами уроков и домашних заданий. Находится под календарем и показывает точное время событий. Они расположены в хронологическом порядке, также во вкладках можно выбрать вид событий: уроки или задания.
  • Статистика по прогрессу. Общий прогресс мы выводим в разрезе месяца, а не всего курса, так как ученик может не продлить обучение. Также есть отдельные диаграммы по просмотренным урокам и заданиям. Жизни — игровой элемент, мотивирующий сдавать ДЗ вовремя. Просрочил тест — потерял жизнь.
Дашборд наставника
Дашборд наставника

Для наставника выводится:

  • Информация по ДЗ. Наставник проверяет домашние задания, поэтому ему важно видеть статистику: сколько работ и когда нужно проверить, сколько учеников просрочили ДЗ.
  • Календарь на месяц и расшифровка с темами уроков и ДЗ. Так наставник отслеживает расписание занятий своих групп и видит, когда ученики должны приступить к следующим заданиям.
  • Потерянные жизни. Показывает, какие ученики просрочили задания и потеряли жизнь. Подход курса заключается в плотном взаимодействии наставника и ученика, а потеря жизни сигнализирует — возможно, ученик не справляется с программой, и ему нужна помощь.

Дашборд представляет информацию в разрезе одной группы, наставник может переключаться между ними.

Просмотр уроков

Уроки в онлайн-школе проводятся через трансляции на Youtube. Мы сделали интеграцию, чтобы ученики смотрели вебинары в личном кабинете. Можно подключиться к уроку онлайн или посмотреть его в записи.

Раздел «Уроки»
Раздел «Уроки»

Все уроки курсов находятся в специальном разделе. Посещенные вебинары отмечаются галочкой и становятся прозрачными, чтобы визуально выделить еще не просмотренные уроки.

Страница урока содержит записанное видео или трансляцию, таймкоды по плану занятия, а также файлы с выдержками и полезной информацией.

Страница урока
Страница урока

Об уроке можно оставить обратную связь — на основе фидбэка авторы курса корректируют подачу и содержание материала.

Поле обратной связи
Поле обратной связи

Домашние задания: процесс и задача

Выполнение ДЗ на курсе состоит из нескольких этапов:

  • Ученик проходит тест или делает задание
  • Наставник проверяет работу по скрипту
  • Если задание выполнено без ошибок, наставник ставит максимальный балл и закрывает его
  • Если есть недочеты, наставник вместе с учеником проводит работу над ошибками в чате

Стояла задача продумать логику выполнения ДЗ с учетом того, что в процессе задействованы две стороны: наставник и ученик.

Конструктор домашних заданий

Перед тем, как ДЗ будут делать и проверять, его нужно добавить на платформу. Этим занимаются методисты при создании курса. Для них мы добавили возможность составлять ДЗ прямо в системе, чтобы ученики и наставники работали только в ней, не привлекая дополнительные инструменты.

В курсах три вида ДЗ, которые дублируют задания ЕГЭ:

  • тест
  • вторая часть (блок заданий, где нужно написать ответ самостоятельно)
  • творческое задание

У каждого — своя специфика составления и оценки. Мы учли это и реализовали в системе разные способы проверки и поля для создания заданий.

Например, в правильном ответе ученик может сделать орфографическую ошибку, но платформа примет такое написание за верный вариант.

Наш конструктор домашних заданий закрывает подобные нюансы. Рассмотрим, как он работает, на примере тестов.

Конструктор тестов
Конструктор тестов

Так как в тестах ЕГЭ встречаются вопросы с разными вариантами ответов, мы адаптировали конструктор под каждый из них. Всего пять типов вопросов:

  • Поиск соответствий
  • С текстовым ответом
  • С последовательностью
  • С одним верным ответом
  • С несколькими верными ответами

В тестах добавлены разные типы проверки, которые позволяют присваивать нужный балл в зависимости от количества правильных ответов.

Наш конструктор учитывает особенности ДЗ в SMITUP: вариативность баллов, разные форматы заданий и способы проверки.

Выполнение домашних заданий

В личном кабинете ученика мы создали раздел для домашней работы. Задания группируются по статусам: «К выполнению», «На проверке», «Завершено». Также задания к выполнению отображаются в хронологической последовательности: от самых срочных к менее срочным. Эти приемы помогают быстро ориентироваться среди задач.

Раздел «Домашняя работа»
Раздел «Домашняя работа»

Ниже показано, как у ученика отображаются тесты, вторая часть и творческое задание, собранные методистом в конструкторе.

Логика страниц всех домашний заданий одинакова. Они состоят из нескольких блоков:

  • Часть с информацией по заданию.
  • Вкладка, где ученик выполняет ДЗ. В тестах здесь высвечиваются вопросы, во второй части — поле печатного ввода, в творческом задании прикрепляется файл, например, с заполненной картой.
  • Вкладка с чатом, где наставник оставляет обратную связь по заданию. В переписке выполняется работа над ошибками — это свободный формат разбора недочетов, которые ученик и наставник обсуждают вместе.

Больше не нужно прикреплять гугл-документы и проходить тесты с помощью сторонних сервисов — все работает в одной системе.

Теперь все задания ученик выполняет в личном кабинете, не выходя из пространства образовательной платформы.

Общение с наставником происходит на странице ДЗ — сообщения больше не сбиваются в кучу в одном чате, и переписки по работам хранятся в своих «ячейках».

Проверка домашних заданий

При разработке проверки ДЗ стояли две основные задачи:

  • Создать удобную структуру, в которой наставник будет быстро ориентироваться среди большого количества работ
  • Реализовать инструменты проверки и облегчить этот процесс через автоматизацию

Первую задачу решили через структурированный список учеников в левой части экрана — наставник видит задания, которые предстоит проверить, закрытые задания и учеников, которые не сдали и просрочили ДЗ.

Поле проверки ДЗ 
Поле проверки ДЗ 

Тесты платформа проверяет автоматически — выводится итоговый балл и проверенный тест, после чего наставнику остается только провести работу над ошибками.

Проверенный тест
Проверенный тест

Задание типа «Вторая часть» наставник проверяет по ключу — его прикладывает методист во время создания ДЗ. В разделе «Информация» указано максимальное количество баллов, которое можно поставить ученику. Так, вся необходимая информация для проверки находится под рукой.

Проверка второй части
Проверка второй части

Дашборд проверки ДЗ для наставника

Чтобы наставник оценивал прогресс выполнения ДЗ и объем своей работы, мы сделали еще один дашборд с наглядной статистикой.

Дашборд наставника
Дашборд наставника

Журнал и дневник

Для ученика мы добавили дневник, где отображается его прогресс обучения.

Дневник ученика
Дневник ученика

Похожий инструмент есть у наставника — в журнале он просматривает успеваемость всей группы. По оценкам можно проанализировать, какая тема проседает, или обратить внимание, если кому-то из студентов материал дается тяжело.

Журнал наставника
Журнал наставника

Функции для отдела продаж

Важная часть платформы — функции, автоматизирующие продажи и организационные процессы. Они освобождают время менеджеров. Разберем отдельные решения в разрезе проблем заказчика.

Проблема №1: группы формировались менеджерами вручную

Подробности

На курсы записываются тысячи школьников и студентов со всей страны от Калининграда до Владивостока, а это — разные часовые пояса. Группы учеников нужно формировать с учетом времени, чтобы ученики взаимодействовали между собой и наставником утром, днем или вечером.

Решение

Мы настроили автоматическое распределение учеников по группам с учетом разных часовых поясов — менеджеру остается только назначить наставника.

Страница распределения групп
Страница распределения групп

Проблема №2: менеджеры тратили много времени на составление пакетов

Подробности

Обычно курс длится пять-девять месяцев, однако ученики оплачивают его в разных комбинациях. Например, можно приобрести всю программу за раз, продлевать курс помесячно или сначала заплатить за один месяц, а потом — за два. Отсюда нюанс в продажах — разработка пакетных предложений является долгим трудозатратным процессом.

Решение

Мы разработали калькулятор, который рассчитывает стоимость возможных комбинаций по месяцам. Менеджеру достаточно ввести стартовые значения, остальное платформа сделает сама. Предложенные цены можно скорректировать.

По истечению оплаченных месяцев ученику приходит напоминание о продлении и возможные варианты продления на оставшийся период обучения.

Когда готового решения уже недостаточно: переезд онлайн-школы с GetCourse на собственную платформу

Проблема №3: необходимо собирать информацию о заказах для финансовых отчетов и маркетинга

Решение

Добавили интеграцию с ПланФикс и возможность фильтровать заказы по разным критериям: длительность, вид курса, сумма оплаты и т.д. Сформированную подборку можно выгрузить в формате таблицы.

Итоги проекта

  • Создали онлайн-платформу, которая учитывает все этапы образовательного процесса и специфику авторского продукта
  • Сделали дружелюбный и интуитивно понятный для пользователей интерфейс
  • Разработали конструктор курсов и домашних заданий
  • Создали функциональное пространство для выполнения и проверки ДЗ
  • Организовали наглядные инструменты отслеживания успеваемости
  • Включили календари с расписанием и дедлайнами для планирования учебного и рабочего времени учеников и наставников
  • Добавили уведомления о событиях в системе, а также напоминания о продлении курса
  • Автоматизировали организационные процессы и сэкономили время менеджеров и наставников
  • Разработали ряд функций для маркетинга и отдела продаж
Анастасия Кириллова
Project manager 

Благодаря собственной образовательной платформе SMITUP обучение и работа с курсами станет проще для всех участников процесса. Теперь все от создания программы до проверки ДЗ организовано в едином пространстве — работникам онлайн-школы больше не придется использовать множество разных инструментов для выполнения задач.

Платформа закрывает потребности всех пользователей. Наглядное отслеживание успеваемости и новый формат проверки упрощают работу наставника. У учеников все материалы и домашние задания находятся под рукой. Гибкая система прав позволяет создавать новые роли в системе и давать доступ к тем или иным функциям платформы любым сотрудникам онлайн-школы.

При этом мы учли цели бизнеса — созданная платформа является гибкой и открытой к масштабированию.

Система готова к появлению новых программ и увеличению потока учеников. Остается только закупать серверы и расширять возможности продукта.

По итогу первого месяца работы уже собрана обратная связь, благодаря которой команда будет развивать сервис и дорабатывать некоторые решения.

Своя платформа для онлайн-обучения: кому подходит

По прогнозам экспертов, рынок онлайн-образования к 2024 году может достигнуть 60 млрд руб, и все больше предпринимателей будут запускать проекты в этой сфере. Если вы уже занимаетесь этим бизнесом или планируете зайти в нишу, то вопрос разработки собственной платформы или использования готового решения будет ключевым.

В каком случае онлайн-школе нужна своя платформа:

  • количество пользователей исчисляется тысячами
  • возможности готовых инструментов не покрывают задачи онлайн-школы
  • сотрудники привлекают множество дополнительных инструментов для организации процесса обучения
  • обучение имеет глубокую специфику, которую невозможно отразить в готовых решениях
  • ученики дают негативную обратную связь о сервисе — им неудобно просматривать уроки и выполнять задания

При составлении ТЗ для разработчика рекомендуем указать требования к гибкости платформы, чтобы при развитии онлайн-школы сайт был готов к росту пользователей и обеспечивал возможность добавления новых по формату и наполнению курсов.

5555
19 комментариев

Для полноты кейса не хватает абзаца с такими вопросами/ответами.

Вопросы:
- Сколько времени заняла разработка с момента первого обращения заказчика к Вам ?
- Сколько человеко-часов было потрачено, если можно с разбивкой хотя бы по группам(дизайнеры, менеджеры, разработчики и т.д.)
- Сколько вариантов смет было в конечном итоге и как они разъезжались между собой, хотя бы в процентах ?

6
Ответить

Хоршие вопросы вошли в чат )

- Разработка заняла год, от первого обращения. Чистое время работы (без согласований, ожидания рассмотрения КП, времени на заключение договора) ~10 месяцев. Для подобного проекта это довольно быстро. Стоит отметить очень оперативную реакцию заказчика на наши вопросы. Это редкость.

- Всего было потрачего 4500 часов, из них: дизайн 848 ч; разработка 1627; тест 638; и фултайм один менеджер.

- Про варианты смет не особо понял. У нас первый этап проектирование - это фиксированная цена, на выходе прототипы + ТЗ. Дальше оценка второго этапа. Вот в оценку второго этапа мы попали. То, что говорим на пресейле всегда идёт с оговоркой, что может быть +/- 30%, потому что аппетит приходит во время еды, а контуры проекта увеличиваются по мере написания ТЗ.

5
Ответить

отличные вопросы! тоже интересно сколько такую платформу пилили от идеи до первых пользователей.

Ответить

Очень крутой кейс!

1
Ответить

Спасибо!

1
Ответить

В Казани, ЕГЭ списывают в туалетах, это общепринятая практика. Проходные баллы на бюджет, практически всех местных ВУЗов, гораздо выше общего среднего уровня подготовки выпускника. В результате, на бюджет слетаются олимпиадники и медалисты-хорошисты. Далее в силу политики ВУЗов, в едином порыве с администрацией медалисты-хорошисты становятся активом, организуя патриотические сплавы, танцы с бубном и т.д.,при этом реальная программа обучения чуть ниже плинтуса. В результате, масштаб отрицательной селекции захватывает всё новые и новые уровни, девчонки уходят в официанты и содержанки, парни в курьеры и такси, за редки исключением удаётся вырваться из порочного круга только лингивстам и музыкантам, в силу специфики.

Ответить

Какую грустную историю написали. В нашем мире умные девочки и мальчики все таки находят возможности для применения своих способностей. Мы таких на работу берем, например😉

3
Ответить