Как использовать сценарии в разработке мобильных приложений

Показываем на примере «Помощника ОСАГО».

В закладки

Любое мобильное приложение можно раскритиковать, было бы желание. Но мы так не делаем — слишком велик соблазн докопаться до визуальных решений. Поэтому используем инструменты, которые помогают увидеть продукт целиком и воспринять его глазами пользователя, а не внешнего наблюдателя «про красивенькое». Один из таких инструментов — сценарии.

Легче всего показать силу сценариев в «приложениях одной задачи». Например, в «Помощнике ОСАГО» (iOS, Android), которое помогает водителям оформлять европротоколы. У него всего одна задача, но очень важная. А еще — это приложение с некоторой степенью риска. Пользователь может не дойти до финала, и тогда оба водителя, попавшие в ДТП, потеряют время (мы потратили 40 минут) и будут обязаны вызвать наряд ГИБДД. Сценарий как раз и покажет, удалось ли разработчикам создать стопроцентно проходимый путь.

В общем, почти идеальный для нашего материала случай.

Шевченко В.И. «Сломалась телега»

Скажем больше: если вы разрабатываете приложение, выполняющее всего одну задачу, сценария будет достаточно, чтобы начать делать дизайн и даже разработку. А еще — заранее оценить, где пользователю будет неудобно, как он себя поведет на каждом этапе, что ему не пригодится. И все это — сразу, не написав и строчки кода.

В статье мы намеренно выбрали формат диалога, чтобы проявить в сценарии его сущность: протяженность во времени, сложность шагов, риски каждого шага. Поэтому у нас такой разговорный диалог. Вы можете использовать любые другие форматы.

Что мы ожидали от приложения и что получилось?

Мы ожидали, что приложение проведет нас по сценарию из семи пунктов. Вот такой порядок мы представляли.

0. Приложение объяснит, как работает и что от нас понадобится при оформлении ДТП.

1. Приложение расскажет про правила поведения при ДТП, предупредит о необходимых документах и других требованиях к участникам.

2. Предупредит об обязательных условиях, когда мы можем и не можем оформить ДТП онлайн.

3. Попросит документы у обоих участников ДТП.

4. Зафиксирует повреждения.

5. Попросит описать, при каких обстоятельствах произошло ДТП.

6. Проверит всю введенную информацию, попросит подтверждение у обоих участников.

7. Объяснит, что нам делать дальше.

Примерно так и получилось. В приложении реализован именно этот сценарий. Но отличий тоже хватило.

Чем реальный сценарий отличается от вымышленного:

  • не хватает сценария обучения, который объяснил бы, как пользоваться приложением;
  • участники ДТП неравноправны — один оформляет, другой ждет и нервничает, все ли заполнено верно;
  • приложение не предупреждает, что оба водителя должны быть зарегистрированы в «Госуслугах»;
  • последний этап оформления ДТП проводится в «Госуслугах», а не внутри приложения.

Это были краткие предварительные итоги. А вот процесс.

0. Обучение

Сценарий, который используется один раз.

Мы установили приложение, сидя дома, и хотим знать, что можно сделать, чтобы быть лучше подготовленным к оформлению ДТП. Вдруг есть какие-то нюансы? А может, мне стоит заранее загрузить все документы в приложении?

Зимой в разбитой машине не хочется тратить время и зарядку, чтобы знакомиться с новым интерфейсом. Лучше подготовиться заранее.

Ожидание

— Я скачал приложение. Надеюсь, оно мне не понадобится, но на всякий случай пусть будет. Чем оно мне поможет?

— Если никто не пострадал, вы собственник и все согласны друг с другом, вы сможете быстро оформить ДТП без вызова ГИБДД.

— Без подводных камней?

— Есть одна мелочь: вы должны быть зарегистрированы на «Госуслугах».

— А как оформиться?

— Сделайте вот это.

— А как с документами? Что нужно заполнить?

— Вот документы, которые нужны от вас, вот форма для информации, сюда загрузите фотографии.

— И все, смогу уехать и получить деньги?

— Не совсем, нужно будет написать обстоятельства ДТП на «Госуслугах».

— Хорошо, зарегистрируюсь, пожалуй.

Реальность

Никакого обучения в реальности нет.

Этот сценарий разработчики не отработали.

1. Информированное согласие

Ожидание

— Я попал в ДТП.

— Оформлять будете?

— Да.

— Давайте проверим, что вы сможете это сделать через приложение. Ваше ДТП такое-то и такое-то?

— Да.

— Второй участник готов участвовать в оформлении через приложение?

— Да.

— У вас у обоих есть доступ к «Госуслугам»? Проверьте, кстати.

— Проверили, есть.

— Достаньте бумаги. Понадобятся права, полис страхования и что-то там еще. Всё есть?

— Да, всё есть.

— Проверим технические условия: у вас у обоих должны быть смартфоны с интернетом и работающей фотокамерой.

— Есть.

— Вы понимаете, что нельзя никуда уходить и перемещать автомобили, пока я не скажу?

— Да.

— Если что-то пойдет не так (например, у кого-то сядет батарейка), вам все-таки придется вызвать ГИБДД. Согласны?

— Угу.

— План такой: сначала то-то сделаем, потом то-то, а в конце то-то. Поехали?

— Да.

Реальность

В приложение можно войти только через аккаунт в «Госуслугах». По-другому — никак. Это означает, что, если у вас нет подтвержденного аккаунта, воспользоваться «Помощником» вы не сможете. Зарегистрироваться на ходу не получится — сперва данные должны проверить в ФМС РФ и Пенсионном фонде РФ.

Для удобства приложение сразу спрашивает права и ОСАГО. Этот этап можно пропустить — потом попросит еще раз. Но если вы при входе заполнили данные, они сами подставятся в поля позже.

Приложение разделено на три вкладки. Центральная вкладка — оформление ДТП. Нажимаем на нее — приложение просит доступ к геопозиции, а потом предупреждает, что работает не везде. Затем сразу начинается транзакция.

Отличия от сценария

  • Непонятно, будет ли участвовать в оформлении второй участник ДТП.
  • Неизвестно, какие понадобятся данные.
  • Про смартфоны и камеры приложение не предупреждает. А вдруг у одного из участников старый телефон или разбита камера?
  • Что делать сейчас и что понадобится сделать во время оформления, ни слова.
  • Приложение не предупреждает, что у второго участника тоже должен быть подтвержденный профиль на «Госуслугах». Иначе все зря. Но мы узнаем об этом позже.

Главное отличие — в этом этапе не участвует второй участник ДТП. Мы оформляемся, а он стоит рядом и нервничает. Вдруг мы как-то его обманем? Может, обстоятельства ДТП опишем неправильно? Или оформим неверно, а потом окажется, что оба покинули место ДТП.

2. Старт транзакции

Транзакция — это группа последовательных операций. Она прерывается, если не выполнено условие любой из операций.

В нашем случае транзакция — это согласие двух водителей с обстоятельствами ДТП. Если кто-то из них не согласен хотя бы с одним условием, оба не смогут воспользоваться приложением.

Ожидание

— Вот код вашего ДТП. Он понадобится для разного. На всякий случай сохраните. Но сейчас важно другое: попросите второго участника присоединиться к оформлению ДТП по этому коду.

— (1) Прошу.

— (2) Присоединяюсь.

— Порядок. Все в сборе. Теперь назначим крайнего. Кто из вас виноват в ДТП?

— (1) Я виноват.

— (2) Ага, он виноват.

— Договорились.

Реальность

Приложение проводит транзакцию.

  1. Просит подтвердить, что собственниками автомобилей являются физические лица и у водителей, попавших в ДТП, нет разногласий в отношении происшествия.
  2. Предупреждает, что надо включить аварийную сигнализацию, выключить двигатель и поставить знак аварийной остановки.
  3. Спрашивает, пострадал ли кто-нибудь в ДТП.
  4. Удостоверяется, что в ДТП участвуют только два автомобиля, не пострадали третьи лица и их имущество, а у водителей нет разногласий по поводу обстоятельств ДТП, в том числе и видимых повреждений автомобилей.

После этого приложение переходит к документам.

Отличия от сценария

Отличий нет. Приложение ведет себя именно так, как мы и ожидали.

3. Документы участников

Ожидание

— Пожалуйста, введите оба информацию из водительских прав.

— (1) (2) Вводим.

— ОК. Теперь — информацию о страховом полисе.

— (1) (2) Вводим.

— Проверяю… Да, вся информация корректна, можем двигаться дальше.

Реальность

Приложение предупреждает, что карточка участника А будет отмечаться желтым цветом, а участника Б — синим. Становится понятно, что оформлять ДТП будут оба водителя.

Если вы не ввели документы при входе, приложение потребует их на этом шаге. ФИО, дату рождения и права нужно ввести руками, а вот ОСАГО можно загрузить, если отсканировать QR-код на страховке. Приложение сразу проверит, зарегистрирован ли полис в базе РСА и есть ли совпадения данных по транспортному средству.

Потом все то же самое нужно сделать за участника Б: ввести его ФИО, дату рождения, права и страховку в своем смартфоне. Приложение попросит скинуть специальную ссылку участнику Б, чтобы тот подтвердил верность данных у себя на смартфоне. Можно показать QR-код. По этой ссылке участник Б перейдет на портал ЕПГУ, где ему сперва понадобится авторизоваться и только потом подтвердить, что его данные ввели верно.

Затем приложение просит указать время и место ДТП, указать свидетелей, дать общий план их автомобилей, фотографии госномеров, ФИО, места жительства и номера телефона.

Отличия от сценария

  • Участник А должен заполнять информацию за двоих — это может нервировать участника Б, потому что неизвестно, что он там напишет.
  • Участник Б тоже должен быть зарегистрирован на «Госуслугах» — это сюрприз.

Потом приложение просит оформить свидетелей.

4. Повреждения автомобилей

Ожидание

— Теперь прошу каждого зарегистрировать повреждения своих автомобилей. Нужны будут фотографии и названия деталей. Вот инструкция, как это сделать, будьте внимательны. Если тут ошибетесь, будет то-то и то-то.

— (1) и (2) Фотографируем, вводим буковки… Уф, вроде всё.

— Посмотрите, что получилось. Все верно?

— (1) и (2) Ну, по моей машине все верно.

— А машины друг друга проверьте еще, пожалуйста? Вот информация.

— (1) и (2) И тут все верно.

Реальность

Приложение просит участника А:

1) выбрать поврежденные детали;

2) сфотографировать каждое повреждение;

3) сфотографировать регистрационный знак;

4) сфотографировать общее расположение автомобилей на фоне неперемещаемой окружающей инфраструктуры.

Приложение без предупреждений отправляет фото в Российский союз автостраховщиков.

Затем то же самое делает участник Б на смартфоне участника А: указывает поврежденные детали и фотографирует свой автомобиль.

Приложение не просит обоих участников ДТП подтверждать заполненные данные.

Отличия от сценария

  • Участник Б должен пользоваться смартфоном участника А.
  • Приложение не просит участников подтвердить повреждения.
  • Неизвестно, что произойдет, если кто-то неправильно зафиксирует повреждения.

5. Обстоятельства

Ожидание

— Теперь нужно написать много букв для страховой: как обгонял, как подрезал… Делать нужно правильно и аккуратно, а не то будет то и это. Вот кое-какие пояснения.

— (1) и (2) Пишем. Написали.

— Проверяю… И правда написали. Теперь друг друга проверьте.

— (1) и (2) Всё так, всё так.

Реальность

Приложение переносит участников в «Госуслуги» и предлагает проверить данные именно на портале. То есть переносит из этапа «Повреждения автомобилей» в «Проверку данных». На той же странице можно описать обстоятельства ДТП.

Отличия от сценария

  • На этом этапе приложение не дает участникам А и Б проверить, кто как описал обстоятельства ДТП.
  • Приложение не объясняет и не подсказывает, как правильно описывать обстоятельства ДТП.

6. Проверка данных

Ожидание

— Так, ну вот всё, что вы понаписали. Одной простыней. Нужно «угу» от каждого — ну или желание поменять что-то. Подтверждайте или меняйте?

— (1) и (2) Да верно всё.

Реальность

Каждый участник на своем смартфоне переходит в «Госуслуги» и видит большое полотно текста со всеми введенными данными.

В полотне есть пустые поля — можно что-то дописать и добавить обстоятельства ДТП.

Мы закончили на этом этапе — не рискнули оформлять ДТП на государственном портале, в котором пользователи авторизуются по паспорту.

7. Инструкция по дальнейшему

Ожидание

— Ну класс. Теперь я буду пережевывать всю эту инфу. А вы уже можете идти в страховую вот с этим волшебным кодом. Кстати, прислать вам код и все заполненные анкеты по почте, например? На какие адреса?

— (1) и (2) Сюда присылай.

— Отправила. Всё. Можете ехать по своим делам.

Реальность

<...>

До этого этапа мы не добрались.

А выводы?

В начале статьи мы задались целью показать, как использовать сценарии для оценки и создания приложений. У нас не было задачи найти все возможные ошибки в «Помощнике ОСАГО».

Наш сценарий — это то, что мы ожидали от приложения. Разумеется, мы не претендуем на единственное правильное мнение. Да и вообще на правильное. И да, мы могли придумать другой сценарий. Но взяли этот для примера.

Главное, что мы хотели сказать: фиксировать сценарий — важно.

Вот как еще можно использовать сценарий.

  1. Узнать, чего от приложения хотят пользователи и как они им будут пользоваться.
  2. Убрать все лишнее и второстепенное. Каждый раз, когда кто-то предлагают идею в духе «А давайте еще сделаем вот это», можно сверить ее со сценарием и спрогнозировать, как на конкретном этапе изменится поведение человека.
  3. Начать создавать продукт, не привязываясь к технологиям. Например, сценарий может показать, что вам можно не заморачиваться с разработкой приложения и создать чат-бота.

  4. Включить фантазию. Когда команда знает, какую задачу и каким образом выполняет их продукт, она может искать эффективные решения, и не только интерфейсные.

  5. Подготовиться к разработке. Все в команде представляют, что у них должно получиться. Поэтому можно начинать заранее, не дожидаясь, пока коллеги закончат свой этап работы.

  6. Заменить им тестирование продукта. Пройтись по сценарию и посмотреть, где возникают трудности.

А вывод такой: для «приложений одной задачи» сценарий — важный этап работы над продуктом. Возможно, даже главный. И уж точно — один из самых-самых первых.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Собака Павлова", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 5, "likes": 19, "favorites": 73, "is_advertisement": false, "subsite_label": "design", "id": 93576, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 20 Nov 2019 16:34:42 +0300", "is_special": false }
Объявление на vc.ru
Финансы
Госдума приняла законопроект, который упрощает режим использования зарубежных счетов и вкладов
В среду, 20 ноября, Государственная Дума в третьем чтении приняла законопроект, который упрощает жизнь валютным…
0
{ "id": 93576, "author_id": 230065, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/93576\/get","add":"\/comments\/93576\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/93576"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199114, "last_count_and_date": null }
5 комментариев
Популярные
По порядку
3

Сегодня, когда на КАДе стояли в пробке из-за аварии, вспоминала, что вроде же есть приложение оформить всё по-быстрому. Оформишь тут (( И особенно по-быстрому.

Ответить
2

Я думаю что некоторые решения по сценарию использования диктуются законом и текущим форматом бланка европротокола. 

Мы в компании 65apps.ru выпустили специальный ролик, с описанием того, что ждет пользователя в приложении "Помощник ОСАГО". Там за 10 минут объясняются практически все детали 

Ответить
1

Посмотрел я ролик и забыл, но в момент стрессовой ситуации не будет времени опять смотреть ролик, а про приложении написано в статье. Согласен с тем, что надо упрощать, насколько это возможно в определенных ограничениях.

Ответить
0

Шрифт в лучших традициях пиздеца

Ответить
0

Отлично, спасибо.

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }