{"id":13506,"url":"\/distributions\/13506\/click?bit=1&hash=27fcb5113e18b33c3be66ae079d9d20078d1c30f1b468cdc86ecaeefa18446c2","title":"\u0415\u0441\u0442\u044c \u043b\u0438 \u0442\u0432\u043e\u0440\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e \u0432 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0438? \u0410 \u0435\u0441\u043b\u0438 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0451\u043c?","buttonText":"\u0423\u0436\u0435 \u043d\u0430\u0448\u043b\u0438","imageUuid":"2c16a631-a285-56a4-9535-74c65fc29189","isPaidAndBannersEnabled":false}
Дизайн
Lena Nexman

Как сделать дизайн стартапа и не спустить деньги и время в трубу

Итак, у вас есть идея на миллион, вы представляете как делаете тысячи людей счастливыми, и осталась самая малость — разработать дизайн продукта. По иронии, на этом шаге и закрываются многие проекты. Как этого избежать?

Каждый из описанных мной пунктов — личный опыт, который я вынесла из обращений заказчиков, моих фейлов и фейлов коллег по цеху. Каждый заказчик, который игнорирует нижеперечисленное — с высокой вероятностью попадёт к аналитику уже тогда, когда нужно будет переделывать почти всё.

Сначала неожиданная новость:

Вам нужен не дизайнер

Обычно под «дизайнером» имеется в виду UI дизайнер — человек, который рисует картинки. Да, у него есть представление об интерфейсах, но, часто этого не хватает, чтобы сделать «с нуля» нечто совершенно новое — продукт, аналогов которому нет на рынке.

Ко мне не раз обращались клиенты с запросом «сделать аудит и переработать дизайн приложения», поскольку пользователи не понимали как оно работает. А под капотом я видела следующее: красивый дизайн, но совершенно ужасное юзабилити. Чтобы разобраться в построении взаимодействия в приложении, у меня иногда уходили часы. То есть дизайн — 10/10, юзабилити — дай б-г 4/10. И в этом нет вины дизайнера — он просто не умеет в интерфейсы, но очень старается сделать красиво.

Грубо говоря, дизайнер — как швея в ателье. Она сошьет вам красивый костюм, который будет хорошо на вас сидеть. Но она не сможет сконструировать вам другой фасон, предложить другой цвет, чтобы подчеркнуть глаза, или посоветовать, какой костюм лучше подойдет для светской вечеринки, а какой — для свадьбы.

Разница есть! Lena Nexman

Так и UI-дизайнер — он нарисует то, что вы ему скажете нарисовать. Конечно, он сделает это красиво и стильно, но будет ли это удобно для пользователей — вопрос.

Вывод — вам нужен UX-специалист, который занимается именно юзабилити — удобством продукта для конечного пользователя. Что он сделает:

  • Проанализирует ТЗ и предложит доработки, упрощения. Например, в одном приложении вместо 3х экранов личного кабинета я сделала один. Без потери функциональности и усложнения интерфейса.
  • Составит пользовательские сценарии — User Journey Map / User Flow
  • Создаст кликабельный прототип, который можно будет показать ЦА и провести аналитику взаимодействий.

  • Сделает финальный прототип, ТЗ для UI дизайнера.
  • Протестирует готовый дизайн на предмет удобства, корректности выбранных цветов и т.д.

Помните, 90-95% UI/UX дизайнеров на самом деле — UI дизайнеры. В UX они умеют постольку-поскольку.

Иногда, UX-специалисты могут вообще не иметь отношения к дизайну. Так как они, в первую очередь, аналитики. И результаты их работы — это не картинки, а сценарии, переработанные ТЗ, аудиты и прототипы. И в таком случае UX-специалисты работают в коллаборации с UI-дизайнерами.

Что касается меня — тут мне (и вам) повезло. Я сама составляю аудиты и прототипы (UX), а затем перерабатываю их в красивые интерфейсы (UI). Но — как я всегда говорю — специалист не может на 100% разбираться во всем. Поэтому на самых сложных проектах (банки, конструктор бизнес-процессов и т.п.) я не строю из себя знатока всего на свете и работаю в команде с 1-2 аналитиками и UX-инженером.

Итак, допустим, вы нашли этого волшебного специалиста. Что же дальше?

Подготовьте минимальное ТЗ

Чтобы не потратить несколько недель недешевого времени UX дизайнера на понимание ваших желаний, подготовьте описание продукта. Хотя бы по нескольку строчек на каждую функциональность:

  1. Что будет результатом действий пользователя

  2. Что он может создавать/изменять/дорабатывать

  3. За что будет взиматься плата и в каких соотношениях
  4. На каких устройствах будет работать продукт (например, есть решения только для desktop, а есть — только для mobile)
  5. Какие внешние устройства/сервисы будет использовать ваш продукт
  6. Какой функциональностью на этапе MVP можно пожертвовать, оставить на будущее
  7. Реалистичный срок и заложенные финансы
Слишком большое ТЗ - тоже не очень хорошо Lena Nexman

Также, очень помогут базовые прототипы. Можно нарисовать в Miro, Paint, Figma, в чем умеете — в том и рисуйте. В крайнем случае, даже на салфетке. В большинстве случаев, прототипы будут значительно переработаны, однако на старте они очень помогают — особенно когда вы создаете то, аналогов чему нет на рынке.

На особо крупных проектах, порой, уходят месяцы на то, чтобы добиться от десятков стейкхолдеров информации о том, что им нужно для работы. Чтобы избежать задержки — постарайтесь подготовить максимум информации к началу работы с UX дизайнером.

Итак, аналитика проведена, user flow продумана, прототипы нарисованы. Что же дальше? Ищем UI дизайнера.

Просто хороший дизайнер с фриланса или знакомый не подойдет

Печально, но факт. Расскажу, почему.

Дизайнеры, как и врачи, все разные. У каждого есть своя специализация — веб, графика, приложения и т.д. Если специалист делает все и сразу — скорее всего, на отлично он не сделает ничего. Поэтому, если вы делаете приложение — необходимо искать именно дизайнера приложений.

Дизайнер с другой специализацией имеет практически нулевую вероятность с первого раза сделать приложение, удобное для пользователя и дальнейшей разработки.

И вот почему:

  • На телефонах есть множество способов взаимодействия пользователя с приложением. Причем, на iOS и Android они разные.
  • Для мобильных приложений есть гайдлайны. Не применяв их ни разу в своей работе, будет сложно сразу их учесть.

  • Делая приложение, нужно сразу понимать что у пользователей на руках множество различных устройств с разными разрешениями экрана, размерами дисплеев, и к этому нужно быть готовым. Дизайн везде должен смотреться хорошо.

  • И так далее…

Отсюда вывод: смотрите не на красивые картинки, а на профиль работы дизайнера. Он может делать классные презентации, но совсем не разбираться в веб-дизайне, и наоборот. И если вы создаете продукт с нуля, важно, чтобы у дизайнера уже было хотя бы 2-3 проекта в схожей сфере.

Russian Story: в своей практике не раз встречалась с ситуациями, когда сайт делался силами знакомого иллюстратора листовок, которого кто-то по недоразумению назвал дизайнером…результат, думаю, можете оценить. Не делайте так!

И главное — запишите себе на листок и повесьте над рабочим столом:

Не отдавайте дизайн программистам

Со всем уважением, но, нет. Lena Nexman

Не так давно ко мне обратился клиент, который придумал инновационное приложение доставки еды. Идея действительно интересная, имеет большой потенциал, но реализацию этой идеи я не смогла понять даже со второго раза. При этом, у клиента на руках уже было готовое приложение, которое можно хоть завтра выкладывать в App Store.

После аудита приложения и опроса клиента и его программистов и стало понятно:

  • Клиент пришел к программистам с ТЗ, допускающим разночтения. Ну не может человек, не имеющий отношения к разработке, сделать ТЗ идеально сразу.

  • Программисты (причем, известная студия) просто сказали: «Сделаем!» и начали работу.
  • В процессе работы они не изучили существующие паттерны заказа еды, не смотрели Яндекс.Еду, Delivery Club и других конкурентов, не продумали пользовательские пути.

  • В итоге, было создано приложение, которым категорически неудобно пользоваться. Функциональность скрыта за множественными выпадающими кнопками и меню, часть функций дублируется в разных местах. Пользователь имеет две роли, но вторая роль в принципе не очевидна. И даже если пользователь на неё случайно наткнется — он не поймет что тут происходит.

За мой аудит и новые прототипы клиент заплатил примерно 1/10-1/8 стоимости разработки приложения. И теперь, вынужден потратить еще месяц-два и доплатить программистам +50% к бюджету, чтобы переработать сервис до того состояния, чтобы им можно было пользоваться.

Вывод: лучше сначала создать каркас (прототипы) и пользовательские пути приложения, чем сделать нечто силами программистов и потом понять что, как минимум, 50% нуждается в переработке. И я не виню программистов в том, что они сделали, они просто пытались сделать лучшее, что могли, однако лучшее в их понимании часто не совпадает с мнением целевой аудитории — и это нужно просто знать.

Немного о финансах:

Заложите адекватный бюджет на MVP

Money-honey Lena Nexman

Нередко ко мне обращаются клиенты с нереалистичными бюджетами. Кто-то хочет за 100 т.р. сделать социальную сеть, кто-то говорит: «Ну у меня есть 1 млн., давайте посмотрим что на это можно сделать». И то, и другое — в корне неверно.

Если вы хотите разработать MVP небольшого/среднего приложения прямыми руками, ориентируйтесь на следующее:

  • ТЗ и User Flow 30-100 т.р.

  • Кликабельные прототипы 50-250 т.р.

  • Дизайн 100-500 т.р.

  • Разработка от 100 т.р. до бесконечности.

Ценники различных студий могут отличаться, вплоть до x2-x5 в большую сторону.

Час ответственного специалиста с опытом не может стоить менее 1000 рублей. Средняя и адекватная цена ~ 1400-2500р/час. В разработке стартапов крайне малое количество профессионалов согласятся работать по схеме, предусматривающей жестко фиксированный бюджет.

Наиболее оптимальной схемой, как для заказчика, так и для специалистов является оплата затраченного времени. Для заказчика это гарантия того, что его проект не будут пытаться «вжать» в заложенные часы, снижая качество, а для исполнителя — возможность делать лучшее, на что он способен, без оглядки на необходимость влезть в крайне узкое горлышко бюджета.

Отвечая на незаданный вопрос: исполнитель с репутацией не будет «рисовать» часы. Если не доверяете — есть множество решений, контролирующих занятость человека.

И к этому же пункту:

Не делайте 2,3,5 прототипов, дизайнов всего продукта

No way Lena Nexman

Недавно, я отказалась от сотрудничества с потенциальным заказчиком, который хотел, чтобы я предоставила ему несколько вариантов прототипа, а потом — несколько вариантов дизайна. Дескать, как иначе можно оценить творческий полет дизайнера, если не в вариантах?

Так вот: вам не нужны варианты, для того, чтобы сделать что-то одно круто. В UX дизайне не может быть вариантов — нужно сделать прототипы 1 раз качественно, используя весь свой опыт, аналитику, конкурентов и псевдоконкурентов. А потом, на основе тестирования, дорабатывать его.

Если же нужны варианты дизайна — всегда можно, имея прототип и User Flow на руках, пойти на любую биржу и объявить там конкурс на 3-4 основные страницы продукта. Так вы получите 10+ вариантов дизайна и возможность выбирать. Не факт, что это будет лучшим решением, однако обилие вариантов у вас точно будет.

И, пожалуйста, примите, как факт:

Вы переработаете дизайн еще 10 раз

MVP как процесс

Помните: лучшее — враг хорошего. На моей практике, в первые месяцы активной работы приложения — оно подвергается серьезным переработкам, иногда с полной сменой финансовой модели, значительными доработками функциональности и так далее.

Разрабатываете MVP? Разрабатывайте MVP. Какой смысл от вложений 50 часов в дизайн и разработку личного кабинета, подписочной модели оплаты, если через месяц все это поменяется на модель «по факту траты ресурсов»? Упрощайте, пользуйтесь помощью подходящих специалистов, тестируйте идеи и тогда вас с большей вероятностью ждет успех.

0
5 комментариев
Game Topia

Мне бы тоже хотелось, чтобы реальность соответствовала вашему представлению. Но по факту, все зависит от новизны тематики приложения. К примеру, технологии медийных приложений или сторов настолько всем знакомы, что их может и опытный программист сразу начать собирать из уже заезженных ui доступных в его стеке. Он просто будет делать - здесь, как вот там, а форму регистрации - как в прошлый раз. К тому же, опытный дизайнер сможет отрисовать подобный макет за пару дней. Поэтому, стоимость от ста тысяч, это космос. При таком раскладе, дизайнер будет получать миллион. А в реальности даже крутые программисты столько не зарабатывают. Куда уж дизайнером-то столько платить. К тому же, однотипные приложения не требуют прототипирования, это лишний слив кэша. С ТЗ все сложнее. Понять, что хочет клиент - нужно обязательно, но вот прям настоящее ТЗ, только в редких случаях может потребоваться. Но, есть одно НО. К описанному вами механизму может прибегнуть очень опытный проектный манагер. Ведь им выгоднее экономить на самом дорогом, то есть - программистах. Программистов, которые не нуждаются в подобном ТЗ, прототипе и дизайне, не так уж и много. А вот имея описанные вами исходные материалы, приложение соберёт даже слабый среднячок. Но подобные манагеры обитают только на треш уровне, на котором ваши ценники просто запредельные. К тому же, там царят cms и готовые шаблоны. 

Это просто так, поток сознания, от скуки. Вообще, написанное вами мне очень понравилось. Хотел ещё о ЦА порассуждать, но с ней не все так просто...

Ответить
Развернуть ветку
Lena Nexman
Автор

Давайте аргументированно :)
1. "Все зависит от новизны приложения". С этим, частично, согласна. Однако, один из моих кейсов, описанных в статье - про приложение доставки еды. На рынке их тьма, однако крупная студия разработки мобильных приложений (с ценой экрана ~20к и общим ценником под 600к) сделала так, что без бутылки юзеру не разобраться. И решила я это просто сделав новый прототип, по которому программисты с UI Kit собрали приложение. 
2. Миллион для дизайнера среднего приложения - конечно, многовато. 120-300к уже более реальная сумма. Если экономим бюджет - можно сделать так, как описано в п.1. ТЗ на MVP + прототип + Ui kit и можно отдавать программистам. 
3. ТЗ в моем понимании это хотя бы (!) пара строчек на каждый экран + общее описание функциональности. Делая что-то за, например, даже 200-300к (в целом) можно найти время и 10к на плюс-минус адекватное ТЗ, чтоб не заплатить еще 150к потом за переделку :)
4. Экономить на программистах, конечно, себе дороже. Как и в случае дизайна - лучше сделать меньше или более простым путем, но за нормальный рейт, чем за 3 копейки и потом сидеть со средней оценкой 2.5 в Маркете. 

Ответить
Развернуть ветку
Arthur Lytviak

Отличная статья, всё по теме!

Ответить
Развернуть ветку
Lena Nexman
Автор

Спасибо :) 

Ответить
Развернуть ветку
Marat Kokenov

Спасибо за статью. Прям в яблочко

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 5 комментариев
null