Саунд-дизайн в UX. Как звук, который мы не слышим, транслирует идею через ассоциации

Как удержать пользователя с помощью звука и использовать разные контексты звучания, как изменилась роль cаунд-дизайнера с развитием технологий.

Привет, меня зовут Кирилл! Я cаунд-дизайнер в Red Collar: отвечаю за звук внутри интерфейсов приложений, сервисов, сайтов. Расскажу, кто такие cаунд-дизайнеры, кому они нужны и почему скрип двери в подъезде — иногда именно то, что нужно для проекта.

Откуда пришел cаунд-дизайн

Cаунд-дизайн — это процесс определения, управления или создания звукошумовых эффектов. Даже звук, когда вы запускаете ноутбук или получаете уведомление, кто-то придумал и прописал. И этот кто-то — cаунд-дизайнер.

Истоки профессии уходят в момент появления возможности проводить манипуляции со звуком. Первым из таких был Уолтер Мюрч, который работал над звуком в фильме Френсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня» (1979). Тогда никто и не мог подумать о том, что будут существовать какие-то интерфейсы, и что кто-то будет их озвучивать.

Теперь cаунд-дизайнеры разбираются с тем, как полезнее и правильнее озвучивать интерфейсы. Так, чтобы звук читался и при этом не раздражал пользователя.

Один из фундаментальных принципов cаунд-дизайна схож с принципом визуального дизайна: «Хороший звук — это тот звук, который ты не слышишь, но он заставляет все работать».

Представьте, что вы ждете лифт и между делом завели small-talk со своим коллегой. Ваша мысль полностью погружена в диалог. Приходит лифт. Издает звук. Вы не сбиваетесь с мысли, но поняли, что лифт прибыл. Это и есть магия хорошего cаунд-дизайна — он не бросается на вас и не вынуждает отвлекаться. Лишь легкое касание, которое передает именно столько информации, сколько необходимо.

Прикладной и художественный звук: в чем разница и где использовать

Прикладной звук используется, например, в гейм-индустрии и ОС. В операционных системах задача звука — разгрузить пользователя, дать его глазам отдохнуть и объяснить разные механики более простым методом вместо огромной инструкции. Разница с художественным в том, что от прикладного остается только форма.

С популяризацией наушников и гарнитур cаунд-дизайн начал проникать в повседневные вещи, такие как приложения и сервисы. Раньше это было проблематично, потому что многие люди надевали наушники только для прослушивания музыки. Сейчас ситуация изменилась, и пространство для работы sound-дизайнера увеличивается.

Художественный cаунд-дизайн — это красивые промо, реклама и стенды. Тут важно погрузить пользователя в проект через ассоциации. Для этого мы используем длинные атмосферные композиции, округляем все в читаемые метафоры. Если это роботы, то звуки будут металлические. Если это добрый космос, то звуки — максимально мягкие и мечтательные. Как, например, было в нашем кейсе «Как работает Backend».

Звук в UX: что отпугивает пользователя и как этого избежать

Часто нежелание тратить время и ресурсы на cаунд-дизайн оправдывают тем, что всю работу можно выключить одним тумблером. Отчасти это верно, поэтому cаунд-дизайнеры объединились и поставили перед собой задачу — изменить устоявшийся подход к звуку.

Ранее, когда технологии были не настолько развиты, главной задачей звука была функция. Вы могли слышать элементарные, иногда неприятные, но понятные звуки клавиатуры кнопочного телефона или оглушающий будильник, эквивалентный ведру ледяной воды. Главное, что основная функция выполняется! Люди стали отключать звук, чтобы случайно не услышать его вновь и не почувствовать эту дрожь по всему телу.

Сейчас cаунд-дизайн — очень тонкая дисциплина, в которой каждый профи старается беречь старые раны пользователя. Нашей задачей является создание звука, который передаст достаточно информации, и не вызовет отрицательную реакцию.

Например, cаунд-дизайнер нового флагмана Pixel решил дать новый опыт пробуждения и сгладить старый. Получился многоступенчатый будильник — мелодия начинается с малой громкости и простой мелодической партии. Человек может проснуться, прежде чем звук будет слишком явным.

Звук в UX: зачем нужен cаунд-дизайнер и как синтезировать новые идеи

Звук кнопки в среднем длится 0,8 секунд — это немного. И в этот кратчайший промежуток времени саунд-дизайнеру нужно передать тон, тембр, настроение, функцию, иногда философию и еще несколько параметров.

Кажется, что стоки — экономия времени и ресурсов. На самом деле, вы потратите огромное количество часов в поиске именно такого звука, который необходим. Однако если вы хотите отличиться, то ни стоки, ни нейросети не помогут, когда речь о художественном звуке.

Для одного проекта готовые звуки показались мне скучными. В процессе поиска метафоры я услышал, как скрипит моя дверь в подъезде. Понял — вот оно! Спустя 10 минут я уже сидел и синтезировал из нее новую метафору, которая вписалась в проект и передала его атмосферу.

В поисках нового звука нужно мыслить вне рамок, использовать инструментарий, который бы никогда не пришло в голову скрестить. Тогда под четкой редактурой cаунд-дизайнера найдется новое и уникальное, что может перерасти в тренд.

Как определить: подходит звук для пользователя или нет

Тестируйте. Чтобы понять, работает ли метафора, мы приходим к бесчисленным тестам. Есть несколько видов тестов по смысловому наполнению.

Для прикладного звука работает тест «без контекста»: когда фокус-группе показывают звук и спрашивают, что они видят, какие ощущения и какие действия им хочется сделать, услышав звук.

Также существует вариант с контекстом, когда мы уже смотрим на реакцию людей внутри интерфейса или веба: не дернулся ли пользователь и заметил ли вообще звук. Важно добиться эффекта незаметности и не вторгаться в личное пространство отношений «пользователь-наушники».

Лучший звук тот — который не замечаешь.

Джим Рикс, cаунд-дизайнер Apple

Реакция на звук зависит и от ситуации, при которой он проигрывается — будет ли звучать на шумном фудкорте или в наушниках с шумоизоляцией? Это нужно учитывать и тестировать транслируемость для разных окружений и на разных девайсах.

Вместо итогов: еще немного про sound-дизайн

Для большего погружения в профессию cаунд-дизайнера недавно на подкасте «Мамкин Дизайнер» обсудили, как отличить хороший саунд от плохого, особенности sound-дизайна в IT и как проектировать новый пользовательский опыт с помощью звуков. Смотрите и слушайте.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null