UX в душе

Если вы читали книгу Дональда Нормана «Дизайн привычных вещей», то вы уже знаете, что дизайн окружает нас повсюду. Дизайн может быть плохим или хорошим, но он есть во всем, что делают люди. В том числе и в дУше.

UX в душе

Во время моего обучения в Школе продуктового дизайна МТС перед нами с лекцией про артефакты проектирования выступал Артем Костин из AIC и для фана дал задание.

ДАНО:

Нарисуйте на бумаге варфреймы сенсорной панели для душевой кабины, покажите логику работы.


Ограничения:

- формат А5

- максимум 2 физические кнопки


Функциональность (обязательны все пункты):

- настройка потока воды

- настройка температуры

- настройка света

- настройка радио

- погода

- время


Комментарий к заданию и его выполнению

Как вы можете заметить, вайрфреймы я нарисовал в итоге не на бумаге. Нет, я конечно нарисовал на бумаге сначала:

UX в душе

Но, из-за того, что:

1. Данное «художество» плохо отражало логику выполнения задания

2. Мне хотелось оформить выполнение этого задания в портфолио

Я решил немного отойти от условий выполнения задания и сделал его в Figma.

Пользовательский опыт и поиск ключевого решения

Исходя из моего пользовательского опыта, самым удобным способом регулировки температуры и напора воды является однорычажный смеситель.

UX в душе

Думаю, каждый человек на нашей планете знаком с принципами его работы. Тут, конечно, было бы круто запилить какой-нибудь опрос у населения или юзабилити-тестирование существующих смесителей, но, пожалуй, я и так заморочился с выполнением этого задания.

Итак, если даже пользователь никогда не пользовался однорычажным смесителем, то он наверняка сразу поймет его механику работы: потянул на себя — пошел напор воды, потянул сильнее — напор усилился, повернул в одну из сторон — температура поменялась.

Не преувеличением будет сказать, что даже обезьяна сможет освоить этот механизм за несколько минут благодаря своей рефлексивной памяти.

Но даже у него всегда было несколько проблем (болей):

  • Ты никогда не знал, какой температуры из крана пойдет вода;
  • Настроить идеальную для себя температуру — это целое приключение, которое может занять много времени;
  • Если ты нашел идеальное положение рычажка, то чтобы научиться его сразу повторять, могут уйти месяцы (думаю всем знакома эта ситуация).

Поэтому я решил, что будет просто глупо отказываться от такой удобной механики и взял её за основу решения текущей задачи, добавив несколько функций:

  • Включение воды после настройки её температуры и напора;
  • Возможность включения воды по ранее сохраненным настройкам.

Варфрейм сенсорной панели

С главной механикой управления душем я определился, но, хоть функции включения и настройки потока воды основные для душа и без них, он не имел бы смысла, люди взаимодействуют с ними, на вскидку, не более 5% своего нахождения в душе.

К примеру:

Моемся мы в душе 15-20 минут, а настраиваем его ну не более минуты. Даже если его настройка очень неудобная, только из-за корявости процесса нам кажется, что это происходит гораздо дольше.

Поэтому я решил, что показателям температуры и напора воды нет смысла находиться на экране постоянно, и сначала сосредоточился на экране интерфейса, который пользователь видит оставшиеся 95% времени, и реализовал на нем остальные функции панели из задания:

  • настройку света
  • настройку радио
  • погода
  • время
UX в душе

Это, можно сказать, постоянный экран или экран ожидания. По моей задумке он должен отображаться всегда, кроме моментов настройки и включения воды.

Чтобы все начало работать вам надо подключить кабинку к электричеству и настроить WiFi в таком окне.

UX в душе

Вызывается окно нажатием на иконку WiFi:

UX в душе

Расскажу сначала про свет:

Хоть это не тот элемент, на который в первую очередь обращаешь внимание на данном интерфейсе, но включение света — это первое, что встречает пользователя в кабинке, с него начинается его взаимодействие с дизайном душа, а, следовательно, с него и стоит начать.

Допустим, что у нас есть возможность установить в душевой кабине датчик движения (не противоречит условию), и свет включается автоматически, когда кто-то входит в кабинку. Сразу отпадает необходимость в кнопке включения света и остается только организовать настройку его яркости. Это легко сделать с помощью обыкновенного «ползунка».

UX в душе

Добавляем к «ползунку» иконку лампочки и проценты, чтобы пользователь при необходимости посмотрел на панель и сразу догадался, что это за ползунок (как поменять яркость и какая сейчас настройка яркости).

Регулировка света активируется при сильном нажатии, по аналогии с технологией Apple 3D Touch и реализуется похожим образом. При сильном нажатии фон размывается и остается только индикатор яркости. Поэтому пользователь сосредоточен только на целевом действии в этот момент.

UX в душе

Регулировка света находится справа, потому что:

1) Это далеко не основное, что может заинтересовать пользователя в любой момент.

Скорее он задастся вопросами: «а который сейчас ча? ” или “какая сегодня погода? что одеть на работу?» и будет искать на экране время или погоду соответственно.

И надо именно эту информацию сделать максимально легко считываемой для него, а необходимость менять яркость будет возникать не так часто.

А, как известно, все жители западного мира (да и не только), привыкли считывать информацию слева направо, потому что читают и пишут также.

2) Мы живем в мире правшей, около 90% людей удобнее (привычней) использовать правую руку, а при расположении «ползунка» справа, это делать существенно удобней.

В общем, у нас просто нет иного выхода, мы вынуждены расположить его справа!

Про отображение времени:

После того как включился свет в кабинке, и загорелась сенсорная панель, начинается взаимодействие пользователя с интерфейсом.

Тут можно немного поспорить, что важнее показать пользователю в первую очередь: время или погоду. Но давайте сойдемся на том, что время гораздо важней. О времени мы задумываемся гораздо чаще, не просто так ведь, и на iOs и на Android на экране блокировки нас всегда встречает время.

Поэтому на времени у меня самый сильный акцент на:

• самый крупный шрифт (нам еще важно, что время было видно издалека и не надо было прищуриваться);

• расположение по центру относительно высоты. Можно поспорить, что люди читают в основном не только слева направо (как я утверждал ранее), но еще и сверху вниз. Это правда, но это работает не всегда. Из многих правил есть исключения, если их нарушать осознанно. Кто посмотрит наверх, когда его внимание акцентируют на центр огромным шрифтом?

UX в душе

Настраивать время не надо, так как оно выставляется автоматически после подключения к Wi-Fi.

С погодой аналогичная ситуация, как и со временем.

А вот с радио, думаю, можно раскошелится и встроить радиоприемник, хотя он и по Wi-Fi может работать…

Такие технические моменты лучше уточнить у тех, кто будет реализовывать ваши задумки: программистов, инженеров-конструкторов и т.д. Им виднее.

А то вдруг, вы придумали то, что не получится реализовать.

Расположение погоды и радио-плеера:

Когда думал о расположении времени, я, естественно, не забывал и о других элементах интерфейса, которые мне надо отобразить на этом экране: погоде и радио-плеере.

Очевидно было, что на плеер нужно будет выделить целый блок на экране: сверху или снизу. Но, если расположить радио-плеер сверху, то:

1) Он съедает очень много внимания на себя, а этого нам не нужно (все-таки музыка в душе это ооооочень доп.функция), дизайн интерфейса становится «тяжелым” из-за того, что сверху остальные элементы “придавливает» большой блок, а бедная погода остается в самом низу, где ей не место с её воздушными облачками, солнышком и т.д.

Да и погоде гораздо больше нужно выгодное место, чем огромному блоку плеера, который долго искать не надо.

2) В большинстве интерфейсов плеер снизу, а погода как раз сверху. Нет смысла рушить логику того, к чему привык пользователь на других устройствах.

Поэтому, они расположены именно так:

UX в душе

Я кстати думал еще о том, чтобы не отделять плеер от остальной части экрана плашкой, но с ней, в таком варианте дизайна (варфрейме), интерфейс выглядит целостней чтоль. Сравните сами, как по мне, тут дело вкуса:

UX в душе

Немного о функциях плеера:

1. Название радиостанции и волна, можно пофантазировать, что подключение по Wi-Fi телефон и слушаем музыку с него. А душ это у нас колонка.

UX в душе

2. Добавить прослушиваемую радиостанцию в избранное.

UX в душе

3. Думаю можно не комментировать: вкл/выкл, вперед/назад.

UX в душе

4. Если лень мотать взад и вперед радиостанции, то заходите в «Списки» и там ищете нужную вам волну. Там же список радиоволн, чтобы добавить в избранное. А также другие частоты.

UX в душе

5. «Ползунок», регулирующий громкость.

UX в душе

Реализация главной функции

Забавно, что функция главная, а рассказываю я о ней последней. Но думаю, вы согласитесь, при такой сенсорной панели и описанных выше функциях душа, будут происходить обычно следующие два сценария:

Первый:

  1. Взаимодействие со светом. Пользователь входит в кабинку, свет включается, загорается основной экран;
  2. Пользователь видит время;
  3. Пользователь видит погоду;
  4. При желании настраивает яркость света;
  5. При желании включает радио;
  6. Настраивает и включает воду.

Второй:

  1. Взаимодействие со светом. Пользователь входит в кабинку, свет включается,, загорается основной экран;
  2. Пользователь настраивает и включает воду.

Следовательно и рассказать о ней надо последней.

Если вы помните, то мы с вами в самом начале определили, что самый удобный и привычный способ настройки воды в душе осуществляется посредством однорычажного смесителя.

Вот такого:

UX в душе

А теперь представьте, что когда пользователь начинает привычным способом двигать смеситель или касается экрана (не путать с сильным нажатие), то появляется другой экран, на котором отражается настраиваемая температура и напор.

UX в душе

С помощью этого экрана пользователь может:

1) настраивать воду привычным ему способом, но при этом, на экране будет отображаться температура и напор воды, которые он настроил. Но вода еще не льется.

Чтобы она полилась, вам надо нажать кнопку, находящуюся на месте, где находится большой палец руки на этой фотке.

UX в душе

2) Пользователь также может выбрать определенный режим (оптимальный или сохраненный им ранее) здесь:

UX в душе

Это иконка с сохраненными и предлагаемыми режимами.

После того, как пользователь выбрал на экране нужный ему режим, он сможет его включить благодаря кнопке на экране (если ему удобно, то может воспользоваться кнопкой на смесителе).

UX в душе

3) Или добавить режим в избранное.

UX в душе

Итоговый вариант

Возвращаясь к моему скетчу от руки на бумаге, в итоге все вместе должно выглядеть примерно так. Основной экран + одноручный смеситель:

UX в душе

Экран регулировки + одноручный смеситель:

UX в душе
2727 показов
5.8K5.8K открытий
22 репоста
35 комментариев

Исходя из моего пользовательского опыта, самым удобным способом регулировки температуры и напора воды является однорычажный смеситель.

Не, ну это слишком уже. Передаю привет всем, кто с таким смесителем ищет ту самую нужную середину перемещениями по милиметру. Двукраники - наше всё.

Ответить

снимаю кв и у нас в душе стоит двухвентильный смеситель. Каждый день также по миллиметрам настраиваю температуру воды

Ответить

Есть смесители с темпиратурной шкалой, проблема не актуальна. 

Ответить

Зачем использовать старый дизайн смесителя с кнопкой (сенсорной?), который говорит о том что его можно потянуть вверх на себя и повернуть, как она кнопка будет встраиваться туда? почему бы не использовать голос? если ты пошел в автоматическое включение света. Голосовые помощники уже умеют с умным домом работать. 
Что будет если в душ идет сын, а потом идет мама? нужно выбирать из разных списков сохраненные настройки воды и радио? Может стоит предусмотреть эти сценарии
VС превращается в разбор кейсов студентов школ? Есть же паблики на фейсбуке для таких обсуждений) К автору задания тоже вопрос, зачем во время принятия душа знать температуру на улице?) 

Ответить

Почему никто не задается вопросом «зачем мне в душе смотреть погоду?» это какая-то панацея или что с вами не так? Почему в юзерстори автор указывает аж на втором по важности действии что пользователь смотрит погоду? Да раз уж на то пошло то и время тут не самый важный элемент и зачем занимать полезное пространство этими нахрен не нужными непосредственно в душе вещами, когда можно сделать ЭЛЕМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ДУШЕМ, собственно именно то ради чего все и затевалось. По этой логике что «мы настраиваем температуру и напор минуту а потом смотрим время» с таким же успехом можно со стригальный машинки убрать настройки программы и показывать погоду

Ответить

Виктор Папанек наверное в гробу перевернулся от таких дизайнерских задач :0

Ответить

Это одно из условий выполнения задания. Иногда у дизайнера бывает ТЗ, которое надо соблюдать) 

Ответить