Геймдизайнер: кто это такой? Обзор профессии

Геймдизайнер — кто это и чем занимается? В этой статье подробно расскажем о человеке, который создает дизайн игр, персонажей и сколько он зарабатывает.

Статья обновлена 28 августа 2024 года.<a href="https://ru.freepik.com/free-photo/high-angle-woman-playing-videogame-computer_24799462.htm#fromView=image_search_similar&amp;page=1&amp;position=31&amp;uuid=13116c35-43c5-479e-ac33-f3184eddcd42" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank"> Image by freepik </a>
Статья обновлена 28 августа 2024 года. Image by freepik 

Если верить статистике, в мире 25% населения играет на компьютерах, смартфонах и приставках. И именно геймдизайнеры стоят у истоков каждой игры, будь то легенда или обычный середнячок, который забывается на следующий день.

Что будет в статье:

Геймдизайнер — кто это такой и чем он занимается

Геймдизайнер — это многопрофильный специалист. Именно он тот, кто создает саму идею и концепцию игры, собирая вокруг себя команду и контролируя, чтобы задумка была реализована так, как задумывалось. Конкретные виды деятельности, которыми занимаются геймдизайнеры, могут отличаться в зависимости от размера проекта, штата команды. Но в целом от опытного специалиста ожидается:

  • умение придумать идею и механики игры;
  • создание игрового мира, нарратива, квестов;
  • навыки по презентации проекта инвесторам;
  • лидерские качества.
Геймдизайнер: кто это такой? Обзор профессии

В определенной степени геймдизайнер должен знать и понимать все этапы создания игры. Только так он сможет направить коллектив, раздать задания и получить готовый играбельный проект, который можно будет реализовывать на рынке.

Направления в геймдизайне

Так как в одиночку справляться с крупными проектами невозможно, даже если это касается только руководства, то задачу распределяют на команду по гейм-дизайну. В нее могут входить специалисты разных направлений, хоть должность и будет примерно одинаковой:

  • Системный дизайнер. Этот человек отвечает непосредственно за суть игрового процесса. Он решает, что конкретно будет делать человек в игре большую часть времени. Будет ли это головоломка, РПГ, шутер, стратегия, а может смесь различных игровых активностей.
  • Дизайнер мета-геймплея. В его зону ответственности входит то, что больше всего любят игроки: ачивки, награды за квесты и другие бонусы. А также сам процесс поэтапного открытия новых способностей/оружия, повышение уровня, условия тех или иных достижений.
  • Левел-дизайнер. Создает конкретные локации, по которым будет путешествовать условный герой, его окружение, фон. Здесь важна не столько красота, сколько то, как локация будет соответствовать геймплею игры.
  • Дизайнер контента. Придумывает конкретные игровые единицы. Это может быть новая пушка, автомобиль, робот, монстр — все, с чем конкретно взаимодействует игрок на том или ином этапе игры.
  • Нарративный дизайнер. Сочиняет повествование игры, ее сюжет, а также вписывает все придуманное в созданный мир через диалоги, конкретные действия персонажей или простыни текста. Называет все локации, квесты и прочее.
  • Дизайнер интерфейсов. Это двойная специализация. Художники рисуют красивые иконки, на которые будет нажимать игрок, подбирают их местоположение размер, придумывают шрифты. А технические дизайнеры с навыками программистов делают так, чтобы все это действительно работало.

И это далеко не весь список. Отдельные геймдизайнеры могут заниматься экономикой внутри игры, другие корректировать баланс. А нередко возникает и такая ситуация, особенно в составе небольших студий, что специалисту приходится быть мастером на все руки, реализуя сразу несколько направлений деятельности одновременно.

📌 Научитесь создавать игры с нуля! Заберите бесплатный доступ к курсу Основы геймдизайна от XYZ School

Реклама. ООО «ИКС ВАЙ ЗЕТ НЕТВОРК», ИНН 9705150153, erid: LatgBf7Xv

Что должен знать и уметь геймдизайнер: должностные обязанности

Геймдизайнер — это в первую очередь руководитель. В его обязанности входит уметь делать все, пусть и понемногу. Не надо быть идеальным во всем, но разбираться во всех деталях создания игр надо как минимум на базовом уровне, постепенно повышая квалификацию в разных областях.

Геймдизайнер: кто это такой? Обзор профессии

Hard Skills (профессиональные качества)

Изначально надо понимать, что игры создаются ради зарабатывания денег. И только ради этого они должны нравиться игрокам, чтобы те покупали продукт. Соответственно, профессия геймдизайнера во многом является на практике обычным менеджментом очередного проекта. И для этого требуются соответствующие навыки.

  • Знание английского языка

90% литературы, обучающих материалов и программ созданы на английском языке. Поэтому средний уровень владения им обязателен для любого геймдизайнера, просто чтобы всегда отслеживать новинки профессии и развиваться.

  • Основы бизнес-процессов и маркетинга

Главная задача геймдизайнера — придумать идею и поручить ее подчиненным, а потом проконтролировать результат. При этом реализация задумки должна укладываться в бюджет игры. Так что приходится изучать науку ведения бизнеса и продаж.

  • Умение работать с таблицами и текстовыми редакторами

Главный инструмент большинства геймдизайнеров. Подсчеты баланса игры, создание нарратива, технических заданий разработчикам, отчетности, общение с инвесторами — все проходит через текстовые, табличные редакторы. Так что от специалиста ожидаются крепкие школьные знания математики, а также грамотность речи.

  • Технические навыки

В зависимости от направления геймдизайна могут требоваться в различной степени. Однако базовые знания об отличиях операционных систем на ПК и смартфонах, консолях, технических ограничениях игровых движков, процессе создания разработчиками кода нужны и важны всем.

  • Художественные навыки

В первую очередь нужны дизайнерам контента и интерфейсов. Сюда может входить не столько знание академического рисунка, сколько умение работать в специализированных программах, вроде 3DS Max, Blender.

Геймдизайнер: кто это такой? Обзор профессии

Soft Skills (личные качества)

Геймдизайнер — это творческий руководитель. Ему приходится контролировать деятельность команды, в том числе и собственным примером. Поэтому чем больше человек развивается в этом направлении, тем сильнее проявляются требования к личным качествам.

  • Организованность

Все задачи по проекту проходят через геймдизайнера. Ведь он дает ТЗ, проверяет результат и решает возникающие проблемы. Недостаточная дисциплина и эффективность геймдизайнера сразу скажется на эффективности команды в целом.

  • Логика

Творчество — лишь часть профессии. Анализ информации, подготовка решений для сложных проблем разделением на мелкие задачи, планирование решения тех или иных вопросов по проекту является зачастую более важной и трудоемкой спецификой работы. И для всего этого требуется определенный склад ума, нацеленный на логическое мышление.

  • Геймерство

Нельзя быть хорошим геймдизайнером, не являясь геймером. Личный опыт взаимодействия с разными жанрами, платформами, игровыми механиками позволяет получить как раз то вдохновение, которое помогает выйти за рамки шаблонных решений. Кроме того, никогда не лишним бывает подсмотреть у конкурентов, как они решают свои задачи, переработать их методы и воплотить в своем проекте, сделав его лучше.

  • Креативность

Если просто повторять за другими, можно бесконечно штамповать однотипные проекты, вроде китайских мобильных РПГ. Но чтобы достичь успеха и создать что-то из списка легендарных игр, надо мыслить нестандартно, не отвергать идеи прошлого, как и современные задумки, а использовать весь накопленный багаж знаний для создания чего-нибудь уникального.

  • Эстетический вкус

Сам геймдизайнер рисует далеко не всегда, но он обязан принимать работу художников, уметь отличить качественный интерфейс, дизайн предмета или персонажа от банальщины. Поэтому надо постоянно работать над насмотренностью в этом вопросе, следить за тенденциями рынка.

С помощью каких программ создают игры

Компьютерные игры — это сложные и не очень программы. Поэтому абсолютным минимумом для ее создания является один из языков программирования. В среде геймдева (так называют разработку игр) наиболее популярными считаются:

  • Java и Java Scrypt,
  • Python,
  • C++,
  • C#,
  • PHP,
  • Swift.

При этом сама базовая среда разработки не позволит создать что-то сложное. Поэтому она дополняется библиотеками и фреймворками, которые берут на себя часть вычислений и дают программисту необходимые функции, вроде расчета физики движений, падений. Таким образом можно создать свою среду создания игр — игровой движок.

Создание игры в графическом редакторе
Создание игры в графическом редакторе

Если страдать и писать все с нуля собственноручно не хочется, можно воспользоваться готовым игровым движком. В нем уже есть набор необходимых шаблонов, функций, с которыми можно сразу браться за создание игры, даже не зная ничего о программировании. В качестве примера можно привести знаменитые игровые движки:

  • Unity,
  • Unreal Engine,
  • RPG Maker,
  • Cry Engine,
  • Creation Engine.

У каждого из вариантов есть свои преимущества и недостатки. Собственный движок обычно лучше оптимизирован, более предсказуем, но делать его дорого и долго, да и велики шансы допустить ошибки. За удобные и готовые движки сторонних компаний обычно приходится платить, в том числе и отдавая процент с продаж готовой игры. Выбор оптимального варианта для каждого проекта — одна из задач геймдизайнера.

Создание непосредственно дизайна объектов требует соответствующих программ. Для примера, двухмерные арты можно нарисовать в Paint, Photoshop, а работа с 3D-графикой предполагает использование программ, вроде 3DS Max, Blender, Maya. Список конкретных программ меняется для каждого проекта. Так что постепенно геймдизайнер набирается опыта, взаимодействуя с разным софтом.

Как и где работает геймдизайнер

Для каждого направления в геймдизайне порядок работ может отличаться, но если брать общую картину, то начинается создание игры с придумывания концепта проекта. Он включает основные идеи насчет:

  • геймплея и базовых вариантов возможных механик;
  • графических решений, используемых в игре;
  • сюжета, лора и персонажей;
  • баланса, экономики игры.

После того, как самое интересное было придумано, геймдизайнер возвращается в реальность и задумывается о более приземленных вещах. Он должен продумать маркетинговую стратегию, которая поможет сделать проект успешным, привлечь инвесторов и, в конце концов, продать готовый продукт.

Собрав воедино концепт игры и маркетинговую стратегию, геймдизайнер готовит питч — презентацию игры, ищет источники финансирования. И если проект кого-то заинтересовал, то можно, наконец, приступать непосредственно к созданию игры.

Для этого геймдизайнер готовит дизайн-документы для программистов, сценаристов, художников и других членов команды, а потом отслеживает выполнение задач, постепенно развивая и улучшая игру по ходу создания.

Геймдизайнер: кто это такой? Обзор профессии

Сколько зарабатывает геймдизайнер в Москве и по России

Начинающий геймдизайнер-стажер без опыта может рассчитывать на зарплату около 35-40 тысяч рублей. Низкая оплата труда компенсируется возможностью работать над реальными проектами, набираться опыта.

Спустя 6-12 месяцев можно рассчитывать на повышение ЗП или смену места работы. Специалисты с опытом в геймдизайне 1-3 года получаются в среднем 70-100 тысяч рублей. В случае дальнейшего развития в сторону управления коллективом для создания игр, программирование или 3D-анимацию, зарплата вырастает до 250 тысяч рублей и выше.

Офисы разработчиков в основном располагаются в Москве и Санкт-Петербурге, а также в региональных центрах. Существенных различий в заработной плате нет, хотя для работы на крупные фирмы стоит, естественно, обращать внимание в первую очередь на столицу.

📌 Создайте прототип игры в жанре shooter на бесплатном курсе Создаём первую игру на Unity за 3 дня от Нетологии

Реклама. ООО «Нетология», ИНН 7726464125, erid: LdtCKCxkP

Востребованность и перспективы профессии геймдизайнер

Рынок услуг геймдизайнеров все еще считается молодым. С одной стороны, это хорошо тем, что конкуренция не так велика, многие компании готовы брать стажеров, чтобы самостоятельно их обучать всему необходимому. Так что даже неопытный геймдизайнер оказывается востребованным. Однако число вакансий на данный момент не так велико. Так что поиск подходящего рабочего места в России может занять время.Что касается перспектив профессии, то рынок компьютерных игр стабильно растет.

К 2030 году эксперты компании Newzoo, лидера среди аналитических агентств индустрии, предполагают его увеличение на 25%, по сравнению с текущим уровнем. Так что количество проектов и прибыль компаний от них будут только расти. Так что спрос на геймдизайнеров падать точно не будет.

Плюсы и минусы профессии геймдизайнер

Кто из геймеров не мечтает превратить любимое хобби в работу и доказать окружающим, что компьютерные игры — не просто развлечение? И это не единственный плюс профессии. Его можно дополнить:

  • Геймдизайнер много зарабатывает. Указанные выше доходы характерны для России. И они выше среднего. На мировом рынке заработная плата опытного геймдизайнера в разы выше. К тому же карьерный рост достаточно быстрый. Для повышения совсем не нужно десятилетиями корпеть на одном месте.
  • Есть возможность удаленной работы. Геймдев предполагает работу за компьютером. Так что геймдизайнер вполне может работать в родном городе на фирму из Москвы или зарубежную компанию. А результаты пересылать через интернет.
  • Работа творческая. Каждый проект уникален. Так что геймдизайнеру точно не станет скучно. Постоянный поток активности помогает расти как в профессиональном смысле, так и в личностном.
Геймдизайнер: кто это такой? Обзор профессии

Конечно, нет плюсов без минусов. Геймдизайн — это не только возвышенное творчество ради удовольствия игроков, но и простой труд по зарабатыванию денег. Поэтому много времени придется уделять достаточно скучным делам: отчетам, анализу, рабочим встречам и обсуждению технических деталей. Кроме того:

  • Геймдизайн — сидячая работа. 90% времени геймдизайнер либо проводит за компьютером, либо в кресле во время совещаний. А на физическую активность времени зачастую просто не остается.
  • Требуется много знать. Английский язык, математика и аналитика, программирование, маркетинг, десятки специализированных программ — толковому геймдизайнеру некогда скучать. Надо постоянно повышать свою квалификацию в самых разных областях, чтобы просто иметь возможность выполнять свою работу.
  • Надо общаться с людьми. Сидеть в одиночестве геймдизайнер не может. Ему постоянно приходится разговаривать с коллегами, инвесторами, представителями платформ по размещению игр и многими другими. Для интровертов это может стать настоящим испытанием на прочность.

При этом на первых порах доходность профессии геймдизайнера довольно низкая. Но преодолев все трудности и став геймдизайнером, можно найти очень интересную работу, которая каждый день будет дарить множество эмоций, а также обеспечит достойной зарплатой.

Где учат делать игры

В России вузов по специальности геймдизайна нет, максимум, на что можно рассчитывать — профессия программиста, как основа для бэкенд-разработки в геймдеве. Самообучение тоже поможет лишь отчасти, просто из-за многообразия возможностей в профессии. Стать геймдизайнером с нуля сложно. Поэтому вариантов на самом деле всего два:

  • Найти наставника

Идеальный вариант — познакомиться с геймдизайнером и обучиться у него. Это самый быстрый и эффективный способ войти в профессию, так как обучение будет включать только то, что действительно нужно на работе.

Также даже не имея опыта, можно откликаться на вакансии, смотреть тестовое и стараться его выполнить. Обладая базовой подготовкой, это реально. А уже на рабочем месте команда поможет обучиться всему необходимому уже в процессе работы.

  • Пройти курсы

Во всех крупных образовательных компаниях в сфере IT есть курсы по Game Design с нуля до PRO. Если брать русскоязычное пространство, то можно выбрать подходящее направление в Нетологии, Geek Brains, Skill Factory, Skillbox, XYZ School.

Основное преимущество такого выбора — системный подход к знаниям, кроме того, выпускники курсов уже имеют портфолио и им проще искать работу. Но само обучение длится до 16 месяцев и первый доход начинающий геймдизайнер получит нескоро.

Люди, знающие английский язык, также могут обратить внимание на курсы от ведущих вузов мира, например CS50 от Гарварда или Game Theory от Стэнфорда. Многие из них бесплатны или требуют оплаты только за диплом.

Геймдизайнер: кто это такой? Обзор профессии

Как и где искать работу после обучения

Первое, что надо сделать после обучения — набраться опыта. Крупные школы и наставники могут помочь с трудоустройством. А если их нет, то можно обратить внимание на несколько возможностей:

  • Соцсети и телеграм-каналы. Достаточно вбить в поиск по сообществам или каналам Game Dev и отобразится список групп, предлагающих вакансии в этой области. Там гораздо чаще появляются предложения для начинающих специалистов, чем на крупных площадках, вроде hh.ru.
  • Специализированные ресурсы. Можно рассмотреть биржи фриланса, например Kwork.ru. Та регулярно публикуются предложения по работе над мелкими проектами. Также не стоит забывать про сайты, вроде GameDev.ru, Talentsingames.com, Render.ru, которые специализируются на помощи специалистам игровой индустрии и IT в целом.
  • Сайты компаний. У каждого крупного разработчика есть сайт, на котором публикуются вакансии и требования к соискателям. Там также можно найти интересные предложения по работе.

Даже если на первых порах приходят отказы, стоит всегда интересоваться их причиной. Ответ рекрутера поможет найти недостатки в резюме и лучше подготовиться к следующим собеседованиям, переделать свое портфолио.

📌 Узнайте, как создавать игровые механики на бесплатном курсе Погружение в геймдизайн: как придумывать крутые игры от Skillbox

Реклама. ЧОУ ДПО «Образовательные технологии «Скилбокс (Коробка навыков)», ИНН 9704088880, erid: LdtCKQ4B1

FAQ: популярные вопросы о профессии

Что такое геймдизайн простыми словами?

Чтобы объяснить другим, что такое геймдизайн процесс создания игры, чтобы получить от нее прибыль. Или иначе, геймдизайнер — это тот человек, который руководит командой разработчиков. Для людей внутри профессии геймдизайн — это создание продукта, который сможет увлечь игрока геймплеем, механиками, ачивками и прочим.

С чего начать обучение на геймдизайнера?

Самое первое — начать играть. Без должного геймерского опыта стать геймдизайнером просто невозможно. Дальше стоит почитать, посмотреть информацию о том, как создаются игры, немного разобраться во «внутренней кухне». А уже потом, если этот процесс заинтересует не меньше самих игр, то можно искать курсы или информацию по конкретному направлению геймдизайна.

Что почитать о геймдизайне?

Лучший источник информации для будущего геймдизайнера — это издания, посвященные игровой индустрии и IT в целом. Среди русскоязычных можно выделить тот же Хабр, Gamedev.ru, Progamedev.net. Среди зарубежных порталов могут заинтересовать: Gamesindustry.biz, Gameref.art, Gameuidatabase.com. Что касается книг, то знакомство с геймдевом можно начать с:

Постепенно книги о геймдеве переводятся на русский язык. Но все новинки все еще придется читать исключительно на английском.

Геймдизайнер: кто это такой? Обзор профессии

Во что поиграть геймдизайнеру?

Тут совет только один — в то, что нравится. Не надо превращать знакомство с играми в пытку. Лучше найти свой любимый жанр, наиграть в нем несколько сотен часов, а потом попробовать другие. Если какой-то совсем не нравится, то всегда можно посмотреть прохождения у летс-плей блогеров или оценить игру, полагаясь на мнение признанных экспертов в индустрии.

Какие есть крутые геймдизайнеры в настоящее время?

Список значимых имен в игровой индустрии достаточно длинный. И все они связаны с легендарными, инновационными играми, многие из которых популярны до сих пор и превратились в культовые франшизы:

  • Джон Ромеро. Этот человек создал жанр шутеров, придумав Doom. А потом помог ему развиться.
  • Хидетака Миядзаки. Человек, ответственный за все страдания игроков в Dark souls, Bloodborne, Elden Ring.
  • Хидео Кодзима. Любитель сломать «четвертую стену» и действительно умеющий удивить игроков гений, придумавший серию Metal Gear, CyberPunk 2077.
  • Синдзи Миками. Уже третий японец в списке, придумавший Devil May Cry, Dino Crysis, а также полностью преобразивший хоррор жанр своей Resident Evil.
  • Сид Мейер. Плодовитый геймдизайнер, еще в 1991 году придумавший первую Civilization.

И это только верхушка айсберга. Стоит вспомнить того же Майкла Морхейма, создателя World of Warcraft, Тима Суинни, написавшего Unreal Engine, Тима Шефера, известного по легендарной The Monkey Island.

Заключение

Конечно, сейчас в России геймдев переживает не лучшие времена. Но это не значит, что зарабатывать на играх перестали. Геймдизайнеры продолжают работать, создавать новые проекты и развиваться. Так что это отличное время, чтобы реализовать что-то новое.

Подборка топовых курсов для тех, кто хочет хочет стать профи в геймдизайне 👉 Обучение на геймдизайнера — 30+ хороших GameDev курсов

Реклама: ЧОУ ДПО «Образовательные технологии «Скилбокс (Коробка навыков)», ООО «Нетология», ООО «ИКС ВАЙ ЗЕТ НЕТВОРК»

Начать дискуссию