Как писать венчурным фондам и получать ответы

Как писать венчурным фондам и получать ответы

В корпоративном мире электронная почта является одним из самых популярных каналов общения. Ежедневно в мире отправляется 300 миллиардов писем на электронную почту. Имейлы пишут, чтобы податься на вакансию, чтобы привлечь нового клиента, пожаловаться на сервис или просто узнать нужную информацию. А также их пишут венчурным инвесторам, чтобы рассказать о своем стартапе и обсудить возможность получения инвестиции от инвестора.

Последние 2 года я работаю в сфере венчурных инвестиций и получаю сотни имейлов от фаундеров стартапов, инвесторов и коллег каждый месяц. За последние полтора года работы в Genesis Investments, через мой почтовый ящик прошло больше 6,000 писем и далеко не все из них конвертировались в дальнейшее общение.

В этой заметке я расскажу про 4 самых распространенных ошибок в имейлах потенциальным инвесторам и расскажу, как увеличить свои шансы на получение ответа.

Ошибка № 1: письмо не персонализировано под получателя.

Добрый день, дорогой инвестор!

Меня зовут Остап Бендер и я делаю стартап в сфере онлайн-обучения. Неделю назад мы начали фандрейзить и ищем надежного инвестора в этот раунд. Мы верим, что именно вы идеально подходите на его роль! Предлагаю назначить звонок и обсудить инвестиционную возможность более детально. Также прикрепляю презентацию проекта для более детального ознакомления.

Комментарий: главной ошибкой такого письма является то, что автор не обращается к инвестору по имени, а потом пишет, что инвестор идеальный для его стартапа. Зачастую это значит, что человек отправил такое же письмо и десяти другим фондам и всем рассказал, что они все «идеально подходят» на роль инвестора. Несмотря на то, что каждый инвестор и так знает, что он не единственный в мире желающий инвестировать в ваш стартап, личный подход нужен хотя бы потому что инвестор тоже человек. А людям приятно видеть или слышать свое имя и понимать, что автор письма хотя бы не поленился узнать, как зовут получателя.

Рекомендация: во-первых, уточните имя получателя и обращайтесь к человеку именно так, как его имя указано на сайте фонда или в социальных сетях. Если человек везде называет себя Александром, то не стоит писать ему «привет, Саша!» при первом контакте. Во-вторых, если вы решили сказать инвестору, что он «идеально подходит», то стоит указать причины, почему вы так считаете. Например, сказав: «Мы верим, что именно вы идеально подходите на его роль, так как вы инвестируете в стартапы в сфере онлайн обучения и имеете опыт в масштабировании В2С продуктов». В таком случае выбор получателя будет выглядеть обоснованным, а фраза "именно вы идеально подходите на его роль [идеального инвестора]" не будет казаться попыткой просто угодить читателю.

Ошибка № 2: человек в письме много извиняется.

Добрый день, Елена!

Прошу прощения за беспокойство. Решил к вам обратиться и рассказать больше про свой стартап в сфере онлайн-обучения. Мы сейчас поднимаем раунд финансирования и ищем инвестора в раунд. Поэтому решили написать вам. Надеюсь, вы сможете выделить немного времени на то, чтобы посмотреть нашу скромную презентацию и дать хотя бы минимальный фидбек. Еще раз прошу прощения за то, что занял ваше время и хочу поблагодарить за то, что дочитали письмо до конца.


Комментарий: излишние извинения могут понизить ваши шансы на ответ от инвестора и могут поставить получателя в неудобное положение. Во-первых, таким письмом вы как будто показываете, что инвестор — это царь, а вы его слуга. Но на самом деле и вам, и инвестору гораздо приятнее находиться в партнерских отношениях со стартапом и вести дружественную коммуникацию. Во-вторых, начало такого письма может считываться как «я знаю, что вас побеспокою, но все равно решил написать». Это скорее всего не испортит впечатление про вас, но может как минимум ввести читателя в замешательство. И напоследок, читая такое письмо, получатель может почувствовать неуверенность со стороны основателя компании и предварительно усомниться в его шансах добиться успеха. Особенно если стартап работает с В2В клиентами.

Рекомендация: старайтесь писать в уверенном и дружественном тоне. Не бойтесь лишний раз написать инвестору, даже если вы с ним/ней не знакомы, и напомнить о себе. Работа венчурного инвестора — искать стартапы для инвестиций. Ваша работа — искать деньги на развитие своего проекта. На рынке венчурных инвестиций стартап и фонд находятся в одной лодке: если стартап не найдет деньги, ему будет плохо, ну и если инвестор не инвестирует в стартап, он будет без работы.

Ошибка № 3: длинное и абстрактное письмо без четкой цели.

Добрый день, Елена!

Меня зовут Остап Бендер и я делаю стартап. Нам нужна ваша консультация или фидбек. Но сначала немного предистории.

Я родился в Киеве в 1984 году в семье инженера-ракетостроителя и врача-педиатра. Еще 10 предложений про детство и школьные годы…

…Еще 10 предложений про первые попытки сделать стартап…

В предыдущем стартапе мы заметили большую проблему, связанную с […], и решили ее исправить. Мы провели много опросов среди потенциальных клиентов и засомневались, надо ли это кому-то. Но потом с нами случился интересный случай.

…Рассказ про случай…

Эта история показала нам, что […]. А значит, проект надо запускать.

Сейчас мы задумались про то, чтобы начать фандрейзинг, но пока не определились с суммой и дальнейшей стратегией. В данный момент мы думаем над тем, чтобы выходить только на локальный рынок, но нам нужен ваш совет.

Комментарий: такие имейлы обычно длинные и редко дочитываются до конца. Из них сложно понять, что хочет автор: получить инвестиции, получить совет по стратегии или рассказать про свой жизненный путь. К сожалению, на такие письма редко хочется отвечать, так как читатель буквально не знает, что ему на это ответить, кроме «так чем я все-таки могу вам помочь, Остап?».

Рекомендация: если вы пишете имейл инвестору, то старайтесь быть максимально лаконичным и побуждать читателя к конкретному действию. Представьте себя и свой стартап, опишите одним предложением, какую проблему он решает, расскажите, на какой стадии находится проект, и в конце скажите, с какой целью вы написали. К этому письму прикрепите презентацию на 10-15 слайдов или one-pager и предложите созвониться для более подробного разговора. Идеально — если ваш имейл будет на 5-7 коротких предложений, из которых понятно, что делать дальше: назначить звонок, запросить больше данных, или сразу же сообщить стартапу, что он не совпадает с инвестиционным фокусом фонда.

Ошибка № 4: письмо с прикрепленной презентацией и без короткого интро.

В этом пункте примеры будут лишними, так как трудно привести пример письма без текста.

Комментарий: такие имейлы могут быть проигнорированы по нескольким причинам. Во-первых, много людей из корпоративного мира слышали про фишинг и спуфинг, а также про то, как открытие прикрепленного документа, полученного от незнакомого человека, помогало взламывать компьютер и воровать секретную информацию. Поэтому некоторые получатели могут либо удалить такое письмо, либо же занести его в спам. Во-вторых, читатель может не понять, что вы от него хотите и просто проигнорировать имейл.

Рекомендация: всегда пишите короткое интро к вложению, если это ваш первый контакт с инвестиционным фондом. Пяти-семи предложений про вас, ваш стартап и цель письма будет достаточно.

33
1 комментарий

Елена. Меня зовут Николай.
Я создаю стартап.
Я хочу чтобы ваша компания стала моим инвестором.
Цель инвестиций, создание mvp дистанционно управляемого, по средством сети Интернет, роботизированого клона оператора.
Потенциальные клиенты: замена солдат на поле боя, работа в зонах опасных для жизни, личный "аватар".
Первоначальный размер инвестиций от 10 млн рублей.
Опыт работы в электронно-технологической сфере 14 лет.
Спасибо.

Ответить