Запустить свой Blockchain-проект и не облажаться

В последнее десятилетие криптовалюты и блокчейн-проекты привлекают внимание миллионов людей по всему миру. Запустить свой криптопроект — это не только возможность внести свой вклад в мир децентрализованных финансов, но и возможность хорошо заработать.

На связи Георгий Козырев, я основатель и руководитель Ginoice. За последние 2 года наше агентство участвовало в разработке десятков криптопроектов. Мы видели ошибки фаундеров как со со стороны, так и изнутри. Но чаще всего мы встречали банально неправильную последовательность действий и непонимание что необходимо для успеха проекта. В этой статье я рассмотрю ключевые шаги и дам некоторые советы по запуску собственного криптопроекта. А в дальнейшем цикле статей я расскажу детальнее про каждый из этапов.

Выбор концепции и целей

Итак, вы увидели очередную статью или видео про блокчейн и к вам пришла в голову мысль "а не запустить ли мне криптопроект?". Возможно, у вас уже есть идеи, или, даже, наработки. Замечательно!

Все что вам нужно на этой стадии – собрать свои идеи в кучу и описать их. Да, можно просто решить "я запускаю свой NFT", но, к сожалению, среда стала конкурентнее, а пользователи более избалованными, а значит вам нужно детальнее проработать концепцию проекта.

Глобально, можно разбить все на несколько пунктов:

  1. Описание и цели проекта
    Что вы делаете? Чего вы хотите достичь?
  2. Продукт/услуга
    Подробное описание продукта или услуги, которую предоставляет проект. Какова уникальная ценность предложения?
  3. Целевая аудитория
    Какие группы пользователей будут наиболее заинтересованы в использовании проекта?
  4. Экономика бизнеса
    Каким образом вы планируете генерировать прибыль и обеспечивать устойчивость проекта? Будет ли свой токен? Если да, то какая будет токеномика?
  5. Команда
    Что вы готовы делегировать, а что планируете делать сами?

Планирование бюджета

Очень важный пункт. Мы не раз могли наблюдать за ситуацией, когда проект сворачивался, не успевая запуститься или превращался в долгострой из-за банальной проблемы – нехватки денег на реализацию, маркетинг.

Чтобы спланировать бюджет, вам нужно понять за что придется платить. Давайте разберемся поподробнее.

1. Комиссия блокчейна и инфраструктура

Тут все предельно просто. Каждый блокчейн имеет комиссию за транзакции. Если вы планируете совершать какие-то транзакции – учтите это при планировании бюджета. Фигня? А вот и нет.

Однажды мы проводили Airdrop в сети Ethereum, это была часть маркетинговой стратегии. Комиссия за транзакции обошлась заказчику в 5K$. Такие траты посчитать заранее сложно, но возможно хотя бы примерно прикинуть. Справедливости ради, комиссия сети редко выходит за пределы 50-100$, а в блокчейнах типа Binance Smart Chain или Polygon редко выходит больше 10-20$ на все, про все.

2. Маркетинг

Вы можете заняться маркетингом самостоятельно и самостоятельно прощупать ценовую почву, а можете нанять агентство и попросить его все просчитать заранее.

3. Разработка

Блокчейн-разработка – вещь непростая. Мы занимаемся ей уже несколько лет и чего только не повидали за это время. Нередко клиенты экономят на разработке и получаются взломы, сломанный проект или просто баганное УГ.

При наличие нужных навыков и опыта вы сможете разработать проект самостоятельно, а можете обратиться в агентство, которое вам все посчитает, а потом и разработает. Не всегда можно сразу назвать сумму, поэтому иногда работу разбивают на 2 части: анализ и разработка. Оценку по анализу сразу выдается конечная, а по разработке сначала выдается предварительная, а после анализа – детальная.

В любом случае необходимо учитывать разработку при планировании бюджета, потому что нередко она занимает большую его часть.

Разработка

Очень часто фаундеры проекта недооценивают важность качества кода и сложность его обеспечения в блокчейн-проектах. Фронтенд и бэкенд действительно имеет классические подходы, но смарт-контракты...

Я длительное время работал Solidity-разработчиком и за свою карьеру разработал сотню-другую смарт-контрактов, увидевших свет. Были случаи, когда к нам приходили заказчики с просьбой что-то доделать/переделать по смарт-контрактам. Мы приступали к оценке, заказчик присылал нам смарт-контракт в .txt файле, а на вопрос про репозитории, git, юнит-тесты, и тд., заказчик отвечал "мне предыдущий разработчик так прислал". Мы плакали всей маршруткой и долго не понимали как разработчики такое отдают и как заказчики такое принимают.

Со временем мы поняли, что схема работает примерно так: начинающий криптофаундер смотрит смарт-контракты и видит, что смарт-контракты легко читаются, они недлинные и во многих проектах даже открытые. Тут у них сам напрашивается вывод – смарт-контракты разработать легко, а значит "че это с меня за смарт-контракт то агентство просит 3000$, если вон тот парень предлагает мне то же самое за 300$".

Винить некого, это вполне естественно и на их месте я бы поступил так же. Многие ошибочно полагают что разработка смарт-контракта включает в себя исключительно разработку смарт-контракта (скачал remix - написал смарт и полетели), но в реальности вот небольшой список того, что входит в работы по смарт-контрактам:

  • Непосредственно разработка смарт-контрактов.
  • Написание тестов со степенью покрытия >90% (как правило занимает х2-х3 ко времени на разработку смарт-контрактов).
  • Документирование функционала контракта для работы фронтов со смарт-контрактом. Документирование часто недооценивается.
  • Статический анализ смарт-контракта на предмет известных уязвимостей. Это еще не глубокий аудит с сертификатом, но уже и не "и так сойдет".
  • Написание скриптов развертывания и верификации.
  • Развертывание в тестнете и тестовые прогоны.
  • Финальная конфигурация и развертывание в мейннете.

Не знаю откуда у людей столько уверенности, что они после первого пункта переходят сразу к последнему)))

Кстати, интересный факт - вышеупомянутый ремикс вообще непригоден для нормальной разработки. Если вы слышите от разработчика смарт-контрактов про remix – насторожитесь, скорее всего он не имеет опыта, либо планирует схалтурить.

Криптомаркетинг

Криптомаркетинг – вещь непростая. Привычный таргет и контекст в крипте почти не применяют, а переливают трафик из Твиттера, криптоканалов и крипто-медиаресурсов. К маркетингу можно отнести и листинг на CEX (централизованных биржах), но в 99.9% случаев хватит и DEX.

Кстати, очень рекомендую начинать маркетинг заранее, до окончания разработки, так вы сократите время запуска раза в 2, ваша идея не успеет устареть, проект не заглохнет, а команда будет всегда при деле и замотивирована. Разработка спокойно может занимать от месяца до полугода, не теряйте это время. В идеале к дате запуска у вас должна быть очередь из желающих купить токены/NFT/просто отдать деньги.

Запуск проекта

Ваш проект идеально готов к запуску, если в его момент:

  • Проект проверен, все работает и готово держать нагрузку;
  • Пользователи готовы хлынуть к вам на сайт;
  • Вся команда на связи и готова оперативно устранять проблемы.

Если чего-то не хватает – возможно, стоит перенести запуск, так как если что-то пойдет не так – это может убить проект. Но не будем о грустном, вы же обо всем позаботились и у вас все готово, да?

Поддержка

После запуска вам потребуется непрерывно поддерживать маркетинг проекта, вам нужно обеспечить постоянное пополнение проекта новыми пользователями, интерактив, развитие и вовлечение людей. Без этого ваш проект быстро начнет тухнуть, начнется отток средств и все, RIP. Происходит это часто, легко и быстро. Я такое видел не раз и мне самому жалко некоторые крутые проекты, которые вот так скоропостижно скончались.

По технической части проект так же необходимо непрерывно администрировать. Тех. поддержка = сервера, домены, обновление сертификатов, мониторинг атак, нагрузки и тд.

Не стоит недооценивать важность поддержки! Если только вы не запускаете однодневный криптоскам 😂

Подписывайтесь на наш VC, здесь мы регулярно публикуем Крипто/AI новости, а также самые актуальные гайды и пояснения.
Запустить криптопроект – ginoice.com или t.me/ginoice
Автоматизировать процессы с AI – ginoice.com или t.me/ginoice
Заказать web - разработку – ginoice.com или t.me/ginoice

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда