{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Специфика проектирования медицинских интерфейсов

Риск «сделать фигню» есть в любых проектах, но именно в медицинских ставки чрезвычайно высоки: это здоровье и жизни людей. Интерфейс может как помогать врачам и пациентам, так и вводить их в заблуждение и даже повышать вероятность ошибки с непредсказуемыми последствиями. Как именно снизить риски и на что нужно обратить внимание при создании интерфейса медицинской системы — рассказываем в этой статье.

Откуда экспертиза

Все, о чем мы пишем, основано на нашем практическом опыте. В цифрах это 23 проекта по медицинской тематике и 117 интервью с врачами и пациентами.

Под медицинскими интерфейсами мы подразумеваем следующие системы:

  • МИС (медицинские информационные системы).
  • Экраны медицинского оборудования.
  • Личные кабинеты врачей и пациентов.
  • Дашборды главврачей.
  • АРМ (автоматизированные рабочие места) линейного персонала.
  • Мобильные приложения medTech-компаний.

Специфика, о которой пойдет речь, проявляется в первую очередь на аналитической фазе — сборе бизнес-требований и пользовательской аналитики. Но есть и сквозные аспекты, про которые нужно помнить на всех этапах.

Пациенты не любят говорить о болезни

Когда мы исследуем опыт пациентов, мы касаемся очень личных и болезненных вопросов.

  • Взаимоотношение человека с собственным телом.
  • Социальные установки по поводу того или иного заболевания.
  • Границы ответственности за свое здоровье.
  • Стигматизация отдельных медицинских тем в обществе.

На эти темы в нашем обществе не принято общаться с незнакомцами. Чем более интимную или сигматизированную область мы исследуем, тем сложнее получить релевантную информацию, и тем важнее этическая составляющая дизайна исследования.

Количественные данные из внешних источников тоже используем, но их недостаточно.

Вопросы не должны объективировать или инвалидизировать человека. Например, вопрос: «Как вы выживаете с диабетом?» априори некорректен в своей формулировке. Человек может вообще не находиться в состоянии выживания, а прекрасно жить и иметь совершенно другой взгляд на заболевание.

Как мы решаем эту задачу

Общение с пациентами нельзя доверять менеджеру, прочитавшему книгу «Спросите маму». У нас интервью проводят профессиональные социологи, способные в рамках соблюдения этических норм выяснить у пациентов важные для продукта или системы особенности.

Врачи скептически относятся к цифровизации

Врачи – это отдельная социальная группа со своей статусной системой, условиями входа, иерархией. Группа достаточно закрытая, и это уже мешает исследовать реальное, а не задекларированное поведения врача. К новым людям (а исследователь — это, безусловно, новый человек) они относятся настороженно.

Дело усложняется негативным опытом работы с разного рода цифровыми системами. Медики взаимодействуют с неудобными программами, которые каждый год обновляются, становятся хуже, добавляют бюрократической работы и мешают основной деятельности.

Врачи не удивляются, когда видят интерфейс подобный этому.

Как мы решаем эту задачу

Обратная сторона закрытости сообщества — готовность проактивно и безвозмездно помогать своим. У нас сложилась база лояльных врачей (как правило, это личные знакомые), готовых поделиться своей экспертизой или порекомендовать своих открытых к общению коллег.

Сложно строить гипотезы

В обычных проектах исследователи и дизайнеры часто отталкиваются от собственного опыта, опыта знакомых, коллег, родственников. Это позволяет сформировать первичные гипотезы и быстрее погрузиться в особенности конкретного продукта.

В случае с медицинскими проектами мы часто имеем дело с совершенно новым опытом, которого у команды попросту нет. И если опыт врачей можно более-менее переносить из проекта в проект, то у пациентов он существенно отличается в зависимости от характера заболевания, стажа болезни, возраста, размера населенного пункта и других параметров.

Существенный плюс — врачи обычно четко знают, что им нужно. Наша задача на этапе аналитики — зарисовать, не потеряв ничего важного.

Как мы решаем эту задачу

Методологически — закладываем эту особенность на уровне гайда для интервью. Организационно — привлекаем внешних экспертов для верификации наших предположений.

Да, методика и эксперты хороши в любой теме, но именно здесь они критически важны, чтобы избежать существенных искажений.

Опыт врача и пациента сильно различается

Этот аспект наиболее явно проявляется при создании систем, объединяющих врача и пациента. Например, в экосистемах мониторинга, когда пациент сам или с помощью приборов вносит данные в приложение, врач анализирует эту информацию на приеме, ученый использует данные при написании статьи. Разные пользователи, разные цели и разные пути.

В более простых отраслях, например, в торговле, бизнес-процессы все-таки более-менее точно накладываются на поведение клиента, и проблемы возникают лишь в отдельных точках. В медицине же мы имеем дело с радикально разными процессами, которые друг на друга не похожи и друг из друга не следуют.

Личный кабинет врача и мобильное приложение пациента — два разных интерфейса, объединенных общими данными.

В системах, где основной пользователь врач, ситуация еще сложнее. Пациент присутствует как конечный клиент, но при этом не взаимодействует с системой напрямую и никак не может на нее повлиять.

Как мы решаем эту задачу

Мы проектируем два принципиально разных интерфейса для врача и для пациента, основанных на принципиально разных сценариях. В процессе проработки сценариев неизбежно всплывают конфликты интересов, которые мы стараемся в интерфейсе разрешить.

В случае сугубо врачебных систем мы скорее находимся на стороне врача в силу сильной зарегулированности всего, что связано с медициной. Это не значит, что мы вообще не учитываем интересы пациента, мы смотрим на них через вопрос «как помочь замотивированному врачу лучше учитывать интересы пациента».

Врач хочет заниматься лечением, а не изучением программы

Обычная профессиональная система (например, CRM) рассчитана на сравнительно недорогих специалистов, которых обучают работе в этой системе. Не хочешь обучаться — профнепригоден. С врачами ситуация сложнее.

Врач сам по себе — дорогой специалист, и его ключевой навык вовсе не скорость работы за компьютером и знание той или иной программы. При этом уровень технической грамотности хорошего врача вовсе не обязан быть высоким.

Дерево — не самое современное и удобное UI-решение, но это настолько привычный врачам паттерн, что они настояли именно на нем.

Как мы решаем эту задачу

Чтобы сделать сложную функциональную и информационно насыщенную систему сравнительно простой, мы привлекаем врачей не только к тестированию прототипов, но и к экспертной оценке. Врач становится соавтором дизайна, в явном виде сообщая, какие из возможных интерфейсных решений решений в медицине общепонятны и активно используются.

Работа врача строго регламентирована

Очевидный аспект, но существенно влияющий на процесс создания интерфейса медицинской системы. Нормы, регламенты, стандарты, законы — огромное количество формализованных требований, которые должны быть отражены в интерфейсе, и на которые невозможно повлиять.

Сами по себе процессы — объемные, сложные, нелинейные. Часто мы даже имеем дело с двумя сценариями: непосредственные действия врача при работе с пациентом или его историей болезни и действия, связанные с соблюдением всех норм и требований.

Система автоматически считает расходные материалы, исходя из назначений. Это экономит уйму времени и избавляет от лишней бумажной работы.

В обычных проектах мы можем сказать «давайте здесь упростим, а тут поменяем бизнес-процесс». В медицинских проектах чаще всего это невозможно. В основе медицинской системы всегда лежит четкий процесс, заданный нормативными документами. С одной стороны это упрощает проектирование, оцифровывать существующий процесс всегда проще. С другой — существенно усложняет нам задачу сделать инструмент удобным.

Как мы решаем эту задачу

На этапе аналитики тратим много времени, чтобы досконально разобраться в процессах и требованиях. При проектировании смещаем фокус со сценария, заданного регламентом, на работу с отдельными экранами, микросценариями и UI, и через них упрощаем взаимодействие врача с системой. И, конечно, постоянно сверяем промежуточные результаты с экспертами-практиками.

Пользователь находится в стрессовом состоянии

Речь, конечно, не про любую медицинскую систему, но фактор стресса проявляется достаточно часто.

Применительно к пациентам — речь про состояние плохого самочувствия, затуманенного сознания, невозможности сконцентрироваться на задаче.

В случае с врачами — использование системы в экстренных ситуациях или в процессе выполнения работы, требующей соcредоточенного напряжения.

Для врача-стоматолога диагностика состояния пациента, внезапно потерявшего сознание, — нетипичная стрессовая ситуация.

И для тех и для других свойственна боязнь совершить ошибку. Для пациента это больше технический аспект (вдруг я что-то сделаю и все сломается, а прибор дорогой, а врач не то подумает). Для врача — наказание за совершенную ошибку или невыполнение какого-то регламентного действия.

Как мы решаем эту задачу

При внутренней экспертизе интерфейса задаемся вопросом «в каком состоянии будет пользователь и как это влияет на интерфейс». Например, состояние может накладывать требования к размеру UI-элементов и шрифта, контрастности, отсутствию «интерфейсного мусора». Последнее — хоть и очевидная практика, но на деле очень сложно подчинить эстетику продукта задачам кризисного взаимодействия.

У врачей повышенные информационные требования

Система, которая оцифровывает существующий регламент, бесполезна для врача и законно воспринимается им как неизбежная бюрократия. Врачу нужно не по шагам пройти, а добыть важную информацию, которая поможет принять решение. Идеальный сценарий в упрощенном виде выглядит так.

  • Вытащить из системы информацию.
  • Отсортировать, убрать лишнее, сгруппировать, отфильтровать.
  • Сфокусироваться на важном.
  • Принять решение на основе этой информации.

Именно врачи часто описывают такое взаимодействие с системой, в других отраслях такой запрос у конечных пользователей встречается крайне редко.

Врач знает, что ему нужно, а мы знаем, как это визуализировать более наглядно.

Как мы решаем эту задачу

Вместе с врачами мы находим в интерфейсе точки принятия решения и определяем, какая информация здесь необходима. После этого работаем над визуализацией информации, чтобы она считывалась достаточно быстро и удобно.

Заключение

Такое внимание к аспектам проектирование медицинских систем обусловлено не только сложностью тематики, но и тем, что пока эти самые системы по качеству интерфейсов заметно отстают от того, что мы привыкли считать стандартами профессиональных систем. Надеемся, что наши наблюдения помогут и другим разработчикам исправить это досадное недоразумение.

______________________________________________________________________________

Подписывайтесь на Telegram-канал.

Оригинал статьи опубликован на нашем сайте.

0
34 комментария
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Ну неправда. Удобно? - Да. Наглядно? - Да. Минималистично? - Да.
В 2010 всё это выглядело бы сильно не так.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Ну, я бы таки глянул для сравнения.
Просто зная, что втирают нашим за вполне серьёзное бабло - тут вовсе не пример плохой работы.

Ответить
Развернуть ветку
Собака Павлова
Автор

Две недели назад поглядывал на планшет сотрудника скорой в СПБ. UI там примерно никакой. Про UX ничего сказать нельзя, было немножко не до расспросов врача.

Регулярно поглядываю на АРМ врачей в государственной поликлинике. Что-то подобное было в отделах соцзащиты в двухтысячных (что там сейчас — не знаю, но это даже не 2010 год).

Прошлой осенью смотрели интерфейсы АРМ известной сети коммерческих клиник. 1С на этом фоне — просто интерфейсное чудо.

Достойно выглядят интерфейсы АРМ клиники XXI Век, и там действительно есть признаки того, что это не просто оцифровка бизнес-процесса, как в 95% случаев (и вот где основная боль), а действительно удобный инструмент.

Это то, что навскидку в голову пришло. Исключения встречаются, но встречаются крайне редко. А в требованиях практически никогда не фигурирует современность дизайна. Обычно это требования для массовых коммерческих сервисов, типа банков и магазинов (хотя и последнее спорно).

Ответить
Развернуть ветку
S.Z

А самим дизайнерам не хочется сделать визуально приятный UI?

Ответить
Развернуть ветку
Собака Павлова
Автор

Ну, нормальным дизайнерам — нет, не хочется, им хочется решить поставленную дизайн-задачу, а в реальных задачах на профинтерфейсы требования к UI обычно очень приземленные: использовать существующий UI-kit; максимально стандартизировать UI для того, чтобы продукт было проще развивать своими силами и/или силами среднестатистических дизайнеров и всякое такое прочее.

Подход очень здравый, потому что первое впечатление от красоты очень быстро проходит, и в инструменте, который человек использует каждый день, перестает замечаться. Набившие оскомину примеры — тот же Амазон или Фейсбук.

Эстетика, современности, красота — важная и оооочень непростая тема. Хорошо, что ее затронули в комментариях, но не очень понятно, как ее использовать в хозяйстве, кроме как для самоутверждения. Проще говоря, кто будет платить за модный-красивый UI? Бизнес не хочет.

Ответить
Развернуть ветку
Собака Павлова
Автор

Покажите, как выглядит современный профинтерфейс? Без шуток, правда очень интересно.

Ответить
Развернуть ветку
S.Z
Ответить
Развернуть ветку
Собака Павлова
Автор

Спасибо, очень интересно. Потому что у нас немножко вытекают глаза, глядя на эти примеры. С одной стороны. С другой — видны отдельные детали, которые у коллег действительно проработаны лучше, прям невооруженным взглядом. С третьей — смачная подача кейсов немного подменяет подачу интерфейса. Интерфейс для ежедневной работы должен не впечатление производить, а не мешать ежедневную работу работать. Короче, тут есть на что посмотреть и что пообсуждать с точки зрения UI.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Podluzny

Ну вы же сами писали, что никаких количественных данных про ваши интерйесы у вас нет (ну и длинное объяснение почему так получилось) - помогают они работать или с ними все смерились тоже непонятно. Зачем же в иной ситуации вы строите предположения, что интерфейсы коллег чем-то плохи? Вы просили привести примеры визуально првлекательных профессиональных интерфейсов, сейчас же пытаетесь свести все к идее, что профинтерйес должен быть старомодным, а если это не так, то он плохой.

Ответить
Развернуть ветку
Собака Павлова
Автор

При чем тут количественные данные? Не путайте, пожалуйста, срез реальности, когда заказчик (владелец системы) приходит к внешним исполнителям с бизнес-задачей, в которой отсутствуют простые количественные метрики. Такова реальность.

Вам еще раз спасибо за ссылки. К вам вообще вопросов нет, только благодарность, что потратили время и поделились своим мнением.

Вопросы есть к авторам дизайна. Также, как у этих авторов могут быть вопросы к нашей работе — ради бога. И вообще мы начали с того, что признали, что в примерах есть детали, которые однозначно лучше наших (шрифтовая композиция, например). И усомнились в некоторых других решениях. Наверное, 10+ летний опыт дает нам (и им) право на критическое восприятие.

Не знаю, есть ли вам интерес отстаивать честь наших коллег по рынку. Вряд ли. Просто поясняю реакцию.

Безусловно, оценивать качество интерфейса по картинкам — хоть нашим, хоть не нашим — это самое последнее дело. Единственное, что можно, это сформировать гипотезы, что мы и сделали. Возможно, не стоило выносить это в комментарий вам, но если уж начинаешь обсуждать UI, то сложно остановиться.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений

Из всех примеров третий с конца нормальный. С остального - спасибо, блеванул.

Ответить
Развернуть ветку
Chu ma

С точки зрения клиента, мне нравится как система в клиниках Чайка устроена. Не знаю как врачам, но пациенту очень удобно.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Podluzny

Вот есть кусочек интерфейса от GE Healthcare, но надо признать, что часто профинтерйесы действиительно выглядят очень олдскульно, хотя, и не всегда это плохо. https://www.gehealthcare.com/-/jssmedia/gehc/us/files/products/carestation-insights/brochure_carestation_insights_portfolio_arc_jb00126xx.pdf?rev=-1

Ответить
Развернуть ветку
Собака Павлова
Автор

Спасибо!

Да, даже уголки не скруглили :) У нас был по этому поводу смешной случай как раз с медицинским интерфейсом. Маленький проект с минимальными требованиями к эстетике, но от скругленных уголков мы не удержались. Чтобы хоть как-то придать современности довольно топорному дашборду. В позу встали разработчики! Сказали, что ну это сложно, ну это css надо ковырять. Но мы их в итоге уговорили.

Ответить
Развернуть ветку
Собака Павлова
Автор

(Разработчики заказчика, у нас своей разработки нет)

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Podluzny

Вообще-то там есть скругления ;), но так-то понятно, что не этим современный дизайн определяется.

Ответить
Развернуть ветку
Nick

Ну с вниманием к деталям у них так себе - предположу что и другие дизайн-решения у них не так же проработаны :)

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Podluzny

Вы ошибаетесь в своих предположениях.

Ответить
Развернуть ветку
Nick

Почему?

Ответить
Развернуть ветку
unknown

Не сказал бы, что он лучше, чем у автора.

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Gunich

Очень интересно.

Ответить
Развернуть ветку
asdfgh

Интересная статья. Спасибо

Ответить
Развернуть ветку
joe dzhaliev

Насчёт стрессового состояния… такие картинки даны и описание шока (сам врач) - никогда бы не копался в приложении когда у пациента шок
Будет намного легче, если врач после оказания помощи - просто выберет какой вид шока был, клинику и анализы
Нужно приложение которое показывает динамику и анамнез больного, а не ставит диагноз

Ответить
Развернуть ветку
Собака Павлова
Автор

Это картинки из вполне конкретного кейса, когда заказчик хотел оцифровать уже существующие (и работающие) бумажные шпаргалки. Если коротко, то наша визуализация помогла заказчику осознать печальную мысль, что «в лоб» протоколы не перекладываются на мобильное приложение. Вот тут по ссылке вся история целиком: https://www.sobakapav.ru/portfolio/algohelp

Другой показательной картинкой мог бы быть интерфейс системы реанимации. Там другая история — данные должны однозначно и быстро считываться.

Ответить
Развернуть ветку
Юра Лисивец

Спасибо за статью. Интересно сравнить собственный опыт с опытом коллег по цеху.

Работаю дизайнером в продуктовой команде. Строим и развиваем систему управления сетью ортодонт-клиник. Часто сталкиваемся с ситуациями, когда личной экспертизы действительно недостаточно ввиду специфики продукта. Приходится постоянно балансировать на гипотезах и синхронизации их с врачами, стейкхолдером, проверять на практике и вносить изменения на ходу, обучаться нюансам, а также обучать конечных пользователей (врачей, ассистентов и другой медперсонал).

Действительно весьма специфическая сфера, где далеко не всегда красивая картина мира дизайнера укладывается в реальность врачебной деятельности со всеми вытекающими условиями, потребностями, стандартами. И действительно не всегда представляется возможным изменить процесс, стремясь к более гибкому и эффективному UX (хотя иногда удаётся и если даже это лишь звено большой цепи — для нас это большая радость).

Одна из больших болей — «впихнуть невпихуемое»🤪 . Врачам всегда хочется видеть как можно больше информации на экране, апеллируя к их бумажному опыту. Они боятся модальных окон как огня (даже если они — действительно единственное рациональное решение). Они не всегда технически идут в ногу со временем, не всегда следуют построенному согласованному флоу, склонны нарушать правила. При этом, нельзя просто заставить врача следовать твоей логике. Во многом получается наоборот — есть традиции, протоколы, привычки, ветвистость сценария. И настоящая работа начинается именно в таких условиях, когда решается комплексная задача и она не ограничивается скруглением уголков 😀 , при этом все остаются довольны результатом.

Да, интерфейсы подобных систем не всегда тянут на аварды на Бихэнсе и Дрибббле, но куда более важны отзывы врачей, которые спустя время отмечают, что им стало быстрее/легче/наглядней работать с системой.

Желаю всем коллегам успехов в этом нелегком, но увлекательном деле!

Ответить
Развернуть ветку
Собака Павлова
Автор

Большое спасибо за такой обстоятельный комментарий! Все именно так :)

Ответить
Развернуть ветку
Евгений

Это вам не это

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Podluzny

Хорошо, что вы пишите такие статьи. Они дают представление, что дизайн - это оне только про интерфейс, но и про общение и поиск решений конретных задач. При этом было бы полезно увидеть количественные сравнения "до" и "после", ведь для профессионального интерфейса и именно это важно. Например, увидеть как изменилось среднее время выполнения типичных сценариев (на реальных данных или на GOMS модели), как изменилось количество ошибок в интерфейсе на 1000 сессий, NPS и т.д.?

Ответить
Развернуть ветку
Собака Павлова
Автор

Количественное сравнение — это обычно история про развитие существующего продукта, про его тюнинг. В общем случае этим занимаются инхаус-команды. В полный рост в екоммерсе, например, и крайне редко в профессиональных интерфейсах.

В профинтерфейсах (и в медицинских в частности) решают две задачи.
1. Сделать с нуля.
2. Переделать то, что однозначно устарело.

Даже пример есть. Пока еще секретный проект, в начале которого декларировалась цель — ускорить работу оператора. В процессе аналитики выяснили (и заказчик подтвердил), что такой проблемы нет, и скорость оператора больше зависит от его общения по телефону, чем от работы с интерфейсом. И наша дизайн-задача трансформировалась в создание обновленного интерфейса, который бы:
1. Учитывал изменения в бизнес-процессах.
2. Был более гибким в настройках под конечного клиента.
3. Позволял заказчику самостоятельно развивать интерфейс (добавлять новые процессы).
4. Давал конкурентное преимущество при продаже.

Т.е. результат работы дизайн-команды в нашем случае — это всегда довольно сложные бизнесовые показатели. Более того, мы не можем влиять на них на все, мы вносим свой вклад.

ХЗ, может этот комментарий выглядит как отмазка. Но реальность такова, что мы бы сами с радостью поработали над проектом, где есть четкие метрики, которые нужно улучшить. Просто как челлендж! Но нет таких задач.

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Kulakov

Отличная статья.
Необходимо отметить специфику продукта. Большинство медицинских информационных систем не являются медицинскими изделиями, а значит нет строгих требований к функционалу для разработчиков. Для каждой области медицины нужен свой функционал: радиология, лучевая терапия, лаборатория и тд. Одни пишут отдельные модули к МИС, другие производители РИС/ЛИС. Потом не забывайте про то, что нужна интеграция с медицинским оборудованием (DICOM worklist), клиническими архивами, бухгалтерией и тд. Дизайн UI системы стоит где-то в конце списка.

По своему опыту работы не встречал ни одного “коробочного” решения МИС, где дизайн был бы продуман так же, как функциональная часть.

Все достойные решения писались под определённого заказчика, но это соответсвенно другой уровень затрат и времени. В России таких клиентов пока единицы.

Ответить
Развернуть ветку
Собака Павлова
Автор

Да, примерно такая же картинка у нас в голове. Сейчас основной запрос медучреждений — это оцифровка бизнес-процессов и соблюдение многочисленных требований вышестоящих инстанций. Массового запроса даже на UX нет, но хочется верить, что так или иначе он появится.

Ответить
Развернуть ветку
uxvoin

Собака Павлова это самая скучная интерфейс компания на мой взгляд и такие нужны, т.к. решают свои задачи. В целом конечно можно сделать и более красиво и удобно, но видимо у вас штат не имеет арт-директора.

Ответить
Развернуть ветку
31 комментарий
Раскрывать всегда