Вызов принят: как 1% от ЦБ повлиял на рынок интернет-эквайринга

С 15 апреля Банк России ввел ограничение в 1% на ставку интернет-эквайринга по следующим товарным категориям: продукты питания, лекарства и медицинские товары, одежда, товары повседневного спроса, бытовая техника, электроника и средства связи при сумме покупки до 20 тысяч рублей.

Инициатива ЦБ РФ на рынке была воспринята по-разному: одни заявляли, что онлайн-продажи только растут, рынок на подъеме, а значит у сервисов интернет-эквайринга дела идут хорошо. Сами сервисы, в свою очередь, говорили о том, что рост продаж в онлайне сам по себе не приведет к росту выручки, так как MCC, попадающие под постановление ЦБ РФ, по сути являются движущим ядром рынка — теми немногими отраслями, в которых сохранился устойчивый спрос потребления. И искусственное ограничение ставки, наоборот, негативно скажется на выручке таких сервисов.

Давайте посмотрим на то, как менялись показатели оборота и выручки CloudPayments в течение апреля до и после инициативы Банка России.

Динамика CloudPayments
Динамика CloudPayments

До 15 апреля оборот и выручка росли пропорционально, о чем свидетельствует линия тренда. Такой рост обусловлен активным потреблением людей в онлайне на фоне самоизоляции.

После вступления в действие стимулирующих мер ЦБ РФ оборот, ожидаемо, продолжал расти, а вот выручка моментально стала падать. И тезис о том, что сам по себе рост оборота гарантирует сохранение прибыльности бизнеса, не выдерживает критики. Как и предсказывали наши аналитики, эти изменения без промедлений оказали свое негативное влияние на выручку. По сути дела, с точки зрения экономической целесообразности, сервисам интернет-эквайринга стало невыгодно работать с товарными категориями, попадающими под 1%, так как себестоимость оказания услуги стала выше, чем выручка по ней.

Однако в условиях высокой конкуренции, очевидно, что провайдеры услуги интернет-эквайринга не могли себе позволить такой шаг, так как потребители услуги незамедлительно бы ушли к конкурентам.

В этой связи стоит признать, что инициатива ЦБ РФ, безусловно, положительно сказавшаяся на росте активности на рынке, по сути была реализована «за счет» сервисов интернет-эквайринга, таких как мы. Только, если одни стали вводить дополнительные комиссии за предоставляемые услуги, то мы предложили рынку «чистый» 1% с сохранением всей сервисной линейки.

Теперь рассмотрим структуру оборота в разрезе MCC, попадающих под постановление ЦБ РФ и, соответственно, не попадающих под него.

Динамика CloudPayments
Динамика CloudPayments

МСС с «льготной» ставкой в 1 % ожидаемо начали вытеснять другие категории товаров в структуре оборота после 15 апреля, что в очередной раз подтверждает тезис о том, что стимулирующая мера ЦБ РФ оказалась эффективной, продавцы товаров первой необходимости стали активно идти в онлайн, а спрос со стороны населения на эти товары рос.

Однако, хочется отметить, что снижение активности потребления других товарных групп, за исключением небольшого числа (рассмотрим их далее), привело к невозможности компенсировать потери выручки сервисов интернет-эквайринга по товарным категориям, в отношении которых было введено ограничение в 1%. В связи с чем, можно сделать вывод о том, что общий рост оборота онлайн-продаж, скорее увеличивал расходы на предоставление услуг интернет-эквайринга, чем выручку по ним.

Третий чарт демонстрирует динамику изменения доли товарных категорий в структуре объема оборота за периоды 1-15 апреля и 16-30 апреля 2020 года («до» и «после» введения мер ЦБ РФ).

Доля CloudPayments
Доля CloudPayments

За 100% взят самый высокий показатель оборота среди всех товарных групп за весь апрель — в данном случае это оборот по категории онлайн-образование.

Из левой части диаграммы, видно, что все товарные категории, перечисленные в постановлении ЦБ РФ, продемонстрировали рост во второй половине апреля (после введения ограничения ставки на услугу интернет-эквайринга).

Из правой же части диаграммы видно, что среди MCC, не попадающих под «льготную» ставку, рост наблюдался только в трех товарных категориях: онлайн-образование, онлайн-торговля цветами и благотворительность (для целей демонстрации динамики изменения доли товарных категорий в структуре объема оборота по «прочим MCC» были взяты не все товарные категории, так как доля по остальным из них меньше представленных).

Данные диаграммы говорят нам о том, что эти три товарные категории стали, по сути, единственными драйверами для компенсации потери в выручке по MCC, попадающим по ставке в 1%.

Однако, на наш взгляд, в обозримой перспективе (с учетом введения мер по снятию режима самоизоляции) доля категории онлайн-образование начнет снижаться, в том числе по причине «насыщения» спроса по данной товарной категории. Ожидаем, что это случится до 30 сентября (дата окончания действия мер по введению ограничения ЦБ РФ в 1% на интернет-эквайринг), и тогда ситуация с выручкой может ухудшиться. Надежда исключительно на оживление рынка после снятия самоизоляции и возвращения «прочих MCC» к докризисным показателям.

33 показа
4K4K открытий
84 комментария

Я как то разговаривал с одним лотком по продаже сигарет: наценка 8%: 5% отдай за аренду, 3 за экваринг, и что останется?! Поэтому все за наличку.

Реально хочется узнать стоимость перевода 1000₽, 500₽, и 100₽.

Что то мне как покупателю реально плевать на вашу выручку, при том, что во всем мире ( судя по комментариям) цена данной услуги была ниже 1%.

А как предпринимателю мне отлично: снижаются издержки.

Поэтому ваша выручка, это ваши проблемы, а всем остальным только польза.

Ответить

Я тоже раньше так считал: проблемы предпринимателей - не мои проблемы.
Казалось бы 1% о чем вообще речь? Но за 20 лет вот так по 1% отжали у бизнеса всю маржу и вывели его на грань окупаемости. Это привело к укрупнению компаний, что автоматически ведет к монополизации. Монополия - всегда плохо для потребителя. В российском варианте монополии все оказались провластными.
Как пример провластной монополии (или почти монополии) и почему это плохо для потребителя: московские власти купили компанию, которая занимает треть на рынке по производству медицинских масок; сейчас есть обязательное требование носить маски и штраф за невыполнение этого требования. Т.е. при любом раскладе бенифициар в плюсе. А население при любом раскладе в минусе.

Ответить

Я сам лично продавал шины. Минимальный эквайринг для интернет-магазина который мне удавалось найти тогда составлял 3,2% ... при продаже  комплекта шин за условные 30,000₽ ... только на эквайринг уходило бы около 1000₽ !!! Это была вся моя чистая прибыль. А очень часто эта сумма была больше моей даже выручки. Поэтому от идеи подключить онлайн или оффлайн Платеж ... пришлось отказаться , да и в целом бросить этот вид бизнеса. Бизнес крупных ребят. Если там нет маржи 20% — делать там нечего. 

Ответить

Чтобы заплатить за эквайринг 3 процента и уйти в ноль, нужно сделать наценку далеко не в 3 процента, а больше. Так что товарищ уходит в минус, если так считает.

Ответить

Типа пожалейте вас? Не пожалеем.
Это совсем не про "бизнесмен должен страдать", а про то, что сервисы такие не добавляют особо велью никому, но при этом реально дерут драконовские проценты не пойми на что. Там даже объем разработки со средним объемом в большом IT не сравним.
Такие вот "сервисы" хотят забирать 3% (3%, йопт, при том, что зачастую как раз в нише товаров "до 20К в принципе наценка может 5-10% составлять), при этом никогда не ставят кепку сверху (из-за чего мне при покупке автомобиля приходится с кучей нала по городу таскаться).

Другой вопрос - почему 1% только на покупки до 20 000? По идее нужно делать адекватнее: 1% до 20 000, 0.5% до 500 000, например, и 0.1% для покупок от 500 000. И всем хорошо. Но да, там еще возникают вопросы к самой визе/мастеркард. Но эти образования у меня вообще давно вызывают непонимание - при таком рынке и таких комиссиях на околонулевые издержки, они уже, кажется, мир должны были поработить.

Ответить

нетрудно найти карту где с покупки на лям дадут 5% каши

Ответить

эквайринг в наше время такая же социально необходимая услуга/товар, как и условное молоко.

если предположить что
1. visa/mastercard это завод выпускающий молоко
2. банки-платежные системы это логистика, дистрибуция и розница (оптовики-магазины),
то при себестоимость 0,25% конечная комиссия для физика 2% = 700% наценки,

это как если бы 1 литр молока, себестоимость которого 25 рублей продавали по 200 рублей за 1 литр, но нет - оно стоит 60-100 рублей.

Посему и всей цепочки банков-платежных систем пора научится работать на нормальной (0,6-1%), а не сверх-марже, рынок только здоровее станет.

Ответить