Как раскрыть потенциал аналитиков
Улучшить процессы и атмосферу в команде, чтобы никто и никогда не захотел увольняться.
Привет! Меня зовут Дмитрий Кротов, я аналитик в команде Авито Авто. За последние несколько лет я поработал в разных командах и продуктах и сформулировал для себя несколько причин, из-за которых функция аналитики может использоваться не на полную мощность. Это негативно влияет на самих аналитиков и компанию целиком.
Расскажу о своих наблюдениях и поделюсь видением того, как улучшить атмосферу в команде, выстроить работу с данными и сделать так, чтобы аналитики не выгорали и не увольнялись. А ещё расскажу, как в Авито устроена система менторства.
Материал будет полезен разным специалистам: опытным аналитикам, чтобы узнать об инструментах для повышения продуктивности их работы. Начинающим, чтобы увидеть, на что стоит обращать внимание при выборе команды или компании.
Тем, кто работает с аналитиками, он будет полезен, чтобы узнать, как помочь джунам раскрыть потенциал, сделать работу продуктивнее, защитить сотрудников от выгорания и начать использовать аналитическую функцию на полную мощность.
Развивайте аналитическую грамотность у всех сотрудников компании
Data-driven подход подразумевает, что аналитику в компании используют при принятии решений на каждом этапе развития продукта. Поэтому важно не только нанимать профессиональных аналитиков, но и развивать аналитическую грамотность во всех остальных функциональных подразделениях компании.
Есть несколько моделей аналитической культуры, одни из самых известных: Gartner Maturity Model for Data and Analytics и модель Wayne Eckerson. Они показывают, какие этапы должна пройти компания, чтобы стать по-настоящему Data-driven.
Если сотрудники не понимают, чем должны заниматься аналитики, появляются проблемы:
❌ Аналитикам приходится либо упорно защищать границы своих возможностей или, наоборот, предлагать навыки и компетенции в попытках принести пользу продукту или предотвратить непоправимое.
Ситуация похожа на: «Ты же ИТишник — сможешь починить электрочайник?».
❌ Специалисты по работе с данными начинают заниматься рутинными задачами. Ситуативные выгрузки и однотипные визуализации важны. Но когда аналитик получает грейд middle и выше, рутина не помогает ему развиваться, а наоборот занимают ресурс, который можно было бы использовать для более интересных и нестандартных задач.
😈 Особой болью часто становятся фичи, которые выкатили без A/B-тестов
Признавайтесь, вас когда-нибудь просили оценить эффект фичи, которую катнули без A/B? Почти уверен, что да. И чаще всего такое происходит, потому что пользователь аналитики не понимает, что такое сравнение групп и проверка гипотез. Такой подход может вредить продукту и психике аналитика.
Как развивать аналитическую культуру
✅ На этапе отбора проверяйте у соискателей базовые знания в аналитике. Это касается смежных с аналитикой специалистов, например, продакт-менеджеров. Под базовыми знаниями я подразумеваю не формулу Бернулли, а простые вещи вроде статистической значимости и минимального детектируемого эффекта.
✅ Отсев на этапе отбора — не гарантия, поэтому можно сделать онбординг для всех, кто взаимодействуют с отделом аналитики. Например, можно создать внутреннюю систему обучения принципам A/B-тестирований или простейшим запросам в sql.
✅ Автоматизируйте часть простых аналитических задач, например, создайте выгрузчик часто запрашиваемых данных или визуализатор общепринятых и рассчитываемых в компании метрик.
Всё, о чём я рассказал выше — это инвестиции: нужно вложить ресурсы разработки и команды аналитиков. Но в будущем это освободит время и позволит компании перейти от модели «аналитик-выгрузчик цифр», к модели «аналитик-эксперт, который двигает продукт и компанию вперёд».
Согласуйте разные команды аналитиков
Другая проблема, с которой стоит разобраться — отсутствие чёткого разграничения ответственности между разными аналитическими командами.
К каким проблемам приводит рассогласованность команд и отсутствие кросс-валидации
Когда сотрудники не понимают, кто за что отвечает, это может приводить к дублированию работы, возникновению деструктивной конкуренции и, следовательно, снижению эффективности. Подобные ситуации вызывают негатив и отталкивают команды друг от друга и усложняют работу:
❌ Глубокие и важные инсайты теряются за очередным повторением уже существующих исследований.
❌ Ресурсы используются неоптимально, и компания терпит дополнительные издержки. Если два аналитика пишут один и тот же скрипт — то в итоге будет один скрипт и двойные издержки. Недовольство от работы «в стол» тоже удваивается.
❌ Появляется неопределённость, и падает доверие к цифрам.
Предположим, у приложения есть метрика MAU. Она ключевая для продукта и важна для многих команд, но это не значит, что её должны считать сразу все. У каждой метрики должен быть один владелец и единое место расчёта и визуализации, а методология должна быть зафиксирована и однозначно интерпретироваться.
Аналитику гораздо проще и понятнее работать с наиболее «заметными» процессами и крупными кусками продукта. И если нет чёткого разграничения зон ответственности, эти крупные куски будут привлекать сразу всех и провоцировать непродуктивные споры.
Как согласовать команды
Вот несколько способов формализовать задачи аналитиков и разграничить обязанности:
✅Развивайте культуру кросс-валидации, чтобы избежать ошибок в расчётах.
✅ Создайте чёткую структуру аналитической функции и разграничьте зоны ответственности. Замкните всю аналитику в одном подразделении во главе с CAO — это сильно упростит коммуникацию между разными аналитическими командами.
✅ Выстройте матричную структуру. Закрепляйте аналитиков не только в функциональном подразделении, аналитическом, но и прикрепляйте их к продуктово-бизнесовым юнитам.
В такой структуре, с одной стороны, каждый аналитик репортит в опытного функционального руководителя — менеджера-аналитика, а, с другой — развивает экспертизу в конкретном направлении продукта, бизнеса, имеет постоянный пул заказчиков и зон ответственности.
✅Централизуйте часть аналитической функции:
- Выделите аналитические задачи, которые охватывают сразу несколько продуктов, бизнес-юнитов.
- Определите метрики, которыми пользуются сразу несколько бизнес-подразделений. Их не получится централизовать, потому что такие метрики требуют глубокой адаптации под каждый проект.
- Выделите части аналитики, которые нельзя децентрализовать. Это касается тех случаев, когда децентрализация приводит к критичной разнице в подходах и вредит качеству аналитических выводов. Например, флоу А/B-тестирования.
- Сформируйте финальный список функций для централизации, исходя из предыдущих пунктов.
✅ Распространите информацию о работе аналитиков. Внедрите каталоги метрик, отчётов, экспериментов и мотивируйте сотрудников использовать эти материалы.
✅ Создайте базы знаний.
✅ Выстройте коммуникацию между аналитическими командами:
- Создавайте единые каналы коммуникации по общим вопросам работы аналитиков: хранилище данных, эксперименты, инструменты визуализации и другим.
- Проводите регулярные аналитические синки и митапы на разных уровнях аналитической функции.
- Выстраивайте процессы передачи знаний от более опытных аналитиков.
Наладьте работу с данными
Данные для аналитика как топливо для машины (а я всё-таки из Авито Авто).
Я сталкивался с разным качеством данных в компаниях, от: «данные нужно добыть в честном бою» до выстроенного централизованного процесса по их хранению и обработке.
К каким проблемам приводит некачественная работа с данными
Если нет прозрачности, появляются риски, что:
❌ данные будут дублироваться,
❌ хранилище будет бесконечно расширяться, а оно стоит денег и требует ресурсов для поддержания,
❌ знания о данных будут храниться у одного человека и если он уволится, то компания потеряет информацию.
Вот несколько инструментов, которые помогут наладить работу с данными:
✅ Централизуйте и настройте добычу, хранение и обработку сырых данных. Это нужно, чтобы любой аналитик мог инициировать обогащение данных, то есть их проливку с прода.
Ещё это нужно, чтобы сотрудник мог работать с этими данными эффективно и быстро, и чтобы ему не пришлось ожидать обработки даже самых оптимизированных запросов половину рабочего дня.
✅ Оптимизируйте количество витрин и ETL-процессы. Это происходит с поддержкой или по требованию дата-инженеров.
✅ Сделайте понятную и удобную документацию с каталогом метрик и описанием витрин. Это нужно, чтобы каждый аналитик владел полной информацией об имеющихся данных.
Последнее невозможно сделать централизованно, потому что исчерпывающую информацию о каждой витрине знает только её создатель. Поэтому важно, чтобы все аналитики прикрепляли описания к витринам.
В Авито для этого придумали действенный способ — после создания витрины нельзя смержить новые изменения, пока у столбцов не появится описание. Далее эти описания проливаются в единый сервис, который сильно упрощает жизнь аналитика.
✅ Создайте инструменты по безопасной работе с данными, особенно если компания работает с конфиденциальной информацией. И, что важно, защитой и надёжностью данных должны заниматься ИБ и data инженеры.
Давайте сотрудникам пространство для самовыражения, чтобы они не выгорали
Хоть работа аналитика и сопряжена с точными науками и цифрами, в ней есть большой простор для креатива и самовыражения.
Что будет, если аналитики будут работать в стол и не будут креативить
По моему опыту, одни из частых причин демотивации аналитиков — «работа в стол» или «отсутствие видимого результата». Так происходит, когда аналитик в команде воспринимается, как «продвинутый калькулятор», который не имеет права голоса и не участвует в процессе принятия продуктовых решений.
❌ Команда может упускать из вида потенциальные точки роста или вовремя не детектить баги, которые мог бы найти аналитик, если бы у него была возможность самостоятельно ресёрчить разные нюансы продукта.
Примеры и практики, которые помогут расширить творческие возможности аналитиков
✅ Давайте сотрудникам время на собственные ресёрчи, и это поможет драйвить продукт. Например, Google выделяет 20% времени на самостоятельные проекты сотрудников. Ходят слухи, что именно из такой инициативы родилась почта Gmail, которая стала революцией для своего времени и принесла компании миллиарды долларов.
✅ Показывайте сотрудникам, что они ценны и могут влиять на продукт, принимайте во внимание их предложения, и это будет положительно влиять на продукт.
Как это устроено в Авито
Мы стремимся всегда оставлять часть времени на аналитические ресёрчи — они драйвят аналитиков и позволяют находить продуктовые инсайты. Чтобы такая практика работала, нужно не только договориться внутри аналитической функции, но объяснить продуктовой команде, в чём ценность таких ресёрчей.
Тогда можно рассчитывать на понимание и поддержку коллег. Они будут готовы освобождать часть времени аналитиков для подобных исследований и внедрять результаты.
Кроме того, инициативность, умение самостоятельно генерировать и исследовать гипотезы, желание принести пользу продукту — это черты, по которым можно идентифицировать сеньоров и потенциальных лидов.
Поэтому мы в Авито не просто позволяем, но и поощряем подобные исследования и учитываем их на перфоманс ревью.
Создайте внутреннюю систему обучения
Внутреннее обучение может помочь быстрее онбордить новичков и знакомить их с инструментами и практиками, которые используются в командах. А для остальных сотрудников это отличный способ наращивать внутреннюю экспертизу без привлечения новых кадров. Более опытные коллеги могут вести вебинары и лекции, углубляться в новые темы и обмениваться опытом.
Вот как можно развивать сотрудников:
1 Создайте внутреннюю образовательную систему. Дайте сотрудникам пространство и инструменты, чтобы обучать и обучаться.
Для аналитиков уровня middle и выше становится важно не только приобретать новые знания, но и делиться накопленным опытом, а также углублять знания в уже знакомых областях. Для этого у нас есть Академия Аналитиков Авито. Преподаватели в ней — это действующие опытные сотрудники Авито.
2 Введите систему менторства. Когда стандартной системы обучения недостаточно, и компания хочет дальше развивать сотрудников, поможет система менторства.
В рамках неё сотрудники будут передавать опыт, прокачивать софт-скилы и решать проблемы на пути к достижению поставленной цели менти.
Мы в Авито активно внедряем менторство, например, у нас есть программа Авито Компас, благодаря которой сотрудники вместе с более опытными коллегами ищут свой путь в компании и профессии.
3 Создайте индивидуальные планы развития. В них входит план обучения и рабочей нагрузки каждого сотрудника. Этот инструмент поможет раскрыть потенциал аналитика и обозначить его точки роста.
Сделайте прозрачную систему грейдов
Если в компании нет прозрачных ожиданий от аналитика, это может привести к проблемам:
❌ У сотрудников снижается мотивация. Они не понимают, какие компетенции нужно прокачивать, чтобы вырасти до более высоких грейдов.
❌ Заказчики не понимают, что ожидать от аналитиков на разных ступенях: какие задачи и на каком уровне качества они могут выполнять.
❌ Решения о повышении трактуются субъективно, что вносит деструктив в команду и делает взаимодействие сотрудников напряжённым.
❌ Аналитики теряют мотивацию и в итоге, не видя перспектив, покидают компанию.
Добавлю к статье Ильи ещё один тезис: держите аналитиков в курсе того, что происходит с продуктом. Сотрудникам важно знать, какие изменения происходят в продукте и бизнесе сейчас, и что планируется в будущем.
Так работники смогут сфокусироваться на том, что в текущий момент важно компании, максимизировать свою полезность и построить траекторию развития. Особенно важно погружать в специфику продукта новичков — это поможет ускорить онбординг и повысить качество аналитической работы уже на старте.
Создавайте комьюнити внутри компании
Ощущение принадлежности к определённой профессиональной группе очень важно. В аналитическом комьюнити есть много механик, которые помогают профессионалам прокачивать навыки, находить единомышленников и просто классно проводить время.
Как мы говорим в Авито — «work hard - play hard».
Благодаря комьюнити:
✅ люди лучше понимают, кто работает в смежных командах;
✅ расширяются возможности для обмена знаниями;
✅ повышается лояльность сотрудников;
✅ создаётся ощущение комфорта — осознание, что ты не один, и вокруг много крутых профессионалов, греет душу.
Также важно быть частью внешнего комьюнити — поощрять участие в различных профессиональных мероприятиях и растить узнаваемость бренда работодателя.
Мы в Авито проводим митапы, где коллеги из разных вертикалей обмениваются опытом и рассказывают о классных кейсах.
👉 Смотрите записи аналитических митапов на странице Avito Tech
Коротко: как включить функцию аналитики в компании на полную мощность
👉🏻 Развивайте аналитическую грамотность у сотрудников, которые взаимодействуют с аналитиками. Проверяйте базовые знания при найме новых сотрудников, проводите обучение основам аналитики.
👉🏻 Автоматизируйте простые аналитические задачи, чтобы у сотрудников было время заниматься более важными задачами.
👉🏻 Согласуйте работу аналитических команд: сформируйте четкую структуру аналитики и разграничьте зоны ответственности, выстраивайте коммуникацию между командами и распространяйте информацию о работе аналитиков в разных командах. При необходимости, централизуйте часть аналитической функции.
👉🏻 Наладьте работу с данными: настройте добычу сырых данных, оптимизируйте количество витрин и ETL-процессы, сделайте документацию с каталогом метрик и описанием витрин.
👉🏻 Давайте свободу для самовыражения — выделяйте время на собственные исследования, интегрируйте аналитические инсайты в продукт, минимизируйте работу «в стол». Это поможет аналитикам не выгорать и будет положительно влиять на развитие продукта.
👉🏻 Создайте и поддерживайте внутреннюю систему обучения, которая позволит новичкам быстрее онбордиться, а опытным сотрудникам делиться знаниями и расширять экспертизу.
👉🏻 Введите и развивайте прозрачную систему грейдов. Благодаря этому, аналитики будут понимать, как расти в компании и какие навыки развивать, чтобы повысить грейд.
👉🏻 Создавайте комьюнити внутри компании и поощряйте участие сотрудников во внешних мероприятиях.
😎Если дочитали до конца, то посмотрите наши вакансии аналитиков в Авито Авто