Как сделать диаграммы, с которыми данные станут понятными: опыт команды дизайнеров T1 CRM

В CRM собирают много разных данных — графики помогают представить их в максимально удобном виде. Чтобы в CRM от T1 Консалтинг визуализации были понятными и приятными, перед разработкой нового дашборда с диаграммами внутренняя команда дизайнеров проанализировала 20 реальных систем, собрала полезную информацию из Nielsen Norman Group, гайдлайнов и других источников.

В этом материале дизайнеры интерфейсов T1 Консалтинг Олег Бурцев, Елизавета Горлова и Арина Шулева рассказывают и показывают:

— Как правильно использовать разные типы диаграмм.

— Как собрать цветовую палитру.

— Как сделать собственную универсальную сетку.

— Как еще улучшить взаимодействие пользователя с продуктом.

— Как в результате выглядит дашборд с графиками и диаграммами в T1 CRM.

Руководство по использованию диаграмм

1. Круговая диаграмма (Pie chart)

Круговые диаграммы используют, пожалуй, чаще всего. С помощью них можно показать части целого в процентах, где сумма сегментов равна 100%.

Рекомендации:

  • Не используйте больше пяти сегментов, иначе они будут слишком тонкими, чтобы их можно было сравнить.
Как сделать диаграммы, с которыми данные станут понятными: опыт команды дизайнеров T1 CRM
  • Делайте сноски у каждого сегмента, чтобы пользователь мог быстро получать информацию.
Как сделать диаграммы, с которыми данные станут понятными: опыт команды дизайнеров T1 CRM
  • Тонкие кольцевые диаграммы считываются хуже.
Как сделать диаграммы, с которыми данные станут понятными: опыт команды дизайнеров T1 CRM
  • Расположите сегменты по убыванию их размера для удобного сравнения, чтобы подчеркнуть иерархию.
Как сделать диаграммы, с которыми данные станут понятными: опыт команды дизайнеров T1 CRM
  • Используйте контрастные цвета вместо тонов одного цвета.
Как сделать диаграммы, с которыми данные станут понятными: опыт команды дизайнеров T1 CRM

2. Линейная диаграмма (Line chart)

Линейные графики используют, чтобы показать динамику изменений за определенный период времени.

Рекомендации:

  • Не используйте больше 5—7 линий.
Как сделать диаграммы, с которыми данные станут понятными: опыт команды дизайнеров T1 CRM
  • Выбирайте разные стили линий для выделения, сравнения и подчеркивания иерархии.
Как сделать диаграммы, с которыми данные станут понятными: опыт команды дизайнеров T1 CRM

3. Диаграмма с областями (Area chart)

Существует три типа диаграмм с областями: с одной областью (single area charts), наложением (overlapping area charts) и накоплением (stacked area charts).

  • Диаграммы с наложением используют для сравнения значения между группами.
  • Диаграммы с накоплением подойдут, когда нужно увидеть суммарную величину и понять, как она распределяется по группам. Сравнение высоты сегментов позволит увидеть, как соотносятся подгруппы по вкладу в общий результат.
Как сделать диаграммы, с которыми данные станут понятными: опыт команды дизайнеров T1 CRM

Рекомендации:

  • Не используйте диаграммы с областями, если хотите показать больше 3—4 категорий. Лучше вместо них выбирать линейные графики.
Как сделать диаграммы, с которыми данные станут понятными: опыт команды дизайнеров T1 CRM

4. Столбчатая диаграмма (Bar and column charts)

Столбчатые диаграммы (bar and column charts) используют для сравнения значений или отображения разницы в течение периода времени.

Отличие column chart от bar chart: в первом вертикальные столбцы, во втором — горизонтальные.

Столбчатые диаграммы делятся на три типа: одинарные (single bar charts), с группировкой (clustered bar charts) и с накоплением (stacked bar charts)

  • Столбчатые одинарные диаграммы используют для отображения величины и соотношения данных.
  • Диаграммы с группировкой подойдут для сравнения значения между группами.
  • Диаграммы с накоплением покажут отношение части каждой категории к целому.
Как сделать диаграммы, с которыми данные станут понятными: опыт команды дизайнеров T1 CRM

Рекомендации:

  • Всегда начинайте ось Y с 0, чтобы правильно отображать значения на графике.
Как сделать диаграммы, с которыми данные станут понятными: опыт команды дизайнеров T1 CRM
  • Если есть длинные подписи, располагайте графики горизонтально.
Как сделать диаграммы, с которыми данные станут понятными: опыт команды дизайнеров T1 CRM
  • Используйте контрастные цвета для столбчатых диаграмм с накоплением.
Как сделать диаграммы, с которыми данные станут понятными: опыт команды дизайнеров T1 CRM
  • Располагайте по порядку ряды данных (только не делайте так, если ваш график включает в себя даты).
Как сделать диаграммы, с которыми данные станут понятными: опыт команды дизайнеров T1 CRM
  • Оставляйте между столбцами одной группы небольшое расстояние: это облегчит восприятие диаграммы.
Как сделать диаграммы, с которыми данные станут понятными: опыт команды дизайнеров T1 CRM
  • Добавляйте значения над столбцами, когда это возможно. Если подписи не могут уместиться на графике с большим количеством столбцов, скрывайте значения в тултип. Тогда данные будут появляться при наведении на график.
Как сделать диаграммы, с которыми данные станут понятными: опыт команды дизайнеров T1 CRM

5. Воронкообразная диаграмма (Funnel chart)

Воронкообразная диаграмма — тип диаграммы, который полезен, чтобы показать последовательный отсев пользователей на каждом новом этапе бизнес-процесса. Например, при прохождении по воронке продаж.

Рекомендации:

  • Используйте такой тип диаграммы, если у вас есть не менее четырех этапов.
Как сделать диаграммы, с которыми данные станут понятными: опыт команды дизайнеров T1 CRM
  • Чтобы лучше визуализировать данные в воронкообразной диаграмме, используйте столбчатую диаграмму с выравниванием по левой стороне. Ведь человеку проще сравнивать этапы, если они начинаются в одной точке. Тем не менее, эту воронку иногда трудно «продать», поскольку она может показаться «менее привлекательной».
Как сделать диаграммы, с которыми данные станут понятными: опыт команды дизайнеров T1 CRM
  • Если хотите придерживаться формы «воронки», сделайте высоту каждого этапа пропорциональной значению, избегая эффекта равного треугольника.
Как сделать диаграммы, с которыми данные станут понятными: опыт команды дизайнеров T1 CRM

6. Каскадная диаграмма (Waterfall chart)

Каскадная диаграмма показывает влияние положительных и отрицательных величин на начальное значение. Начальное и конечное значения отображаются в виде целого столбца, промежуточные значения представляют собой “плавающие” столбцы.

Рекомендации:

  • Обозначайте цветом положительную и отрицательную динамику.
Как сделать диаграммы, с которыми данные станут понятными: опыт команды дизайнеров T1 CRM

7. Пузырьковая диаграмма (Bubble chart)

Пузырьковую диаграмму в основном используют для отображения и демонстрации взаимосвязей между числовыми переменными.

Рекомендации:

  • Используйте тултип, чтобы показать, как разные размеры пузырьков соответствуют значениям переменной.
Как сделать диаграммы, с которыми данные станут понятными: опыт команды дизайнеров T1 CRM
  • Ограничивайте возможное количество пузырьков для построения.
Как сделать диаграммы, с которыми данные станут понятными: опыт команды дизайнеров T1 CRM

8. Диаграмма Ганта (Gantt chart)

Диаграмму Ганта используют для планирования и управления проектами. Это горизонтальная столбчатая диаграмма, где одна ось отображает временную шкалу, а другая — список задач. Сами задачи представлены столбцами, их расположение на графике и длина показывают начало, продолжительность и окончание задачи.

Рекомендации:

  • Цвета можно использовать для разделения задач на группы.
  • Чтобы показать степень завершенности задачи, столбец можно частично заполнить, заштриховать или использовать другой цвет.
  • Показать, какие задачи зависят друг от друга, помогут соединительные стрелки.
  • Используйте проходящую через диаграмму вертикальную линию для выделения текущей даты.
Как сделать диаграммы, с которыми данные станут понятными: опыт команды дизайнеров T1 CRM

Выбор цветовой палитры

Цвет — хороший инструмент для усиления смысла и ясности отображения данных, но только если понимаем, как он работает и как избежать проблем из-за неправильного использования.

При проработке цветовой палитры мы выделили следующие моменты:

  • Чтобы объекты в таблице или на графике были хорошо видны, используйте цвет фона, который контрастирует с объектом.
  • Используйте мягкие естественные цвета для большей части информации.
  • Убедитесь, что палитры доступны для людей с ограниченными возможностями зрения, и следите, чтобы яркость цветов значительно различалась. Можно использовать другие методы акцентирования данных, например, высококонтрастное затенение, форму или текстуру.
  • Не забывайте сравнивать цвета друг с другом, они должны выглядеть гармонично.
  • Палитры-градиенты подходят не для всех типов графиков. Пользователь должен без затруднений различать цвета и сопоставлять с легендой.

В нашей дизайн-системе семь базовых цветов — Blue, Cyan, Green, Yellow, Orange, Red, Purple, а также два варианта серого (Grey), каждый из которых имеет 20 градаций. Исходя из рекомендаций и существующей палитры, мы подобрали наиболее подходящие цвета для графиков:

Как сделать диаграммы, с которыми данные станут понятными: опыт команды дизайнеров T1 CRM

Создание сетки

Чтобы можно было использовать сетку в дизайне разных графиков, она должна быть универсальной:

  • Масштабироваться по высоте и ширине, так как нужна реализация под блоки разных размеров.
  • Подстраиваться под выбранное количество значений по осям, не сбивая размер самой сетки.
  • Быть максимально кастомизируемой, иметь возможность добавления и удаления осей, а также изменения стиля линий сетки с пунктирного на сплошной.

Мы рассмотрели различные открытые дизайн-системы, однако не смогли найти ничего нужного под наши требования. Поэтому решили собрать свои компоненты на основе существующих решений.

Инструкция для сбора адаптивной сетки

Основные составляющие сетки — линии по оси X и Y. Для них сделаем отдельные компоненты, чтобы через Variants была возможность выбора их количества (и количества координат по осям) и стиля (прямые или пунктирные), а с помощью Auto Layout зададим автоматические отступы, чтобы сетка могла подстраиваться под любой размер родительского блока.

Как сделать диаграммы, с которыми данные станут понятными: опыт команды дизайнеров T1 CRM

После этого мы можем объединить их в один фрейм и организовать компонент базовой сетки. Зададим через Variants отображение нужных осей, а также обводки.

Как сделать диаграммы, с которыми данные станут понятными: опыт команды дизайнеров T1 CRM

Кажется, что почти готово, но не хватает важных деталей. Во-первых, отобразим координаты по осям X и Y. Здесь мы должны учесть все возможные расположения осей (их четыре: слева, снизу, справа и сверху) и количество линий, которые нужно обозначить.

Как сделать диаграммы, с которыми данные станут понятными: опыт команды дизайнеров T1 CRM

Во-вторых, нужно добавить возможность отображения подписи каждой шкалы. Этот шаг мы делаем совместно с финальным сбором всех компонентов в единое целое. Используем горизонтальный Auto Layout, чтобы задать все возможные варианты отображения сетки, сохраняя при этом размер (их получилось целых 64!).

Как сделать диаграммы, с которыми данные станут понятными: опыт команды дизайнеров T1 CRM

Теперь мы можем использовать компонент на макетах под любой график и любые размеры, указывая в нём нужные оси и значения, а во-внутренних компонентах — регулировать количество линий и их стиль.

Улучшение взаимодействия

Здесь мы собрали рекомендации, которые можно применить к нескольким типам диаграмм.

Взаимодействие с диаграммой

  • Сделайте легенды такими, чтобы их можно было “выключать” по необходимости. Легенды с чек-боксами – отличный вариант. Пользователю понятно, что на них можно нажимать, в отличие от обычных круглых маркеров. Когда категория одна, легенду с чек-боксом можно не делать (так как нет смысла “выключать” одну категорию) — заменяйте её на обычный маркер.
  • Добавляйте состояние при наведении, чтобы пользователю было легче фокусировать своё внимание и получать необходимую информацию.
  • Показывайте детальную информацию с помощью тултипа. Мы не всегда можем отображать все значения на графиках, поэтому убирайте их в тултипы.

Подписи

Когда надо вместить в график большое количество значений на осях, возникает проблема их расположения.

  • Заранее продумайте логику: когда данных станет слишком много, как будут вести себя подписи на осях (какой они будут длины, сколько символов показывать, есть ли возможность сокращать их количество или скрывать за многоточием?)
  • Уменьшайте количество значений. Пользователю необязательно все время видеть все данные — ему достаточно ориентироваться на графике, а дополнительную информацию он сможет получить при наведении на интересующую область.
Как сделать диаграммы, с которыми данные станут понятными: опыт команды дизайнеров T1 CRM
  • Если вам нельзя уменьшать количество значений по оси Х (иногда такое бывает), подумайте о том, чтобы расположить график на всю ширину экрана. В крайнем случае можно сделать горизонтальный скролл. Это не самая удобная вещь, но иногда – единственный выход.

  • Располагайте подписи горизонтально, а не вертикально, и не наклоняйте их.

  • Значения на осях должны быть понятны — рекомендуем к числовым данным добавлять уточняющие подписи: они могут быть как в самих значениях, так и стоять сверху или сбоку оси.
Как сделать диаграммы, с которыми данные станут понятными: опыт команды дизайнеров T1 CRM

Еще несколько полезных советов:

  • Уменьшайте количество линий сетки или вообще убирайте их — большое количество ухудшает восприятие.
Как сделать диаграммы, с которыми данные станут понятными: опыт команды дизайнеров T1 CRM
  • Избегайте стиль графиков в перспективе (3D). Такие графики тяжелее считывать.

  • Подумайте о следующих шагах (актуально для графиков на дашборде):

— Переход в полноэкранную версию, где пользователь сможет посмотреть детальные данные графика (например, можно сделать кнопку или ссылку);

— Дополнительные функции (например, поделиться графиком или экспортировать его).

Как сделать диаграммы, с которыми данные станут понятными: опыт команды дизайнеров T1 CRM

Вот что у нас получилось

Теперь мы можем применять получившиеся графики и их сочетания в организации дашбордов для разных ролей пользователей (как правильно скомпоновать диаграммы — тема отдельной статьи). А пока вот один из вариантов, как выглядит интерфейс CRM от T1 с графиками, созданными с учетом представленных в статье советов.

Как сделать диаграммы, с которыми данные станут понятными: опыт команды дизайнеров T1 CRM
66
7 комментариев